Разделы презентаций


СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Ачинский филиал

Содержание

СоциологияТЕМА 1. Социология как наука. История становления и развития социологии.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Ачинский филиал

СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Ачинский филиал

Слайд 2Социология



ТЕМА 1. Социология как наука. История становления и развития социологии.

СоциологияТЕМА 1. Социология как наука. История становления и развития социологии.

Слайд 3УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:
Объект и предмет социологии
2. Формационный подход.
Цивилизационный подход.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:Объект и предмет социологии2. Формационный подход.Цивилизационный подход.

Слайд 4ВОПРОС 1: Объект социологии.

Термин социология происходит от латинского «societas» –

общество и греческого «logos» – «учение», социология - «учение об

обществе».

В широкий научный оборот, данный термин ввёл в середине ХIХ в. французский философ Огюст Конт.

Среди древних мудрецов, занимавшихся исследованиями социума, следует отметить Демокрита, Платона, Аристотеля, Цицерона.

ВОПРОС 1: Объект социологии.Термин социология происходит от латинского «societas» – общество и греческого «logos» – «учение», социология

Слайд 5 www.sfu-kras.ru

http://ivo.institute.sfu-kras.ru

Главная задача социологии - изучение общества, общественной жизни

и общественных отношений .


Объектом социологии является общество, как целостная система.

Предмет социологии – это социальная жизнь общества.

Общество – это основная категория социологии, главный предмет её изучения. В широком смысле слова общество – целостная организация людей, в рамках которой осуществляется их совместное проживание, это единый социальный организм, обладающий своими элементами, пространственными и временными границами.

Социальное – это совокупность тех или иных свойств и особенностей (общественных отношений) социальных общностей (классов, групп людей) в процессе их совместной деятельности в конкретных условиях, проявляющихся в их отношениях друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни

www.sfu-kras.ru      http://ivo.institute.sfu-kras.ruГлавная задача социологии - изучение

Слайд 6Задачи социологии
решать научные проблемы, которые связаны с формированием знания об

обществе.
теоретико-познавательная – даёт новые знания об обществе, социальных группах, индивидах

и закономерностях их поведения

изучать проблемы, которые связаны с преобразованием социальной действительности, анализом путей и средств целенаправленного воздействия на социальные процессы.

Функции социологии

прикладная – предоставляет конкретную социологическую информацию для решения практических, научных и социальных задач

социальный прогноз и контроль – предупреждает об отклонениях в развитии общества, прогнозирует и моделирует тенденции его развития.

Задачи социологиирешать научные проблемы, которые связаны с формированием знания об обществе.теоретико-познавательная – даёт новые знания об обществе,

Слайд 7Общество – это естественное образование; человек – существо по природе

и изначально социальное; вне общества он существовать не может, подобно

пчеле или муравью. Дообщественной стадии в формировании человека не существует, или, она означает одновременно дочеловеческую стадию.

Общество – это искусственное образование; человек – существо по природе и изначально антисоциальное и эгоистическое; естественное состояние человека – внеобщественное и дообщественное. Общество – это своего рода искусственный механизм, сконструированный людьми для блага индивидов.

Уже в античную эпоху началось формирование двух традиций в объяснении возникновения общества

Общество – это естественное образование; человек – существо по природе и изначально социальное; вне общества он существовать

Слайд 8Человек представляет собой существо общественное , среди всех живых существ

только он одарён речью.

Под обществом Аристотель понимает любое объединение людей,

чем-нибудь соединённых между собой. В качестве элементарного социального объединения он рассматривает семью, домохозяйство. Это объединение основано на природных отношениях: муж – жена и господин – раб.

Аристотель
(384–322 гг. до н. э.).

Общество – это искусственное образование, результат изобретения и целенаправленной деятельности людей: монархов, законодателей или самих членов определённых обществ.

Эпикур
342/341—271/270 до н.э.

Платон
428/427—348/347 до н.э.

Человек представляет собой существо общественное , среди всех живых существ только он одарён речью.Под обществом Аристотель понимает

Слайд 9Объективно-идеалистический подход понимания общества представлен в философии Г. Гегеля (1770

– 1831 гг.)
Абсолютная идея
Индив. дух
Дух
Инобытие
Обществ. дух
Абсолют ный дух
Мир, до творения
Природа
Сознание
Психика

индивида

Общественный разум

История «прогресс духа в сознании свободы»

Возникновение человека, развитие общества, как отражения этапа развития Абсолютной идеи, стремящейся к высшей цели – самопознанию, в процессе которого Абсолютный дух развивается в формах духов отдельных народов.

Объективно-идеалистический подход понимания общества представлен в философии Г. Гегеля (1770 – 1831 гг.)Абсолютная идеяИндив. духДухИнобытиеОбществ. духАбсолют ный

Слайд 10Прометеевс кая эпоха

Возникнове ние речи, орудий труда, умение пользоваться огнём
Эпоха

великих культур древности

Возникнове ние письменнос ти
К. Ясперс. Цивилизационная модель общества,

концепция «осевого времени».

Человечество имеет единое происхождение, единый путь развития, несмотря на кажущиеся отличия между отдельными обществами. Центральным моментом теории - понятие «осевого времени», которое трактуется как вполне опредёленная историческая эпоха.
Общество формирует духовные факторы, а не материальные.

«Осевое время» (явление Сына Божьего)
В географически отдалённых друг от друга местах практически синхронно происходит формирование современного человека в его духовной открытости миру

Эпоха развития техники

Создание принципиально новых информационных и других технологий, открытие новых источников энергии

В своём развитии человечество проходит 4 стадии, каждый раз отправляясь от новой основы

Прометеевс кая эпохаВозникнове ние речи, орудий труда, умение пользоваться огнёмЭпоха великих культур древностиВозникнове ние письменнос тиК. Ясперс.

Слайд 11К. Маркс 1818 – 1883 гг.
Коренная идея формационного подхода

- единство человеческой истории и её прогресс в форме стадиального

развития.

Основоположник одной из формационных доктрин – К. Маркс.






Производительные силы





Производственные отношения

Организации
Идеи
Учреждения

Базис

Надстройка

ВОПРОС 2. Формационный подход понимания общества.

К. Маркс 1818 – 1883 гг. Коренная идея формационного подхода - единство человеческой истории и её прогресс

Слайд 12
Базис определяет характер надстройки, между ними существует линия причинно-следственной зависимости:

все надстроечные явления так или иначе отражают экономические отношения.

Первичность и

определяющая роль базиса по отношению к надстройке – это всеобщий закон.

Из общественного разделения труда и связанных с ним процессов постепенной дифференциации и обособления разнородных социальных функций вырастает относительная самостоятельность учреждений надстройки.

Особый способ организации социально-экономической жизни общества – общественно-экономическая формация. Причём каждая ОЭФ, с т..зр. Маркса – особый социальный организм, отличающийся от других не менее, чем различные биологические виды.

Виды ОЭФ: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, азиатская, капиталистическая, социалистическая, коммунистическая.

.
Базис определяет характер надстройки, между ними существует линия причинно-следственной зависимости: все надстроечные явления так или иначе отражают

Слайд 13
Базис определяет характер надстройки, между ними существует линия причинно-следственной зависимости:

все надстроечные явления


Критика формационной теории
Формационная теория, разработанная на материале истории

Западной Европы без достаточных оснований перенесена на всемирную историю. Реальные тенденции и формы развития обществ во многих регионах и странах мира, прежде всего Востока, не укладываются в схему пяти формаций.


Формационная теория в качестве основной детерминанты истории выделяет лишь социально-экономический аспект. Однако убедительно продемонстрировать универсальную зависимость духовной жизни и культуры от материальной истории общества не удаётся.



Теория формаций зиждется на признании одноукладности общества. Но история свидетельствует, что многоукладность является закономерностью едва ли не всякого общества. Причём ни одному из укладов приписывать определяющую роль нет оснований.



Формационная теория предписывает истории однолинейный характер, строгую последовательность стадий развития, определённую заданность, смысл и финал этого развития - коммунизм как идеальное состояние общественной жизни.

Базис определяет характер надстройки, между ними существует линия причинно-следственной зависимости: все надстроечные явленияКритика формационной теорииФормационная теория, разработанная

Слайд 14 www.sfu-kras.ru

http://ivo.institute.sfu-kras.ru

Коренная идея цивилизационного подхода отрицание единства истории человечества

и его прогрессирующего развития: существует множество исторических образований (цивилизаций), слабо или вообще не связанных друг с другом. Все эти образования равноценны. История каждого из них уникальна, как уникальны они сами.

ВОПРОС 3. Теория цивилизаций.

Вся история человечества – это история отдельных народов, а, следовательно, история сменяемых друг друга локальных культурно-исторических типов

Н. Я. Данилевкий (1822 – 1885 гг.) первым предложил модель многополярного мироустройства.

www.sfu-kras.ru      http://ivo.institute.sfu-kras.ruКоренная идея цивилизационного подхода отрицание

Слайд 15Ядро
Вера - Язык
Культура
Нравственность
Знание
Искусство
Государственность

Технология
В метафизическом центре цивилизации находится религиозное ядро, включающее в

себя веру народа и его священный язык, на котором он говорит с Богом;

Вокруг указанного ядра располагается цивилизационные оболочки, начиная с интеллектуально-нравственно-художественной (культура);

Далее следует государственно-политическая сфера - область соединения духовной и светской власти;

Внешнюю форму цивилизации образует её хозяйственно-экономическая и технологическая жизнь.

Структура культурно-исторического типа (цивилизации)

ЯдроВера - Язык Культура Нравственность Знание Искусство Государственность    ТехнологияВ метафизическом центре цивилизации находится религиозное

Слайд 16 www.sfu-kras.ru

http://ivo.institute.sfu-kras.ru

А. Тойнби (1889 – 1975 гг.)
«Тогда как

экономическая и политическая карта мира почти полностью «вестернизирована», культурная карта и поныне остаётся такой, какой она была до начала западной экономической и политической экспансии…»

Западная цивилизация распространила свою экономическую систему по всему миру, в след за которой распространяется и политическая унификация. Но унификация не является единством, и концепция единой цивилизации, тем более отождествление её с западным обществом является преувеличением, приводящим к искажению фактов.

такой взгляд ограничивается только экономическими и политическими аспектами социальной жизни, не распространяясь на культуру, которая фундаментальнее и глубже первых двух слоёв.

игнорируются этапы истории других цивилизаций, не вписывающиеся в общую концепцию (Индия, Китай, мусульманские страны)

представление о прямолинейности развития упускает различные ответы на вызовы истории разных цивилизаций

на основании отождествления «общей цивилизации» с западным обществом, делается вывод, о расовом превосходстве последнего.

www.sfu-kras.ru      http://ivo.institute.sfu-kras.ruА. Тойнби (1889 – 1975

Слайд 17Цивилизации возникают как следствие мутаций примитивных обществ.
В примитивных обществах социальное

подражание направлено в прошлое, это общество статично, в нём господствует

обычай.

В цивилизациях социальное подражание направлено в будущее, обычай увядает, общество устремляется по пути изменения и роста

Сила, преодолевающая инертность общества, придающая ему активность - позитивный фактор. Раса и среда не могут выступать таковыми: все расы создали цивилизации, а народы, живущие в одинаковых географических условиях – различные цивилизации (Россия и Канада, Европа и Северная Америка). Причина генезиса – в столкновении между двумя сверхчеловеческими личностями: Богом и сатаной. Совершенство божественной вселенной нарушается вмешательством дьявола: он бросает вызов, и Бог не может не ответить на него новым актом творения, задающим активность и возрождающим равновесие по новому божественному плану. Действуя сам по себе, дьявол исполняет божественную цель.


Цивилизации возникают как следствие мутаций примитивных обществ.В примитивных обществах социальное подражание направлено в прошлое, это общество статично,

Слайд 18Каждая цивилизация в своём развитии проходит несколько этапов: возникновение, рост,

зрелость, расцвет, надлом, упадок, разложение.

Прогресс конкретной цивилизации определяется способностью людей,

живущих в данном ареале, дать адекватный ответ исторической и природной ситуации (вызову).
К числу вызовов относятся: вызов ледовых полей, вызов просторов, вызов степей и т.д. Удачный ответ на вызов творческого меньшинства, увлекающего за собой инертные массы – фактор, превращения примитивного общества в цивилизацию и дальнейшего прогресса цивилизации. Прорыв творческого меньшинства к новизне должен совпасть с готовностью масс эти новации принять.
Критерием прогресса может быть только духовная среда общества. Современным западным историкам свойственно отождествлять прогресс с материальным богатством, развитием техники, эта теория «технологических эпох» не подвергалась критике и принималась обыденным сознанием в силу того факта, что материальная сфера жизни, оставляет материальные памятники. Духовную же сферу приходиться реконструировать через материальную.
Этим объясняется и то, что цивилизации, воспринимаемые современниками как процветающие, находятся в стадии надлома, близки к распаду. Причины приводящие цивилизацию к надлому внутри её самой, это прежде всего низведение человека до уровня животного, предательство человеческой сущности.


Всего существут 21 цивилизационное общество: 16 реликтовых и 5 существующих (западное, православное, арабское, индуитское, дальневосточное).

Каждая цивилизация в своём развитии проходит несколько этапов: возникновение, рост, зрелость, расцвет, надлом, упадок, разложение.	Прогресс конкретной цивилизации

Слайд 19 www.sfu-kras.ru

http://ivo.institute.sfu-kras.ru

Освальд Шпенглер (1880—1936) считал, что история человеческого общества

распадается на ряд неповторимых культур, каждая из которых проходит четыре стадии: детство, юность, возмужалость, старость, или этап цивилизации, и, наконец, гибель. Затем происходит возникновение новой культуры.

Культура и цивилизация — это принципиально разные явления. Культура воплощает в себе подлинно человеческие, лучшие качества: благородство, бескорыстие, стремление к нравственному совершенствованию. Цивилизация — это заключительный этап развития любой культуры, с которого начинается её гибель. Основные признаки цивилизации следующие: развитие индустрии и техники, деградация искусства, падение морали, скопление людей в городах.

В этих условиях городской житель лишается традиций и растворяется в бесформенной массе. Большие города цивилизованны, но не имеют культуры, нравственности. Здесь люди отчуждены друг от друга, чувствуют себя более одинокими, чем в любой деревне.

www.sfu-kras.ru      http://ivo.institute.sfu-kras.ruОсвальд Шпенглер (1880—1936) считал, что

Слайд 20Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика