Слайд 1Программа довузовской подготовки
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Слайд 2Программа курса
Раздел 1. Человек и общество
Раздел 2. Экономика
Раздел 3. Социальные
отношения
Раздел 4. Политика
Раздел 5. Право
Слайд 3Раздел 1. Человек и общество
Панькова Наталья Михайловна
к.ф.н., ст. преподаватель кафедры
истории и философии науки и техники
Института социально-гуманитарных технологий
Томского политехнического
университета
Лекция 3. Познание человека
Слайд 4Вопросы:
1. Познание человека. Гносеология
Структура познавательного процесса.
Виды знаний
2. Понятие истины, её
критерии
1.5 Мышление и деятельность
1.6 Потребности и интересы
1.7 Свобода и необходимость
в человеческой деятельности. Свобода и ответственность
1.8 Системное строение общества: элементы и подсистемы
Слайд 5Познание человека
Знания являются результатом отображения в нашем сознании окружающего мира
в виде понятий, суждений, умозаключений и т.п.
Знания формируются путем обработки
человеком имеющейся у него информации. Одна и та же информация может сформировать различные знания у разных людей.
Каждой форме общественного сознания (мифология, религия, наука) соответствует свое специфическое знание.
Распространенным является деление знания на научное и ненаучное.
В многообразии знания выделяют также практическое знание (опыт), народную мудрость (коллективный опыт и здравый смысл) и искусство.
Слайд 6Гносеология – теория познания
Познание - совокупность процессов, процедур и методов
приобретения знания
целенаправленная
деятельность человека
субъект
познания -
S
Окружающий мир -
О познания
Слайд 9Структура познавательного процесса
2 ступень
Рациональное познание
Представление
(память и воображение)
восприятие
ощущение
умозаключение
суждение
понятие
(абстрагирование)
1 ступень:
Чувственное познание
Слайд 10Формы чувственного познания
ОЩУЩЕНИЕ – единичный акт чувственного познания
ВОСПРИЯТИЕ – совокупность
нескольких ощущений, целостный образ предмета
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ – образ ранее воспринятого предмета
Слайд 11Формы рационального познания
ПОНЯТИЕ – словесный символ, выражающий существенные признаки предмета
СУЖДЕНИЕ
– совокупность связанных между собой понятий
УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ – совокупность нескольких суждений,
связанных между собой по законам логики
Яблоко
Слайд 13Особенности чувственного и рационального познания
Слайд 14Гносеология (Эпистемология) – учение о познании
Основные проблемы:
Природа познания
Возможности и границы
познания
Отношение знания к реальности
Критерии истинности
Субъект и объект познания
Древо познания
Процесс познания
Слайд 15Границы разума
Вещь-в-себе
Мир умопостигаемых сущностей
Мир явлений, данных в опыте
По Канту, разум
не может выйти за пределы чувственного опыта и познать «вещи
в себе».
По учению Канта, такого рода попытки приводят разум к противоречиям.
мир ноуменов
мир феноменов
Слайд 162. Понятие истины, её критерии
Истина есть процесс, а не некий одноразовый
акт постижения объекта сразу в полном объеме.
Истина едина, но в
ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты, которые можно рассматривать и как относительно самостоятельные истины.
Слайд 18В научном познании истина выступает и как цель, и как
ценность.
Постижение истины – сложный процесс, который содержит:
Определение источника знания,
Ступени, уровни,
методы и формы познания,
Особенности содержания знания, его отношение к действительности и
Способы проверки.
Процесс начинается с практического взаимодействия с реальностью, продолжается формирование теоретических представлений и заканчивается подтверждением результатов на практике.
Слайд 20Виды истины
Объективная истина - это такое содержание знания, которое не зависит
ни от человека, ни от человечества.
Абсолютная истина - это исчерпывающее достоверное
знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.
Относительная истина - это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.
Слайд 21Объективная истина
Разница между абсолютной и относительной истинами (или абсолютным и
относительным в объективной истине) в степени точности и полноты отражения
действительности. Истина всегда конкретна, она всегда связана с определенным местом, временем и обстоятельствами.
Объективная истина – адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый объект так, как если бы он существовал сам по себе, независимо от человеческого сознания.
Слайд 22Конкретность истины
Существует зависимость знаний от конкретных связей и взаимодействий, а
также от условий существования объекта в момент его отражения субъектом.
Истинное знание всегда конкретно – имеет привязку к определенному месту, времени и другим соответствующим условиям. Поэтому при усвоении знания всегда следует учитывать возможность его трансформации (например появление новых данных об объекте в связи с расширение познавательных возможностей субъекта)
Слайд 23Объективная истина
Имеет 3 аспекта:
Понимается как объективная часть бытия.
Тесно связано с
понятием смысла жизни, моральными и этическими ценностями. В этом случае
истина понимается как правда, в противоположность лжи, несправедливости.
Раскрывается через деятельность человека, направленную на преобразование объективной реальности. Истина – как характеристика объективного знания о свойствах предмета (например, для его эффективного использования)
Слайд 24Субъективная истина – это отражение объективного знания в индивидуальном или
общественном сознании.
Это приводит к возникновению различных точек зрения на один
и тот же предмет и порождает проблему заблуждений.
Слайд 25Виды истины
Абсолютная истина - отражение знания неизменного, неопровержимого в ходе дальнейшего
рассмотрения.
Абсолютная истина – это не как процесс, она
статична, неизменна, это исчерпывающее знание.
Абсолютная истина труднодостижима.
Относительная –истина, отражающая имеющееся знание об объекте на данный момент времени.
Теории, утверждающие существование абсолютной истины называют метафизикой.
Догматизм – преувеличение роли абсолютной истины, относительной истины - релятивизм.
Слайд 27Заблуждение
Ложь – преднамеренное искажение информации в чьих-либо интересах.
Знание, не соответствующее
своему предмету, не совпадающее с ним, неумышленное искажение информации.
Искаженное отражение
действительности, возникающее как результат абсолютизации отдельных ее сторон
Дезинформация – передача искаженной информации
Ошибка – результат неверных действий
Слайд 30Абсолютная истина всегда объективна!
Но не наоборот! Объективная истина абсолютна только
в определенных условиях.
Слайд 33Критерии научной истины
Первичные критерии истины:
Рациональная обоснованность (доказуемость)
Объективная направленность
Системность
и упорядоченность
Применимость на практике
Подтверждение фактами и экспериментально
Согласованность с
научной парадигмой
Корректность и точность понятийного аппарата
Слайд 34Вторичные критерии:
Продуктивные: красота, простота, гармоничность, ясность, очевидность
Не продуктивные: вера,
авторитет, традиционность
Слайд 36В религиозных учениях под истиной понимается путь, знание, которое ведет
человека к спасению.
Это знание содержится в словах учителя или приобретается
на пути следования заповедям.
Слайд 39Современное понимание истины
Специфика современного понимания заключается в том, что 1)
действительность отраженная в истине трактуется как объективная реальность, которая существует
независимо от нашего сознания и сущность которой проявляется через явление.
2) Познание и истина как его результат рассматриваются в неразрывной связи с практикой.
Метод – путь достижения истины
Слайд 40Эмпирические методы:
Наблюдение – процесс восприятия процессов и явлений с
целью их познания
Измерение – процесс представления свойств реальных объектов
в виде количественных величин
Эксперимент – процесс воздействия на реальный объект или его изучение в заданных условиях
Слайд 41Теоретические методы:
гипотетико-дедуктивный – выведение значения из гипотез, истинное значение которых
неизвестно
Абстрагирование – отвлечение от одних свойств и качеств предмета
с выделением других, более значимых,
Идеализация – процесс создания мысленных, не существующих в реальности объектов или условий: точка, идеальный газ ит.д.
Обобщение – процесс установления общих свойств и признаков предмета
Слайд 42Методы, связующие теоретический и эмпирический уровни научного знания
Сравнение – сопоставление
различных объектов по одинаковым характеристикам
Анализ – разделение целостного объекта на
составляющие элементы
Моделирование – создание модели объекта (мысленное, математическое, физическое, виртуальное)
Слайд 43Формы научного знания
Факт – данные, подтвержденные научным экспериментом
Проблема
– вопрос, не имеющий однозначного решения
Гипотеза – предположение о
свойствах, причинах, структурных связях изучаемых объектов
Закон – теоретические утверждения, отражающие существенные и постоянные связи явлений
Теория - совокупность умозаключений, отражающая объективно существующие отношения и связи между явлениями
Слайд 44Самостоятельная работа:
Проанализируйте высказывание. О какой истине идет речь?
Истина – зеркало,
отражение которого невыносимо для притворства и лицемерия!
Фридрих Шеллер