Разделы презентаций


Система права

Содержание

1. Система права и ее структурные элементыСлово «система» происходит от греческого «systema» и означает «целое, составленное из частей». Система права носит объективный характер. Право, как и законодательство, в конечном счете определяется

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Система права
Тема 3.6
Министерство науки и высшего образования РФ
Филиал ФГБОУ высшего

образования
«Псковский государственный университет»
в г. Великие Луки Псковской области
Преподаватель Лягина

Е.В.
Система праваТема 3.6Министерство науки и высшего образования РФФилиал ФГБОУ высшего образования«Псковский государственный университет» в г. Великие Луки

Слайд 21. Система права и ее структурные элементы
Слово «система» происходит от

греческого «systema» и означает «целое, составленное из частей». Система права

носит объективный характер. Право, как и законодательство, в конечном счете определяется материальными и социальными условиями жизни общества. Нередко термины «право» и «законодательство» употребляются как синонимы. Однако это не так. Каждый из них имеет свою специфику.
Под системой права понимается ее внутреннее строение, которое выражается в единстве и согласованности действующих в стране правовых норм и вместе с тем в разделении права на относительно самостоятельные структурные элементы.
1. Система права и ее структурные элементыСлово «система» происходит от греческого «systema» и означает «целое, составленное из

Слайд 4Отрасль права - это упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определенный

род (сферу) общественных отношений.
Отрасль - наиболее крупное подразделение системы права.

Качественная однородность, специфика той или иной области общественных отношений вызывает к жизни соответствующую отрасль права. Так, объективно существующие трудовые отношения людей обусловливают необходимость трудового права, управленческие отношения - административного права.
Отрасль права - это упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определенный род (сферу) общественных отношений.Отрасль - наиболее крупное

Слайд 5Отрасли материального права - это отрасли, которые прямо регулируют общественные

отношения: закрепляют государственный и общественный строй, формы собственности, положение и

структуру государственных органов, устанавливают многообразные права и обязанности физических и юридических сил.
Отрасли процессуального права - это отрасли, имеющие организационно- процедурный, управленческий характер, устанавливающие порядок разрешения юридического дела. Они определяют процедуру реализации материального права и производны от него.
Отрасли материального права - это отрасли, которые прямо регулируют общественные отношения: закрепляют государственный и общественный строй, формы

Слайд 7Подотрасль права - это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения

определенного вида, которые составляют часть предмета правового регулирования отрасли права.

Иными словами, это группа родственных институтов права в составе определенной отрасли права. Например, авторское и патентное право в гражданском праве. Внутри отраслей имеются правовые институты.

Правовой институт - это группа норм права, которые регулируют близкие по своему характеру и содержанию общественные отношения, отличающиеся существенными особенностями. Если отрасль права регулирует род общественных отношений, то институт - лишь их вид. Институт - гораздо меньшая, по сравнению с отраслью, совокупность юридических норм. В каждой отрасли права можно выделить множество институтов. Так, в отрасль трудового права включаются институты дисциплины труда, материальной ответственности, охраны труда и т.п.

Подотрасль права - это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения определенного вида, которые составляют часть предмета правового

Слайд 82. Частное и публичное право
Древнеримский юрист (III век н.э.) Домиций

Ульпиан публичным правом считал все, что относится к положению государства,

а частным - то, что служит пользе (интересам) отдельных лиц. Такое понимание принципиальной разницы между двумя правовыми категориями безотносительно римского государства широко используется в теории права в современных условиях.
В качестве образца частного права Д. Ульпиан называл римское гражданское право. Многие общественные отношения (например, экономические), складывающиеся в государстве между субъектами права, в силу их специфики одновременно носят как публичный, так и частный характер. С одной стороны, в них участвуют физические и юридические лица. С другой стороны, непосредственно государство и специально уполномоченные им государственные структуры. Соответственно они регулируются нормами публичного и частного права.
Идея разделения права на публичное и частное в зависимости от того, чьи интересы каждое из них отражает, прошла через века и во многом определила юридическую доктрину и практику законодательства многих государств. Это в немалой степени связано с рецепцией рядом государств мира основных институтов римского права.
Необходимость деления позитивного права на частное и публичное признавали многие представители научной мысли различных эпох: французский философ Ш. Монтескье; английский философ Т. Гоббс; немецкий мыслитель Г. Гегель и др. Разделяли эту точку зрения и российские правоведы Н.М. Коркунов, П.И. Новгородцев, Л.И. Петражицкий, Г.Ф. Шершеневич и другие.
С распадом СССР и признанием на конституционном уровне института частной собственности стали активно исследоваться проблемы содержания и соотношения частного с публичным правом в правовой системе России.
2. Частное и публичное правоДревнеримский юрист (III век н.э.) Домиций Ульпиан публичным правом считал все, что относится

Слайд 9Частное право - это упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и

регулирующих отношения частных лиц. Публичное право образуют нормы, закрепляющие порядок

деятельности органов государственной власти и управления. Если частное право - область свободы и частной инициативы, то публичное - сфера власти и подчинения.
В литературе выделяют следующие критерии, в зависимости от которых те или иные нормы права относят к частному либо публичному праву:
1) интерес (если частное право призвано регулировать частные интересы, то публичное - общественные, государственные);
2) предмет правового регулирования (если частному праву свойственны нормы, регулирующие имущественные отношения, то публичному - неимущественные);
3) метод правового регулирования (если в частном праве господствует метод координации, то в публичном - субординации);
4) субъектный состав (если частное право регулирует отношения частных лиц между собой, то публичное право - частных лиц с государством либо между государственными органами).
Частное право - это упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц. Публичное право образуют

Слайд 113. Правовые режимы
Право, выступая регулятором общественных отношений, в зависимости от

преследуемых законодателем целей устанавливает определенные правовые режимы. Жесткость регламентируемых отношений

определяется рядом факторов: степенью угрозы общественной безопасности; временными параметрами; международными обязательствами государства; масштабностью; предназначением объекта, подвергаемого специальной правовой регламентации, и др.
Чтобы лучше понять природу особых или специальных правовых режимов, необходимо исходить из общей характеристики правового режима, выступающего в качестве основного (первичного) по отношению ко всем остальным.
Словарное понимание выражения «режим» сводится к «способу управления, совокупности административных мероприятий». В контексте излагаемого материала одно из определений термина «режим» означает «установленный порядок жизни».
Целью правового режима является стабильный порядок в государстве и обществе. Ее достижение предполагается посредством обеспечения безопасности, т.е. надежного состояния «защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». Производной от этого понятия является национальная безопасность Российской Федерации, т.е. «безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти» в государстве.
3. Правовые режимыПраво, выступая регулятором общественных отношений, в зависимости от преследуемых законодателем целей устанавливает определенные правовые режимы.

Слайд 12Под правовым режимом необходимо понимать определяемую законодательством совокупность приемов и

методов, используемых органами государственной власти в процессе регулирования общественных отношений

для достижения поставленных целей.
В теории права под понятием метода правового регулирования принято понимать совокупность приемов и способов, используемых при регламентации конкретных общественных отношений для достижения определенных целей.
Одним из основных методов является административно-правовой, применяемый для регулирования управленческих отношений, в которых субъекты права чаще всего находятся в соподчиненном отношении друг к другу. Объем их взаимных прав и обязанностей определяется нормативными актами, а не взаимными соглашениями, как это присуще гражданско-правовому методу. Целью введения внутригосударственных режимов является обеспечение: суверенитета и обороны государства; общественного порядка и общественной безопасности; охраны здоровья и жизни граждан; функционирования институтов гражданского общества.
Под правовым режимом необходимо понимать определяемую законодательством совокупность приемов и методов, используемых органами государственной власти в процессе

Слайд 13В правовых режимах различных видов присутствуют две взаимосвязанные стороны: содержательная

- определяет основания установления, а также вытекающие из этого организационные,

политические, идеологические, экономические и иные управленческие аспекты; юридическая - определяет правовые формы установленного режима (срок действия, территориальные границы, субъекты обеспечения и объекты правового воздействия, процедура введения в действие, характер правовых ограничений, виды юридической ответственности за их нарушение и т.д.).
Классификация правовых режимов законодательством и исследователями проводится по различным основаниям. Условно их можно подразделить на следующие:
- сферы действия - подразделяются на международно-правовые и внутригосударственные правовые режимы;
- отрасли права;
- продолжительность действия;
- основания установления;
- объекты правового воздействия;
- субъекты реализации устанавливаемых правовых предписаний.
В правовых режимах различных видов присутствуют две взаимосвязанные стороны: содержательная - определяет основания установления, а также вытекающие

Слайд 14Необходимо отметить, что отраслевые правовые режимы обладают теми же основными

чертами, отличающими отрасли права друг от друга. Поэтому при их

характеристике следует выделять:
- предмет регулирования (особенности установления управленческих, имущественных и других отношений);
- методы правового воздействия, характерные для конкретной отрасли права;
- отраслевые юридические инструментарии, базирующиеся на специфических принципах конкретной отрасли права;
- наличие кодифицированного акта, нормативно закрепляющего отраслевые принципы, общие положения и основные правовые средства.
Процесс зарождения чрезвычайного законодательства, имеющего по отношению к обычному законодательству обособленный и более предметный характер, насчитывает многовековую историю. Еще римские юристы отмечали, что «особое право - это то, которое введено властью, установившей его в отклонение от точного содержания (общих норм) для удовлетворения какой-нибудь потребности» (Памятники Римского права. Дигесты Юстиниана).
Институт возникновения специальных правовых режимов чрезвычайного положения в истории человечества не имеет точной даты. Юридическая сила нормативных актов, определяющих подобные режимы, различна. В этом качестве могут выступать как Законы («О чрезвычайном положении», «О военном положении», «О безопасности», «О закрытом административно-территориальном образовании» (ЗАТО) и др.), так и подзаконные нормативные акты, в том числе ведомственные, которые составляют большинство в общем массиве применяемых нормативных правовых актов.
Необходимо отметить, что отраслевые правовые режимы обладают теми же основными чертами, отличающими отрасли права друг от друга.

Слайд 154. Соотношение норм международного и национального права
В современном мире наблюдаются

постоянные, все более интенсивные интеграционные процессы государств. Все чаще им

приходится заниматься поиском путей решения общих проблем. Происходит усиление их взаимозависимости. Совместное решение глобальных проблем приводит к новому содержанию соотношения норм национального и международного права. Оно является многоуровневым, способы влияния первых на вторые проявляются по разному, так как нормативные акты каждой страны по-разному отражают международные акты.
Тенденция динамичного соотношения национального и международного права проявляется как в масштабных взаимовлияниях правовых систем, так и во все большем «проникновении» международных принципов и норм в национальные правовые системы. В России характер такого соотношения норм определяется положениями п. 4 ст. 15 Конституции РФ.
Международное право складывается на основе соглашений между странами и выражает их общую согласованную волю. Его нормы и институты закрепляются в различных международных договорах, соглашениях, уставах, конвенциях, декларациях, документах ООН.
Международное публичное право регулирует взаимоотношения между государствами, определяет их взаимные права и обязанности.
Международное частное право регулирует имущественные и иные отношения между гражданами и организациями различных стран, их процессуальное положение, юрисдикцию, порядок и условия применения к ним законодательства того государства, на территории которого они временно или постоянно находятся.
4. Соотношение норм международного и национального праваВ современном мире наблюдаются постоянные, все более интенсивные интеграционные процессы государств.

Слайд 17Речь не должна идти об одностороннем примате одних над другими,

а о строгих национально-государственных критериях такого соотношения. По мнению специалистов

критериями здесь могут быть:
- признание в качестве основополагающего принципа национального и международного права суверенитета народа и государства;
- конституционные процедуры имплементации международных норм в национальную правовую систему, начиная с проверки конституционности проектов международных договоров, соответствия их законодательству и кончая ратификацией в форме федерального закона и иными процедурами;
- принятие правил "оговорок" и "соответствия публичному порядку" при одобрении актов и вынесении судебных решений;
- использование широкого спектра правотворческих, правоприменительных и структурно-компетенционных средств выполнения международных обязательств России, как и любой страны, в рамках собственной правовой системы;
- учет установления коллизионных правил и процедур, позволяющих преодолевать противоречия между нормами национального и международного права.
Речь не должна идти об одностороннем примате одних над другими, а о строгих национально-государственных критериях такого соотношения.

Слайд 18Национальные и международные нормы должны сопоставляться, сравниваться и применяться не

изолированно, а в контексте своих правовых систем.
Среди норм международного права

высокой степенью юридического оформления обладают международные договоры, а среди них - учредительные договоры, выступающие как базовые акты - принципы. Не меньшее значение имеют общепризнанные принципы и нормы как базовые регуляторы. Согласие на их действие должно даваться страной в официальном порядке. Наиболее сложным является определение масштабов их применения разным количеством государств по степени охвата интересов. Это определяется тем, что не все государства признают эти нормы и реализуют их, не везде одинакова правовая практика.
Нормы международного права "построены" с учетом их системной взаимозависимости. Для них присуща большая степень своего рода нормативной концентрации. Они делятся на нормы-дефиниции, нормы-принципы, нормы-цели, коллизионные нормы и другие. Используемые в них презумпции дают нормативную ориентацию национальным нормам, задавая направление процессу регулирования.
В то же время нормы национального права отражают разные уровни внутрисистемных связей. Для них характерна трех- или двухчленная структура: гипотеза, диспозиция и санкция; либо гипотеза, диспозиция; либо диспозиция, санкция. Международные нормы влияют преимущественно на диспозицию национальных норм. Выбор конкретных регуляторов остается за национальным законодателем.
Национальные и международные нормы должны сопоставляться, сравниваться и применяться не изолированно, а в контексте своих правовых систем.Среди

Слайд 19Международное право, будучи по своей природе преимущественно договорным, уделяет большое

внимание порядку заключения и выполнения международных договоров. Типичные положения в

данной сфере изложены в Венских конвенциях о праве международных договоров.
В России этот процесс регламентируется Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации». Подписанный и ратифицированный федеральным законом международный договор подлежит реализации.
Самой универсальной международной организацией является Организация Объединенных Наций. Учрежденные Уставом ООН органы принимают различные правовые решения. Генеральная Ассамблея - рекомендации, резолюции, решения, рассматривает общие принципы сотрудничества (ст. 18). Совет Безопасности - доклады (общие и специальные), рекомендации, решения о конкретных мерах, срочных военных мероприятиях, собственные правила процедуры. Решения Совета Безопасности выполняются членами Организации непосредственно и путем их действий в со-ответствующих международных учреждениях.
Нормативные модели комиссий ООН (по международной торговле и др.), европейских структур (Комиссия по контрактному праву Европарламента и др.) чаще всего служат стандартом для применения в национально-правовых системах.
Источником нормообразования служат и постоянные международные форумы. Участники Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) периодически принимают документы или акты, содержащие их согласованные оценки международных ситуаций и направления совместной деятельности. Все это осуществляется в пределах государственного суверенитета и суверенных прав стран-участниц.
Международное право, будучи по своей природе преимущественно договорным, уделяет большое внимание порядку заключения и выполнения международных договоров.

Слайд 20Ряд международных специализированных организаций своим основным предназначением считают содействие сотрудничеству

государств в различных сферах жизни на основе единых принципов и

норм: Международная организация труда (МОТ); ЮНЕСКО; Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и другие. Они выполняют большой объем работы по реализации общих международно-правовых актов и собственных решений. При этом нельзя допускать давления и различных ультимативных требований с их стороны.
Вступление государства в международную организацию в различной степени сопровождается выполнением им комплекса мер: об изменении и отмене действующих законодательных и иных актов; о принятии новых или о перестройке национально-государственных институтов; о направлениях и приоритетах своей деятельности. Приведем примеры видов международных правовых документов, являющихся основанием для изменения национальных правовых систем.
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод направлена на защиту основных прав и свобод каждой личности. Право процедур позволяет государствам-членам или отдельным гражданам подать жалобу на то государство, которое, как они считают, нарушает положения Конвенции. Европейский суд по правам человека обеспечивает подателям жалоб прямой доступ к Суду.
Европейская социальная хартия легла в основу законодательных реформ в области семьи, защиты молодых рабочих, прав профсоюзов, социального страхования и т.д. По мнению специалистов, она гарантирует двадцать три основных права. Европейская культурная конвенция является базисом для межправительственного сотрудничества в сфере образования, культуры, спорта и молодежной политики. Европейская хартия местного самоуправления использована в России при подготовке соответствующих федеральных и региональных законов.
Ряд международных специализированных организаций своим основным предназначением считают содействие сотрудничеству государств в различных сферах жизни на основе

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика