В 1920-х годах в Канаде получил развитие «водный балет», который представлял собой то, что сейчас показывают нам пловчихи всего мира. В течение 10 лет синхронное плавание приобрело большую популярность в США, Германии, Голландии, Бельгии.
В дальнейшем различные постановки, акробатические упражнения и танцы на воде стали настолько интересны публике, что в 1940 году был снят фильм о «водном балете». Он привел спорт к еще большему распространению. В 1952 году был проведен первый чемпионат по синхронному плаванию. Правда, он был французским, а потому участие в нем принимали лишь местные клубы. В том же году, после XV Олимпийских игр был учрежден Комитет синхронного плавания, который стал проводить и соревнования, и различные встречи специалистов. В 1958 году прошли первые официальные соревнования Европы, в которых приняли участие спортсмены из 9 стран. В 1973 году в Белграде состоялся первый Чемпионат мира по синхронному плаванию, участницами которого стали представительницы 14 стран мира.
Несмотря на такое масштабное развитие синхронного плавания, оно никак не попадало в олимпийскую программу. Только в 1984 году эта дисциплина была представлена на Олимпийских играх одиночными и парными соревнованиями. В 1996 году их заменили командные соревнования, а в 2000 году было решено внести в олимпийскую программу парные и командные состязания. На Олимпиадах в 2000, 2004, 2008, 2012 годах все медали высшего достоинства были завоеваны сборной России по синхронному плаванию.
Команда состоит из 8 спортсменок. Они соревнуются в двух программах — технической и произвольной. В технической программе список и очередность элементов строго регламентированы. В произвольной программе номер полностью ставит тренер. Он выбирает музыку и элементы. Длительность произвольной программы составляет 4 минуты для дуэтов и 5 минут для команд. Во время выступления спортсменки должны постараться использовать всю площадь бассейна и двигаться в разном темпе и ритме.
Глубина бассейна должна быть не менее 3-х метров. От дна и до поверхности вода должна быть полностью прозрачной, чтобы судьи смогли оценить все элементы.
Жюри состоит из двух групп судей, в каждой из которых находится 5 человек. Судьи располагаются по разным сторонам бассейна. Одна группа оценивает технику, вторая — артистичность. В произвольной программе немаловажную роль играют костюмы, композиция номера, раскрытие темы номера, выбранная музыка, оригинальность программы. Каждый из членов жюри может максимум поставить 10 баллов.
А вот для проведения произвольной части на Олимпийских играх и Чемпионатах мира по синхронному плаванию должен использоваться бассейн с минимальной зоной 20х30 метров, в состав которой должна входить зона 12х12 метров с глубиной 3 метра. Глубина остальной зоны – не менее 2,5 метров. Углубление с 3-х до 2,5 м должно находиться на расстоянии 8 метров. Особые требования предъявляются к освещению олимпийского бассейна для проведения соревнований по синхронному плаванию – его интенсивность не должна быть меньше 1500 Lux.
Один из пунктов Правил FINA отмечает, что синхронное плавание может проходить только в бассейне с исключительно прозрачной водой, дно водоема должно хорошо просматриваться. Еще одно требование к воде – ее температура должна быть не ниже 26ºC (допустимые отклонения – плюс/минус 1 градус).
Оценка фигур в обязательной программе производится из 10 баллов с градацией в 0,5 балла. При оценке семью или пятью судьями-арбитрами секретарь-счетчик исключает самую низкую и самую высокую оценку. Оставшиеся 5 или 3 оценки складываются, сумма делится на 5 или 3, и результат умножается на коэффициент сложности данной фигуры. Суммы произведений за все шесть фигур складываются, и полученный итог является оценкой участницы за обязательную программу. Чтобы определить оценку за обязательную программу для пары или группы из восьми участниц, необходимо получить среднюю арифметическую двух и соответственно восьми участниц.
При оценке исполнения каждой обязательной фигуры судья следит за соблюдением спортсменкой:
1) четкости обозначения всех позиций и траекторий движения;
2) замедленности исполнения фигуры;
3) слитности выполнения всех частей, переходов между позициями;
4) равномерности скорости выполнения фигуры;
5) высокого и стабильного положения тела, ног в тех позициях и движениях, которые требуют этого в описании фигур.
Вторая категория ошибок связана с нарушением равномерного ритма исполнения фигуры. Поощряется медленное исполнение фигуры, с тем чтобы спортсменка продемонстрировала четкость всех позиций и переходов. Однако при этом наблюдается медленное выполнение сравнительно легких частей фигуры и более быстрое трудных. Это и есть нарушение равномерности скорости. Исключение из этого требования составляют быстрые повороты в вертикали, которые, как указано в правилах, выполняются быстрее, чем остальные части фигуры. К этой категории ошибок близки и нарушения слитности движений в фигуре. При переходах из одной позиции в другую возникают либо ускорения, либо замедления, которые приводят к нарушению равномерного ритма выполнения всей фигуры.
Последняя категория ошибок тесно связана с уровнем технического мастерства. Уверенные и хорошо контролируемые движения дают возможность избежать многих ошибок этой категории. К ним относится недостаточно высокое положение тела в исходных, промежуточных и конечных положениях тела (за исключением предусмотренных погружений), колебания тела по вертикали из-за плохих гребков и как следствие сильное волнение поверхности воды в зоне работы рук, угловое отклонение от оси вращения и поворота, а также перемещение вертикальной оси. Сюда же относятся и менее значительные ошибки, не искажающие геометрии линии в фигуре, но свидетельствующие об отсутствии контроля за положением частей тела, головы, за степенью выпрямления коленей, стоп, растяжкой в шпагате и т. п.
Судья должен успеть подготовить оценку и сделать пометки в своем блокноте о наиболее значительных замеченных ошибках. Эти краткие графические пометки (с использованием условных обозначений) помогут судье подтвердить правильность выставленной оценки в спорных случаях.
2. Разнообразие.
Хорошая и отличная вариативность оценивается судьей в итоге выступления, когда у него складывается впечатление, что спортсменка обладает большим арсеналом движений, фигур, гибридов, пластических приемов. Причем свободно выполняет фигуры с правосторонним и левосторонним началом движений ног, поворотов тела в вертикалях и т. п. Хорошая вариативность исключает повторения одних и тех же фигур, пластических приемов движений более чем два раза.
3. Сложность.
Прежде всего у судей должна быть выработана единая точка зрения о ранжировании сложных фигур, элементов, комбинаций, характеристик использования площади бассейна. Для этого, если проводятся региональные или всесоюзные соревнования, организуются предварительные обсуждения списков сложности фигур, движений, перестроений, взаимодействий спортсменок. Обсуждаемые перечни фигур и т. п. нумеруются в порядке уменьшения сложности. В обсуждении участвуют все заинтересованные лица: судьи, тренеры и опытные спортсменки. После такой предварительной работы судьи могут оценить не только количество сложных фигур, перестроений, оригинальных элементов, но и степень их совершенства при исполнении программы.
4. Творчество.
В это требование объединяют оценку интерпретации музыкального произведения и оценку манеры исполнения программы. К творческим сторонам программы следует отнести:
подбор музыкального произведения, соответствие возможностей участницы выбранной теме и соответствие костюма музыкальному образу. К оценке творчества конечно же должны относиться: оригинальные пластические формы движений в воде, новые приемы взаимодействий участниц, применяемые оригинальные элементы, фигуры, связки (переходы) между элементами и фигурами, новые способы построений и перестроений.
Слаженность действий просматривается не только в движениях на поверхности, но и при перестроениях под водой. По каждому из этих требований судья-арбитр ставит оценку от «полной неудачи» до «очень хорошо», пользуясь сравнительным анализом, опираясь на собственный опыт и руководствуясь составленной градацией сложности фигур, элементов и взаимодействий.
13 секретов синхронного плавания, о которых не знает никто, кроме спортсменов
1. Их легкие отличаются от легких обычных людей
Умение задерживать дыхание — одно из важнейших для синхронистов. Чтобы этому научиться, существует специальное упражнение: спортсмен делает глубокий вдох, проплывает 50 м не дыша, затем дышит 10–15 секунд и повторяет цикл еще 7 раз. Многократная чемпионка мира и Олимпийских игр Светлана Ромашина говорит, что может не дышать 4,5 минуты, если находится без движения. Благодаря тренировкам увеличивается объем легких: если у обычных женщин он равен примерно 2 л, то у спортсменок может достигать 6.
2. Они используют желатин для укладки волос
Прическа — неотъемлемая часть образа спортсменок, и она должна быть идеальной. Для фиксации девушки используют не косметические средства, а обычный пищевой желатин: они перемешивают его с водой и наносят на уложенные волосы. Чтобы удалить плотную пленку, особенно если после выступления проходит какое-то время, синхронисткам приходится отмачивать волосы в очень горячей воде в течение одного, а то и двух часов.
3. Требования к макияжу изменились
Еще до недавнего времени синхронистки красились очень ярко: это было нужно для того, чтобы их лица не терялись и эмоции девушек были видны зрителям. Однако несколько лет назад спортсменкам запретили делать яркий макияж, потому что он, в отличие от более натурального, плохо выглядит на экране телевизора. Наталья Ищенко рассказывала, что однажды россиянкам пришлось стирать косметику прямо перед выступлением, потому что их мейкап показался кому-то слишком агрессивным.
4. Купальник должен строго соответствовать требованиям
Разработка костюма не менее сложный процесс, чем подготовка программы. Согласно международным правилам, декольте не должно быть ниже 11,5 см от ключицы, а вырез на бедре — выше 10 см от гребня подвздошной кости. Поэтому, чтобы и не нарушить требования, и подчеркнуть красоту фигуры, приходится идти на уловки: костюмеры используют материал, который благодаря правильно подобранному оттенку сливается с кожей девушки.
Купальник шьют из особой ткани, которая одновременно и хорошо тянется, и быстро возвращает форму. Очень важно, чтобы костюм был не только красивым и удобным, но и легким, что достигается благодаря особой, практически невесомой фурнитуре. Кроме того, у купальника нет подкладки, и спортсменки ощущают его как вторую кожу.
6. На теле не должно быть татуировок
Согласно правилам, на девушках не должно быть ничего, кроме костюма и украшений в волосах. Перед выступлением они снимают все кольца, серьги и цепочки. Кроме того, на коже не должно быть татуировок. Впрочем, у спортсменок они все же есть: например, у неоднократной чемпионки мира и Олимпийских игр Анастасии Давыдовой на спине, руке и ягодицах нарисовано 17 бабочек. Для соревнований она закрашивает их специальным тональным кремом.
7. Ноги важнее талии
Девочки начинают заниматься артистическим плаванием примерно с 5–6 лет. Уже на этапе первоначального отбора будущие наставники оценивают физические данные спортсменки. При этом они обращают внимание не только на вес, но и на рост, длину ног и даже толщину щиколоток: тренеры говорят, что эта часть ноги обязательно должна быть тонкой и изящной, а сам этот параметр гораздо важнее обхвата талии. Более того, тренер смотрит не только на ребенка, но и на его родителей: это помогает понять, как девочка будет выглядеть в будущем.
Рост влияет и на то, будет ли потенциальная спортсменка выступать соло, в дуэте или в группе: в первые 2 категории попадают самые высокие девочки. Бывает так, что в период полового созревания синхронистки начинают набирать вес, и тогда наставникам приходится отказывать им в дальнейших тренировках, даже если до этого спортсменка была перспективной.
8. Под водой все слышно
Чтобы во время нахождения под водой спортсмены могли слышать музыку, в бортики бассейна встроены специальные динамики, благодаря которым звук остается почти таким же, как и на поверхности. Кроме того, во время подготовки к соревнованиям все движения оттачиваются до автоматизма, так что даже если музыка внезапно прервется, девушки продолжат программу.
Во время парных и групповых выступлений одна из спортсменок ведет счет под водой. Выбирают, кто будет считать, просто: у кого громче получается, та и возьмет на себя эту обязанность.
Кстати, чтобы вытолкнуть себя из воды, спортсменки полагаются исключительно на силу рук, используя ладони примерно так же, как рыбы — плавники.
10. Травмы — обычное дело
Артистическое плавание — очень травмоопасный вид спорта. Одна из самых распространенных травм, которой, по мнению тренеров, подвергаются до 100 % синхронистов, — это сотрясение мозга. Причиной такого повреждения становится, как правило, столкновение с другими членами команды во время нахождения под водой или после прыжка, поскольку из-за стремления как можно больше усложнить программу расстояние между спортсменами сокращается до минимума.
11. Программа прорабатывается не только в воде
Подготовка синхронистов включает разнообразные нагрузки: силовые тренировки, упражнения на растяжку, балет и современные танцы. Одно из самых важных упражнений, вертикаль, заключается в том, что спортсмен стоит на голове максимально возможное время. Помимо занятий в бассейне выступление отрабатывается и на суше. Это нужно для того, чтобы выработалась мышечная память, которая позволит безошибочно доделать программу до конца во время соревнований.
Кстати, исследование, проведенное перед Олимпиадой-2012, показало, что у синхронистов аэробная нагрузка во время выступления почти такая же, как у бегунов на длинные дистанции.
12. Температура воды в бассейне очень важна
Поскольку тренировки в бассейне могут занимать больше 8 часов в день, температура воды очень важна, и в первую очередь для хорошего самочувствия и здоровья спортсменок. Кроме того, температура прописана и международными правилами, которые гласят, что она должна колебаться в районе 26–28 °С. Более горячая вода негативно влияет на работу сердца и усложняет задержку дыхания.
13. Мужчины тоже занимаются синхронным плаванием
С 2015 года в чемпионатах мира по водным видам спорта стали принимать участие и так называемые миксты — пары синхронистов разного пола. Однако на Олимпиаду мужчин пока не пускают: на предстоящих играх в Токио на соревнованиях по артистическому плаванию будут выступать исключительно девушки.
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть