Слайд 1Система учебников
«Перспективная начальная школа»
РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
И ЛИТЕРАТУРЫ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СРЕДСТВАМИ УЧЕБНИКОВ
«ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»
Слайд 2Концепция преподавания русского языка
и литературы в РФ
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 9 апреля 2016 г. N 637-р
система взглядов на
основные проблемы,
базовые принципы,
цели, задачи
и основные направления развития
системы преподавания русского языка и литературы
в организациях,
реализующих основные общеобразовательные программы
(далее образовательные организации)
Слайд 3II. Значение учебных предметов "Русский язык" и "Литература"
в современной системе
образования
В Российской Федерации как многонациональном государстве русский язык
является языком межнационального общения, языком культуры, образования и науки.
Изучение русского языка и литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей,
в приобщении к отечественной и зарубежной культуре,
в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений.
В условиях многонационального государства необходимо также изучение выдающихся произведений литературы народов Российской Федерации в переводах на русский язык.
Слайд 4III. Цели и задачи Концепции
Целью настоящей Концепции является обеспечение высокого
качества изучения и преподавания русского языка и литературы в образовательных
организациях
Слайд 5Задачи развития системы изучения и преподавания
русского языка и
литературы в ОО
в Российской Федерации
модернизация содержания образовательных программ
русского языка и литературы на всех уровнях общего образования (с обеспечением их преемственности),
соответствующих учебных изданий,
а также технологий и методик преподавания русского языка и литературы;
Слайд 6Задачи развития системы изучения и преподавания
русского языка и
литературы в ОО
в Российской Федерации
повышение качества работы преподавателей
русского языка и литературы;
развитие общедоступных информационных ресурсов, необходимых для реализации образовательных программ, в том числе для электронного обучения, инструментов деятельности обучающихся и педагогических работников;
популяризация русского языка и литературы.
Слайд 7IV. ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
проблемы мотивационного характера
содержательного и
методического характера
кадровые проблемы
Слайд 8 В содержание гуманитарных учебников УМК «Перспективная начальная
школа» включена ПЕРЕПИСКА со школьниками, которая ведется в течение 15
лет по линии научных клубов.
В учебниках русского языка и литературного чтения школьников приглашает к активной деятельности в течение каждой учебной четверти клуб «КЛЮЧ И ЗАРЯ».
Клуб ЛЮбителей Чтения И ЗАгадок Русского Языка
ОБРАЩЕНИЕ К ПРОБЛЕМЕ МОТИВАЦИИ
Система учебников
«Перспективная начальная школа»
Слайд 9ОБРАЩЕНИЕ К ПРОБЛЕМЕ МОТИВАЦИИ
Слайд 12В клубы ежедневно приходят письма: пишут всем классом, индивидуально и
группами
9015
писем
В 2015 году получено
Слайд 142. Проблемы содержательного характера
Многие выпускники образовательных организаций недостаточно владеют навыками
устной и письменной речи, нормами русского литературного языка и речевого
этикета. Овладение теоретическими знаниями во многих случаях оказывается изолированным от умения применять эти знания в практической речевой деятельности.
В содержании учебного предмета "Литература" основное внимание уделяется знакомству с историко-культурной информацией о произведении, авторе и литературном процессе, освоению понятийного аппарата литературоведения. При этом недостаточно внимания уделяется способности понимать художественный текст.
Слайд 15Требуют совершенствования методики и приемы формирования интереса современного обучающегося
к чтению (в том числе с учетом развития современных информационно-коммуникационных
технологий).
3. ПРОБЛЕМЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
Слайд 16Образовательными организациями недостаточно используется потенциал учреждений
культуры (музеи, библиотеки, театры, выставочные площадки
и др.), обладающих ресурсами, необходимыми для осуществления обучения и воспитания, а также для иных видов учебной деятельности, предусмотренных образовательной программой.
3. ПРОБЛЕМЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
Слайд 174. КАДРОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Профессиональная поддержка учителей русского
языка и литературы носит несистемный характер, за пределами крупных
городов существуют сложности в обеспечении необходимой литературой, отсутствуют механизмы комплексного совершенствования профессиональных компетенций педагогических работников, предусмотренных трудовыми (должностными) обязанностями, в том числе отмечается нехватка возможностей для самообразования.
Слайд 18Система оценки качества работы учителей русского языка и литературы, в
частности аттестация, носит формальный характер, не способствует их профессиональному росту.
4.
КАДРОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Слайд 19V. Основные направления реализации Концепции
учебников русского языка и литературы
нового поколения, построенных на основе дифференциации
и индивидуализации, ориентированных на оптимальное сочетание обязательного и вариативного компонентов образовательных программ, предполагающих приоритетное развитие самостоятельной творческой работы обучающихся;
хрестоматий, расширенных за счет дополнительного (вариативного) материала и включающих, кроме текстов художественных произведений, комментарии, вопросы и задания;
Необходимо создание:
1. Общие направления
Слайд 20V. Основные направления реализации Концепции
- современных словарей разных типов, прошедших
обязательную профессиональную экспертизу.
Государственные программы должны способствовать объединению усилий образовательных организаций,
средств массовой информации, музеев, библиотек, театров, системы книгоиздания и книгораспространения, направленных на поддержку чтения.
Целесообразно продолжить совершенствование контрольных измерительных материалов для итоговой аттестации по учебным предметам "Русский язык" и "Литература".
1. Общие направления
Слайд 21К источникам, которые не включены в комплект, но с которыми
комплект работает, относятся:
фонды школьных библиотек,
большие академические
словари;
интернет;
музеи
Слайд 222. Русский язык
V. Основные направления реализации Концепции
Освоение учебного предмета
должно предусматривать:
усвоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и
общественном явлении, его устройстве, функционировании и развитии;
овладение всеми видами речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письмо), умение правильно использовать речевые навыки во всех сферах общения;
формирование нормативной грамотности устной и письменной речи;
формирование межпредметных связей русского языка с другими учебными предметами (иностранными языками, литературой и др.);
использование текстов разных функциональных типов (художественных, нехудожественных);
использование информационно-коммуникационных инструментов и ресурсов (включая печатные и электронные словари, программы орфографического контроля, поисковые системы, системы распознавания текста и устного ввода).
Слайд 23Нам этот вывод важен в связи с занятиями по литературному
чтению, где мы работаем над понятием поэтического восприятия мира как
особенного, проникнутого особой наблюдательностью и любовью, что, в свою очередь, порождает особый образный язык.
Н. А. Чуракова
Слайд 26Характеристика изменившихся требований к образованию
Необходимость обучения общению (со сверстниками
и взрослыми, предметному и деловому общению; с окружающим миром природы
и культуры) и формированию позитивного отношения к людям и окружающему миру, к семье и школе, к малой родине и общему нам всем Отечеству
Слайд 27Решение этих задач требует организации комплексной и системной работы :
1) с разными источниками информации, включая словари, справочники, энциклопедии, школьную
библиотеку, интернет;
Слайд 28Решение этих задач требует организации комплексной и системной работы:
2)
перестройки всей системы подачи знания: переход с учительского монолога на
диалогическое общение с детьми; проблематизации всего учебного материала; организации условий
для самостоятельной
работы и проявления
инициативы самих детей
по решению поставленных
проблем;
Слайд 29 V. Основные направления реализации Концепции
3. Литература
усилить компонент, направленный на
формирование читательских компетенций, а также способности
осмысленно воспринимать художественный текст;
учитывать возрастные и этнокультурные особенности обучающихся при формировании списка изучаемых произведений (в том числе путем включения в него произведений о жизни и проблемах современных детей и подростков, произведений авторов из числа народов Российской Федерации);
- определить оптимальное соотношение объема учебного материала и учебного времени, предусмотренного основной образовательной программой на изучение учебного предмета.
Слайд 30V. Основные направления реализации Концепции
3. Литература
Слайд 33 V. Основные направления реализации Концепции
4. Подготовка кадров
совершенствовать систему подготовки
и дополнительного профессионального образования учителей русского языка и литературы в
части формирования компетенций, необходимых для преподавания в многоязычной среде;
разработать механизмы комплексного совершенствования профессиональных компетенций педагогических работников (в том числе в дистанционном формате с использованием современных информационно-коммуникационных технологий);
- совершенствовать систему оценки качества работы учителей русского языка и литературы, в том числе аттестацию;
Слайд 34 V. Основные направления реализации Концепции
4. Подготовка кадров
устранить избыточные параметры
контроля над перспективным планированием работы учителя русского языка и литературы;
развивать электронные образовательные среды, позволяющие: обучающимся - получать дополнительную информацию, а также самостоятельно и (или) с помощью учителя осваивать часть образовательной программы;
педагогам - систематически повышать свой профессиональный уровень.
Слайд 35Электронные издания по русскому языку
(4 класс)
Слайд 39Музей в твоем классе
Готовимся к сочинению
Слайд 40Издательство предлагает электронные курсы руководителям и заместителям руководителей образовательных организаций
Регистрация на курсы
открыта
на сайте
Слайд 41Планируемым механизмом реализации настоящей Концепции является включение соответствующих задач в
осуществляемые мероприятия целевых федеральных и региональных программ и
программ развития отдельных образовательных организаций, финансируемых за счет средств федерального, региональных и муниципальных бюджетов.
VI. Реализация Концепции
Слайд 42Издательство «Академкнига/Учебник»
117342, г. Москва, ул. Бутлерова, 17б
Тел.: (499) 968-92-29 akademkniga.ru
Факс: (499) 234-63-58 shop-akbooks.ru
E-mail: n.lavrova@akademkniga.ru
Спасибо за внимание!