Разделы презентаций


Словосочетание: строение и грамматическое значение словосочетания; основные виды словосочетаний

Содержание

ВведениеВ ЕГЭ-2015 по русскому языку ещё больший вес приобрели грамотность и способность работать с текстами.Сегодня мы с вами будем разбирать трудные вопросы синтаксиса (задания 20-24 ЕГЭ).

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Словосочетание: строение и грамматическое значение словосочетания; основные виды словосочетаний
Л.Г.Волкова,
к.филол.н., доцент

НГПУ

Ольга Шмелева
Светлана Юденкова

Словосочетание: строение и грамматическое значение словосочетания; основные виды словосочетанийЛ.Г.Волкова,к.филол.н., доцент НГПУОльга ШмелеваСветлана Юденкова

Слайд 2Введение
В ЕГЭ-2015 по русскому языку ещё больший вес приобрели грамотность

и способность работать с текстами.
Сегодня мы с вами будем разбирать

трудные вопросы синтаксиса (задания 20-24 ЕГЭ).
ВведениеВ ЕГЭ-2015 по русскому языку ещё больший вес приобрели грамотность и способность работать с текстами.Сегодня мы с

Слайд 3Введение
Как известно, синтаксис – это раздел грамматики, в котором изучается

строение и значение синтаксических единиц. Основными единицами синтаксиса являются словосочетание,

предложение и текст.

ВведениеКак известно, синтаксис – это раздел грамматики, в котором изучается строение и значение синтаксических единиц. Основными единицами

Слайд 4Введение
Цель занятия - систематизировать знания по теме «Словосочетание», отработать умения определять способы

подчинительной связи в словосочетании.

ВведениеЦель занятия - систематизировать знания по теме «Словосочетание», отработать умения определять способы подчинительной связи в словосочетании.

Слайд 5Итак, что такое словосочетание?

Итак, что такое словосочетание?

Слайд 6Правильный ответ:
Словосочетание – это соединение двух или более самостоятельных слов,

связанных между собой по смыслу и грамматически.

Правильный ответ:Словосочетание – это соединение двух или более самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.

Слайд 7Практикум «Проверяем себя»
Задание № 1.
Распределите предложенные соединения слов

в два столбика:
в 1 столбик – словосочетания,
во 2

столбик – слова, не являющиеся словосочетаниями.
Свой ответ аргументируйте.

Практикум «Проверяем себя» Задание № 1. Распределите предложенные соединения слов в два столбика: в 1 столбик –

Слайд 8Практикум «Проверяем себя»
Два друга; мой друг; благодаря родителям;

поблагодарив родителей; кто-то из родителей; первый класс; витать в облаках;

облачное небо; весьма интересно; более интересно; в течение дня; дождь и снег;
снег с дождем; идет дождь; после дождичка в четверг; то снег, то дождь; люблю играть; буду играть; очень глубокое озеро; самое глубокое; глубина озера; около озера; его одежда; одеться по-летнему; пусть поет; песня жаворонка.

Практикум «Проверяем себя»  Два друга; мой друг; благодаря родителям; поблагодарив родителей; кто-то из родителей; первый класс;

Слайд 9Правильный ответ:

Два друга,
мой друг,
поблагодарив родителей,
кто-то из родителей,
первый

класс,
облачное небо,
весьма интересно,
снег с дождем,
люблю играть,


очень глубокое озеро,
глубина озера,
его одежда,
одеться по-летнему,
песня жаворонка.


Благодаря родителям,
витать в облаках,
более интересно,
в течение дня,
дождь и снег,
идет дождь,
после дождичка в четверг,
то снег, то дождь,
буду играть,
самое глубокое,
около озера,
пусть поет.

Правильный ответ:Два друга, мой друг, поблагодарив родителей, кто-то из родителей,первый класс, облачное небо, весьма интересно, снег с

Слайд 10Какие соединения слов не являются словосочетанием?
Грамматическая основа предложения,

например: Идет занятие.
Однородные члены предложения,
например: лекции или семинары.
Аналитические (составные)

формы слов,
например: буду заниматься, более интересный,
самый умный.
Сочетание служебного слова (предлога, союза, частицы) со знаменательным словом,
например: около дома, тоже пришёл, словно во сне.
Фразеологизмы,
например: водить за нос, медвежья услуга.

Какие соединения слов не являются словосочетанием?Грамматическая основа предложения,   например: Идет занятие.Однородные члены предложения,   например: лекции

Слайд 11ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Классификация словосочетаний

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛКлассификация словосочетаний

Слайд 121. По морфологическим свойствам главного слова:
Именные (главное слово выражено существительным,

прилагательным, местоимением, числительным), например: капли дождя, майский день, наш двор,

три товарища;
Глагольные (главное слово выражено глаголом, деепричастием, причастием), например: говорить правду, читая книгу; беседующий с другом;
Наречные (главное слово выражено наречием), например: по-прежнему интересно, налево от дома.

1. По морфологическим свойствам главного слова:Именные (главное слово выражено существительным, прилагательным, местоимением, числительным), например: капли дождя, майский

Слайд 132. По грамматическому значению (т.е. по характеру смысловых отношений):
Определительные (предмет и его

признак), например: весеннее настроение, берег моря;
Объектные (действие и предмет/объект, на

который оно переходит), например: встретить друга, чтение книги.
Обстоятельственные (действие и его признак или на признак признака), например: хорошо выспаться, очень интересно.

2. По грамматическому значению (т.е. по характеру смысловых отношений):Определительные (предмет и его признак), например: весеннее настроение, берег моря;Объектные (действие

Слайд 143. По структуре:
Простые (состоят из двух знаменательных слов), например: заниматься спортом,

наш дом, буду петь песню;
Сложные (состоят из трёх и более

знаменательных слов), например: выполнение домашнего задания, читать очень интересную книгу.

3. По структуре:Простые (состоят из двух знаменательных слов), например: заниматься спортом, наш дом, буду петь песню;Сложные (состоят из

Слайд 154. По степени спаянности компонентов:
Синтаксически свободные (свободное объединение двух самостоятельных

слов, каждое из которых обладает полноценным лексическим значением; каждый из

компонентов словосочетания является отдельным членом предложения), например: задачник по математике, работать в школе.
4. По степени спаянности компонентов:Синтаксически свободные (свободное объединение двух самостоятельных слов, каждое из которых обладает полноценным лексическим

Слайд 164. По степени спаянности компонентов:
Синтаксически несвободные/цельные (соединение слов,

в котором главное слово является информативно недостаточным; в предложении такие

словосочетания являются одним членом предложения),
например: две недели подряд, несколько студентов, мало времени.

4. По степени спаянности компонентов:Синтаксически несвободные/цельные   (соединение слов, в котором главное слово является информативно недостаточным;

Слайд 17 Словосочетания также различаются по способу связи его

компонентов.
Как вы помните, традиционно выделяют 3 способа подчинительной связи в словосочетании.
Назовите, пожалуйста,

данные способы.
Словосочетания также различаются по способу связи его компонентов.Как вы помните, традиционно выделяют 3 способа подчинительной

Слайд 18Правильный ответ:
согласование
управление
примыкание.

Далее рассмотрим особенности каждого способа связи.

Правильный ответ: согласование управление примыкание.Далее рассмотрим особенности каждого способа связи.

Слайд 19Согласование
Согласование – это способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится

в тех же формах (т.е. в том же роде, числе

и падеже или только в числе и падеже), что и главное слово, например: глубокая река, первый этаж, мои дети, выполненное задание.
При изменении главного слова, изменяется и зависимое слово.
Средства выражения связи – окончания, например: глубокое море, глубоким морем, глубокие моря.

СогласованиеСогласование – это способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах (т.е. в том

Слайд 20Управление
Управление – это способ подчинительной связи, при котором зависимое слово

ставится при главном слове в том или ином падеже, например:

стоять у доски, выше гор, два капитана, вижу тебя, берег моря.
При изменении формы главного слова форма зависимого слова не изменяется.
Средство выражения связи – окончание зависимого слова и предлог (или только окончание),
например: напишу на доске, написали на доске, написав на доске; решает задачу, решили бы задачу, решивший задачу.

Управление Управление – это способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в том или

Слайд 21Примыкание
Примыкание – это способ подчинительной связи, при котором главное связано

с зависимым по смыслу, а также интонацией и порядком слов.

При таком способе связи в роли зависимого слова всегда выступает неизменяемое слово,
например: быстро прочитал, уехал учиться, очень красиво, шел разговаривая.

Примыкание Примыкание – это способ подчинительной связи, при котором главное связано с зависимым по смыслу, а также интонацией

Слайд 22Обратите внимание! 
Кроме наречий, инфинитива и деепричастий примыкать могут и несклоняемые

притяжательные местоимения, которые не изменяются (его, ее, их),
например: его дом,

ее книга, их вещи.
Обратите внимание! Кроме наречий, инфинитива и деепричастий примыкать могут и несклоняемые притяжательные местоимения, которые не изменяются (его, ее,

Слайд 23Алгоритм определения способа подчинительной связи в словосочетании
Определите главное слово, задав

вопрос от одного слова к другому.
Определите, какой частью речи является

зависимое слово.
Обратите внимание на вопрос, который вы задаете к зависимому слову.
По выявленным признакам определите способ связи.

Алгоритм определения способа подчинительной связи в словосочетанииОпределите главное слово, задав вопрос от одного слова к другому.Определите, какой

Слайд 24 ЗАКРЕПЛЕНИЕ Задание № 1. Из данного предложения выпишите все возможные словосочетания,

укажите способ подчинительной связи:

Вариант 1
Августовский полдень вызванивал за окнами светлую

и тихую музыку жизни (В.Шукшин).


Вариант 2
На ее ресницах медленно таял белый-белый снег (К.Паустовский).

ЗАКРЕПЛЕНИЕ   Задание № 1. Из данного предложения выпишите все возможные словосочетания, укажите

Слайд 25Вариант 1
Вариант 2
Правильный ответ:
Августовский полдень – согласование;
вызванивал за окнами – управление;
вызванивал музыку –

управление;
светлую музыку- согласование;
тихую музыку - согласование;
музыку жизни – управление.

Правильный ответ:
Ее ресницах – примыкание;
таял

на ресницах – управление;
медленно таял – примыкание;
белый-белый снег – согласование.

Вариант 1Вариант 2Правильный ответ:Августовский полдень – согласование;вызванивал за окнами – управление;вызванивал музыку – управление;светлую музыку- согласование;тихую музыку - согласование;музыку жизни – управление.Правильный

Слайд 26Задание № 2. Распределите слова по способу связи в 3 столбика:

1 – согласование, 2 – управление, 3 – примыкание.

Задание № 2. Распределите слова по способу связи в 3 столбика:  1 – согласование,  2

Слайд 27Буду учить стихи; пиши быстрее; летящий в небо; летящий шар;

ухаживать за ребенком; сердце матери; материнское сердце; увидел его; его

портфель; кофе по-турецки; крепкий кофе; советовал учиться; рисовали красками; мать с дочерью; младший брат; ее брат; весьма полезно; рассказывая о чем-то; трое котят; меняемся не глядя; наша школа; каждый школьник; сделал в течение дня; в течении реки; одиннадцатый класс; довольный успехом; самый лучший день; яйцо всмятку; посмотрев вдаль; сайт города; новосибирские улицы; уехать в Новосибирск.
Буду учить стихи; пиши быстрее; летящий в небо; летящий шар; ухаживать за ребенком; сердце матери; материнское сердце;

Слайд 28Правильный ответ:
Летящий шар; материнское сердце; крепкий кофе; младший брат;
наша

школа; каждый школьник; одиннадцатый класс;
самый лучший день; новосибирские улицы.
Пиши

быстрее;
его портфель; кофе по-турецки; советовал учиться;
ее брат;
весьма полезно; меняемся не глядя;
яйцо всмятку; посмотрев вдаль.

Буду учить стихи; летящий в небо; ухаживать за ребенком;
сердце матери;
увидел его;
рисовали красками; мать с дочерью; рассказывая
о чем-то;
трое котят;
сделал в течение дня; в течении реки; довольный успехом; сайт города;
уехать в Новосибирск.

Правильный ответ:Летящий шар; материнское сердце; крепкий кофе; младший брат; наша школа; каждый школьник; одиннадцатый класс; самый лучший

Слайд 29Задание №3.
Вариант 1 Замените словосочетание ОЗИРАЛАСЬ ГРАЦИОЗНО, построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием

со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Вариант 2 Замените словосочетание БАБУШКИНЫ ПИРОЖКИ, построенное на основе согласования, синонимичным

словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Задание №3.Вариант 1 Замените словосочетание ОЗИРАЛАСЬ ГРАЦИОЗНО, построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. Вариант 2

Слайд 30Алгоритм выполнения:
Найдите в данном словосочетании главное (то, от которого можно задать вопрос к

зависимому) и зависимое слово (то, к которому задаётся вопрос от главного). Например, ОЗИРАЛАСЬ (как?) ГРАЦИОЗНО.
Главное

слово оставляем без изменения (т.е. не меняем его грамматическую форму; в каком виде оно употребляется в задании, в таком виде и оставляем).
Теперь в центре внимания - зависимое слово. Определяем, какой частью речи оно выражено. При примыкании оно чаще всего выражается наречием, при согласовании - прилагательным, при управлении - существительным. 
Алгоритм выполнения:Найдите в данном словосочетании главное (то, от которого можно задать вопрос к зависимому) и зависимое слово (то, к которому задаётся вопрос

Слайд 31Алгоритм выполнения:
Читаем в задании, какой тип связи мы должны получить. Если необходимо преобразовать примыкание в управление,

значит, наречие заменяем синонимичным существительным, можно использовать предлог (например, ОЗИРАЛАСЬ ГРАЦИОЗНО - ОЗИРАЛАСЬ С ГРАЦИОЗНОСТЬЮ). Если нужно преобразовать согласование в управление,

то прилагательное заменяем синонимичным существительным (например, БАБУШКИНЫ ПИРОЖКИ- ПИРОЖКИ БАБУШКИ).
Обратите также внимание на место зависимого слова в словосочетании: оно может измениться. Это наглядно демонстрирует второй пример: при согласовании зависимое слово находится перед главным (БАБУШКИНЫ ПИРОЖКИ), а при управлении – после главного (ПИРОЖКИ БАБУШКИ).

Алгоритм выполнения:Читаем в задании, какой тип связи мы должны получить. Если необходимо преобразовать примыкание в управление, значит, наречие заменяем синонимичным существительным, можно использовать предлог (например, ОЗИРАЛАСЬ ГРАЦИОЗНО -

Слайд 32После окончания нашего занятия предлагаем вам выполнить следующие задания. Правильные

ответы будут опубликованы в чате.

После окончания нашего занятия предлагаем вам выполнить следующие задания.   Правильные ответы будут опубликованы  в

Слайд 33Задание №1: замените словосочетания (способ связи - согласования) синонимичными словосочетаниями

(способ связи - управления).

Задание №1:  замените словосочетания (способ связи - согласования) синонимичными словосочетаниями (способ связи - управления).

Слайд 34с предлогом: бессонная ночь – алгебраическая задача – клетчатый шарф – без предлога: солнечная энергия

– лесной запах – учительский стол -  зависимое слово представляет собой цельное словосочетание: двухэтажное

здание – шестилетний ребёнок – белоствольная берёза - 
с предлогом: бессонная ночь – алгебраическая задача – клетчатый шарф – без предлога: солнечная энергия – лесной

Слайд 35Задание №2: замените словосочетания (способ связи - управление) синонимичными словосочетаниями

(способ связи - примыкание).

Задание №2:  замените словосочетания (способ связи - управление) синонимичными словосочетаниями (способ связи - примыкание).

Слайд 36говорил с тревогой – глядел со смущением – отзывался с гордостью – сделал

с аккуратностью – плакал без звука -  поступил без жалости -

говорил с тревогой – глядел со смущением – отзывался с гордостью – сделал с аккуратностью – плакал

Слайд 37ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, мы надеемся, что теперь вы знаете о словосочетании все

и даже немного больше.
Советуем вам перед экзаменом проверить свои знания,

ответив на контрольные вопросы. В случае затруднений, посмотрите еще раз нашу презентацию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕИтак, мы надеемся, что теперь вы знаете о словосочетании все и даже немного больше.Советуем вам перед экзаменом

Слайд 38Контрольные вопросы:
1. Что такое словосочетание? Какие соединения слов не являются

словосочетанием?
2. Какова структура словосочетания?
3. Какие типы (виды) словосочетаний вы знаете?
4.

Назовите способы подчинительной связи слов в словосочетании.
Укажите особенности каждого способа, а также средства выражения связи главного слова и зависимого.

Контрольные вопросы:1. Что такое словосочетание? Какие соединения слов не являются словосочетанием?2. Какова структура словосочетания?3. Какие типы (виды)

Слайд 39Желаем вам сдать ЕГЭ по русскому языку на все 100!

Желаем вам сдать ЕГЭ  по русскому языку  на все 100!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика