Слайд 1
СЕРТИФИКАЦИЯ И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ПРОИЗВОДСТВА И ЭКСПЛУАТАЦИИ Т и
ТТМО
Секция Эксплуатации и сервиса ДСМ
Доцент, к.т.н. Сабуренков С.Е.
Слайд 2Система сертификации услуг технического сервиса продукции строительного и дорожного машиностроения
Система
добровольной
сертификации
Слайд 3По правилам Системы сертификации ГОСТ Р может проводиться также добровольная
сертификация услуг по ТО и Р продукции СДМ
Сертификацию проводят аккредитованные
органы по СФ услуг.
Перечень услуг, подлежащих добровольной сертификации , разрабатывается на основе Закона РФ « О защите прав потребителей» Центральным органом Системы и утверждается Росаккредитацией РФ
Слайд 4При сертификации проверяются характеристики (показатели) услуг, условий обслуживания и используются
методы испытаний (проверок), позволяющие:
провести идентификацию услуги, в том числе
проверить ее принадлежность к классификационной группировке, соответствие техническим документам и функциональному назначению;
полно и достоверно подтвердить соответствие услуги требованиям, направленным на обеспечение ее безопасности для жизни, здоровья и имущества граждан, окружающей среды.
Слайд 5Общероссийский классификатор услуг по ТО и Р машин и оборудования
Слайд 8С 1 января 2017 года вступила в силу новая редакция
классификатора, а именно: ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР ПРОДУКЦИИ ПО ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ОКПД2).
Одновременно утрачивает силу Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН)
Слайд 9Система распространяется на услуги (работы) по ТО и Р машин
и оборудования, а также ряд прочих услуг, охватывающих работы по
оборудованию газобаллонных автомобилей, установке дополнительного оборудования, предпродажной подготовке и др.
Слайд 10Общероссийский классификатор продукции по видам
экономической деятельности
Слайд 15СЕРТИФИКАЦИЯ УСЛУГ (РАБОТ) ПО ТО И Р МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНА НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
безопасности дорожного движения и работы дорожно-строительных машин на
объектах;
экологической безопасности на автомобильных дорогах, а также в местах стоянок и использования транспортных средств и машин;
Слайд 16Сохранности подвижного состава, груза и машин. С момента вступления в
силу Федерального закона «О техническом регулировании» сертификация услуг по ТО
и Р осуществляется на добровольной основе.
Сертификацию проводят аккредитованные органы по сертификации услуг.
Система является открытой для участия в ней предприятий и организаций разных форм собственности, граждан-предпринимателей и иных лиц.
Слайд 17Система предусматривает свободный доступ исполнителям и потребителям услуг, общественным организациям,
органам по сертификации, аккредитованным испытательным лабораториям, а также всем другим
заинтересованным предприятиям, организациям и отдельным лицам к информации о деятельности в системе, ее правилах, участниках, результатах аккредитации и сертификации и т.д.
Слайд 18В Системе сертификации услуг по ТО и Р продукции СДМ
машиностроения используются следующие термины и определения:
Услуга по техническому обслуживанию и
ремонту продукции СДМ –
комплекс работ, проводимых исполнителем по удовлетворению потребности потребителя в техническом обслуживании и ремонте принадлежащей ему продукции СДМ.
Идентификация услуги –
процедура, посредством которой устанавливают соответствие представленной на СФ услуги требованиям, представленным к данному виду услуг нормативной и технологической документацией.
Слайд 19Основные термины и определения (продолжение)
Нормативные документы –
международные стандарты, межгосударственные
и государственные стандарты, санитарные и другие нормы и правила, а
также документы на конкретные виды услуг, утвержденные органами государственного управления.
Потребитель услуги –
предприятие, организация, учреждение или гражданин, использующие, приобретающие, заказывающие, либо имеющие намерение воспользоваться услугами по ТО и Р продукции СДМ.
Исполнитель услуги –
предприятие, организация, учреждение или гражданин-предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги по ТО и Р продукции СДМ.
Слайд 20
Функции органа по сертификации услуг
1. Идентификация услуги;
2. Сертификация
услуги, выдача сертификатов и лицензий на применение знака соответствия;
3. Осуществление
оценки процесса оказания услуги или системы качества, испытания (проверка) результата услуги;
4. Осуществление инспекционного контроля за сертифицированными услугами;
5. Приостановка либо отмена действия выданных им сертификатов;
6. Представление заявителю по его требованию необходимой информации в пределах своей компетенции.
Слайд 21
Схемы, применяемые при добровольной сертификации услуг по ТО и
Р машин
Слайд 22
Расшифровка схем
схема 1 - оценка мастерства исполнителя работ и
услуг и контроль его при инспекционном контроле;
оценивается:
наличие и уровень
профессиональной подготовки и квалификации персонала, в том числе теоретические знания, практические навыки и умения, применитель-но к оказанию конкретных услуг;
знание персоналом нормативных и технических документов на оказываемые услуги (выполняемые работы).
Слайд 23
Расшифровка схем
схема 2 - оценка процесса оказания услуг (выполнения
работ), проверка (испытания) результатов услуг (работ) и контроль процесса оказания
услуг (выполнения работ) при инспекционном контроле
проверяется:
наличие и соблюдение требований к нормативным и техническим документам;
оснащение оборудованием, инструментом, средствами измерений (испытаний, контроля), веществами, материалами, помещениями и др., а также их соответствие установленным требованиям;
безопасность и стабильность процесса оказания услуг (выполнения работ);
профессиональную подготовку и компетентность исполнителей услуг (работ).
Слайд 24
Расшифровка схем
схема 3 - анализируется состояние производства, в том
числе при инспекционном контроле, проверяются (испытываются) результаты услуг (работ). Схему
3 применяют для анализа состояния производства, проверяют результаты услуг (работ).
Слайд 25
Расшифровка схем
схема 4 - оценивается в целом организация (пред-приятие)
- исполнителя услуг (работ) на соответствие требованиям нормативных и технических
документов.
оценивается:
наличие и функционирование системы обеспечения качества оказываемых услуг (выполняемых работ);
организационное, правовое, программное, методическое, информационное, материальное, метрологическое и другое обеспечение;
состояние материально-технической базы заявителя, в том числе оснащение оборудованием, инструментами, средствами измерений (испытаний, контроля), веществами, материалами, помещениями и др.;
Слайд 26
Расшифровка схем
схема 4 (продолжение)
оценивается:
стабильность функционирования систем технического обеспечения и
обслуживания;
условия обслуживания потребителей услуг;
наличие и соблюдение требований нормативных и технических
документов на процессы оказания услуг (выполнения работ);
безопасность и стабильность процесса оказания услуг (выполнения работ);
профессиональную подготовку и компетентность исполнителей услуг (работ).
Слайд 27
ОЦЕНКА СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА
проверяется:
1- политика в области качества;
2- руководство по
качеству;
3- соответствие элементов системы качества установленным требованиям;
4- соответствие элементов системы
качества с точки зрения достижения целей, установленных в областях качества.
Слайд 28ОЦЕНКА ПРОЦЕССА ОКАЗАНИЯ УСЛУГИ
Осуществляется двумя способами:
1- проверка технологического процесса,
мастерства исполнителя, условий обслуживания;
2- оценка системы качества.
Слайд 29Нормативные документы для сертификации услуг
1- требования по безопасности для:
жизни, здоровья граждан;
окружающей среды;
2- требования к методам проверки (контроля,
испытаний) услуг;
3- требования к технологическим процессам исполнения услуг;
4- требования к мастерству исполнителя услуг.
Слайд 30Порядок сертификации услуг
1- подача заявки на сертификацию;
2- принятие решения по
заявке (срок рассмотрения 1
месяц);
3- выбор схемы сертификации;
4- проведение испытаний (проверки) услуги и (или) оценки процесса оказания услуги, мастерства исполнителя, аттестации предприятия, сертификации систем качества;
5- анализ полученных результатов и принятие решения о возможности выдачи сертификата соответствия;
Слайд 31Порядок сертификации услуг
6- выдача сертификата и лицензии на применение знака
соответствия;
7- инспекционный контроль за сертифицированной услугой (в соответствии со схемой
сертификации);
8- информирование о результатах сертификации.
Слайд 32СРОК РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВКИ И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О ПРОВЕДЕНИИ (ЛИБО ОТКАЗА
В ПРОВЕДЕНИИ) РАБОТ ПО ДОБРОВОЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ УСЛУГ (РАБОТ) СОСТАВЛЯЕТ НЕ
БОЛЕЕ 15 КАЛЕНДАРНЫХ ДНЕЙ ПОСЛЕ ЕЕ ПОЛУЧЕНИЯ.
Слайд 33ИСПЫТАНИЯ РЕЗУЛЬТАТА УСЛУГИ
При проведении испытаний (проверки) осуществляется:
выборочная проверка отремонтированных
изделий на требование безопасности;
оформление заключений по протоколам испытаний (проверок).
Слайд 34ИНСПЕКЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ
предусматривает:
1- анализ информации о сертифицированной услуги;
2- организацию комиссий для
проведения инспекционного контроля;
3- проведение проверки;
4- оформление результатов проверки и принятие
решений.
Периодичность не реже одного раза в год
Слайд 35РЕЗУЛЬТАТЫ
ИНСПЕКЦИОННОГО КОНТРОЛЯ
отмена или приостановка действия сертификата или права применения знака
соответствия в случае несоот-ветствия услуги требованиям нормативной документации, контролируемых при
сертификации, а также в случаях:
1- изменения нормативного документа на услугу;
2- изменения технологического процесса оказания услуги;
3- изменения методов контроля, испытаний (проверок), системы обеспечения качества, если указанные изменения могут вызвать несоответствие услуги и условий обслуживания требованиям, контролируемым при СФ .
Слайд 36Инспекционный контроль может быть плановым и внеплановым
Внеплановый инспекционный контроль проводится
в следующих случаях:
- поступления информации о претензиях к качеству сертифицированных
услуг от потребителей, органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью услуг, общественных объединений потребителей;
- при получении информации компетентных органов по результатам расследования причин различных аварий и прочих инцидентов, а также по результатам проведения государственных технических осмотров;
-
Слайд 37- при обращении заявителя с просьбой о проведении инспекционного контроля
по причине изменений в его деятельности, связанных с сертификационными требованиями
и условиями действия сертификата соответствия.
Слайд 38ОРГАН ПО СЕРТИФИКАЦИИ МОЖЕТ ПРИОСТАНОВИТЬ ИЛИ АННУЛИРОВАТЬ ДЕЙСТВИЕ СЕРТИФИКАТА СООТВЕТСТВИЯ
ИЛИ ПРИОСТАНОВИТЬ ПРАВО ПРИМЕНЯТЬ ЗНАК СООТВЕТСТВИЯ В СЛЕДУЮЩИХ СЛУЧАЯХ:
Если недостатки
невозможно устранить в разумно установленные сроки;
Корректирующие мероприятия не выполнены или не дали результата в установленный решением о приостановлении действия сертификата соответствия срок;
В случае отказа от оплаты работ по проведению инспекционного контроля