Слайд 1Школы и педагогическая мысль России 18 века
Выполнила: ординатор-терапевт кафедры поликлинической
терапии с курсами профилактической медицины и клинической фармакологии Киселева Мария
Анатольевна
Слайд 2История школы и педагогической мысли России XVIII в. делится на
два периода: первую и вторую половины столетия.
В течение каждого
периода произошли существенные изменения в школьном деле, в трактовке вопросов воспитания и образования.
Слайд 3В начале XVIII в. происходило быстрое развитие Русского государства. В
это время были проведены по инициативе Петра I различные хозяйственные,
политические, военные, административные и культурные преобразования, направленные на преодоление известной отсталости России
Он предпринял попытку направить страну по общеевропейскому пути.
Слайд 4Школа и педагогическая мысль во второй половине XVIII в
В
начале XVIII в. происходило быстрое развитие Русского государства. В это
время были проведены по инициативе Петра I различные хозяйственные, политические, военные, административные и культурные преобразования, направленные на преодоление известной отсталости России
Он предпринял попытку направить страну по общеевропейскому пути.
Пётр I (1672-1725)
Слайд 5Реформы Петра Великого
Реформы государственного управления (Учреждение Правительствующего Сената, коллегий, табели
о рангах)
Церковная реформа (ликвидировал автономию духовенства, учредил Монастырский приказ, Духовный
регламент )
Административная реформа (разделение России на губернии, провинции, уезды)
Реформа армии и флота (Создание военно-морского флота, пехотных полков, издание Устава морского)
Экономическая реформа (построены крупные мануфактуры)
Реформы в области образования (создание школ, обучение специалистов)
Реформы в области культуры (введение европейской одежды, создание типографий, газет, музеев, , перевод иноязычных книг, издание пособия по этикету, учреждение Академии наук)
Слайд 6 Основные направления реформ образования и культуры:
Введение гражданского алфавита;
Развитие
книгопечатания , что способствовало изданию научных трудов, учебников, календарей, русских
летописей, словарей, первой газеты «Санкт-Петербургские ведомости»;
Приглашение специалистов профессоров из Европы;
Подготовка специалистов из числа русских людей за границей;
Слайд 7Сбривание бород, введение европейской одежды
Слайд 8из ведущих задач государства Петр 1 считал переустройсвто школьного дела.
Экономические и политические преобразования потребовали большого количества грамотных, специально подготовленных
профессионалов.
Для их подготовки использовались два пути:
- создание собственной государственной системы образования.
При Петре I ставка была сделана на создание профессиональных
школ, которые готовили к конкретному виду деятельности.
Уже в начале века появились светские государственные школы различных типов. Новые школы имели ярко выраженный характер реального учебного заведения с профессиональным уклоном
Слайд 9Учебные заведения открытые в период правления Петра 1 :
- Шкала
« математических и навигационных наук» (1701 г.,Москва).
В
нем готовили моряков,артилеристов,геодезистов,архитекторов,учителей,писарей.
Руководителем был Фарварсон , профессор приглашенный из Англии;
Здесь была введена жесткая система наказаний учащихся за провинности разного рода. За прогулы взимали денежные штрафы, которые пополняли школьную казну. В случае неуплаты штрафов применялись телесные наказания, за побег из школы предусматривалась смертная казнь, за ходатайство об отсрочке от школы ученика могли отправить в ссылку. В 1715 г. школа была переведена в Петербург и переименована в Морскую академию. По образцу навигацкой школы в Москве в 1712 г. были учреждены еще две школы -инженерная и артиллерийская
Слайд 10Леонтий Филиппович Магницкий (1669-1739).
-выдающийся педагог-математик первой половины 18 века, руководил
всей учебной деятельностью в Навигацкой школе. Популярностью пользовалась "Арифметика" Л.Ф.
Магницкого - учебник, который в России был главным учебным пособием по математике до середины XVIII в.
Слайд 11Учебные заведения открытые в период правления Петра 1 :
- артиллерийско-инженерная
школа для обучения «пушкарских и иных посторонних чинов людей детей
их словесной письменной грамоте, цифири и иным инженерным наукам» Школа делилась на две ступени: нижняя, или «русская», учила письму, чтению, счету; верхняя — арифметике, геометрии, тригонометрии, черчению, фортификации и артиллерии.(1701 г.Москва);
- хирургическая (1707 в Москве при военном госпитале была открыта школа для подготовки врачей. В содержание обучения входили анатомия, хирургия, фармакология, латынь, рисование; обучение велось преимущественно на латинском языке. Теоретическая подготовка сочеталась с практической работой в госпитале. При школе имелся «аптекарский огород», на котором учащиеся выращивали лекарственные растения. Был свой анатомический театр.);
Слайд 12Учебные заведения открытые в период правления Петра 1 :
- Горные
при заводах (1719 , 1721 На Урале).
-Цифирная школа ,светские начальные
школы (1714г.).
Здесь обучались счету ,арифметике,геометрии дети дворян, дьячих и подъячих от 10 до 15 лет.
Учителями были выпускники Навигационной школы или Морской академии.
Из школы выпускали по степени готовности к делу и по требованию различных ведомств.
Принудительность образования были одной из причин отмирания цифирных школ.
Лингвистические школы ( 1701 г. , Москва),где обучали шведскому, латинскому,немецкому языкам , 1703открыта гимназия Глюка ,где обучали греческому,латинскому,итальянскому,французкому,немецкому и философской мудрости.
Слайд 13Василий Никитич Татищев (1686-1750)
Российский историк, географ, экономист и государственный деятель
Один из первых представителей русского Просвещения, участник школьных реформ .
Открыл
несколько горнозаводских школ;
Изложил в рационалистическом духе идеи воспитания и обучения в ряде сочинений, прежде всего, в "Разговоре двух приятелей о пользе наук и училищ" (1733). «
Главной наукой" Татищев считал такую, "чтоб человек мог себя познать". Он приходит к заключению о том, что воспитание и обучение должны соответствовать возрасту человека .
Разработанная Татищевым программа дворянского воспитания предусматривала обучение светским наукам и религии. Он выдвинул план открытия академий или университетов, гимназий и академий ремесел.
Татищев обосновывал идею, что учитель должен не только знать свой предмет, но и обладать умением обучать
Слайд 14Учебные заведения открытые в период правления Петра 1 :
Кроме светских,
предпринимались меры по созданию
духовные школы.
Духовные школы представляли собой общеобразовательные
учебные
заведения. В них, кроме богословия, изучали латинский язык, грамматику,историю, географию, арифметику, геометрию, логику или диалектику, ри-
торику, физику.
Духовные школы были закрытыми учебными заведениями. В них царил дух суровой дисциплины. Учащиеся должны были вставать, молиться,учиться и гулять по звонку. В младших классах применялись розги.
Слайд 15Петр Феофан Прокопович (1681-1736)
Русский политический и духовный деятель, профессор Киевской
академии.
Образование получил в Риме.
Автор «Духовного регламента» . В Регламенте, который
современники оценили как "гимн просвещению", излагалась новая программа школьного обучения. Предписывалось открывать учебные заведения для детей духовенства при домах архиереев. Отличительной архиерейских школ было сочетание светской программы с религиозной. В них готовили священнослужителей. Обучали зачаткам религии, письму, чтению, арифметике, геометрии.
В книге-букваре "Первое учение отрокам" Прокопович давал педагогические рекомендации и советы родителям и воспитателям, подчеркивая важность воспитания для судьбы человека ("каков кто отрок есть, таков и муж будет").
Слайд 16Во второй четверти XVIII в. реформирование образования замедлилось. Пришли в
упадок цифирные школы, морская академия, инженерные и артиллерийские училища. Вместе
с тем часть учебных заведений, созданных в петровское время, успешно развивалась(расширилась сеть семи-нариумов)
Слайд 17Появились учебные заведения нового типа. В конце 1725 г. в
Петербурге был создан важный научно-просветительский центр - Академия наук. В
ее состав входили университет и гимназия
В 1731 г. в Петербурге было учреждено первое среднее учебное заведение закрытого типа для знати – Корпус кадет. В нем готовили не только офицеров, но и гражданских чиновников
Слайд 18Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765)
Великий русской ученый-энциклопедист.
Он был инициатором демократизации
состава учащихся гимназии при Академии наук.
Ученый ввел в число
обязательных предметов гимназического образования химию и астрономию.
Первым стал читать лекции для студентов на русском языке.
Им разработаны "Регламенты" для учителей и учеников гимназий, где рекомендуется сознательное, последовательное, систематическое, наглядное обучение.
Ломоносов выдвинул в качестве ведущего принцип научности в обучении.
Вместе с И.И. Шуваловым Ломоносов был инициатором учреждения Московского университета. Став "интеллектуальным отцом" университета, Ломоносов определил его развитие в прямом соответствии с достижениями научной и философской мысли Европы.
Слайд 19Школы и педагогическая мысль во второй половине XVIII в.
Периодом наивысшего
развития школьного дела в России XVIII в. оказалось царствование Екатерины
II (1762-1796).
В 1762 г. она писала: "Страсть этого года - писать о воспитании... формировании идеального человека и достойного гражданина".
Слайд 20Основные преобразования в период правления Екатерины 2:
Развитие сословных, прежде всего
дворянских, учебно-воспитательных учреждений: кадетских корпусов, «благородных» пансионов, домашнего воспитания.
В 60-80-е
гг. 18 века во время правления Екатерины 2 окончательно оформляется идея создания общеобразовательной школы для широких слоев населения, исключая крепостное сословие, с собственно педагогической, а не узкопрофессиональной целью воспитания.
В 1786 г. опубликован главный документ школьной реформы — «Устав народным училищам в Российской империи». По всей России во всех городах и крупных селах должны были создаваться народные училища двух типов; в губернских городах — главные народные училища со сроком обучения 5 лет, а в уездных городах и селах — малые народные училища со сроком обучения 2 года. По «Уставу» во всех училищах рекомендовалось вводить классно-урочную систему вместо традиционной индивидуальной работы с учащимися. складывалось деление учеников на классы, что, по существу, являлось новой для России организацией школьного обучения, поскольку ранее каждый ученик работал индивидуально по заданию учителя.
В сочинениях русских просветителей провозглашены идеи развития национальной системы образования, общественного воспитания, целесообразности изучения и использования западной педагогики с соблюдением собственных традиций.
Официальными церковными типографиями в XVIII в. издавались азбуки, буквари, псалтыри и часовники, которые служили учебными книгами
Во второй половине XVIII в. получили развитие частные учебные заведения, предназначенные для дворянского сословия. В них использовалась программа государственных школ.
Слайд 21проводили идею свободного развития личности (Е.Р. Дашкова - "О смысле
слова "воспитание", А.А. Прокопович-Антонский - "О воспитании", В.В. Крестинин -
"Историческое известие о нравственном воспитании...", Е.Б. Сырейщиков - "О пользе нравоучения при воспитании юношества", Х.А. Чеботарев - "Слово о способах и путях, ведущих к просвещению", М.М. Снегирев -"Слово о пользе нравственного просвещения").
Если при Петре I царила обязательная ("указная") программа, согласно которой дворянам следовало приобретать известные научно-технические знания, то теперь в соответствующих школах учились лишь дети мелкопоместных дворян. Знать предпочитала учиться светским манерам, наслаждаться театром и иными искусствами.
Слайд 22Подобный поворот отрицательно повлиял на состояние учебных заведений, во главе
которых стояли Петербургский и Московский университеты. Так, М.В. Ломоносов свидетельствует,
что в Петербургском академическом университете "ни образа, ни подобия университетского не видно". Профессора обычно не читали лекций. К чтению лекций привлекались иностранные и отечественные ученые
Слайд 23В истории школьных проектов и реформ екатерининской эпохи просматриваются два
этапа. На первом этапе (1760-е гг.) заметно влияние французской педагогической
традиции. На втором этапе (с начала 1780-х гг.) - влияние германского школьно-педагогического опыта.
Слайд 24Ивана Ивановича Бецкого (1704-1795)
Видный деятель русского просвещения,личный секретарь импераратрицы.
Бецкой был
хорошо знаком с педагогическими идеями Запада. Он составил доклады и
уставы, прежде всего "Генеральный план воспитательного дома" (1764) и "Краткое наставление... о воспитании детей", где в трактовке вопросов физического, умственного и нравственного воспитания идет вслед за Руссо и Локком. Бецкому принадлежат проекты воспитания "идеальных дворян".
По предложениям Бецкого были открыты следующие учебно-воспитательные учреждения: воспитательные училища для мальчиков при Академии художеств (1764) и Академии наук (1765), институт благородных девиц при Воскресенском монастыре (Смольный институт) (1764), коммерческое училище в Москве (1772).
Несколько проектов подготовила созданная в 1768 г. "Частная комиссия об училищах": 1) о низших деревенских училищах; 2) о низших городских училищах; 3) о средних училищах; 4) об училищах для иноверцев. Проект не реализован из-за отсутсвия средств.
Слайд 25
Устав..."провозглашал воспитание как "единое средство" общественного блага. В документе утверждалось,
что воспитание следует начинать с "малолетства", чтобы "семена нужных и
полезных знаний в юношеских летах возрастали, а в мужских, созревши, обществу плод приносили". Составители "Устава..." положительно решили чрезвычайно важный вопрос о преподавании на "природном", т.е. русском, языке. Согласно "Уставу..." 1786 г., в городах открывались малые и главные народные училища. Это были бесплатные смешанные школы для мальчиков и девочек, находившиеся вне контроля церкви. Ими могли пользоваться средние слои городского населения. Малые училища должны были готовить грамотных, умеющих хорошо писать и считать людей, знающих основы православия и правила поведения. Главные училища обязаны были давать более широкую подготовку на многопредметной основе. Малые училища были рассчитаны на два года обучения. В них обучались чтению, письму, нумерации, священной истории, катехизису, начаткам граждановедения, арифметике, русской грамматике, чистописанию и рисованию. Школы содержались на средства городских самоуправлений.
Слайд 26Николай Иванович Новиков (1744-1818)
Журналист, публицист, издатель Николай Иванович Новиков (1744-1818)
финансировал две частные школы, а также поездки молодых людей за
рубеж для получения образования. Свои педагогические взгляды Новиков изложил в трактате "О воспитании и наставлении детей" (1783). Он определял в воспитании несколько главных направлений: телесное (физическое), нравственное и умственное. Подобное воспитание должно было содействовать формированию человека и гражданина.
Новиков говорил о том, что Россия нуждается в общедоступном образовании.
Слайд 27Александр Николаевич Радищев (1749–1802),
. Радищев настаивал прежде всего на гражданском
воспитании, на формировании "сынов отечества". Радищев требовал покончить с сословностью
в образовании и сделать его одинаково доступным и для дворян, и для крестьян.
Слайд 28Вывод
Развитию школы ,просвещения,педагогической мысли в России были созданы определенные социльно-культутрные
условия.Это выразилось в общем подъеме интереса к науке ,знаниям и
их прикладному значению. Возрождение в эпоху Просвещения идей гуманизма ярко проявилось в понимании прогресирвными людьми идеала личности,взаимоотношений между человеком и обществом. Развитие философского, этического,литературного,научного знания дало сильный толчок и питательную почву обогащения педагогической мысли в России 18 века.
В целом попытки Екатерины II организовать просвещение народа не удались, прежде всего, потому, что она пыталась механически перенести на отечественную почву чуждый России австрийский образец без учета потребностей и возможностей своей страны. Проектируемый план народного образования осуществлялся лишь частично, и собственно народного просвещения так и не началось. Как главные, так и малые училища с большим трудом открывались почти исключительно в городах