Слайд 1Скульптура первой половины 19 века
Слайд 2Анна Иоанновна с арапчонком. Растрелли
Слайд 3Русская скульптура этого периода, как и архитектура, отличается монументальностью.
Скульптура начала XIX
в. исключительно патриотична и посвящена в основном итогам Отечественной войны
1812 г., которая породила высокий патриотизм в обществе и искусстве.
Создавая величественные сооружения и целые ансамбли в Москве, Петербурге и других городах, архитекторы активно сотрудничали со скульпторами, мастерами декоративной пластики. Лучшими скульпторами того времени были Феодосий Щедрин, Василий Демут-Малиновский, Степан Пименов, Иван Теребенёв.
Слайд 4Феодо́сий Федорович Щедри́н (1751-1825)
Работал в стиле классицизма. Он создал скульптуры для
Самсоновской террасы Петергофского сада, фигуры для Биржи, Адмиралтейства (совместно с
И. И. Теребенёвым), в том числе «Кариатиды».
Слайд 5Ф.Ф. Щедрин. Фонтан «Сирены» в Большом каскаде Петергофа (1805)
Ф.Ф. Щедрин.
Кариатиды в Адмиралтействе (1812-1813)
Слайд 6Он украшал Казанский собор, выполнил огромный горельеф «Христос, ведомый к
месту распятия» (1807).
Занимался также и скульптурой малых форм: выполнил ряд
бюстов и отдельных скульптур: «Спящий Эндимион» (бронза, 1779), «Фавн с Вакханкой», «Диана», «Венера» (1792), «Нарцисс», бюст А. Н. Нартова (мрамор, 1811).
Ф. Ф. Щедрин. «Диана» (1795). Государственный Русский музей (Петербург)
Слайд 7Иван Иванович Теребенёв (1780-1815)
Русский скульптор и график. Самой ранней его
скульптурной работой является барельеф «Полтавская баталия» для памятника Петру Первому
перед Михайловским замком. А позже он создал парящие аллегории Славы и аллегорический барельеф «Заведение флота в России» на арке Адмиралтейства.
Слайд 8И.И. Теребенёв. Гений Славы, трубящий победу на арке Адмиралтейства
И.И. Теребенёв.
Горельеф на фронтоне Адмиралтейства
Слайд 9Василий Иванович Демут-Малиновский (1779-1846)
Его монументальные скульптуры образуют ансамблевое единство со
знаменитыми сооружениями Петербурга: Казанским собором, аркой Главного штаба, Нарвскими воротами.
Скульптор работал и в области надгробной пластики.
Слайд 12После арки Главного штаба Демут-Малиновский начал оформление здания Императорской публичной
библиотеки, построенной в 1820-х гг. В настоящее время это Российская
национальная библиотека. На главном фасаде здания, обращенного к площади, между колоннами в нишах были поставлены статуи ученых, философов и поэтов древности, изваянные С.С. Пименовым, В.И. Демут-Малиновским, С.И. Гальбергом, Н.А. Токаревым и М.Г. Крыловым. На аттике возвышается фигура Минервы, символизирующая мудрость.
Слайд 13Рельеф с надгробия М. Козловского
В. Демут-Малиновский «Похищение Прозерпины»
Слайд 14С.С.Пименов «Геркулес и Антей» (1811). Горный институт, главный фасад
С 1812
по 1814 гг. Демут-Малиновский совместно с С.С. Пименовым и Ф.Ф.
Щедриным работал над оформлением здания Главного Адмиралтейства.
Совместно с С.С. Пименовым Демут-Малиновский работал над украшением многих памятников архитектуры: Елагина дворца, Михайловского дворца, арки Главного штаба.
Слайд 15Здание Императорской публичной библиотеки
Слайд 16В. Демут-Малиновский принимал участие в оформлении Нарвских триумфальных ворот.
Работал над
созданием лепных украшений для интерьеров Зимнего дворца и здания Академии
художеств.
В. Демут-Малиновский – автор памятников Екатерине II, Ивану Сусанину, фельдмаршалу князю Барклаю-де-Толли в Тарту, бюста А.В. Суворова.
Слайд 17В. Демут-Малиновский. Памятник Барклаю-де-Толли (Тарту, 1849)
В. Демут-Малиновский. Бюст Суворова
Слайд 18Ива́н Петро́вич Ма́ртос (1754-1835)
Скульптор-монументалист И.П. Мартос занимал ведущее положение в
русской скульптуре начала XIX в. Он работал в самых разных
жанрах: портреты, декоративные статуи и рельефы, надгробия. Благодаря Мартосу жанр надгробий достиг в России больших успехов.
Слайд 19Памятник Ломоносову в Архангельске
Слайд 21Но подлинную славу он обрёл после создания памятника Минину и
Пожарскому в 1818 г. Создание на памятнике двух фигур очень
усложняло задачу скульптора, но Мартос блестяще справился с ней. Этот памятник посвящён предводителям Второго народного ополчения 1612 г., окончанию Смутного времени и изгнанию польских интервентов из России. Является первым крупным скульптурным памятником в Москве.
Героика событий XVI в. перекликалась с событиями Отечественной войны 1812 г. Замысел создания памятника возник ещё в начале века, но реализовался только после войны.
Слайд 22Алексей Григорьевич Орлов – русский военный и государственный деятель, сподвижник
Екатерины II, младший брат её фаворита Григория Григорьевича Орлова, владелец
усадьбы на Донском поле. Генерал-аншеф, лейб-гвардии Преображенского полка подполковник, Кавалергардского корпуса поручик, орденов российских Св. апостола Андрея Первозванного, Св. Александра Невского и Св. великомученика Георгия I класса кавалер
Слайд 23ПАМЯТНИКИ М.И. КУТУЗОВУ И М.Б. БАРКЛАЮ ДЕ ТОЛЛИ
Слайд 24Пётр Карлович Клодт – русский скульптор из баронской семьи Клодт
фон Юргенсбург. Академик и заслуженный профессор Императорской Академии художеств. Действительный
статский советник.
Слайд 27Подготовить сообщение о творчестве русского мастера-медальера Федора Петровича Толстого. (К следующей
среде)
Домашняя работа: