Слайд 1Современное
программно-методическое обеспечение дошкольного образования
Слайд 2Требования к структуре
общеобразовательной программы
дошкольного образования
Tребования
Организация режима пребывания детей в
образовательном учреждении
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей
Пояснительная
записка
Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы
Требования к программам ДОУ
Слайд 3Комплексные программы
(с ранним развитием)
Программа «Радуга» под. ред. Т.Н. Дороновой (от
2 до 7)
Программа «Детство», под ред В.И.Логиновой
Программа «Развитие» под ред.
Л. А. Венгера и О. М. Дьяченко
Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М.А. Васильевой (от 0 до 7 )
Программа «Кроха» под. ред. Г.Г. Григорьевой (от 0 до 3)
Программа «Истоки» под. ред. Т.И Алиевой (от 0 до 7 )
Программа «Гармония развития» под. ред. Д.И. Воробьевой (от 2 до 7)
Программа «Из детства в отрочество» под. ред. Т.Н. Дороновой (от 1 до 7)
Программа «Сообщество» под. ред. К.А. Хансен (от 0 до 10)
Программа «Первые шаги» под ред. Смирновой Е.О.
Слайд 4Все программы можно разделить:
Комплексные.
Парциальные
Слайд 5Программы
Комплексные (или общеразвивающие)- включают все основные направления развития ребёнка: физическое,
познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое; содействуют формированию различных способностей (умственных, коммуникативных, двигательных,
творческих), становлению специфических видов детской деятельности (предметная, игровая, театрализованная, изобразительная, музыкальная деятельность, конструирование и др.).
Парциальные (специализированные, локальные)- включают одно или несколько направлений развития ребёнка.
Слайд 6Программа «Радуга»
Комплексная программа для дошкольных образовательных учреждений
Прошла экспериментальную проверку в
различных регионах России
Более 17 лет широко используется практиками как в
России, так и в странах ближнего зарубежья
Слайд 7Программа «Радуга»
Первая инновационная программа дошкольного образования, получившая рекомендацию Министерства образования.
Разработана сотрудниками лаборатории дошкольного воспитания Института общего образования под руководством
Т. Н. Дороновой.
Учебно-методический комплект:
Программа
Руководства для воспитателей по каждой возрастной группе
Методические пособия с конспектами занятий
Пособия для детей
Слайд 8Программа «Радуга»
Данная программа является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных
учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного
и зарубежного дошкольного образования и разработанным в соответствии с федеральными государственными требованиями.
Слайд 9Программа «Радуга»
Цели:
1.Сохранять здоровье детей и формировать привычку здорового образа жизни.
2.Обеспечить
своевременное и полноценное физическое и психическое развитие детей.
3.Обеспечить каждому ребенку
радостное и содержательное проживание периода дошкольного детства.
В основу программы положена идея о том, что каждый год жизни ребёнка является решающим для становления определённых психических новообразований. Педагогическая работа, строится на основе теоретических позиций о ведущей роли деятельности в психическом развитии ребенка и становлении его личности. Создание специальных условий открывает широкое поле для самостоятельных действий детей, стимулирует постановку новых целей, позволяет искать свои пути решения.
Слайд 10Программа «Радуга»
Теоретической основой данной программы служит концепция А. Н. Леонтьева,
где основными категориями анализа психики являются деятельность, сознание и личность.
Для каждого возраста определены конкретные задачи развития деятельности, сознания и личности дошкольника.
Слайд 11Программа «Радуга»
К задачам развития деятельности относятся формирование мотивации разных видов
деятельности (игровой, учебной, трудовой), формирование произвольности и опосредованности психических процессов,
становление способности адекватно оценивать результаты деятельности и т. д.
Задачи развития сознания — это расширение знаний ребенка о мире, знакомство со знаковыми системами, развитие воображения и логического мышления.
Задачи развития личности предполагают воспитание уверенности в себе и самостоятельности, установление доверительных отношений и личных контактов со взрослыми, формирование отношений взаимопомощи и сотрудничества между сверстниками, воспитание эмоциональной отзывчивости и т. д.
Слайд 12Программа «Радуга»
- это 7 важнейших видов деятельности детей и занятий,
в процессе которых происходит воспитание и развитие ребенка: изобразительная деятельность,
математика; развитие речи, конструирование, музыка, движение, окружающий мир.
Слайд 13Программа «Радуга»
В основу программы положены принципы, отражающие гуманистические установки:
• уважение к
свободе и достоинству каждого ребенка;
• создание условий для развития его индивидуальности;
• обеспечение
психологического комфорта;
• наличие «свободного педагогического пространства» для проявления индивидуальной активности как воспитателя, так и ребенка;
• взаимодействие воспитателя с ребенком по типу субъект-субъектного общения.
Слайд 14Программа «Радуга»
Учебно-методический комплект:
Программа
Руководства для воспитателей по каждой возрастной группе
Методические пособия
с конспектами занятий
Пособия для детей
Слайд 15«Р А Д У Г А»
Дошкольное воспитание
Старые пособия!
Слайд 17Программа воспитания и обучения в детском саду ( Под ред.
М.А. Васильевой)
Главная задача- охрана жизни и укрепление здоровья детей, всестороннее
воспитание и подготовка детей к школе.
Программа предусматривает физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание и развитие дошкольников в соответствии с возрастными и индивидуальными психофизиологическими особенностями.
Программа воспитания и обучения составлена по возрастным группам (ранний возраст, младший школьный , средний возраст и старший дошкольный возраст).
( Будет издание исправленное и дополненное (ФГТООП))
Слайд 18Данная программа является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений,
подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и
зарубежного дошкольного образования и разработанным в соответствии с федеральными государственными требованиями. Программа «От рождения до школы», являясь современным инновационным продуктом, поддерживает лучшие традиции отечественного образования и по многим направлениям сохраняет преемственность по отношению к самой популярной Программе последнего десятилетия – «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.
Новая программа воспитания и обучения в детском саду
Слайд 19Авторы сохранили лучшие традиции прежней программы: всестороннее, гармоничное развитие ребёнка,
чёткое определение задач воспитания и обучения, преемственность всех возрастных периодов
раннего и дошкольного детства, ориентация на региональный компонент, а также на подготовку детей к школе. Вместе с тем авторы обновили общее содержание дошкольного образования, основные направления воспитания, обучения и развития ребёнка , представили их с учетом психофизиологических особенностей дошкольников. Во всех видах детской деятельности на каждом возрастном этапе первостепенное внимание уделяется развитию творческих способностей детей, их индивидуальности.
Новая программа воспитания и обучения в детском саду
Слайд 20Пособия к программе воспитания и обучения
в детском саду (
Под ред. М.А. Васильевой)
Слайд 21Методические пособия к под ред. М.А. Васильевой
Слайд 25Издания по музыкальному развитию в программе
под ред. М.А. Васильевой
Слайд 26Издания по физическому воспитанию в программе
под ред. М.А. Васильевой
Слайд 28Издания по изобразительной деятельности и художественному творчеству
Слайд 33Программа «Детство»
Программа «Детство» разработана в 1995 г. коллективом преподавателей кафедры
дошкольной педагогики РГПУ им.А.Герцена.
Слайд 34Развитие ребенка понимается как процесс самодвижения, возникновения и преодоления внутренних
противоречий.
Авторы исходят из того, что характер детской деятельности и
особенности взаимоотношений детей с окружающими обусловливают естественное возникновение и вызревание перспективных психологических новообразований в познавательной и мотивационно-эмоциональной сферах. Накопление ребенком ценного опыта познания, деятельности, творчества, постижение своих возможностей, самопознание способствуют раскрытию богатейшего возрастного потенциала дошкольников.
Программа «Детство»
Слайд 35Цель программы: обеспечение целостного развития личности ребенка в период дошкольного
детства: интеллектуального, физического, эмоционально-нравственного, волевого, социально-личностного; начальная социализация и приобщение
детей к общечеловеческим ценностям.
Главная задача — ввести ребенка в основные сферы бытия, в мир людей, предметов, в мир природы и помочь ребенку осознать себя субъектом собственных действий и переживаний.
Программа,ориентированная на социально-личностное развитие ребенка включает новый важный раздел- «Отношение к самому себе».
Программа «Детство»
Объединена в блоки:
«Познание», «Гуманное отношение», «Созидание», «Здоровый образ жизни».
Слайд 36«Детство» — комплексная образовательная программа, разработанная авторами с позиций гуманистической
педагогики, личностно -деятельностного подхода к развитию и воспитанию ребенка-дошкольника. Она
включает три части в соответствии с тремя ступенями дошкольного периода (младший, средний, старший дошкольный возраст).
Программа «Детство»
Слайд 37Структура предъявления материала в каждой части такова:
• характеристика данного периода дошкольного
возраста;
• основные виды деятельности (общения);
• общие задачи воспитания;
• представления;
• практические умения;
• уровни освоения умений;
• методические рекомендации;
• рекомендуемая
литература для чтения, рассказывания и заучивания наизусть;
• рекомендуемые произведения изобразительного и музыкального искусства;
• заключение.
Программа «Детство»
Слайд 40
Программа «Истоки»
Программа разрабатывалась научным коллективом центра «Дошкольное детство» им. А.
В. Запорожца
Программа направлена на обогащение (амплификацию) психического развития ребенка
и максимальную реализацию возможностей каждого возрастного периода.
Цели программы: разностороннее развитие ребенка; формирование универсальных, в том числе творческих, способностей; обеспечение для всех детей равного старта развития; укрепление их здоровья.
Слайд 41
Программа «Истоки»
Содержание программы построено по возрастному принципу. Вслед за Л.
С. Выготским и Д. Б. Элькониным авторы рассматривают психологический возраст
как относительно замкнутый цикл детского развития, своеобразие которого обусловливают:
• социальная ситуация развития, т. е. та система отношений с другими людьми (взрослыми и сверстниками), которая характерна для данного возрастного периода;
• ведущий тип деятельности, в рамках которого наиболее интенсивно происходит психическое развитие;
• психологические новообразования (достижения в развитии ребенка в данный период);
• кризис развития, перестройка системы отношений ребенка со взрослыми, которая происходит в конце данного периода.
Слайд 42
Программа «Истоки»
Раннее детство:
• младенческий возраст (от рождения до одного года);
• ранний возраст
(от года до трех лет).
Дошкольное детство:
• младший дошкольный возраст (три –
пять лет);
• старший дошкольный возраст (пять – семь лет).
Слайд 43
Программа «Истоки»
Социальное развитие.
В раннем возрасте:
• поддержка потребности в доброжелательном внимании взрослого
и общении с ним;
• развитие способности различать эмоциональные состояния других людей
и выражать им сочувствие;
• формирование элементарных навыков вежливого общения со взрослыми и сверстниками;
• понимание речи окружающих, развитие активной речи в общении с другими людьми, обогащение словаря ребенка.
Слайд 44
Программа «Истоки»
Социальное развитие.
В младшем дошкольном возрасте:
• воспитание интереса, внимания и доброжелательного
отношения к окружающим;
• развитие речи и речевого общения.
В старшем дошкольном возрасте:
• воспитание
у ребенка культуры общения со взрослыми и сверстниками;
• развитие социальных эмоций и мотивов, способствующих гуманным отношениям;
• развитие самопознания;
• воспитание уважения к себе;
• развитие речи и речевого диалогического общения.
Слайд 45
Программа «Истоки»
Познавательное развитие.
В раннем возрасте:
• освоение азов сенсорной культуры (развитие элементарных
представлений о величине, форме, цвете);
• овладение основами наглядно-действенного мышления (развитие практического
экспериментирования, воспитание интереса к поиску новых способов решения практических задач);
• формирование элементарных представлений об окружающем мире;
• конструирование (умение создавать простые конструкции, знакомство с разными видами материала).
Слайд 46
Программа «Истоки»
Познавательное развитие.
В младшем дошкольном возрасте:
• познание окружающего (связи между природными
явлениями, понятие о живых и неживых предметах и др.);
• формирование культуры
быта (знания об устройстве жилья человека, о назначении бытовых предметов, умение пользоваться ими);
• развитие математических представлений (о количестве, величине, времени, пространстве);
• конструирование (умение различать и учитывать сенсорные и пространственные характеристики предметов, осуществлять поисковые и планирующие действия).
В старшем дошкольном возрасте при сохранении и расширении названных задач вводятся новые задачи познавательного развития:
• формирование элементарных историко-географических представлений (приобщение детей к прошлому и настоящему своей культуры, воспитание чувства любви к Родине; умение составлять карты и прослеживать связь исторических событий);
• обучение грамоте как единому процессу чтения, письма и счета (умение соотносить звуки и буквы, навыки счета и письма).
Слайд 47
Программа «Истоки»
Эстетическое развитие.
В раннем возрасте задачи эстетического развития предусматривают:
• развивать у
детей эмоциональную отзывчивость на музыку;
• развивать устойчивость слухового внимания, пробуждать чувство
радости от пения и музыкальной игры.
В раннем возрасте линия эстетического развития конкретно представлена в следующих блоках:
• художественная литература (умение слушать и понимать сказки и стихи, повторять их отдельные слова);
• изобразительная деятельность (обучение простейшим навыкам рисования, лепки);
• музыка (формирование эмоционального отклика на музыку, умение воспроизводить отдельные музыкальные интонации и плясовые движения).
Слайд 48
Программа «Истоки»
Эстетическое развитие.
В младшем дошкольном возрасте те же блоки расширяются
и обогащаются более сложными задачами эстетического развития, а именно:
• художественная литература
— развивать у детей способность адекватно воспринимать литературные произведения, различать их жанры и тематику, рассказывать и проигрывать содержание произведений;
• изобразительное искусство — научить детей использовать доступные изобразительные средства, передавать образы предметов, создавать простейшие изображения;
• музыка — научить детей слушать и понимать музыку (внимательное прослушивание, определение элементарных жанров произведения, различение тембров инструментов); научить детей двигаться под музыку (двигательные музыкальные этюды, образные танцы, пластические, ритмические движения); научить детей правильно петь и играть на детских музыкальных инструмента
Слайд 49
Программа «Истоки»
Эстетическое развитие.
В старшем дошкольном возрасте те же блоки эстетического
развития расширяются и обогащаются. Кроме того, добавляются новые формы эстетической
деятельности:
• художественная декоративная деятельность, детский дизайн (приобщение детей к декоративному оформлению помещений, создание композиций из природных и искусственных материалов, украшение ими одежды и комнат);
• знакомство детей с музеями изобразительного искусства, что способствует воспитанию ценностного отношения к искусству, развитию художественного восприятия и пониманию языка искусства.
В разделах, посвященных эстетическому развитию, рекомендуются примерные репертуары музыкальных произведений для прослушивания, для занятий по ритмике и для физкультурных упражнений, приводится перечень художественных литературных произведений разных жанров.
Слайд 50
Программа «Истоки»
Физическое развитие.
Физическое развитие направлено на охрану и укрепление здоровья
детей, на обогащение их двигательного опыта, на умение ориентироваться в
пространстве. В дошкольном возрасте особое внимание уделяется развитию произвольных движений и двигательных способностей (ловкости, выносливости, силы и т. д.).
Для каждого возрастного периода в специальном разделе «Здоровье» представлен примерный режим дня и даны рекомендации по его организации (требования к гигиеническим условиям, к безопасности в ДОУ и общественных местах и др.).
Слайд 51
Программа «Истоки»
Раздел «Развивающая предметная среда детства»
основные понятия, функции и
содержание отдельных компонентов развивающей среды современного детского сада (физкультурно-оздоровительные сооружения,
предметно-игровая среда, предметно-развивающая среда занятий, компьютерно-игровой комплекс и др.).
Слайд 52
Программа «Истоки»
Дополнительные возможности
факультативные курсы для дошкольников по следующим направлениям:
• обучение второму
языку;
• компьютер в детском саду;
• мир живой природы в городе.
Слайд 53Программа «Школа-2100» (детский сад-2100) основана на идее непрерывного образования и
по существу предполагает реализацию целей, принципов, перспектив развития содержания и
технологии российского образования на ближайшие 10 лет.
Общая цель программы: подготовка в процессе дошкольного и школьного развивающего обучения грамотной личности как показателя качественного обучения, обеспечение готовности школьника к дальнейшему развитию.
Программа
«Школа 2100 (Детский сад 2100)»
Слайд 54Программа развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100»
«Детский сад 2100»
Программа рассматривает психолого-педагогические и методические аспекты развития и
воспитания детей дошкольного возраста от 3 до 6 лет
Является одним из структурных компонентов образовательной системы «Школа 2100»
Реализует преемственность
между дошкольным и начальным образованием.
Это отражено в концептуальных основах комплекта в Образовательной системе
«Школа 2100».
Это отвечает требованиям создания и сохранения у ребенка целостной картины мира.
Слайд 55УМК «Детский сад 2100»
Система «Школа 2100» издательство «Баласс»
Слайд 56Программа развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100»
«Детский сад 2100»
Цель программы - реализовать принцип преемственности и непрерывности
в развитии и воспитании детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с концепцией Образовательной системы «Школа 2100».
Цель развития и воспитания детей дошкольного возраста состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребёнка.
Слайд 57Программа развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100»
«Детский сад 2100»
Задачи.
1. Разработка содержания, обеспечивающего воспитание и развитие личностных
качеств ребёнка;
– развитие познавательной сферы (мышления, воображения, памяти, речи);
– развитие эмоциональной сферы.
2. Формирование опыта игровой, практической, познавательной, творческой и др. деятельности.
3. Формирование опыта самопознания.
Обязательными условиями решения этих задач являются охрана и укрепление здоровья малышей, развитие их двигательной культуры, создание предметно-развивающей среды.
Слайд 58Программа развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100»
«Детский сад 2100»
Структура и содержание программы
Программа представлена следующими разделами:
1. Возрастные
особенности детей.
2. Адаптация к условиям жизни и воспитания в дошкольном учреждении.
3. Организация жизни. Охрана и укрепление здоровья.
4. Физическое развитие.
5. Игровая деятельность.
6. Социально-личностное развитие.
7. Познавательная деятельность:
– развитие речи;
– ознакомление с окружающим миром;
- сенсорное развитие;
- художественно-эстетическая деятельность
Слайд 59http://www.school2100.ru/uroki/preschool/mlad.php
Слайд 61
Программа «Развитие»
разработана в НИИ дошкольного воспитания АПН СССР под руководством
Л. А. Венгера и О. М. Дьяченко
Программа направлена на развитие
у детей дошкольного возраста умственных и художественных способностей.
Слайд 62
Программа «Развитие»
Основные теоретические положения:
Первое положение — это положение А. В.
Запорожца о самоценности дошкольного периода развития. Согласно этому положению основной
путь развития ребенка — это амплификация (от лат. amplificatio— расширение), т. е. обогащение жизни ребенка наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности. В отличие от акселерации (от лат. accelero— ускоряю), т. е. ускорения развития, амплификация предполагает максимально наполненное «проживание» каждого возрастного периода.
Второе теоретическое основание программы — концепция Л. А. Венгера о развитии способностей, согласно которой основная линия в развитии ребенка — это становление способностей (в отличие от знаний, умений и навыков). Способности понимаются как ориентировочные действия с образными средствами, специфичными для дошкольников: схемами, символами, моделями и т. д.
Слайд 63
Программа «Развитие»
Особенности программы:
Обучение построено по принципу поступательного движения от одного
возраста к другому и рассчитано на четыре года (от трех
до семи лет).
Центральная задача в младшей группе (три – четыре года) — развитие сенсорных способностей (усвоение сенсорных эталонов и действий с ними) и простейших форм символизации.
Программа средней группы(четыре – пять лет) направлена на развитие умственных и художественных способностей с помощью наглядного моделирования (планы, изображения, графические модели).
В старшей группе(пять – шесть лет) расширяются и обобщаются моделируемые отношения, вводятся новые, чисто условные формы моделирования.
В подготовительной группе (шесть – семь лет) происходит интериоризация (от лат. interior — внутренний) действий моделирования, т. е. их перевод во внутренний план.
Слайд 64
Программа «Развитие»
Особенности программы:
Организация работы во всех возрастных группах предусматривает занятия
с детьми в небольших подгруппах численностью восемь – десять человек.
В то время как одна подгруппа выполняет задания воспитателя, остальные дети под наблюдением помощника воспитателя заняты играми или самостоятельной деятельностью.
Слайд 65
Программа «Развитие»
Основные теоретические положения:
Первое положение — это положение А. В.
Запорожца о самоценности дошкольного периода развития. Согласно этому положению основной
путь развития ребенка — это амплификация (от лат. amplificatio— расширение), т. е. обогащение жизни ребенка наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности. В отличие от акселерации (от лат. accelero— ускоряю), т. е. ускорения развития, амплификация предполагает максимально наполненное «проживание» каждого возрастного периода.
Второе теоретическое основание программы — концепция Л. А. Венгера о развитии способностей, согласно которой основная линия в развитии ребенка — это становление способностей (в отличие от знаний, умений и навыков). Способности понимаются как ориентировочные действия с образными средствами, специфичными для дошкольников: схемами, символами, моделями и т. д.
Слайд 66
Программа «Развитие»
Сенсорное воспитание
занимает центральное место в работе с младшими
дошкольниками (три – четыре года).
Оно направлено на формирование представлений
о внешних свойствах предметов — их форме, цвете, величине, положении в пространстве. Сенсорное воспитание предполагает развивать умение пользоваться элементарной формой опосредования, т. е. умение использовать сенсорные эталоны.
Слайд 67
Программа «Развитие»
Ознакомление с художественной литературой и развитие речи.
Данный раздел
включает три основных направления.
1. Ознакомление с художественной литературой (чтение стихов, сказок,
обсуждение прочитанного и т. д.).
2. Знакомство со средствами художественной выразительности литературы: умение выделять в произведениях эпитеты и сравнения; игры-драматизации по сюжетам произведений, требующие интонационной выразительности; игры «в эпитеты» (подобрать как можно больше признаков к предмету).
3. Развитие познавательных способностей на материале детской литературы: подбор предметов-заместителей для персонажей сказки, использование заместителей при пересказе отдельных эпизодов, воссоздание целостных образов по некоторым реальным признакам и т. д.
Слайд 68
Программа «Развитие»
Конструирование
чрезвычайно важный раздел для овладения такими средствами умственной
деятельности, как моделирование представлений о предметах и соответствующих им действиях
наглядного моделирования.
Этот раздел содержит разные типы задач, для решения которых необходимы соответствующие средства: конструирование по образцу, по заранее заданным условиям, по рисунку, по схематическим изображениям. Дети учатся не только использовать готовую схему для собственной конструкции, но и самостоятельно создавать схематические изображения предметов по готовому образцу конструкции и по словесному описанию.
Слайд 69
Программа «Развитие»
Развитие элементарных математических представлений.
Основные задачи раздела — обучить
детей умению выделять свойства предметов, связанные с величиной; дать представления
о количественных отношениях, о числе, о числовом ряде и т. д.
Для достижения всех этих задач необходимо строить и использовать вместе с детьми наглядные модели, позволяющие зримо представить количественные отношения (предметы-заместители, счеты, различные значки, числовая ось и т. д.).
Слайд 70
Программа «Развитие»
Ознакомление с пространственными отношениями.
Задача этого раздела программы — формировать
умение хорошо ориентироваться в пространстве, для чего необходимо учиться понимать
и использовать планы в разных пространственных ситуациях.
План, как известно, представляет собой общепринятое условное изображение отдельных предметов и их отношений в пространстве. Дети усваивают условные обозначения различных предметов на плане, постигают схему взаимного расположения предметов на плане, учатся менять исходную точку отсчета, т. е. пользоваться планом, отображающим пространство с разных позиций, не совпадающих с позицией самого ребенка.
Слайд 71
Программа «Развитие»
Подготовка к обучению грамоте и обучение грамоте.
Задача первого
этапа этого раздела программы - научить ребенка хорошо ориентироваться в
звуковой сфере речи. Внимание ребенка переключается со смысловой стороны речи на звуковую: дети учатся проводить звуковой анализ слов, моделируя на картинках-схемах звуковой состав слов с помощью разноцветных фишек, выполняющих роль заместителей звуков.
Дети знакомятся со слоговой структурой слова, учатся делить слова на слоги, проводить звуковой анализ слова. Программа подготовительной группы предусматривает обучение чтению.
Слайд 72
Программа «Развитие»
Изобразительная деятельность.
В этом разделе ставится задача — научить
передавать средствами изобразительной деятельности различные отношения (между человеком и окружающим
его миром, между предметами, между людьми и т. д.). Дети учатся техническим приемам рисования, передающим различные свойства предметов и их отношения.
Слайд 73
Программа «Развитие»
Развитие игровой деятельности
два основных вида игры дошкольника —
сюжетно-ролевая игра и игра с правилами.
Учитывая специфические особенности этих
видов игр, воспитатель организует совместную игру в небольших подгруппах, чтобы не нарушать замысел партнеров и общие правила игры. Основная задача воспитателя в развитии сюжетно-ролевой игры состоит в том, чтобы постепенно усложнять ролевое поведение, а для этого необходимо учить изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, учить согласовывать свои действия, распределять и перераспределять роли и т. д.
В играх с правилами воспитатель учит детей действовать произвольно, но соблюдая все правила игры. В младших группах специально формируются общие схемы совместных действий с партнерами, чтобы усвоить правила одновременного с другими или поочередного действия. Особое внимание уделяется усвоению правила очередности.
Слайд 74
Программа «Золотой ключик»
Программа разработана под руководством Г. Г. Кравцова и
Е. Е. Кравцовой.
Слайд 75
Программа «Золотой ключик»
Теоретической основой данной программы является известное положение концепции
Л.С. Выготского о единстве аффекта и интеллекта.
Суть этого положения
заключается в том, что эмоционально-волевое и когнитивное развитие ребенка нельзя осуществлять изолированно: эти две линии детского развития взаимообусловлены и должны составлять органическое единство.
Авторы справедливо подчеркивают, что в дошкольном возрасте интеллектуальное развитие подчинено развитию эмоциональной сферы: именно эмоциональная привлекательность, эмоциональная насыщенность материала обеспечивают лучшее его усвоение и познавательное развитие детей. Таким образом, задача воспитания — максимально насыщать жизнь детей разнообразными волнующими событиями (конечно, позитивными).
Слайд 76
Программа «Золотой ключик»
Основная цель программы — «достижение органического единства условий,
обеспечивающих детям максимально полное, соответствующее возрасту развитие и одновременно эмоциональное
благополучие и счастливую, радостную жизнь каждому ребенку».
Слайд 77
Программа «Золотой ключик»
Изменения в традиционные принципы обучения и воспитания детей:
• Изменить
организацию педагогического процесса: ребенок не просто получает знания от взрослого,
а «проживает» вместе с ним определенные эмоционально окрашенные события, которые становятся его личным опытом.
• Изменить позицию педагога в образовательном процессе: взрослый не только учит и воспитывает, но и «живет» совместно с детьми, и конкретные педагогические задачи решаются уже внутри этой общей интересной жизни.
• Преодолеть существующее отчуждение семьи и детского сада: родители должны непременно активно участвовать в работе детского сада и свободно подключаться к жизни своих детей.
• Сделать главным принцип семейного, а не общественного воспитания: жизнь в детском саду должна строиться по образцу большой семьи, которая как бы является продолжением собственной семьи ребенка.
Слайд 78
Программа «Золотой ключик»
Содержание образования организовано по четырем основным направлениям:
-ориентировка
в пространстве;
-ориентировка во времени;
-умение действовать с разными материалами;
-развитие рефлексивных способностей.
На протяжении дошкольного возраста (от трех до семи лет) каждое из четырех направлений поочередно становится преобладающим.
Слайд 79
Программа «Золотой ключик»
Традиционных обучающих занятий в «Золотом ключике» практически нет.
По мнению авторов программы, «решение большинства воспитательных задач, а также
освоение основного объема знаний, практических навыков и умений происходит в разновозрастном общении детей друг с другом и с воспитателем, в сбалансированных коллективных, микрогрупповых и индивидуальных деятельностях, в многообразных играх и театрализациях, в запланированных и неожиданных “событиях”».
Слайд 80
Программа «Золотой ключик»
В основе организации всей жизнедеятельности детей лежит специально
разработанная система мероприятий, связанная с сезонными или тематическими циклами. С
помощью театрализованных представлений, игр-драматизаций, увлекательных «событий» дети «погружаются» в новые области действительности, внутри которых усваивают новые знания и умения.
Так, например, «устраивается» путешествие в Африку. Во время такого «путешествия» дети узнают много нового по географии и истории, о жизни экзотических животных, о климате, о народных традициях местных народов и т. д. Авторы полагают, что такая организация позволяет пробудить детскую активность и ввести детей в смысловой контекст культурных традиций, вызвать эмоциональное отношение к познавательному содержанию.
Слайд 81
Программа «Содружество»
Данная программа разработана коллективом дошкольного проекта Сороса в Центре
развития ребенка Джорджтаунского университета США. Исполнительный директор программы — доктор
наук Памела Коглин. В России национальным координатором программы является кандидат педагогических наук Г. П. Козлова.
Слайд 82
Программа «Содружество»
Главная цель программы — подготовить ребенка к жизни в
быстро меняющемся мире, сформировать устойчивое стремление и умение учиться и
меняться самому. В качестве ценностных ориентиров выделяется воспитание следующих способностей:
• уметь критически мыслить и осуществлять свой выбор самостоятельно;
• принимать те или иные новые жизненные ситуации и самому быть инициатором изменений;
• ставить и решать проблемы;
• быть творческим и находчивым; развивать воображение, уметь соображать;
• заботиться о людях, стране, окружающей среде.
Слайд 83
Программа «Содружество»
Ключевая идея - развитие маленького ребенка должно быть совершенно
свободным.
Программа построена на принципе спонтанного, естественного обучения, которое осуществляется
в реальной жизни. Авторы исходят из того, что обучение и развитие ребенка происходит тогда, когда он пытается осмыслить окружающий его мир. Соответственно методы предлагаемые программой «Содружество», направлены на стимулирование познавательной активности, на предоставление возможностей быть «исследователями», делать продуманный выбор и достигать успеха.
Слайд 84
Программа «Содружество»
Важнейший блок программы — организация центров активности детей. Материалы
и оборудование размещаются в специально организованных местах или зонах —
центрах активности, в которых происходят игры и занятия.
Каждая группа имеет несколько таких центров:
• «Сюжетно-ролевая игра»;
• «Открытая площадка»;
• «Строительство»;
• «Литература»;
• «Искусство»;
• «Манипулятивные (настольные) игры и игрушки»;
• «Песок и вода».
Слайд 85
Программа «Содружество»
Содержание программы «Содружество» направлено на освоение и понимание различных
аспектов окружающего мира, а именно:
• физического мира; такие действия, как измерение,
взвешивание, строительство из блоков и веревок, работа по дереву, игры с песком и водой, смешивание красок и т. д., способствуют пониманию свойств различных материалов и освоению действий с ними;
• социальной и культурной действительности; ролевые игры, приготовление пищи, чтение рассказов, драматизации, дискуссии по поводу общественной жизни позволяют ребенку понять и освоить эту сферу реальности;
• логики и математики; для освоения этой сферы используются такие умственные действия, как измерение, сравнение, счет, нахождение тождества, построение последовательностей, классификация и т. д.;
- устной и письменной речи; чтение, письмо, рисование, умение слушать и высказывать собственные идеи помогают освоить данную сферу.
Слайд 86
Программа «Содружество»
Одно из основных направлений — обеспечение социального и эмоционального
развития детей.
Умение преодолевать конфликты и несогласованность, адекватно выражать чувства,
сдерживать агрессивные импульсы, проявлять заботу и уважение друг к другу, справедливо распределять игрушки и материалы, поддерживать чужую инициативу — все это способствует моральному воспитанию и социально-эмоциональному развитию дошкольников.
Слайд 87
Программа «Содружество»
Одно из главных направлений работы - полноправное участие семьи
в жизни детского сада.
Персонал детского сада признает главную роль
семьи как первого воспитателя ребенка. В программе содержится описание различных форм участия родителей в воспитании и обучении детей: посещения детского сада, беседы по поводу ребенка, собрания, семинары со специалистами, консультации, обмен опытом, разовые деловые поручения, занятия и игры с детьми в группе, изготовление оборудования, праздники, экскурсии и т. д.
Одно из важных направлений в работе каждого воспитателя - посещение семьи ребенка.
Слайд 88
Программа «Содружество»
Особенности руководства программой
В каждой группе, содержащей до 25 детей,
должны работать один воспитатель и два ассистента. По мере возможности
должности ассистентов могут выполнять родители. Профессиональная позиция ассистента — отношение к воспитателю как к лидеру. Ассистент может обращаться к воспитателю за помощью, должен информировать его о своих планах, принимать его инструкции и контроль.
Воспитателю оказывает поддержку еще одно лицо — координатор программы, который несет ответственность за участие родителей в жизни детского сада. Эта новая штатная должность считается ключевой для данной программы. В функции координатора входят подбор и запись детей, подбор ассистентов, установление связей с общественными инстанциями, выбор форм привлечения родителей к воспитанию детей в группе, организация специального помещения для встреч с родителями (семейной комнаты)
Слайд 89Программа «Тропинки»
Научный руководитель программы —
доктор психологических наук, профессор В.Т.
Кудрявцев
Развитие культуры мышления
«Художественное конструирование»
Пособие для детей
«Путешествие в страну математики. Кто это?»
Рабочие тетради для детей 2–3 лет:
«Жираф», «Коза», «Заяц», «Кошка», «Лиса», «Слон»,
«Собака», «Утенок»
«Путешествие в страну математики. Мир вокруг меня»
Рабочие тетради для детей 2–3 лет:
«Дом игрушек», «Лес», «Магазин», «Матрешки»,
«Новогоднее приключение», «Пирамидки»,
«Твои любимые сказки», «Цирк»
«Путешествие в страну математики» для детей 3–4 лет
Рабочие тетради № 1–9
Методическое пособие
Дидактические материалы (в двух частях)
«Путешествие в страну математики» для детей 4–5 лет
Методическое пособия
Дидактические материалы (в двух частях)
Рабочие тетради № 1–3
«Мир математики»
Рабочие тетради № 1, 2 для детей 4–5 лет
Новые программы
Слайд 90Программа «Тропинки»
Научный руководитель программы —
доктор психологических наук, профессор В.Т.
Кудрявцев
Программа «Тропинки» строится по следующим направлениям: развитие культуры движений и
оздоровительная работа, развитие культуры познания, развитие художественно-эстетической культуры, развитие культуры общения.
• «Тропинки»
Интегрированная программа обучения, развития,
оздоровления дошкольников
• «Концептуальные основы проекта
развивающего дошкольного образования»
Методическое пособие
• Развитие культуры общения
«Развитие речи детей 3–4 лет»
«Развитие речи детей 4–5 лет»
«Развитие речи детей 5–6 лет»
«Развитие речи детей 6–7 лет»
Программы, методические рекомендации,
конспекты занятий, игры и упражнения
Дидактические материалы
Пособия для дошкольников
Слайд 91Программа «Тропинки»
Научный руководитель программы —
доктор психологических наук, профессор В.Т.
Кудрявцев
• Развитие культуры общения
«Подготовка к обучению грамоте детей
4–7 лет»
Программа
«Подготовка к обучению грамоте детей 4–5 лет»
«Подготовка к обучению грамоте детей 5–6 лет»
«Подготовка к обучению грамоте детей 6–7 лет»
Методические пособия
«Эти удивительные звуки»
Рабочая тетрадь для детей 4–5 лет
«Тайны слов и звуков»
Рабочая тетрадь для детей 4–5 лет
«Paths to the World». Английский язык для дошкольников
Учебное пособие для детей 5–6 лет
Методические рекомендации
Слайд 92Программа «Тропинки»
Научный руководитель программы —
доктор психологических наук, профессор В.Т.
Кудрявцев
• Развитие художественно-эстетической культуры
«Музыкальный мир» для детей 3–5
лет
«Музыкальный мир» для детей 5–7 лет
Пособия для детей (в двух частях)
Нотные хрестоматии
Программы, методические рекомендации,
содержание занятий
«Художественный труд»
Пособия для детей 4–5 лет и 5–6 лет
Программа комплексного обучения и развития детей 5–6 лет «Предшкольная пора»
Руководитель программы —
чл.-корр. РАО, доктор педагогических наук,
профессор Н.Ф. Виноградова
Программа поможет воспитателям, педагогам и родителям
подготовить ребенка к обучению в школе.
Она реализует две основные цели: социальную (обеспечение возможности единого старта шестилетних первоклассников) и педагогическую (развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста, формирование его готовности к систематическому обучению).
Особое внимание уделено развитию речи и психических процессов: мышления, внимания, воображения и т.д.
Слайд 93Программа «Кроха»
Предназначена для работы с детьми раннего возраста
Ориентирована не только
на педагогов, но и на родителей
Создана с учетом достижений современной
отечественной педагогики
Включает показатели развития ребенка
Может быть использована в группах раннего развития
Слайд 94Учебно-методический комплект:
Программа
Методические рекомендации к программе
Методические пособия с конспектами, описаниями игр
и т.д.
Книга для родителей
Программа «Кроха»
Слайд 95Программа воспитания и развития детей в условиях ДОУ
Методические
рекомендации
к
программе
Пособие для родителей
Слайд 96Пособие призвано ввести кроху
в прекрасный мир природы и
полюбить его.
Маленькая игротека
по сенсорному и речевому развитию ребенка
На страницах этой книги вы
найдете
увлекательные игры, упражнения,
оригинальные комплексы гимнастики,
сценарии физкультурных занятий и
развлечений с малышами от рождения до трех
В книге раскрываются условия развития первых самодеятельных сюжетных игр малышей и возможности их всестороннего развития в игре
Слайд 97Программа разработана авторским коллективом под руководством Т.Н. Дороновой. В основе
лежит важнейший стратегический принцип современной системы образования- его непрерывность, которая
на этапах дошкольного и школьного детства обеспечивается тесной координацией трех социальных институтов образования-семьи, детского сада и школы. Программа помогает решать задачи в условиях семьи и детского сада по двум направлениям: «Здоровье» и «Развитие»
Программа «Из детства - в отрочество»
издательства «Просвещение»
Программа для родителей и воспитателей направлена на укрепление здоровья и развитие детей 1-7 лет, большое внимание уделено преемственности детского сада и школы. Имеет гриф Министерства образования РФ и рекомендована к использованию в дошкольных образовательных учреждениях.
Слайд 98Программа
«Из детства – в отрочество»
Комплексная программа для дошкольных образовательных
учреждений
Направлена на укрепление здоровья и полноценное развитие детей от 1
года до 7 лет, подготовку их к школе
Адресована воспитателям и родителям детей раннего и дошкольного возраста
Слайд 99Программа
«Из детства – в отрочество»
Обеспечена пособиями для педагогов и
детей по всем направлениям
Содержит методики педагогического обследования каждого ребенка
Включает элективные
курсы
Слайд 100Программа
«Из детства – в отрочество»
Учебно-методический комплект:
Программа
Методические пособия с конспектами
занятий по всем направлениям
Пособия для детей
Книги для родителей
Включает элективные курсы
Дополнительные
пособия
«Математические сказки»
«Умные раскраски»
Слайд 101Программа для воспитателей и родителей
Пособие для воспитателей ДОУ
Слайд 103Здоровье
Пособия для воспитателей и родителей
Слайд 104Развитие речи
Методические пособия с конспектами занятий
Готовится к выходу
Слайд 107Познавательное развитие
Методическое пособие
Пособие для детей
Готовится к выходу
Слайд 108 «Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Успех» разработана в соответствии
с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного
образования…»
« Департамент общего образования направляет программу «Успех» для обсуждения … возможности использования данной программы наряду с другими примерными основными общеобразовательными программами для разработки основных общеобразовательных программ дошкольного образования дошкольных образовательных учреждений.»
Слайд 109Программно-методический комплекс для детей
дошкольного возраста
(от 3 до 7
лет)
УСПЕХ
Слайд 110Особенности нового комплекса
Полное соответствие Федеральным государственным требованиям в сфере дошкольного
образования
Слайд 111Особенности нового комплекса
Приоритет социально-личностного развития детей, формирования личностных качеств
Дошкольное детство
– «это период первоначального фактического складывания личности…»
А.Н.Леонтьев
Реализация принципа интеграции
–взаимопроникновение и взаимодействие образовательных областей, обеспечивающих целостность образовательного процесса