Слайд 1Скульптура Анны Семёновны Голубкиной (1864-1927)
Гребенщикова Мария; УГИ-453401
Слайд 2Анна Семёновна Голубкина (1864-1927)
«Как мастер, творчество которого является
неугасимым горением совести, Голубкина представляет исключительно русское, глубоко национальное явление.
Она принадлежит к художникам типа Достоевского и Толстого к которым нельзя подходить с заранее предрешенным и критериями искусства. Их надо принять целиком, как людей; только тогда примешь целиком и их творчество»
Максимилиан Волошин
Слайд 3Голубкина родилась недалеко от Москвы в 3арайске, начала заниматься искусством
довольно поздно.
В первой половине 90-х годов она становится вольнослушательницей
Московского училища, где работает у Волнухина и любимого ею, тогда уже старого Сергея Иванова.
Потом отправляется в Петербург - в Академию к Беклемишеву несмотря на хорошие отношения с последним, Голубкина тяготится несвободой и в 1895 году уезжает в 3арайск.
Свое образование скульптор завершает в Париже сначала в частной академии Коларосси (1895-1896), затем - пользуясь советами великого Родена и работая в Париже в своей мастерской (1897).
Слайд 4.С. Голубкина и Е.И. Шишкина-Голиневич в мастерской в Крестовоздвиженском переулке,
Москва. Фотография. 1903
Слайд 5В ее творчестве начисто отсутствует аристократизм. Она поражала современников своей
честностью, неподкупностью, строгостью отношения к себе и к окружающим.
У
Голубкиной было безупречное чувство материала. Она при этом с одинаковым мастерством лепила, рубила и резала, а в конце жизни изготовляла небольшие камеи, во всех случаях придавая серьезное значение мастерству (ремеслу, как говорила она сама) скульптора.
Ее искусство явилось тонким и достоверным выразителем особенностей национального художественного гения.
Все движение мастера заключается не просто в совершенствовании мастерства. средств выражения, а в движении к символизму, к органическому слиянию импрессионизма и модерна.
Слайд 6Портрет П.С. Голубкина (1892)
«Стекающие вниз формы, опущенные глаза создают образ
старости, замкнутости бытия. 3а человеком встает его путь, его судьба.
Свободная пластическая поверхность, дающая повод для сопоставления с живописным импрессионизмом, начинает служить не мгновенному заострению характеристики или состояния модели, а выражению неких постоянных человеческих качеств, погружению во внутреннее "пространство" души»
Слайд 7Начало XX века - время первых встреч художницы с отечественным
зрителем. Жизнь в Москве давала возможность участвовать в выставках самых
известных объединений.
Экспонируя работы из года в год без существенных перерывов, скульптор стремилась к постоянному контакту со зрителем, к заинтересованному восприятию своих образно-пластических высказываний.
В 1899 году, вернувшись в Москву из второй поездки в Европу, Голубкина продемонстрировала на 19-й выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ) скульптуру «Старость» (1899) и портрет французского зоолога Э.Ж. Бальбиани (1898, обе работы - гипс тонированный).
Эти произведения были удостоены на парижском Салоне 1899 года медали Академии искусства и литературы Прованса и отмечены французской прессой, став свидетельством профессиональной зрелости мастера.
Впоследствии ее сотрудничество с МОЛХ продолжалось вплоть до начала Первой мировой войны
Слайд 8«Старость» (1898)
Выполнена в Париже, возможно, не без влияния Родена,
который в 1835 году создал свою «Старуху»
Н.Я. Симонович-Ефимова вспоминала:
«эта вещь именно не "старуха", а «старость», когда страсти миновали. Созерцающая старость, стремящаяся, быть может, примириться с ошибками в жизни»
была выставлена в Париже в 1899 году.
Слайд 9«Туман» (1899)
На пути к символизму и модерну важной вехой оказалась
ваза «Туман» (1899). Выполненная в мраморе (существует и гипсовый вариант),
построенная на эффектном приеме слияния вокруг центрального "ствола" женских голов.
Она подчинена идее перетекания форм связанных друг с другом текучими прядями волос, из шероховатой "материи" которых выкристаллизовываются в гладко обработанные мраморные лица.
Слайд 10«Огонь» 1900г
Продолжает линию скульптуры «Туман» мужская и женская фигуры предназначенные
для оформления камина.
Слайд 11Художница исполнила по заказу К.С. Станиславского и С.Т. Морозова знаменитый
рельеф для фасада нового здания МХТ «Пловец» (1903, гипс тонированный)
Слайд 12« Голубкинское искусство являет зрителю пластическую кристаллизацию единого чувства, которое
можно назвать "российской тоской'': здесь и исконное русское пассивное подвижничество
страдания, и ощущение живой святости земли, но также и новая, небывалая, современностью вскормленная уверенность в близком переломе нынешнего бытия, эсхатологическое чаяние недалекой и великой бури»
А.М.Эфрос
Россций (Эфрос А. М). А. С
Голубкина (выставка скульптур) / / Русские ведомости.
Слайд 13"Идущий человек" (1903)
Голубкина смело раскрепощает тягучую скованность глины, активизирует ее
поверхность, заставляя эту поверхность колыхаться.
Постоянная изменчивость выглядит как убедительное внешнее
выражение сложной внутренней динамики. Сама пластика становится носителем сложной душевной жизни героев.
Это одухотворение плоти сродни тому символизму, который развернулся в живописи в творчестве мастеров «Голубой розы», но оно одновременно сопряжено со своеобразной импрессионистичностью фактуры
Слайд 14Выставочная деятельность
Анна Голубкина ежегодно принимала участие в выставках Московского Товарищества
художников (МТХ), а в 1906 году стала одним из его
членов.
Обычно художница предоставляла на выставки МТХ значительные и масштабные работы, исполненные в год между двумя выставками, такие, как, например, портреты А.М. Ремизова и А.Н. Толстого, композицию «Кариатиды» (все - 1911), причем «Кариатиды» в 1911 году были показаны в гипсе, а затем год спустя, в 1912-м, - в дереве.
Камерную скульптуру, созданную в первое десятилетие XX века, она продемонстрировала в 1910 году на Выставке акварелей и эскизов Московского Художественного театра, где зрители увидели импрессионистические этюды «Лужица», «Полет» (позднее название «Птицы»), «Кустики» (все - 1908, гипс тонированный).
Голубкина участвовала и в знаменитых выставках «Мира искусства», где экспонировала работы, близкие новым течениям символизма и модерна: вазу «Туман» (1899), портрет М.Ю. Лермонтова (1900, обе работы - гипс тонированный), «Старость» и камин «Огонь».
Кульминацией выставочной деятельности стала выставка «В пользу раненых» в Музее изящных искусств зимой 1914-1915 годов. Человек, История, Художник, Истина, Мудрость - так можно обозначить координаты смыслового поля экспозиции, ставшей пластическим выражением основных культурно-философских идей Серебряного века.
Слайд 15Выставка произведений А.С. Голубкиной в Музее изящных искусств в 1914–1915
годах. 1914–1915. Фотография
Слайд 16О творчестве Голубкиной писали Василий Розанов, Максимилиан Волошин, Сергей Булгаков.
В статье, посвященной выставке «В пользу раненых» в Музее изящных
искусств, Булгаков говорил о драматизме и глубине образов скульптора:
«То тяжелой гоголевской тоской, то светлой чеховской жалостью переливается эта вселенская скорбь <.>. И высшего напряжения своего этот экстаз тоски в покоряющих и хватающих за сердце скульптурах: "Пленники" и "Вдали музыка и огни". Ибо ведь каждая душа есть такая пленница, хотя и не всегда знает о том, и каждой живой душе слышится отдаленная музыка и видятся огни в пленительной "Дали", порыв в которую столь музыкально передан в рельефе этого названия»
"Пленники"
«Вдали музыка и огни»(1910)
Слайд 17В большинстве случаев она тяготела к обобщенным образам и почти
ни когда не отдавала приоритет отдельному жизненному факту. Исключение составляет
лишь портрет.
Слайд 18« В своем искусстве А. С. Голубкина ищет передать, прежде
всего и почти исключительно, лицо: то-есть то особенное, неповторяемое, что
отмечает своею печатью индивидуальность. Это ведет ее, конечно, к портрету. Но портреты Голубкиной, в большинстве случаев, отходят от внешнего сходства с оригиналом. Это естественно: в каждом человеке мы замечаем и понимаем лишь то, что нам родственно в нем, лишь то, что в нас самих, хотя бы только потенциально, присутствует. Ей недоступно все будничное и обыденное в человеке, именно то, что обычно кидается в глаза и составляет внешнее сходство. Это именно делает справедливым парадоксальное утверждение, что "хороший портрет никогда не бывает похож" »
Максимилиан Волошин "Аполлон", No 6, 1911
Слайд 19Портрет Ф.Ю. Лермонтова (1900)
Она тонко постигла трагическую красоту поэта,
прочла в его взгляде судьбу, поняла его гордую душу.
Слайд 20Голубкина хорошо знала Василия Переплетчикова. Поселившись в Москве, она нередко
бывала у него в доме на вечерах, где собирались ревнители
искусства.
Голубкина запечатлела Переплетчикова готовым вступить в спор, с характерным наклоном головы и саркастическим, сверлящим взглядом.
Другой портрет, выполненный в 1904 году в схожей импрессионистической манере, сохранил облик жены живописца В.К. Штембера (гипс тонированный), гостеприимной хозяйки еще одного художественного кружка.
Оба портрета - пример скульптурного импрессионизма в традиционном понимании стиля: прихотливая свободная лепка наряду с кажущимися случайными движениями головы и корпуса придает образам непринужденность, что усиливает впечатление быстротечности момента, которого определенно добивалась художница.
Портрет В.В. Переплетчикова. 1899
Гипс тонированный. В. 56. ГТГ
Портрет Штембер. 1904
Гипс тонированный. B. 41. ГТГ
Слайд 21Портрет С.Т. Морозова (1902)
В портрете знаменитого мецената импрессионистическая лепка, лишая
образ определенности, выводит его из мира повседневности, включая в круг
символического истолкования. Морозов преображается в некое языческое божество, олицетворение природных стихий, что парадоксально соединяется с представлением о нем как о театрале, изобретателе, балагуре.
Портрет С.Т. Морозова. 1902
Гипс тонированный. В. 58. ГТГ
Слайд 22 Портрет А.М. Ремизова (1911)
Портрет В.Ф.Эрна (1914)
В
период с 1907 по 1914 год Голубкина создала своеобразную «галерею
символистов»: портреты ведущих теоретиков символизма поэтов Андрея Белого (1907) и Вяч. Иванова (1914, оба - гипс тонированный), а также входивших в их круг писателей А.Н. Толстого и А.М. Ремизова (1911, оба - дерево тонированное), философа В.Ф. Эрна (1914, дерево тонированное).
Портретные образы соединили в себе как неоспоримую ценность одновременно конкретные личностные качества, точно схваченные оттенки психологического состояния и общий духовный тонус личности.
Слайд 23 Портрет Льва Толстого
Блистательным завершением портретной серии русских литераторов и
философов стали портреты Л.Н. Толстого (гипс тонированный) и В.Г. Черткова
(дерево тонированное, Государственный музей Л.Н. Толстого, Москва), исполненные Голубкиной в 1926 году по заказу Толстовского общества.
Художница отдала дань масштабу личности великого писателя и угадала трагический конфликт в его душе.
Портрет В.Г. Черткова
Слайд 24Несмотря на все трудности жизни в 1920-е годы, Голубкина не
покидала Москвы. Она преподавала во ВХУТЕМАСе и вела занятия в
студии, которую организовала в своей мастерской, по-прежнему занималась декоративно-прикладным искусством, освоила мастерство изготовления камей и создала уникальную коллекцию этих произведений малой формы.
Голова девушки. 1920-е.
Камея. Морская раковина. ГТГ
Женщина и девочка. 1920-е.
Камея. Морская раковина. ГТГ
Пейзаж с лошадью. 1920-е
Камея. Морская раковина. ГТГ
Слайд 25Произведения А.С. Голубкиной отражают целую эпоху и передают типические черты
реальной русской действительности конца XIX и первой четверти XX века.
Многочисленные работы скульптора, выполненные в мраморе, дереве, камне и бронзе, находятся в Третьяковской галерее, в Русском музее и во многих других музеях страны.
А.С. Голубкина была не только крупнейшим русским скульптором, но и активным революционным деятелем. Она непосредственно участвовала в борьбе с царизмом и неоднократно подвергалась обыскам и арестам, а в 1907 году была предана суду за распространение прокламаций РСДРП и приговорена к заключению и крепость.
В 1923 году, обобщая свой двадцатипятилетний творческий опыт и опыт преподавательской работы на Пречистенских рабочих курсах н в Высших художественно-технических мастерских, А.С. Голубкина пишет и издает записки "Несколько слов о ремесле скульптора", посвященные своим ученикам и ученицам, где она твердо, ясно и просто формулирует свои взгляды на работу скульптора. Эта небольшая, но содержательная книга - значительный вклад в литературу по изобразительному искусству.
Скульптура Голубкиной нередко оставалась непонятой, но со временем все больше появлялось ценителей новой скульптуры, произведения мастера становились предметом собирательства. Ее творения хранились в собраниях А.А. Ламм, М.П. Рябушинского, Е.М. Терещенко, М.С. Шибаева. Самая значительная коллекция была у И.С. Исаджанова2. В 1906 году начались закупки произведений скульптора Третьяковской галереей.
Слайд 26Поэт Георгий Чулков, хорошо знавший Анну Семеновну, посвятил ей строки,
рожденные под впечатлением от их бесед. Он сказал:
«Голубкина
жила, держа в руках «ключи от неба» и «песни слушая светил» .
Слайд 27Список литературы
Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX - начала
XX век – Москва: издательство политической литературы, 1988.
А.С. Голубкина, "Несколько
слов о ремесле скульптора", М., изд. "Советский художник", 1963 г
Алпатов М.В. Голубкина //Алпатов М.В. Этюды по истории русского искусства. В двух книгах. Книга 2. – М.: Искусство, 1967. – 600 с.
Бычков Ю.А.(сост.) С веком наравне. Книга о скульптуре. Том 3: "Молодая гвардия" (1974), 397 стр.
Максимилиан Волошин "Аполлон", No 6, 1911 http://az.lib.ru/w/woloshin_m_a/text_1911_golubkina_oldorfo.shtml
Татьяна Галина. Московские страницы творчества А. С. Голубкиной. Журнал «Третьяковская галерея», #2 2014 (43)