Слайд 1Метод проектов:
использование в учебном процессе
Слайд 2Проектирование – от лат. projectus – брошенный вперед
Проектирование :
мысленное моделирование
образа желаемой действительности,
описание желаемого результата (цели) и той деятельности,
которая должна к нему привести,
целенаправленная деятельность для достижения желаемого результата.
2 составляющие, 2 смысла слова:
замысел и прогноз (на бумаге)
его осуществление на практике.
Слайд 3Историческая справка
20-е годы ХХ века, США
Метод проекта – метод проблем
Дж.Дьюи
(американский философ, педагог),
В. Хилпатрик (ученик)
1905 г – С.Т.Шацкий, Россия
1931
г – метод осужден
Возрождение интереса к методу в наше время
Идея:
Организация обучения через целесообразную деятельность ученика с учетом его интересов в конкретном знании –
личная заинтересованность
Слайд 4Основные понятия
Выписать все слова, ассоциирующиеся со словом «проект»
Привести примеры проектирования
из жизни
Чем учебный проект отличается от подготовки доклада, реферата?
Выбрать
5 ключевых слов к понятию «Метод проектов в учебном процессе»
Слайд 5Основные ключевые слова
Проблема
План
Поиск - Выбор
Продукт
Презентация
Самостоятельность
Само-
Анализ результата
Слайд 6Что такое проблема?
Проблема - ( от греч. рroblema - задача,
задание) - осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие
в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта.
Проблема – задача, содержащая противоречие, не имеющая однозначного ответа и требующая исследования и поиска решений
Слайд 7Ситуация может приобрести проблемный характер если:
имеются те или иные противоречия,
которые необходимо разрешить,
требуется установить сходства и различия,
важно установить причинно-следственные связи,
необходимо
обосновать выбор,
требуется подтверждение закономерностей примерами из собственного опыта и примеров из опыта — теоретическими закономерностями,
стоит задача выявления достоинств и недостатков того или иного решения.
Слайд 8Виды проектов и их классификаций
Монопредметные
Межпредметные
Надпредметные
Исследовательские
Поисковые
Творческие
Прикладные
Мини-проекты
Средней
продолжительности
Долгосрочные
Коллективные
Индивидуальные
Групповые
Класс
Школа
Город
Страна
Другие страны
Слайд 9Выбор тематики проекта
Определяется педагогом
по предмету
в соответствии с потребностями обучающихся
с учетом
учебной ситуации
с учетом возраста и способностей обучающихся
Предлагается обучающимися
исходя из
собственных
интересов
Слайд 10Метод проектов:
предметно-ориентированный подход
Говоря о методе проектов, имеют в виду
способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна
завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом
Слайд 11Цель метода проекта
Научить:
приобретать знания самостоятельно
пользоваться приобретенными знаниями для
решения конкретных задач
искать пути решения проблемы, выбирая оптимальный при наличии
альтернативы
планировать свою деятельность
работать в разнообразных группах, выполняя разные социальные роли
объективно оценивать процесс и результат проектирования..
Слайд 12МЕТОД ПРОЕКТОВ – технология моделирования и организации образовательных ситуаций, в
которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения
самостоятельной деятельности учащегося.
ПРОЕКТ – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающийся созданием продукта.
Слайд 13Результат образования:
Технология достижения
результата:
УРОК: знания о…, транслируемые учителем.
КЛАСС: ранжирование, система
освоения ЗУНов, заданная логикой предмета.
ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ,
НАВЫКИ
[приобретенные через присвоение информации и
воспроизведение действий]
КОМПЕТЕНТНОСТИ
[способы деятельности,
приобретенные
через проживание ситуаций, рефлексию опыта]
МЕТОД ПРОЕКТОВ: набор моделируемых ситуаций
Слайд 15Проблема - Тема - Цель
Ресурсы Критерии успешности
Идея
Образ результата
Планирование:
-задачи, мероприятия
-сроки, -исполнители
Выполнение,
анализ,
корректировки
Презентация, оценка,
самооценка
Слайд 161.Начинание
2.Проблемы, идеи
3.Принятие решений
4.Выполнение
5. Защита
6. Анализ
Слайд 17
Консультирует
Мотивирует
Фасилитирует
Наблюдает
Учитель
Выбирает
(принимает решения)
Выстраивает систему
взаимоотношений с людьми
Оценивает
Ученик
Слайд 18Формы продуктов проектной деятельности
Слайд 19Инструментарий планирования проекта: «отчетность по вехам»
Слайд 20Оценка проекта:
Внешняя оценка «продукта» - критерии должны быть известны заранее
Оценка
освоения предметных знаний и умений (усвоения темы) в ходе проектной
деятельности
Оценка сформированности ключевых компетентностей:
Решения проблем
Информационной
Коммуникативной
Слайд 21«Внешняя» оценка проекта: параметры
актуальность темы, значимость проблемы
целесообразность используемых методов
корректность
обработки собранных данных
оригинальность решения
степень самостоятельности и активности каждого участника
характер взаимоотношений в
работе
доказательность предлагаемых решений, четкость выводов
эстетика оформления результатов проекта
умение отвечать на вопросы оппонентов