Слайд 1Системы
Автоматизированного бухгалтерского учета и аудита
Автор: Кубышкина Юлия
Слайд 2Понятие автоматизированной формы бухгалтерского учета
Автоматизированная форма бухгалтерского учета (АФБУ), основанная
на использовании электронно-вычислительной техники, представляет собой комплексную систему автоматизации учетного
процесса, начиная со сбора первичных данных до получения бухгалтерской отчетности
Слайд 3Схема автоматизированной формы бухучета
Слайд 4Методологические принципы автоматизированной формы бухгалтерского учета
В условиях применения различных видов
электронно-вычислительной техники, периферийных устройств, ориентации предприятий на совершен- ствование управления
и развитие рыночной экономики АФБУ получает все более широкое распространение. АФБУ основана на следующих методологических принципах : …
Слайд 5Принципы АФБУ
1. Сохранение метода двойной записи при отражении хозяйственных
операций.
2.Разукрупнение объектов учета (единиц наблюдения)
3. Обеспечение автоматического ввода различных
данных о хозяйственных операциях (исходной информации) в ЭВМ с документов, через систему периферийного оборудования
4. Обработка на ЭВМ первичной (исходной) информации хозяйственных операций с помощью разных программ с учетом решения конкретных задач в зависимости от требований пользователей информации.
5. Получение на основе обработки информации сформированного банка данных, использование которого на разных уровнях управления создает перспективу обеспечения ведения учета в запросно-ответном режиме исходя из потребностей пользователя в информации.
Слайд 6Принципы АФБУ
6. Дифференциация объемов учетной информации по объектам управления и
обеспечение ее совместимости и взаимосвязи.
7. Обеспечение условий для автоматического исчисления
себестоимости продукции по ее конкретным видам, а также по видам выполняемых работ, оказываемых услуг.
8. Обеспечение выдачи информации, необходимой для составления всех видов отчетности (месячной, квартальной, годовой) и оперативного управления предприятием.
9. Обеспечение согласованности всех видов учета: бухгалтерского, оперативно-технического и статистического.
Слайд 7Принципы построения и функционирования АСБУ
К общим принципам построения и функционирования
АСБУ относят принципы первого лица, системного подхода, надежности, непрерывного развития,
экономичности, совместимости .
Принцип первого лица определяет право принятия окончательного решения и порядок ответственности на различных уровнях управления.
Принцип системного подхода предполагает в процессе проектирования АСБУ проведение анализа объекта управления в целом и системы управления им, а также выработку общих целей и критериев функционирования объекта в условиях его автоматизации. Данный принцип предусматривает однократный ввод информации в систему и многократное ее использование, единство информационной базы, комплексное программное обеспечение.
Принцип надежности обеспечивается с помощью различных способов, например, дублированием структурных элементов системы или их избы- точности.
Слайд 8Принципы построения и функционирования АСБУ
Принцип экономичности заключается в том, чтобы
выгоды от новой АСБУ не превышали расходы на нее.
Принцип
совместимости предполагает, что проектируемая АСБУ будет учитывать организационную структуру предприятия, а также интересы и квалификацию людей, осуществляющих бухгалтерский учет, при условии их подготовленности к работе в этой системе
Принцип непрерывного развития системы требует возможности ее расширения без существенных организационных изменений.
Слайд 9Для АСБУ свойственны и специфические черты. Так, в АСБУ осуществляется
интеграция различных видов учета (оперативного, бухгалтерского и статистического) на основе
единой первичной информации. При этом слияния этих видов учета не происходит, так как каждый из них выполняет свои функции и решает свои задачи.
Принцип обратной связи является одним из основных принципов любой системы управления. Однако, только решив задачи бухгалтерского учета, можно осуществить обратную связь.
АСБУ – единственный источник достоверной информации для обратной связи. Именно эту информацию руководители предприятия используют для принятия решений.
Кроме того, для АСБУ характерной является возможность автоматизации обработки учетной информации на всех участках учета, начиная с процесса сбора, регистрации информации (автоматизация первичного учета).
Слайд 10АСБУ для крупных предприятий
Проблема автоматизации бухгалтерского учета на крупных предприятиях
остается одной из актуальных и сложных в современных условиях. Это
связано, прежде всего, с необходимостью сбора и переработки значительных объемов информации и своевременной выдачи результатов для их анализа и принятия управленческих решений.
Слайд 11В эпоху больших вычислительных машин были созданы первые АСБУ для
крупных промышленных предприятий. Это позволило централизовать обработку учетной информации. Экономические
перемены в России, а также появление ПЭВМ привели к почти полному исчезновению разработок такого класса. Широкое распространение получила децентрализованная обработка учетной информации. Использование ПЭВМ приблизило источник информации к пользователю этой информации – бухгалтеру, минуя посредников (вычислительные центры, отделы предприятий по подготовке информации и др.), а также привело к созданию на базе ПЭВМ автоматизированного рабочего места бухгалтера (АРМБ). Появилась возможность автоматизации всех процедур
Слайд 12АСБУ для крупных предприятий
В настоящее время для новых потребителей АСБУ
– менеджеров крупных предприятий – в условиях рынка важна не
только автоматизация учетных задач, но и возможность повышения эффективности управления предприятием, сохранение финансового равновесия, получение стабильной прибыли. В этой связи АСБУ крупного предприятия должна обеспечивать осуществление следующих функций:
Слайд 13АСБУ для крупных предприятий
автоматизированное решение всего комплекса задач бухгалтерского учета,
планирования, анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а также внутреннего аудита;
получение
оперативной, постоянно меняющейся информации о текущем состоянии дел на предприятии.
возможность консолидированного управления и получения консолидированных финансовых отчетов.
Слайд 14АСБУ крупного предприятия, отвечающую данным требованиям, целесообразно создавать на основе
комплекса АРМ учетных работников, действующих в сети с централизованным управлением.
На крупном предприятии обработка учетной информации с помощью АСБУ ведется на трех уровнях, соответствующих первичному, управленческому и финансовому учету (рис. 2). На каждом уровне в соответствии с методологией сбора, регистрации и обработки учетной информации создаются АРМ экономистов, бухгалтеров, финансистов и аналитиков, взаимодействующих между собой.
Слайд 16Для каждого АРМ или группы АРМ разрабатывается самостоятельный программный модуль.
Организованная таким образом АСБУ представляет собой открытую модульную систему, для
которой характерна возможность добавления и удаления ее компонентов (АРМ). Это важно, потому что при разработке АСБУ добавляемые со временем модули не должны вызывать перестройку всей системы. Сопоставимость информации различных АРМ обеспечивается за счет создания единого фонда нормативно-справочной информации (НСИ).
Слайд 17Выбор АБСУ
Основными источниками информации о бухгалтерских программных продуктах являются (даны
в порядке возрастания степени достоверности):
− рекламные объявления;
− прямые
обращения поставщиков к потенциальному покупателю;
− советы знакомых, использующих бухгалтерские программы;
− консультации независимых специалистов; − статьи в экономической и компьютерной прессе; − специализированные выставки;
− опросы пользователей;
− конкурсы программ.
Слайд 18Для примера приведем результаты опроса посетителей выставки «Управление-2000», проведенного редакцией
журнала «Мир ПК» с целью выявления степени популярности продуктов в
сфере делового программно- го обеспечения (ПО) на отечественном рынке [7]. В анкетах содержалась просьба указать одну самую популярную про- грамму в каждой категории. Оценивалась именно популярность, а вопросы функциональной полноты, качества программ и сопровождения не затраги- вались. Среди систем управления предприятием (табл. 1) лидерство досталось комплексу «Парус-8». Действительно, корпорация «Парус», особенно в те- чение последних лет, очень активно занимается рынком крупных корпора- тивных проектов, разрабатывая для него серьезные, «тяжеловесные» реше- ния. На втором месте фирма «1С» с комплексной конфигурацией «1С:
Слайд 20Классификация АСБУ
По способу построения АСБУ можно (достаточно условно) разделить на
следующие классы :
− интегрированные системы;
− инструментальные системы;
−
комплексы АРМ.
В дополнение к этим трем основным классам иногда добавляют два дополнительных:
− мини-бухгалтерии;
− бухгалтерский модуль корпоративной системы.
(Хотя это скорее виды функциональной направленности систем, нежели способы построения.)
Слайд 21Мини-бухгалтерии
Мини-бухгалтерии предназначены для автоматизации учета на малых предприятиях, не имеющих
на балансе большого числа объектов, не обладающих товарными запасами широкой
номенклатуры, с числом бухгалтеров 1–2 человека. Программы подобного типа позволяют вводить и обрабатывать проводки, формировать главную книгу, оборотную ведомость, журналы-ордера, готовить отчетность. Натуральный учет в этих программах обычно не ведется. Такие программы иногда используют и на крупных предприятиях для ведения сводного учета, учета кассовых и банковских операций.
Слайд 22Мини-бухгалтерии
К этому классу систем можно отнести такие продукты, как
«Главный
бухгалтер» (фирма «Паритет-Софт»),
«Бухгалтерия» (ранняя разработка фирмы «Фолио»),
«Бухгалтерия» (фирма
«Рапс»),
«Валютный баланс 1 + Мини-бухгалтерия» (фирма «Овионт»).
Ранее к этому типу относили программы «1С: Бухгалтерия», «Инфо- Бухгалтер» и некоторые другие, но возможности этих программ гораздо шире.
Слайд 23Интегрированные системы
Интегрированные системы выполняются в виде одного модуля, за исключением
модуля учета зарплаты, который может использоваться отдельно. Для того чтобы
отразить специфику различных участков учета в проводки включается различная дополнительная информация, необходимая для организации развитого аналитического учета. Так, например, в системе «Парус» базовым элементом является не сама проводка, а запись о хозяйственной операции, которая может содержать не одну, а несколько проводок.
Слайд 24Подобные программы также ориентированы на небольшие предприятия, но иногда используются
на средних и крупных предприятиях. По сравнению с мини-бухгалтериями они
обладают большей глубиной аналитического учета и развитыми функциями натурально-стоимостного и инвентарного учета. Интегрированные системы поставляются и в сетевом варианте, но на каждом компьютере отображается вся система. Представителями этого класса являются такие системы, как «Парус», «Инфин», «Интегратор» (фирма «Инфософт»), «Инотек».
Слайд 25Инструментальные системы
Инструментальные системы, или бухгалтерские конструкторы, получили наиболее широкое распространение.
Здесь так же, как и в интегрированных системах, применяется общая
модель бухгалтерского учета. Но пользователь может самостоятельно описывать расчетные алгоритмы, макеты ввода документов, правила построения отчетов на специальном входном языке. При этом достигается адаптация системы для конкретных нужд предприятия и значительная независимость от разработчика, что, в свою очередь, обусловливает относительно низкие цены на системы такого вида.
Слайд 26Относительным недостатком инструментальных систем можно признать необходимость навыков программирования у
бухгалтера, хотя программирование на входном языке таких систем существенно проще,
чем на универсальном языке программирования. К этому классу систем относятся «1С: Бухгалтерия», «Инфо-Бухгалтер», «Турбо-Бухгалтер» (фирма «ДИЦ»), «Компьютер-Сервис» и т. п.
Слайд 27Комплексы АРМ
Комплексы бухгалтерских автоматизированных рабочих мест (АРМ) ориентированы на бухгалтерии
средних и крупных предприятий, где функции между бухгалтерами четко разделены.
В такие комплексы входят отдельные АРМ по участкам учета (основные средства, зарплата, товарно- материальные ценности и т. п.). Пользователь может приобрести лишь наиболее интересующие его компоненты, а по мере необходимости докупать и другие модули. Здесь нет единой модели представления данных: на каждом АРМ реализованы специфические функции обработки первичных документов и выдачи отчетных форм. Системы этого типа наиболее полно отражают специфику документооборота большой бухгалтерии.
Слайд 28Комплексы АРМ
Некоторые системы данного типа включают в себя, кроме чисто
бухгалтерских АРМ, еще и АРМ делопроизводства, руководства, учета кадров, что
делает их весьма похожими на корпоративные системы, но меньшей стоимости. Данные с отдельных АРМ передаются на АРМ сводного учета по сети. Здесь можно привести примеры таких систем, как БЭСТ (фирма «Интеллект-Сервис»), «ФинЭко» (фирма «Авер»), «КомТех».
Слайд 29Корпоративные системы
Корпоративные системы (комплексные системы автоматизации управления) ориентированы на крупные
промышленные предприятия и включают в себя ряд модулей: управления закупками
и продажами, планирования процесса производства, финансового анализа, кадрового учета, бухгалтерского учета и т. д. Примерами отечественных систем подобного класса являются
«Галактика»,
«Флагман» (фирма «Инфософт»),
NS2000 (фирма «Никос-Софт»).
Слайд 30В течение последних нескольких лет самым покупаемым классом бухгалтерских программ
является класс инструментальных систем, включающих мощные средства макропрограммирования. По некоторым
оценкам, более половины бухгалтерий, ведущих компьютерный учет, пользуются программами «1С: Бухгалтерия», «Инфо-Бухгалтер» и «Турбо-Бухгалтер». Ежемесячно продается такое количество копий всех разновидностей «1С: Бухгалтерии», которое превосходит 2–3-летний тираж многих других программных продуктов для бухгалтерии. Приближается к этому и самая динамично развивающаяся в плане маркетинга фирма «Информатик».
Слайд 321С: Бухгалтерия
«1С: Бухгалтерия» — одно из самых популярных решений для автоматизации
бухгалтерского учёта в СНГ. Распространяется продукт через сеть партнёров фирмы
«1С» — 1С: Франчайзинг. Сеть франчайзинга составляют несколько тысяч ИТ-предприятий, как правило, небольшого размера (10-20 человек).
Количество решений, внедрённых под названием «1С: Бухгалтерия» различных версий, насчитывает около полумиллиона предприятий
Слайд 341С: Бухгалтерия 8 является массовым решением и позволяет вести учет
в организациях различной направленности и использующих разные системы налогообложения. При
этом благодаря возможности многофирменного учета каждая из организаций может быть на своей системе налогообложения:
общая система налогообложения (налог на прибыль для организаций в соответствии с гл. 25 НК РФ)
упрощенная система налогообложения (гл. 26.2 НК РФ)
система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (гл. 26.3 НК РФ)
Слайд 35 Программа позволяет автоматизировать различные участки учета:
Учет материально-производственных запасов
Складской учет
Учет торговых
операций
Учет комиссионной торговли
Учет агентских договоров
Учет операций с тарой
Учет банковских и
кассовых операций
Учет расчетов с контрагентами
Учет основных средств и нематериальных активов
Слайд 36Учет основного и вспомогательного производства
Учет полуфабрикатов
Учет косвенных расходов
Учет НДС
Учет заработной
платы, кадровый и персонифицированный учет
Налоговый учет по налогу на прибыль
Упрощенная
система налогообложения
Учет деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход
Учет доходов и расходов индивидуальных предпринимателей – плательщиков НДФЛ
Слайд 37Сервисные возможности
Благодаря платформе 1С:Предприятие 8 конфигурация обеспечивает пользователей рядом возможностей,
которые облегчают работу с программой. К ним относится:
Автоматическое обновление конфигурации
через интернет
Механизм поиска данных
Работа с распределенными информационными базами
Загрузка классификаторов и курса валют
Контроль и исключение ошибочных ситуаций
Управление доступом к учетным данным
Слайд 38Тенденции развития систем автоматизации бухгалтерского учета
Автоматизация бухгалтерского учета имеет
массу преимуществ перед традиционным способом ведения бухгалтерского учета. Бухгалтерские информационные
системы позволяют повысить производительность труда сотрудников бухгалтерии, снизить влияние "человеческого фактора", повысить скорость составления отчетов и ведения документации, предоставляют возможность параллельного ведения учета в нескольких стандартах.
Внедрение информационных систем и технологий в работу бухгалтерии позволяет сэкономить время и силы за счет автоматизации рутинных операций, найти арифметические ошибки в учете и отчетности, а также оценить текущее финансовое положение предприятия и его перспективы.
Слайд 39На российском рынке информационных продуктов представлено большое число отечественных и
иностранных автоматизированных бухгалтерских систем.
Однако, несмотря на кажущуюся простоту внедрения автоматизированной
системы в бухгалтерский учет предприятия - это не так просто. Для успешной реализации автоматизации бухгалтерского учета на предприятии необходимо иметь четкое представление о проблемах, и выгодах этого процесса.
Слайд 40Основные проблемы
стремление автоматизировать и формализовать каждый шаг в новой системе
частая
смена нормативных актов, устанавливающих правила учета, отчетности и налогообложения.
недостаток квалифицированных
кадров.
обеспечение поддержки системы после ухода консультанта.
Слайд 41Одним из важнейших процессов современности является интеграция мировой экономики. Этот
факт делает автоматизацию бухгалтерского учета требованием времени и залогом успешного
перехода на Международные стандарты финансовой отчетности.
Без этого невозможен переход на международный рынок и привлечение иностранных инвестиций. В случае если предприятие выходит на внешний рынок необходимо достижение соответствия организации бизнеса международным стандартам. Эту проблему легко решают автоматизированные системы, которые позволяют при одноразовом внесении первичных данных рассчитать в короткие сроки множество показателей и представить их в различных формах отчетности.
Слайд 42Таким образом, перспективы внедрения автоматизированных информационных систем бухгалтерского учета неотъемлемо
связаны с переходом на международные стандарты. В свою очередь, повсеместное
внедрение этих стандартов является в настоящее время экономической необходимостью.
Прозрачность и качество финансовой отчетности является необходимым условием развития отдельных предприятий и экономики в целом. Поэтому можно утверждать, что перспективы автоматизации ведения бухгалтерского учета однозначны - они являются необходимым условием развития.