Слайд 1Системно- деятельностный
подход в обучении
Выполнили: Ю.В. Селеменева
Е.В. Павловская
М.Ю. Кирьякова
В.А.
Хорьков
Слайд 2
Перед нами ставятся задачи:
научить получать знания (учить
учиться)
научить работать и зарабатывать (учение для труда)
научить жить
(учение для бытия)
научить жить вместе (учение для совместной жизни)
Слайд 3Системно- деятельностный
подход- снятие оппозиции между
Системным подходом
Деятельностным подходом
Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия,
Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов
Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов
Слайд 4Системно -деятельностный подход
Научный метод, позволяющий исследовать такое фундаментальное понятие, как
«деятельность» через закономерности теории систем.
С его помощью можно раскрыть цели,
средства, результаты деятельности учителя, учащихся, их взаимодействие и взаимообусловленность.
Слайд 5Основные понятия:
Система- нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и
находящихся во взаимной связи частей
Деятельность- поведение субъекта в определенных обстоятельствах
на основе уже сложившейся системы ценностей ( перефразируя В.Н. Сагатовского)
Деятельность, в том числе социально ведущая деятельность, это всегда целеустремленная система, система, нацеленная на РЕЗУЛЬТАТ( по А.Г.Асмолову)
Слайд 6 А в образовании?
Говоря об образовании как о ведущей социальной
деятельности общества , мы предполагаем нацеленность на РЕЗУЛЬТАТ как системообразующий
фактор деятельности
Таким образом, с самого начала в системно-деятельностном подходе выделяется результат деятельности как целенаправленной системы.
Слайд 7Основные понятия:
результат может быть достигнут только в том случае,
если есть обратная связь.
деятельность как система всегда имеет генетически
развивающий план анализа, а тем самым, если говорить о разработке тех или иных программ, каждый раз надо выделять психолого-возрастные индивидуальные особенности развития личности ребенка и присущие этим особенностям формы деятельности.
Слайд 8Perpetuum Mobile для новой школы
Универсальные учебные действия- (в широком смысле)-
способность школьника к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного
присвоения нового социального опыта.
УУД ( в узком смысле)-совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса
Слайд 9Концепция СДП базируется
а следующих основополагающих тезисах :
Окружающий мир –
объект познания учащихся, имеет системную организацию.
Любые объекты его могут
быть представлены как системы.
Вне систем они существовать не могут.
Если рассматривать объекты познания как системы,
то соответствующим подходом (принципом) их изучения
должен выступать системный.
Развитие систем подчиняется законам диалектики,
она является основой и системных исследований.
Слайд 11основные компоненты –
учебно-познавательные мотивы
осознание
«для чего мне
необходимо
изучить
этот объект»
выбор средств
и методов
планирование
решения
«как и в какой
последовательности
я должен решить
задачу»
решение задач
и рефлексивно
-оценочные
действия
«все и правильно
ли я сделал,
что еще необходимо
сделать, чтобы
достигнуть цели»
действие
целеполагания
«что я
должен сделать...»
Слайд 12Системно-деятельностный подход предполагает в ФГОС:
переход к стратегии социального проектирования
и конструирования в системе образования;
ориентацию на результаты образования;
признание решающей роли
содержания образования;
учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;
обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося
Слайд 13Технология «деятельностного метода обучения»
( Л.Г.Петерсон)
Слайд 14Дидактические принципы:
Принцип деятельности
Принцип непрерывности
Принцип целостного представления о мире
Принцип минимакса
Принцип психологической комфортности
Принцип вариативности
Принцип творчества
Слайд 15Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода
уроки «открытия» нового знания;
уроки рефлексии;
уроки общеметодологической направленности;
уроки развивающего контроля.
Слайд 161. Урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к
новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения
в нее новых элементов.
Слайд 172. Урок рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии
коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в
деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.
Слайд 183. Урок общеметодологической направленности.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому
способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Образовательная
цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.
Слайд 194. Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению
контрольной функции.
Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.