Слайд 1Система социально-трудовых отношений
Лекция 9
Слайд 2Сущность
Социально-трудовые отношения характеризуют экономические, психологические и правовые аспекты взаимосвязей индивидуумов
и социальных групп в процессах, обусловленных трудовой деятельностью.
Слайд 3Субъекты социально-трудовых отношений:
наемный работник,
союз наемных работников (профсоюз),
работодатель,
союз работодателей,
государство.
Слайд 4Классификация по организационным формам
Патернализм - значительна доля регламентации со стороны
государства / руководства предприятия. Пример – Япония, Россия.
Партнерство - работники,
предприниматели и государство рассматриваются как партнеры в решении экономических и социальных задач на микро- и макроуровне. Пример – Германия.
Конкуренция между людьми или коллективами.
Солидарность - общая ответственность и взаимная помощь, основанная на общности интересов группы людей. Пример – профсоюзы.
Слайд 5Классификация по организационным формам
Субсидиарностъ - стремление человека к личной ответственности
за свои действия при решении социально-трудовых проблем. Может реализоваться в
форме солидарности или партнерства.
Дискриминация – основанное на произволе, незаконное ограничение прав субъектов социально-трудовых отношений.
Конфликт - крайнее выражение противоречий в социально-трудовых отношениях: трудовые споры, забастовки, массовые увольнения (локауты).
Слайд 6По характеру влияния на результаты деятельности
конструктивные, способствующие успешной деятельности предприятия
и общества: сотрудничество, взаимная помощь, конкуренция (специально организованная);
деструктивные, мешающие успешной
деятельности предприятия и общества: дискриминация, конфликт(не всегда).
Слайд 7Социальное партнерство
- система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями
работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение
согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений.
Слайд 8Формы социального партнерства
коллективные переговоры по подготовке коллективных договоров (регулирующих отношения
работодателя и работников внутри каждой организации), соглашений и их заключению;
взаимные
консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;
участие работников, их представителей в управлении организацией;
участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.
Слайд 9Профсоюз
Профсоюз - добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными
интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и
защиты их социально-трудовых прав и интересов.
Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (с изменениями и дополнениями)
Слайд 10Общие положения ФЗ
1. Все профсоюзы пользуются равными правами.
2. Каждый, достигший
возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право
по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов. Это право реализуется свободно, без предварительного разрешения.
3. Граждане РФ, проживающие вне ее территории, могут состоять в российских профсоюзах.
4. Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории РФ, могут состоять в российских профсоюзах, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ.
5. Профсоюзы имеют право создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку :
общероссийские,
межрегиональные,
территориальные.
Слайд 11Цели профсоюза
реализация уставных целей и задач Профсоюза по представительству и
защите индивидуальных и коллективных социально-трудовых, профессиональных прав и интересов членов
Профсоюза при взаимодействии с работодателем, его представителями, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями.
Слайд 12Функции профсоюза
Защитная (профсоюз – работодатель)
Представительская (профсоюз – государство)
Слайд 13История профсоюзного движения
Середина 18 в. – Англия. К 1920 г.
– 60% рабочих.
1869 – первый профсоюз США «Рыцари труда».
1860-е гг.
– Германия: социал-демократические союзы; Гирш-Дункеровские союзы (Gewerkvereine), связанные с партией свободомыслящих; христианские (католические и евангелические) союзы рабочих.
1904 – Франция (до этого запрет) - 4227 рабочих синдикатов с 715 тыс. членов.
В России до конца 19 в. образование рабочих союзов не допускалось. Существовавшие в 1870-х гг. объединения были нелегальными.
1905-1906 гг. – около 100 профсоюзов. Первый – «Союз работников печатного дела» (16.04.1905, СПб)
Слайд 14Профсоюзы в РФ
ФНПР – Федерация независимых профсоюзов России. Преемник ВЦСПС.
121 членская организация; 37,7. млн человек.
Соцпроф - Объединение социалистических профсоюзов СССР
«Соцпроф»
Конфедерация труда России – 20 профсоюзов
Всероссийская конфедерация труда
Союз профсоюзов России
Все профсоюзы, не входящие в ФНПР = 500 тыс.чел.
Один из самых крупных профсоюзов: «Дорпрофжел МЖД» — профсоюз Московской ж/д -151 тыс.чел.
Слайд 16Коллективный договор
– это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации
и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. Он
может заключаться в организации в целом и в ее обособленных структурных подразделениях (например, филиалах или представительствах).
Слайд 17Элементы коллективного договора
формы, системы и размеры оплаты труда;
выплата пособий, компенсаций;
механизм
регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения
показателей, определенных коллективным договором;
занятость, переобучение, условия высвобождения работников;
рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;
улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;
соблюдение интересов работников при приватизации организации, ведомственного жилья;
Слайд 18Элементы коллективного договора
экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;
гарантии
и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;
оздоровление и отдых работников
и членов их семей;
контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников;
отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора;
другие вопросы, определенные сторонами.
Слайд 19Дополнительные условия
В коллективном договоре могут устанавливаться льготы и преимущества для
работников, условия труда, более благоприятные, чем предусмотренные законодательством.
Если при составлении
коллективного договора возникают разногласия, то оформляется протокол разногласий для дальнейших коллективных переговоров.
Если работники организации состоят в разных профсоюзах, то для заключения коллективного договора создается единый представительный орган по принципу пропорционального представительства (в зависимости от численности членов каждого профсоюза).
Слайд 20Коллективный трудовой спор
– это неурегулированные разногласия между работниками и работодателями
по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату),
заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений.
Моментом начала коллективного трудового спора считается, в соответствии с Трудовым Кодексом РФ, день сообщения решения работодателя об отклонении всех или части требований работников, а также дата составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров.
Слайд 21Порядок разрешения коллективного трудового спора
рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией
(формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе);
рассмотрение
коллективного трудового спора с участием посредника и/или в трудовом арбитраже (создается сторонами коллективного трудового спора и Службой по урегулированию коллективных трудовых споров – подразделением исполнительной власти).
Слайд 22Модель процесса переговоров
полезность профсоюза UU – полезность работодателя UE
А –
без переговоров
B – максимальная полезность для работодателя
C – максимальная полезность
для профсоюза
Слайд 23Модель Чемберлена
Переговорная сила, или сила убеждения, определяется через издержки, которые
возникают у другой стороны при принятии решения о согласии или
несогласии.
Это отношение издержек, возникающих при несогласии противоположной стороны, к издержкам, возникающим при согласии.
Слайд 24Модель Чемберлена
Сила убеждения профсоюза - отношение издержек работодателя по несогласии
с профсоюзом к издержкам работодателя при согласии с профсоюзом.
Издержки несогласия
– издержки от забастовки
Издержки согласия работодателя – это потери в прибылях при принятии условий профсоюза.
Если издержки несогласия работодателя больше издержек согласия, то переговорная сила профсоюза больше единицы, а это означает, что будет принято решение, выгодное профсоюзу.
Слайд 25Модель Чемберлена
Сила убеждения работодателя - отношение издержек профсоюза по несогласию
с работодателем к издержкам согласия с работодателем.
Издержки несогласия - затраты
на проведение и организацию забастовки, потери в заработной плате во время забастовки.
Издержки согласия профсоюза - снижение полезности профсоюза при принятии условий работодателя.
Слайд 26Модель Чемберлена. Следствия
Если сила убеждения и работодателя, и профсоюза меньше
единицы, то соглашение не выгодно ни одной из сторон;
Силы сторон
в переговорах относительны – чем больше первоначальные требования, тем больше сопротивление противоположной стороны, тем меньше переговорная сила;
Если требования снижаются в процессе переговоров, то изменяются переговорные силы и достижение соглашения становится более возможным;
Усиление своей позиции в ходе переговоров возможно либо путем увеличения издержек несогласия другой стороны либо путем убеждения другой стороны в меньшем, чем ей предполагалось, размере издержек согласия.
Слайд 27Забастовка
– коллективный отказ работников от выполнения своих трудовых обязанностей.
Является крайней
мерой разрешения коллективного трудового спора.
Право работников на забастовку определяется трудовым
законодательством страны (в РФ – Трудовым кодексом)
Первая забастовка в Европе – Флоренция, 1345 г.
Слайд 28Решение об объявлении забастовки
- принимается собранием трудового коллектива по предложению
представительного органа, созданного для разрешения возникшего спора.
Если решение о забастовке
принимается профсоюзом (например, при проведении национальной забастовки) то каждый трудовой коллектив должен принять решение относительно своего участия или неучастия в забастовке.
Решение о признании забастовки незаконной принимается судом по заявлению работодателя или прокурора.
Однозначно незаконны забастовки в военных и военизированных формированиях и организациях, в организациях, где забастовка может создать угрозу национальной безопасности, жизни и здоровью людей.
Слайд 29Участие в забастовке
Является добровольным.
Работника нельзя принуждать ни к участию в
забастовке, ни к отказу от участия.
Если забастовка является законной, то
участие работника в забастовке не является нарушением трудовой дисциплины, а следовательно, не может быть причиной расторжения трудового договора.
Российское трудовое законодательство однозначно запрещает локаут – увольнение работников по инициативе работодателя в связи с участием в забастовке или коллективном трудовом споре.
Слайд 30Виды забастовок
«всхлипывающая» («шахматная») забастовка – кратковременное последовательное прекращение работы в
каждом, что ведет к дезорганизации работы предприятия в целом;
«забастовка наоборот»
– выступление безработных, которые по своему почину начинают какую-либо коллективную работу общественного значения, а затем требуют у муниципалитетов оплатить их труд, гарантировать им работу, чтобы довести этот объект до конца;
«забастовка скрещённых рук» – работники полностью прекращают работу, оставаясь на своих рабочих местах;
Слайд 31Виды забастовок
«замедленная работа» – работа организации продолжается, но ее темпы
резко сокращаются;
«работа по правилам» («забастовка усердия») – работа со строго
формальным соблюдением всех правил и регламентирующих положений, что в итоге приводит к значительному замедлению темпов работы;
забастовки, сопровождающиеся занятием предприятия.
Слайд 32Индивидуальный трудовой контракт
фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя (фамилия,
имя, отчество работодателя – физического лица), заключивших трудовой договор.
место работы
(с указанием структурного подразделения);
дата начала работы;
наименование должности, специальности, профессии с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием организации или конкретная трудовая функция;
права и обязанности работника;
права и обязанности работодателя;
характеристики условий труда, компенсации и льготы работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;
режим труда и отдыха, если он в отношении данного работника отличается от общих правил, установленных в организации;
Слайд 33Индивидуальный трудовой контракт
условия оплаты труда, в том числе размер тарифной
ставки или должностного оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты;
виды
и условия социального страхования, непосредственно связанные с трудовой деятельностью.
условия об испытании (испытательном сроке),
условия о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной),
условие об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение производилось за счет средств работодателя,
иные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с действующим законодательством и коллективным договором.
Слайд 34Формы участия работников в управлении
информирование персонала об экономической ситуации и
о планах администрации, возможность выражения мнений сотрудников о принимаемых решениях,
участие в обсуждении решений с правом совещательного голоса;
возможность участия в принятии решений с правами, равными правам администрации, использование права вето при решении отдельных вопросов, касающихся положения наемного персонала;
право на коллективное управление предприятием по принципу «один человек – один голос»;
право контроля деятельности администрации.
Слайд 35Условия развития социального партнерства и систем участия
Каждый сотрудник должен быть
убежден в общественной полезности изготовляемой продукции и экологической безопасности производства.
Цели фирмы должны быть четко сформулированы и хорошо известны общественности и персоналу.
Каждый сотрудник должен быть уверен, что его творческие способности могут быть использованы на предприятии. Для этого необходима общая ориентация на непрерывный процесс нововведений в изделиях, технологии, организации труда, производства и управления.
Характер взаимоотношений между сотрудниками, особенно между руководителями и подчиненными, должен соответствовать нормам профессиональной этики и представлениям о справедливости, сложившимся в данном обществе.