Слайд 1Система образования в Российской Федерации
Слайд 2Система образования в РФ
представляет собой совокупность взаимодействующих:
преемственных образовательных программ различных
уровня и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных
требований;
сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций;
органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений и организаций;
объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования.
Слайд 3Нормативная основа
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Слайд 4Получение образования - право каждого гражданина
Право на образование является одним
из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Понятие
об образовании у каждого индивида глубоко личное, и порой возникает множество разногласий – то, что для одного является достаточным уровнем образованности, для другого – минимум, граничащий с безграмотностью.
Слайд 5Легальное определение образования дается в ФЗ «Об образовании»: Образование -
целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства,
сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
Слайд 6Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им
определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.
Слайд 7Гражданам РФ гарантируется возможность получения образования без каких-либо условий и
ограничений независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства,
состояния здоровья и т.п. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Слайд 8Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской
Федерации и нормами международного права и основывается на следующих принципах:
1)
гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства
Слайд 93) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям
развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
4) светский характер образования в государственных
и муниципальных образовательных учреждениях;
5) свобода и плюрализм в образовании;
6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.
Слайд 10Система образования РФ: элементы
преемственные образовательные программы различных уровня и
направленности
Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования
сеть реализующих их
образовательных учреждений и научных организаций
органы, осуществляющие управление в сфере образования, и подведомственные им учреждения и организации
объединения юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющие деятельность в области образования
Слайд 11В последнее время особое внимание уделяется принципу регионализации образования. Основными
признаками региональной системы образования с точки зрения его организации являются:
совокупность учебно-воспитательных учреждений в регионе, обеспечивающих возможность дифференциации образования и обучения в соответствии с интересами граждан и уровнем их подготовленности;
программы обучения, отражающие научно-культурные, демографические и экономические особенности региона.
Слайд 12Муниципальная система включает в себя характеристики региональной, но при этом
особо подчеркивается роль местных органов самоуправления, которые могут создавать дополнительные
условия для функционирования и развития системы образования за счет средств и местных бюджетов.
С позиций ресурсного обеспечения региональной считается система, которая финансируется из регионального бюджета, а муниципальной — система, финансируемая из бюджета местного органа самоуправления.
Слайд 14С 1 сентября 2013 года система образования претерпела изменения. Теперь
образование подразделяется на:
общее образование,
профессиональное образование,
дополнительное образование,
профессиональное обучение,
обеспечивающие
возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
Слайд 15 Главным отличием от прежнего деления образования стала перегруппировка
уровней образования. Дошкольное образование теперь стало уровнем общего образования, программы
обучения в аспирантуре (адъюнктуры), программы ординатуры и ассистентуры-стажировки теперь являются уровнем высшего образования и относятся к подготовке кадров высшей квалификации, а не к послевузовскому профессиональному образованию, прекратившему существование как отдельный вид образования.
Слайд 16Система уровней образования (образовательных цензов) В соответствии с Федеральным законом
№ 273-ФЗ :
1) дошкольное образование;
2) начальное общее образование;
3)
основное общее образование;
Слайд 174) среднее общее образование;
5) среднее профессиональное образование;
6) высшее
образование – бакалавриат;
7) высшее образование – специалитет, магистратура;
8)
высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации.
Слайд 18Многообразие видов и форм образовательных программ
Ступени обучения
Бакалавр
Магистр
Сроки обучения
Формы обучения
Виды обучения
Уровни
программ
Способы реализации
Нормативные
Сокращенные
Очная
Заочная
Параллельное
Основное
Элитные
Стандартные
Стационарные
Дистанционные
Специалист
Слайд 19Принципы государственной политики в области образования
гуманистический характер образования
единство федерального культурного
и образовательного пространства
общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и
особенностям развития и подготовки обучающихся
светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях
свобода и плюрализм в образовании
демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений
Слайд 20
Государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования
Равные возможности
для получения образования
общедоступность и
бесплатность
дошкольного,
начального общего,
основного общего,
среднего
(полного) общего образования и
начального профессионального образования
на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования
В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной поддержке, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования.
Государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, условия для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
Государство оказывает содействие в получении образования гражданами, проявившими выдающиеся способности
Слайд 21
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)
Статья 9 Закона РФ от 10
июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании»
ФГОС - совокупность требований,
обязательных при реализации основных образовательных программ
- начального общего,
- основного общего,
- среднего (полного) общего,
- начального профессионального,
- среднего профессионального и
- высшего профессионального образования
образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
ФГОС утверждаются не реже одного раза в десять лет.
Разработка и утверждение ФГОС осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ
Замена института государственных образовательных стандартов, состоящих из трех компонентов:
федерального, регионального (национально-регионального) и компонента образовательного учреждения
на институт "федеральный государственный образовательный стандарт".
Но при сохранении участия в формировании основных образовательных программ органов управления образованием, образовательных учреждений и самих обучающихся.
Слайд 22
Федеральные государственные образовательные стандарты:
основные задачи
1) обеспечить единство образовательного пространства
Российской Федерации;
2) способствовать преемственности основных образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
Слайд 23Федеральные государственные требования
устанавливаются
К структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
и условиям ее реализации.
К структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского
профессионального образования.
К минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы и уровню профессиональной переподготовки в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Слайд 24Правила разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов
Постановление Правительства РФ
от 24 февраля 2009 г. N 142
"Об утверждении Правил разработки и
утверждения федеральных государственных образовательных стандартов».
Стандарты могут разрабатываться по образовательным уровням, ступеням образования, профессиям, направлениям подготовки, специальностям.
Министерство образования и науки РФ обеспечивает разработку проектов стандартов с привлечением
заинтересованных органов исполнительной власти,
государственно-общественных объединений, действующих в системе образования,
ведущих образовательных и научных учреждений,
представителей научно-педагогических сообществ,
объединений работодателей и институтов общественного участия в управлении образованием.