Слайд 1Символическое значение образа
Сони Мармеладовой.
Полифонизм романа
Ф. М. Достоевского
«Преступление и наказание». Социально-психологический роман.
«Нет счастья в комфорте, покупается счастье
страданием. Человек не родится для счастья, человек заслуживает своё счастье, и всегда страданием».
(из Записных книжек Достоевского)
Слайд 2Литературовед М. Бахтин определял «Преступление и наказание» как полифонический роман. … Именно потому, что произведение полифонично по
своей структуре, оно насыщено описанием чувств и мыслей, внутренними монологами и диалогами.
Слайд 3Семья Мармеладовых
(одна из подобных ей семей бедняков)
Семен Захарович Мармеладов
Катерина Ивановна
Мармеладова
Соня Мармеладова
Слайд 4Семен Захарович Мармеладов
Опустившийся, утративший всякое человеческое достоинство , отставной чиновник.
Его пьяная исповедь в кабаке о своей судьбе – это
жизненная драма человека, которого раздавил жестокий мир. Он любит жену и детей (после смерти у него в кармане нашли мятного петушка). Но душа совестливого человека не может вынести ежедневных унижений. Мармеладов знает, что его дочь, чистая и светлая Соня, живет по желтому билету. Перед нами – полностью раздавленный нищетой и собственным бессилием человек.
Слайд 5Катерина Ивановна Мармеладова
До предела измученная женщина – мачеха Сони. Она
благородного происхождения (из разорившейся дворянской семьи), поэтому ей гораздо тяжелее,
чем падчерице и мужу. И дело не в житейских трудностях, а в том, что у нее нет никакой отдушины (Соня находит утешение в Библии, в молитвах, Мармеладов забывается в кабаке). Катерина Ивановна – натура страстная, гордая, бунтарская. Все, что ее окружает, кажется ей адом, и она не умеет смиряться, терпеть и молчать, как Соня. Измученная нищетой, она умирает от чахотки.
Слайд 6 Родион Раскольников и Соня Мармеладова — два главных героев романа,
подобные двум встречным потокам. Их мировоззрение составляет идейную часть произведения.
Соня Мармеладова — нравственный идеал писателя. Она несёт с собой свет надежды, веры, любви и сочувствия, нежности и понимания. Именно таким, по мнению писателя, должен быть человек. Соня олицетворяет собой правду
Ф. М . Достоевского. Согласно мнению русского поэта, философа, публициста П. С. Соловьева, среди населяющих мир живых существ есть единый центр Божественного замысла о мире. Этот центр есть Душа мира, София. Она же — тело Христово. Во вселенском понимании тело Христово есть Церковь. Она же, как женственная индивидуальная личность, есть Пресвятая Дева Мария. София есть душа и совесть человечества. Все поступки Сони Мармеладовой соотнесены с этим учением.
Слайд 7Задание.
Составьте письменно цитатный портрет Сони, подчеркнув её беззащитность, хрупкость
и нравственность.
Слайд 8Соня Мармеладова
Соня – 18-летняя девушка, все образование которой – несколько
книг романтического содержания. С ранних лет видела вокруг себя лишь
пьяные ссоры, дрязги, болезни, разврат и человеческое горе. Соня – «блудница», как пишет о ней Достоевский. Она вынуждена продавать себя, чтобы спасти от голодной смерти свою семью. Чтобы помочь мачехе и ее детям, она фактически убивает себя как личность, но удивительным образом сохраняет свою чистоту. Ее душа переполнена христианской любовью к людям, готовностью к самопожертвованию.
Слайд 9Главные черты Сони Мармеладовой
Самопожертвование
Чтобы облегчить жизнь своей семьи, своих близких,
девушка приносит себя в жертву. Вся ее жизнь – самопожертвование.
Когда Раскольников говорит с ней о самоубийстве как о единственном достойном выходе, она его прерывает напоминанием о родных: «А с ними-то что буде?». Любовь к ближним лишает ее даже такойго выхода, как смерть.
Смирение
Девушка не возмущается и не протестует – она покорилась судьбе. Смирение Сони Достоевский противопоставляет бунту Раскольникова. Терпение Сони и ее жизненная сила во многом происходят от ее веры. Она верит в Бога, в справедливость слепо, не вдаваясь в сложные философские рассуждения. Все ее поступки определяются христианскими заповедями и религиозными законами. Сохранить в себе искру человеческого ей помогает вера в Бога.
Всепрощение
Именно Соне обязан Раскольников своим духовным возрождением. Ее исстрадавшаяся, но чистая душа способна даже в убийце увидеть человека, сопереживать ему, мучиться с ним. В сущности, отношение Сони к Раскольникову – это отношение Бога к человеку, т.е. всепрощение. Она вернула Родиона к истине словами Евангелия и примером собственной жизни. Религия в романе является способом решения нравственных проблем, а Соня несет в себе Божественное начало.
Слайд 10Две правды в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Слайд 13Задание для 1-й группы. Докажите, что писатель утверждает в романе
«правду» Сони. Как отвечает Ф. М. Достоевский на вопрос: «Как
уничтожить на земле зло?»?
Задание для 2-й группы. В чём прав и в чём не прав Ф. М. Достоевский, противопоставляя «правде» Раскольникова «правду» Сонечки Мармеладовой?
Задание для 3-й группы. Обратившись к эпилогу, проследите, как происходит воскрешение человека в Раскольникове через любовь к Соне.
Слайд 14 Соня Мармеладова и Родион Раскольников существуют в совершенно разных мирах.
Они — как два противоположных полюса, но не могут существовать
друг без друга. В образе Раскольникова воплощена идея бунта, в образе Сони — идея смирения. Но содержание и бунта, и смирения — тема многочисленных споров, непрекращающихся и в настоящее время. Герои романа остаются верны своим убеждениям, несмотря на то, что вера их различна. Оба понимают, что Бог един для всех, и он укажет истинный путь каждому, кто ощутит его близость. Автор романа путём нравственных исканий и размышлений пришёл к мысли о том, что каждый человек, приходящий к Богу, начинает по-новому смотреть на мир, переосмысливает его. Поэтому в эпилоге, во время нравственного воскрешения Раскольникова, Ф. М. Достоевский говорит, что «начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью».
Слайд 15 Справедливо осудив «бунт» Раскольникова, Достоевский оставляет победу не за сильным,
умным и гордым Раскольниковым, а за Соней, видя в ней
высшую правду: лучше страдание, чем насилие,— страдание очищает. Соня исповедует нравственные идеалы, которые, с точки зрения писателя, наиболее близки широким народным массам: идеалы смирения, всепрощения, молчаливой покорности.
Слайд 16 Таким образом, в романе сталкиваются два мира: правда рассудка и правда
веры. До самого эпилога не ясно, чем закончится их борьба.
Но все-таки побеждает вера: когда Соня приезжает к Раскольникову на каторгу и привозит ему Евангелие, он читает и понимает, что действительно необходимо раскаиваться и страдать.
Однако некоторые герои не участвуют в этой борьбе. Например, Порфирий Петрович и Разумихин – они простые обыватели, они не думают о «правде». Принимают теорию Раскольникова, но не торопятся использовать ее в жизни.
У Порфирия Петровича, следователя, своя правда – гражданская. Он хочет, чтобы в государстве был порядок, а не хаос; по его мнению, одному человеку непозволительно распоряжаться судьбами других.
Слайд 17Роман заканчивается оптимистичными мечтами героев о счастье, которое они выстрадают
годами, проведенными на каторге. Что же хотел сказать своим романом
Федор Михайлович Достоевский? Неотвратимость наказания за преступление — это слишком просто, даже примитивно для писателя, он намного шире и глубже. Писатель-гуманист Достоевский показал невозможность безнаказанно совершать преступления и дает шанс даже оступившемуся, но раскаявшемуся человеку рассчитывать на прощение. Человек не волен в своей судьбе, его ведет провидение, но живущий по Божьим законам приближается к тому идеалу, о котором мечтал Федор Михайлович Достоевский, — к «совершенному человеку».
Слайд 18Домашнее задание
1. Творческое задание. На страницах романа многие понятия обретают
символическое значение, например: Наполеон — символ неограниченной власти; аршин пространства
— символ одиночества, кровь — символ преступления. Продолжите список таких слов-символов.
2. Подготовиться к написанию сочинения-рассуждения на одну из
предложенных тем:
«Тема смирения и бунта в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”»;
«В чём смысл эпилога романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”?»;
«Тема падения и духовного возрождения человека в романе
Ф. М . Достоевского “Преступление и наказание”»;
«“Город полусумасшедших”. Петербург Ф. М. Достоевского»;
«Социальный, философский и религиозный смысл преступления Раскольникова»;
«Роль образов Лужина и Свидригайлова в раскрытии характера Раскольникова»;
«Проблема человеческой свободы в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” («Если Бога нет, то всё дозволено…»)».