Слайд 1«Школьная лига Роснано»
Лектор Заиченко Наталья Алексеевна
Профессор НИУ ВШЭ
Zanat@hse.ru
2018
РАЗГОВОР ВТОРОЙ.
ЛОВУШКИ РАЗВИТИЯ: институты как они есть
Слайд 3Основные черты институтов
существуют в деятельности и через деятельность людей и
регулируют их поведение
обеспечивают свободу и безопасность действий индивида в
определенных институциональных рамках : рамка №1 -ты свободен в действиях и тебя не накажет закон, рамка№2 - свобода в действиях и не накажет общественное мнение
обеспечивают предсказуемость результатов определенной совокупности действий
наследуются , благодаря обучению или передаче опыта..
Слайд 4Как институты взаимодействуют
друг с другом ?
1. НЕ ПРОТИВОРЕЧАТ
друг другу и даже УСИЛИВАЮТ (не укради..не убий…не желай дома
ближнего… не произноси ложного свидетельства..)
2. КОНФЛИКТУЮТ друг с другом (информация , как донос; кровная месть; подарки-чаевые; кража невест; «отношения» с ГБДД.…)
3. ПРОДОЛЖАЮТ друг друга: обычай является источником закона (чаевые…; арбитраж..; наследственное право) или традиция поддерживает формальный институт ( Новый год, день рожднния, 1 сентября …)
Слайд 5Что блокирует изменения?
Удержание страны ( организации) в определенной траектории….
как проблема
зависимости от предшествующей траектории развития
Слайд 6Ангус Мэдисон свел данные за 200 лет по показателям :
ВВП; количество населения; уровень ВВП на душу населения
Слайд 7Национальная идентичность и КОЛЕЯ
формируется из ценностных установок
общества
со временем «лицо нации» может изменяться
ценностные установки устойчивы, в то
время как поведенческие установки смещаются. Существует несколько гипотез, касающихся социокультурных кодов в экономике:
Ценности определяют один набор поведенческих установок и исключают другие
Изменение социальных установок ведет к экономическим изменениям
Установки влияют на конкурентные преимущества и специализацию стран
опыт новых инновационных азиатских стран показывает, что мощные институты социализации (тюрьма, армия и университет) помогают ускорить изменение поведенческих стереотипов.
Слайд 8Социокультурные характеристики
по методике Хофстеде:
портрет нации
путем выявления культурных установок
Слайд 9Социокультурные характеристики
по методике Инглхарта
В отличие от формальных институтов,
где принуждение к его исполнению осуществляется специализированным гарантом, в роли
гаранта правила неформального института может выступать любой индивид, полагающий, что рассматриваемое правило должно выполняться. Человеком руководит некая ценностная установка, влияющая на его поведение.
ДВЕ гипотезы появления ценностей:
Гипотеза дефицитности
Гипотеза поколенческой «привязки» ( 25 лет)
Слайд 11О чем рассуждаем? Развитие — необратимый процесс, направленный на изменение
объекта с целью его усовершенствования
Институциональный конфликт между укоренившимися и
внедряемыми нормами
иногда приводит к появлению нежизнеспособных институтов , но в ряде случаев появляются устойчивые и неэффективные образования – мутанты, являющиеся одной из форм институциональной ловушки ….
Слайд 12Базовый массовый производитель институтов - ШКОЛА!
ЧЕРЕЗ ШКОЛУ ПРОХОДИТ ВСЯ НАЦИЯ
Слайд 13ВЫЗОВЫ новой школы
(1) Кризис традиционной модели детства: переоформление отношений школы
и семьи
(2) Утрата формальным образованием монополии на образование и социализацию
(3) Разрушение корпуса всеобщих культурных образцов: культурная неоднородность
(4) Становление нового технологического уклада: понимание инженерных основ современного мира
(5) Угрозы демографии, здоровья населения
Слайд 14ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЛОВУШКА
или эффект блокировки
Слайд 15Институциональная ловушка - неэффективная устойчивая норма
( неэффективный институт)
Однажды
попав в институциональную ловушку , система выбирает неэффективный путь развития
и со временем переход на эффективную норму может оказаться НЕРАЦИОНАЛЬНЫМ….
Устойчивость ИЛ означает, что при небольшом временном внешнем воздействии на систему она остается в ИЛ, возможно, лишь незначительно меняя параметры состояния, а после снятия возмущения – возвращается в прежнее состояние
Слайд 16Откуда берется блокировка развития?
Слайд 17Почему в процессе реформ появляются устойчивые неэффективные институты?
Факторы влияния на
нормы поведения:
Фундаментальные : ресурсно-технологические возможности
Организационные: действующие законы и инструкции
Социетальные: ожидания
и стереотипы социального взаимодействия
Слайд 20Факторы устойчивости нормы поведения
Нецелесообразность отклонения от нормы :
структура индивидуальных
предпочтений
Санкции за отступление от нормы
Наличие механизмов стабилизации нормы:
Эффект
координации
Эффект обучения
Эффект сопряжения
Культурная инерция
Лоббирование
Слайд 22Наличие механизмов стабилизации нормы «своя бухгалтерия в школе» или «ЦБ»:
!!
Противоречивость формальных и неформальных институтов
Эффект координации: все в
ЦБ и я… велики издержки выхода из ЦБ …нужно выстраивать новые взаимоотношения…
Эффект обучения: ясно как «выбивать» средства из ЦБ и какими административными ресурсами пользоваться
Эффект сопряжения: понятные связи и взаимоотношения с коллегами и руководителями..
Культурная инерция: так было всегда…
Лоббирование: бюджет образования занимает до 60% бюджета района … администрации выгодно «держать» узды правления в своих руках
Слайд 23Образовательная услуга – «доверительное благо» - социально значимое ….мериторное благо
Слайд 25«ЦЕНА» выхода из институциональной ловушки
издержки установления новой нормы;
издержки преодоления культурной
инерции (нежелание менять старые стереотипы);
издержки, связанные с разрушением механизма лоббирования
старой нормы;
издержки адаптации новой нормы к существующей институциональной среде;
издержки создания сопутствующих норм, без которых функционирование новой нормы будет неэффективно и т.д.
Слайд 26Заключительные замечания
Необходимо учитывать культурную инерцию и вероятность возникновения институциональных конфликтов
: разность культурных сред делает разные институты эффективными
Необходимо создание промежуточных
институтов как переходного режима для институциональных инноваций , особенно, когда они затрагивают относительное большое количество людей.
Слайд 27Условия «успешного культивирования» институтов
2015, Заиченко Н.А.
Слайд 29
ИНСТИТУТЫ ИМЕЮТ ЗНАЧЕНИЕ
Д. НОРТ
Слайд 30«Школьная лига Роснано»
Лектор Заиченко Наталья Алексеевна
Профессор НИУ ВШЭ
Zanat@hse.ru
2018
СПАСИБО