Слайд 1Словосочетание: строение и грамматическое значение словосочетания; основные виды словосочетаний
Л.Г.Волкова,
к.филол.н., доцент
НГПУ
Ольга Шмелева
Светлана Юденкова
Слайд 2Введение
В ЕГЭ-2015 по русскому языку ещё больший вес приобрели грамотность
и способность работать с текстами.
Сегодня мы с вами будем разбирать
трудные вопросы синтаксиса (задания 20-24 ЕГЭ).
Слайд 3Введение
Как известно, синтаксис – это раздел грамматики, в котором изучается
строение и значение синтаксических единиц. Основными единицами синтаксиса являются словосочетание,
предложение и текст.
Слайд 4Введение
Цель занятия - систематизировать знания по теме «Словосочетание», отработать умения определять способы
подчинительной связи в словосочетании.
Слайд 5Итак, что такое словосочетание?
Слайд 6Правильный ответ:
Словосочетание – это соединение двух или более самостоятельных слов,
связанных между собой по смыслу и грамматически.
Слайд 7Практикум «Проверяем себя»
Задание № 1.
Распределите предложенные соединения слов
в два столбика:
в 1 столбик – словосочетания,
во 2
столбик – слова, не являющиеся словосочетаниями.
Свой ответ аргументируйте.
Слайд 8Практикум «Проверяем себя»
Два друга; мой друг; благодаря родителям;
поблагодарив родителей; кто-то из родителей; первый класс; витать в облаках;
облачное небо; весьма интересно; более интересно; в течение дня; дождь и снег;
снег с дождем; идет дождь; после дождичка в четверг; то снег, то дождь; люблю играть; буду играть; очень глубокое озеро; самое глубокое; глубина озера; около озера; его одежда; одеться по-летнему; пусть поет; песня жаворонка.
Слайд 9Правильный ответ:
Два друга,
мой друг,
поблагодарив родителей,
кто-то из родителей,
первый
класс,
облачное небо,
весьма интересно,
снег с дождем,
люблю играть,
очень глубокое озеро,
глубина озера,
его одежда,
одеться по-летнему,
песня жаворонка.
Благодаря родителям,
витать в облаках,
более интересно,
в течение дня,
дождь и снег,
идет дождь,
после дождичка в четверг,
то снег, то дождь,
буду играть,
самое глубокое,
около озера,
пусть поет.
Слайд 10Какие соединения слов не являются словосочетанием?
Грамматическая основа предложения,
например: Идет занятие.
Однородные члены предложения,
например: лекции или семинары.
Аналитические (составные)
формы слов,
например: буду заниматься, более интересный,
самый умный.
Сочетание служебного слова (предлога, союза, частицы) со знаменательным словом,
например: около дома, тоже пришёл, словно во сне.
Фразеологизмы,
например: водить за нос, медвежья услуга.
Слайд 11ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Классификация словосочетаний
Слайд 121. По морфологическим свойствам главного слова:
Именные (главное слово выражено существительным,
прилагательным, местоимением, числительным), например: капли дождя, майский день, наш двор,
три товарища;
Глагольные (главное слово выражено глаголом, деепричастием, причастием), например: говорить правду, читая книгу; беседующий с другом;
Наречные (главное слово выражено наречием), например: по-прежнему интересно, налево от дома.
Слайд 132. По грамматическому значению (т.е. по характеру смысловых отношений):
Определительные (предмет и его
признак), например: весеннее настроение, берег моря;
Объектные (действие и предмет/объект, на
который оно переходит), например: встретить друга, чтение книги.
Обстоятельственные (действие и его признак или на признак признака), например: хорошо выспаться, очень интересно.
Слайд 143. По структуре:
Простые (состоят из двух знаменательных слов), например: заниматься спортом,
наш дом, буду петь песню;
Сложные (состоят из трёх и более
знаменательных слов), например: выполнение домашнего задания, читать очень интересную книгу.
Слайд 154. По степени спаянности компонентов:
Синтаксически свободные (свободное объединение двух самостоятельных
слов, каждое из которых обладает полноценным лексическим значением; каждый из
компонентов словосочетания является отдельным членом предложения), например: задачник по математике, работать в школе.
Слайд 164. По степени спаянности компонентов:
Синтаксически несвободные/цельные (соединение слов,
в котором главное слово является информативно недостаточным; в предложении такие
словосочетания являются одним членом предложения),
например: две недели подряд, несколько студентов, мало времени.
Слайд 17 Словосочетания также различаются по способу связи его
компонентов.
Как вы помните, традиционно выделяют 3 способа подчинительной связи в словосочетании.
Назовите, пожалуйста,
данные способы.
Слайд 18Правильный ответ:
согласование
управление
примыкание.
Далее рассмотрим особенности каждого способа связи.
Слайд 19Согласование
Согласование – это способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится
в тех же формах (т.е. в том же роде, числе
и падеже или только в числе и падеже), что и главное слово, например: глубокая река, первый этаж, мои дети, выполненное задание.
При изменении главного слова, изменяется и зависимое слово.
Средства выражения связи – окончания, например: глубокое море, глубоким морем, глубокие моря.
Слайд 20Управление
Управление – это способ подчинительной связи, при котором зависимое слово
ставится при главном слове в том или ином падеже, например:
стоять у доски, выше гор, два капитана, вижу тебя, берег моря.
При изменении формы главного слова форма зависимого слова не изменяется.
Средство выражения связи – окончание зависимого слова и предлог (или только окончание),
например: напишу на доске, написали на доске, написав на доске; решает задачу, решили бы задачу, решивший задачу.
Слайд 21Примыкание
Примыкание – это способ подчинительной связи, при котором главное связано
с зависимым по смыслу, а также интонацией и порядком слов.
При таком способе связи в роли зависимого слова всегда выступает неизменяемое слово,
например: быстро прочитал, уехал учиться, очень красиво, шел разговаривая.
Слайд 22Обратите внимание!
Кроме наречий, инфинитива и деепричастий примыкать могут и несклоняемые
притяжательные местоимения, которые не изменяются (его, ее, их),
например: его дом,
ее книга, их вещи.
Слайд 23Алгоритм определения способа подчинительной связи в словосочетании
Определите главное слово, задав
вопрос от одного слова к другому.
Определите, какой частью речи является
зависимое слово.
Обратите внимание на вопрос, который вы задаете к зависимому слову.
По выявленным признакам определите способ связи.
Слайд 24
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Задание № 1.
Из данного предложения выпишите все возможные словосочетания,
укажите способ подчинительной связи:
Вариант 1
Августовский полдень вызванивал за окнами светлую
и тихую музыку жизни (В.Шукшин).
Вариант 2
На ее ресницах медленно таял белый-белый снег (К.Паустовский).
Слайд 25Вариант 1
Вариант 2
Правильный ответ:
Августовский полдень – согласование;
вызванивал за окнами – управление;
вызванивал музыку –
управление;
светлую музыку- согласование;
тихую музыку - согласование;
музыку жизни – управление.
Правильный ответ:
Ее ресницах – примыкание;
таял
на ресницах – управление;
медленно таял – примыкание;
белый-белый снег – согласование.
Слайд 26Задание № 2.
Распределите слова по способу связи в 3 столбика:
1 – согласование,
2 – управление,
3 – примыкание.
Слайд 27Буду учить стихи; пиши быстрее; летящий в небо; летящий шар;
ухаживать за ребенком; сердце матери; материнское сердце; увидел его; его
портфель; кофе по-турецки; крепкий кофе; советовал учиться; рисовали красками; мать с дочерью; младший брат; ее брат; весьма полезно; рассказывая о чем-то; трое котят; меняемся не глядя; наша школа; каждый школьник; сделал в течение дня; в течении реки; одиннадцатый класс; довольный успехом; самый лучший день; яйцо всмятку; посмотрев вдаль; сайт города; новосибирские улицы; уехать в Новосибирск.
Слайд 28Правильный ответ:
Летящий шар; материнское сердце; крепкий кофе; младший брат;
наша
школа; каждый школьник; одиннадцатый класс;
самый лучший день; новосибирские улицы.
Пиши
быстрее;
его портфель; кофе по-турецки; советовал учиться;
ее брат;
весьма полезно; меняемся не глядя;
яйцо всмятку; посмотрев вдаль.
Буду учить стихи; летящий в небо; ухаживать за ребенком;
сердце матери;
увидел его;
рисовали красками; мать с дочерью; рассказывая
о чем-то;
трое котят;
сделал в течение дня; в течении реки; довольный успехом; сайт города;
уехать в Новосибирск.
Слайд 29Задание №3.
Вариант 1
Замените словосочетание ОЗИРАЛАСЬ ГРАЦИОЗНО, построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием
со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Вариант 2
Замените словосочетание БАБУШКИНЫ ПИРОЖКИ, построенное на основе согласования, синонимичным
словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Слайд 30Алгоритм выполнения:
Найдите в данном словосочетании главное (то, от которого можно задать вопрос к
зависимому) и зависимое слово (то, к которому задаётся вопрос от главного). Например, ОЗИРАЛАСЬ (как?) ГРАЦИОЗНО.
Главное
слово оставляем без изменения (т.е. не меняем его грамматическую форму; в каком виде оно употребляется в задании, в таком виде и оставляем).
Теперь в центре внимания - зависимое слово. Определяем, какой частью речи оно выражено. При примыкании оно чаще всего выражается наречием, при согласовании - прилагательным, при управлении - существительным.
Слайд 31Алгоритм выполнения:
Читаем в задании, какой тип связи мы должны получить.
Если необходимо преобразовать примыкание в управление,
значит, наречие заменяем синонимичным существительным, можно использовать предлог (например, ОЗИРАЛАСЬ ГРАЦИОЗНО - ОЗИРАЛАСЬ С ГРАЦИОЗНОСТЬЮ).
Если нужно преобразовать согласование в управление,
то прилагательное заменяем синонимичным существительным (например, БАБУШКИНЫ ПИРОЖКИ- ПИРОЖКИ БАБУШКИ).
Обратите также внимание на место зависимого слова в словосочетании: оно может измениться. Это наглядно демонстрирует второй пример: при согласовании зависимое слово находится перед главным (БАБУШКИНЫ ПИРОЖКИ), а при управлении – после главного (ПИРОЖКИ БАБУШКИ).
Слайд 32После окончания нашего занятия предлагаем вам выполнить следующие задания.
Правильные
ответы будут опубликованы
в чате.
Слайд 33Задание №1:
замените словосочетания (способ связи - согласования) синонимичными словосочетаниями
(способ связи - управления).
Слайд 34с предлогом:
бессонная ночь –
алгебраическая задача –
клетчатый шарф –
без предлога:
солнечная энергия
–
лесной запах –
учительский стол -
зависимое слово представляет собой цельное словосочетание:
двухэтажное
здание –
шестилетний ребёнок –
белоствольная берёза -
Слайд 35Задание №2:
замените словосочетания (способ связи - управление) синонимичными словосочетаниями
(способ связи - примыкание).
Слайд 36говорил с тревогой –
глядел со смущением –
отзывался с гордостью –
сделал
с аккуратностью –
плакал без звука -
поступил без жалости -
Слайд 37ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, мы надеемся, что теперь вы знаете о словосочетании все
и даже немного больше.
Советуем вам перед экзаменом проверить свои знания,
ответив на контрольные вопросы. В случае затруднений, посмотрите еще раз нашу презентацию.
Слайд 38Контрольные вопросы:
1. Что такое словосочетание? Какие соединения слов не являются
словосочетанием?
2. Какова структура словосочетания?
3. Какие типы (виды) словосочетаний вы знаете?
4.
Назовите способы подчинительной связи слов в словосочетании.
Укажите особенности каждого способа, а также средства выражения связи главного слова и зависимого.
Слайд 39Желаем вам сдать ЕГЭ
по русскому языку
на все 100!