Слайд 1Системы управления в крупных городах
Тема 3.
Основные проблемы комплексных урбанизированных образований
Слайд 2Содержание
Понятие метрополитенского ареала (региона)
Особенности метрополитенских регионов как систем и объектов
управления
Метрополитенские регионы как форма политической организации в современном урбанистическом мире
Понятие «гиперпространства» как понятие современной фундаментальной науки
«Политическое гиперпространство» метрополии
Основные параметры «политического гиперпространства»
Масштаб и специфика метрополитенского региона Санкт-Петербурга
Слайд 31.Понятие метрополитенского (ареала) региона
Слайд 4Метрополия в Древней Греции.
На начальных этапах развития человеческой цивилизации
под метрополиями понимали исключительно города, которые просто обладали колониями. При
этом колонии были вполне самодостаточны, а метрополии скорее покровительствовали им, чем насаждали свою власть.
Но при всем этом позиция «над» у метрополии все-таки была: она была третейским судьей в спорных делах колонии, помогала в трудных ситуациях.
Слайд 5Метрополия в Древней Греции.
Позднее с ростом и развитием городов,
образованием первых государств, укреплением хозяйственных связей и открытием новых территорий
метрополия приобрела другие очертания. Под ней стали понимать либо крупный город, либо особое положение страны относительно колонии.
Это уже было не только покровительство, но и серьезное давление, насаждение собственных устоев и идеологии, эксплуатация и подчинение. Это и привело впоследствии к борьбе за независимость в ряде колоний.
Слайд 6Метрополии в современности
Массовые волнения колоний за независимость изменили понимание отношений
между метрополией и колонией.
Несмотря на сохранившиеся желания государств доминировать,
подчинять, эксплуатировать и использовать, сейчас метрополия – это часто либо уже сформировавшаяся сильная столица государства, либо такие центры, которые оказывают глобальное влияние на общемировую жизнь.
В России же таким примером может оставаться Москва, а в мировом влиянии наиболее ярким примером служат США.
Слайд 7Метрополии в современности
«Метрополитенские регионы» объединяют метрополию и ее регион территориально,
структурно и функционально, т. е. к «метрополитенскому региону» относятся ключевые
города, пригородная зона, принадлежащие функциональные межгородские взаимодополняющие друг друга области и зоны обслуживания.
В пространственном развитии «метрополитенские регионы» - это нормативные представления об управлении, направленном на поощрение инноваций и экономического роста.
Слайд 82.Особенности метрополитенских регионов как систем и объектов управления
Слайд 9Значение «метрополитенских регионов» как территориального скелета глобальной экономической сети в
последние годы все более возрастает. Они:
улучшают инновационное качество и конкурентоспособность
страны;
обеспечивают экономическую интеграцию страны в мировом масштабе;
являются центрами международного культурного обмена;
«маяки» международного и европейского влияния.
Слайд 10 Существенным моментом является тот факт, что речь идет не
столько об общей численности населения в составе метрополитенского региона, сколько
о функции:
о концентрации важнейших органов, компетентных в принятии экономических решений и контроле со стороны государства и гражданского общества,
об активизации деятельности в области научных исследований и опытно-конструкторских работ, об инновационном потенциале,
Слайд 11эффективных международных функций по принятию решений, осуществлению мониторинга и управления,
сервисных функций высокого качества,
инновационных и конкурентных функций,
функций «межсетевого
шлюза»;
символьных функций.
Слайд 12К функциям управления относятся в первую очередь функции принятия решений
и контроля, например, штаб-квартиры (меж) национальных управляющих компаний, правительств и
организаций.
Высококачественные наукоемкие услуги, ориентированные на предприятие, выполняют особенные моторные функции (например, деятельность научно-исследовательских учреждений, университетов; бизнес- консалтинг, адвокатские услуги, реклама, дизайн и коммуникационные услуги, высококвалифицированные работники умственного труда).
Слайд 133.метрополитенские регионы как форма политической организации в современном урбанистическом мире
Слайд 14Крупные метрополитенские регионы становятся все более автономными политическими акторами, тем
более, что ряд из них обладает статусом субъекта государственного управления
с различным объемом автономии в унитарных и федеративных государствах:
субъекты в федеративных государствах,
регионы в регионализованных странах,
административные округа с особыми правами
и т. п.
Слайд 15Эффективная метрополитенская политика способна формировать интенсивные сети взаимодействия существующих на
территории метрополитенского региона органов местного самоуправления, политических партий, общественных организаций,
граждан, в частности:
политические процессы (принятие базовых стратегических решений в отношении метрополий управляющими системами более высокого порядка);
формирование собственно метрополитенской политики системой управления самой метрополии и основными политическими силами, участвующими в процессе; формирование и выражение политической воли объединениями граждан;
"политическое время", течение которого может отличаться в различных измерениях "гиперпространства" в зависимости от действующих акторов, эффективности институтов и характера процессов.
Слайд 16Экономические характеристики и общие параметры метрополитенской экономики, степень ее самостоятельности
по отношению к национальной экономике или экономической системе наднационального и
глобального уровня делают метрополитенский регион «лидером» или «аутсайдером» в процессе глобализации, повышают или понижают его конкурентоспособность, т. е. позволяют или не позволяют проводить метрополитенскую политику, достаточно самостоятельную и ориентированную на интересы населения самой метрополии.
Слайд 174.Понятие «гиперпространства» как понятие современной фундаментальной науки
Слайд 18Проблема размерности Вселенной интенсивно рассматривается уже более ста лет.
Впервые
понятие пространство было сформулировано в 1908г. Г. Минковским.
Немного позднее было
введено понятие трехмерного пространства. Трехмерное пространство – это геометрическая модель материального мира, в котором мы находимся. Это пространство называется трехмерным, потому что оно имеет три измерения – высоту, ширину и глубину.
Слайд 19Современной фундаментальной наукой введено понятие «гиперпространства» как четырехмерного пространства, состоящего
из трехмерного пространства и времени.
При помощи явления гиперпространства можно
объяснить многие явления происходящие в природе.
В нашем случае введение понятия «политического гиперпространства» метрополии могут объяснить многие проходящие в ней процессы.
Слайд 205. «Политическое гиперпространство» метрополии
Слайд 21Сложность и комплексность политических процессов, протекающих в современных крупнейших городах,
которые в связи со своим исключительным политическим влиянием как в
региональном и национальном, так и в международном масштабе, могут быть определены как метрополии, позволяют говорить о "политическом гиперпространстве" метрополии как обобщающем понятии, основе рассмотрения и анализа данных процессов.
Слайд 22Политические коалиции в метрополитенских регионах гораздо успешнее, чем в общегосударственном
масштабе способны адаптировать общегосударственную политику к специфике и потребностям данного
региона.
Таким образом, в рамках метрополитенских регионов формируется собственное политическое гиперпространство с множеством измерений.
Главными механизмами управления становятся кооперация между различными измерениями в решении проблем и достижении цели формирования оптимального качества жизни и координации усилий всех акторов, включая граждан, в достижении данной цели
Слайд 236. Основные параметры «Политического гиперпространства»
Слайд 24К Основные параметрам относятся
"акторы", действующие в этом пространстве (руководители и
политики, политические партии, группы интересов, социальные движения, политически активные или
пассивные индивидуумы);
органы власти и управления, выступающие как основные политические институты метрополитенского пространства;
политические процессы (принятие базовых стратегических решений в отношении метрополий управляющими системами более высокого порядка;
Слайд 25формирование собственно метрополитенской политики системой управления самой метрополии и основными
политическими силами, участвующими в процессе;
формирование и выражение политической воли
объединениями граждан);
"политическое время", течение которого может отличаться в различных измерениях "гиперпространства" в зависимости от действующих акторов, эффективности институтов и характера процессов.
Слайд 26В числе главных проблем, от которых зависит будущее современных мега-городов,
по мнению большинства специалистов является соблюдение баланса между демократией и
эффективностью; социальной справедливостью и хорошей системой управления.
Необходимость создания эффективного городского хозяйства требует формирования в "политическом гиперпространстве" особого "экономического измерения", которое способствовало бы развитию всех экономических структур на территории метрополии, вне зависимости от форм собственности и внеэкономических факторов.
Слайд 27Основой для этого может стать выполнение органами управления метрополии роли
"генератора идей" и активного "стимулятора", "катализатора" экономического развития.
Необходимо активное
взаимодействие экономических структур и органов управления всех уровней с целью координации различных видов деятельности, а также создания единообразного качества жизни на всей территории метрополии.
Слайд 28В связи с необходимостью взаимодействия многочисленных акторов в "политическом гиперпространстве"
метрополии все большее значение в процессе глобализации экономических процессов приобретают
такие механизмы как:
добровольная кооперация,
совместное предоставление услуг населению,
создание единых органов управления по функциональному признаку, т.е. использование более гибких организационных структур и методов, обеспечивающих высокую эффективность процесса общественного управления
Слайд 297. Масштаб и специфика метрополитенского региона санкт-петербурга
Слайд 30Санкт-Петербургская агломерация.
Санкт-Петербург и Ленинградская область представляют собой метрополитенский регион,
значительную часть которого образует моноцентрическая Санкт-Петербургская агломерация.
Регион и составляющая
его ядро агломерация разделены между двумя субъектами федерации, механизмы координации политик и принимаемых решений относительно пространственного развития между которыми вырабатываются.
В частности, в 2012 году создан Координационный совет Санкт-Петербурга и Ленинградской области для рассмотрения вопросов синхронизации развития двух субъектов в пределах агломерации.
Слайд 32Основные проблемы развития
метрополитенского региона санкт-петербурга (агломерации)
1.Обострение конкуренции за основные ресурсы
регионального развития. Основными видами ресурсов, за который идет конкурентная борьба,
являются инвестиции и трудовые ресурсы.
2.Наличие серьезных диспропорций в развитии территорий города и области. Особенно сильно эти диспропорции заметны при сравнении уровней благоустройства, состоянии жилого фонда, инженерно-энергетической и транспортной инфраструктур граничащих между собой территорий Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Слайд 333.Несогласованность управленческих решений, отсутствие практики систематического сотрудничества органов государственной власти
и местного самоуправления Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
4.В Санкт-Петербурге ощущается
острый дефицит свободной территории для строительства жилья и промышленных объектов. В городе имеются серьезные экологические, территориальные и иные ограничения для увеличения генерирующих мощностей в энергетике и диверсификации сырьевой базы для производства тепловой и электрической энергии. Санкт-Петербург является энергодефицитным регионом, а Ленинградская область – энергоизбыточным.
Слайд 34Для освоения территорий, расположенных в пригородных районах Санкт-Петербурга, необходимо использование
территориальных ресурсов прилегающей пригородной зоны Ленинградской области. Здесь потребуется разместить
объекты водоснабжения и канализации, провести оптимизацию прохождения трасс магистральных водопроводов и канализационных коллекторов.
5.Взаимоотношения между Санкт-Петербургом и Ленинградской областью имеют экологический характер. Наличие административных границ не позволяет создать эффективную систему экологического контроля.
Слайд 356.Взаимоотношения между Санкт-Петербургом и Ленинградской областью связаны с выполнением рекреационных
функций.
Исторически сложилось, что Ленинградская область выполняет для Санкт-Петербурга рекреационные
функции.
Наличие этой проблемы определяется ограниченными возможностями Санкт-Петербурга обеспечить отдых на природе, санаторно-курортное лечение, занятия некоторыми видами спорта 5-ти миллионному населению.
Слайд 36Предпосылки развития
метрополитенского региона санкт-петербурга (агломерации)
В настоящее время сложились благоприятные предпосылки
и условия для укрепления взаимовыгодного многопланового сотрудничества и интеграции Санкт-Петербурга
и Ленинградской области.
Во-первых, наличие единой экономической системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области. На территории двух регионов сложились и функционируют единые рынки товаров, услуг и труда, энергетическая система, транспортный комплекс.
В Санкт-Петербурге и Ленинградской области функционирует единый транспортный узел, являющийся важнейшим звеном в системе европейских и российских транспортных коридоров.
Слайд 37Второй предпосылкой усиления сотрудничества и интеграции города и области является
функционирование петербургской моноцентрической агломерации.
Помимо Санкт-Петербурга, как субъекта Российской Федерации,
она включает отдельные территории Ленинградской области: прилегающие к городу части Всеволожского, Выборгского, Гатчинского, Кировского, Ломоносовского и Тосненского районов.
Петербургская агломерация является второй по масштабам в России после московской.
Слайд 38Концепция совместного градостроительного развития Санкт-Петербурга и территорий Ленинградской области (агломерации)
на период 2018-2038 г.г с перспективой до 2043 года