Слайд 1Шестнадцатифакторный личностный опросник Кеттелла (16 PF)
лекция
Слайд 2Сведения об авторе
Р. Кеттелл (R. В. Cattell; 1905-1998) - американский
психолог, профессор Иллинойского университета, а также университетов Стенли Холла и
Кларка.
Считается основоположником тестологического движения, разработал систему тестов, направленных на изучение широкого круга психических функций (сенсорных, перцептивных, интеллектуальных и др.). Является автором теста-опросника 16 PF.
Слайд 4История создания опросника
Р. Кеттелл исходил из представления о многофакторной структуре
личности и отмечал необходимость исследования всех свойств личности, которые обуславливают
поведение. Наименование и определение этих свойств вытекает из применения математико-статистических приемов и результатов факторного анализа. Поэтому Р. Кеттелл говорил о факторах личности.
Первые версии опросника появились в 1949 году, в последующие годы они были переработаны на основании факторного анализа и анализа вопросов. В процессе усовершенствования шкал также уточнялись отдельные факторы и их психологическое понимание.
Слайд 5Стремясь постичь личность в ее широте Кеттелл собрал большое количество
личностных свойств.
Он сравнивал их между собой, исключая и соединяя, в
результате чего с помощью факторного анализа получил 15 личностных факторов, к которым добавил 16-й - фактор интеллекта.
Слайд 6Р. Кеттелл считал, что созданные им личностные свойства отражают всю
структуру личности.
Он относил себя к сторонникам многофакторной теории личности.
Слайд 7Краткая характеристика опросника
Факторы личности автор разделяет на факторы 1-го и
2-го порядка. Биполярность (двухполюсность) фактора относительная; она не имеет какого-либо
положительного или отрицательного нравственного или патологического значения, отсутствует между полюсами область неопределенных и нулевых значений.
Факторам присваивается два вида названий: технические и бытовые.
Технические названия предназначены для специалистов и связаны с научно установленным значением фактора.
Бытовые названия являются описательными и общедоступными определениями. Предназначены для общения психодиагноста с заказчиком.
Слайд 8Компьютеризация
Одна из первых попыток полной компьютеризации и психометрической адаптации шестнадцатифакторного
опросника Кеттелла была осуществлена
А. Г. Шмелевым и В. И.
Похилько.
Слайд 9Опросник имеет три формы А, В и С.
Формы А и
В содержат по 187 вопросов каждая, форма С - 105
вопросов.
На вопросы можно отвечать тремя способами (согласен, не согласен, промежуточный ответ).
К каждому фактору относится неодинаковое количество вопросов.
Ответы отмечаются в бланке для ответов.
Опросник обширный, занимает много времени и требует внимательного подхода со стороны испытуемых.
Возможно индивидуальное и групповое предъявление этой методики.
Слайд 10Оценка результатов:
полученные результаты по каждому фактору переводятся в производные показатели
(стены) с помощью таблицы. Система стенов устанавливает связь между результатом
испытуемого и результатами, полученными у других людей в определенной популяции.
Слайд 11Возможности методики
Методика предназначена для измерения 16 факторов личности и является
реализацией подхода к ее исследованию на основе черт. Р. Кеттеллом
и его сотрудниками помимо двух основных форм опросника разработаны эквивалентные формы для лиц с разным образовательным уровнем; имеются варианты опросника для детей и подростков. Существует специальное "патологическое" дополнение к опроснику, которое состоит из 12 клинических факторов - шкал. Возможно групповое обследование. Опросник нашел достаточно широкое распространение в отечественных психодиагностических исследованиях.
Слайд 12Мотивирование испытуемых (Глуханюк Н.С. Практикум по психодиагностике.)
Наименьшее число искажений
возникает в том случае, если испытуемый имеет личную заинтересованность в
результатах эксперимента, но не усматривает в информации, которую ожидает получить от психолога, нечто определяющее его жизнь в широком масштабе. Такой подходящий уровень мотивации бывает тогда, когда у испытуемого есть желание расширить знание о самом себе, испытать себя, проверить. Хорошим способом мотивирования является обещание рассказать после обработки экспериментальных данных о результатах, дать небольшой комментарий, если потребуется.
Слайд 13Принудительное участие в эксперименте может сказаться на том, что данные
его будут неточны.
Если есть предположения о низкой мотивации испытуемых, то
надо применять приемы, повышающие мотивацию, например вводить соревновательный момент, повышать эстетическое оформление всей экспериментальной ситуации (обстановки, аппаратуры, стимульного материала и т. д.).
Очень высокая мотивация, заинтересованность в "хороших" результатах часто встречается при профотборе. Ее влияние может быть столь велико, что изменит всю "картину" целиком, а корректировочные шкалы и приемы будут малоэффективны.
Слайд 14Коэффициент надежности шкал определенный путем расщепле-ния 0,79-0,91.
Коэффициент надежности ре-тестовой через
двух недельный промежуток 0,36-0,73.
Слайд 15Обработка результатов по Глуханюк Н.С.
Слайд 16Шаг 1. С помощью ключа подсчитайте количество сырых баллов и
занесите в лист ответов
Слайд 17Используя таблицу, сырые баллы переведите в стены.
Стены - это нормированные
баллы, позволяющие сравнивать между собой факторы с различным качеством заданий.
Перевод сырых баллов в стены - это представление результатов в виде единой 10-балльной шкалы. - I
Слайд 18Далее с помощью следующих формул производите подсчет вторичных факторов:
(7L
-
I
4
Слайд 19Уровни выраженности фактора:
1 – 2 стена – низкий уровень;
3-4 стена
– уровень ниже среднего;
5-6 стенов – средний уровень;
7-8 стенов –
уровень выше среднего;
9-10 стенов – высокий уровень.
Слайд 20Шаг 2. Определите достоверность полученных результатов по шкале Md.
1-4
стена – результаты методики считаются достоверными;
4-10 стенов – результаты методики
считаются недостоверными.
Ответы респондентов, получивших 5 стенов и более по шкале Md, являются неискренними и не подлежат дальнейшей интерпретации.
Слайд 21Шаг 3. Начертите профиль личности
Слайд 22Шаг 4. Проведите интерпретацию результатов.