Слайд 1ИПК и ПРО УР
«Основы религиозных культур
и светской этики»:
новый курс новой
школы
Д. М. Сахарных
тренер-преподаватель ОРКСЭ
denis@udmurt.info
Слайд 2Общая хронология
2009, август — принято решение о введении ОРКСЭ (с
2012 г. — по всей стране);
2010, весна — старт апробации
ОРКСЭ в 19 регионах.
Обращаю внимание на сжатые сроки!
2010, осень — в апробации 21 регион;
2011, осень — завершение апробации;
2012, осень — ОРКСЭ во всех регионах РФ в штатном режиме.
Слайд 3Проблемы, решённые введением ОРКСЭ
1. Проблема «Основ православной культуры»
Курс ОПК (в
различных вариациях и под разными названиями) существовал как факультатив или
даже как часть регионального компонента в российских регионах давно.
Необходимость повышения его статуса не снималась с повестки дня много лет, и РПЦ и православная общественность были очень настойчивы.
Однако инициативы по его введению по России в целом в качестве обязательного курса наталкивались на серьёзную отрицательную реакцию как широкой, так и профессиональной общественности, порождая в свою очередь ряд проблем:
Слайд 4Проблемы, решённые введением ОРКСЭ
2. Возможность конфликта с мусульманами
Перспектива введения обязательного
курса ОПК по всей стране серьёзно обеспокоила мусульманскую общественность. Стали
раздаваться голоса о необходимости введения аналогичного курса «Основ исламской культуры» в «мусульманских» регионах;
3. Возможная утрата российским образованием светского характера
Введение откровенно вероучительного курса (а именно таким он представлялся по результатам анализа существовавших учебных пособий по ОПК) взволновала ещё более широкие слои общества и профессионального сообщества педагогов. Кроме того, права атеистов и иных лиц, считающих неприемлемым изучение религиозных культур в школе, также должны быть учтены.
Нужна была концепция, которая сняла бы все острые вопросы и удовлетворила всех.
Слайд 5Концепция ОРКСЭ
Курс культурологический («культуроведческий»), т. е. светский, а не вероучительный.
Модули —
варианты курса ОРКСЭ для добровольного выбора:
5 религиоведческих
(ОПК, ОИслК, ОИудК,
ОБК,
ОМРК)
1 философский,
не связанный
с религией
(ОСЭ)
Слайд 6Цель ОРКСЭ
(официальная формулировка)
Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего
подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и
уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи:
1. знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
4. развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Слайд 7В Удмуртии в ходе апробации
были выбраны модули:
— ОСЭ
— ОМРК
— ОПК
—
ОИслК
Слайд 8ОРКСЭ в школе
На время апробации на изучение курса «Основы религиозных
культур и светской этики» отводилось 17 часов в четвёртой четверти
в 4 классе и 17 часов в первой четверти в пятом классе (всего 34 часа). На протяжении всего периода изучения выбранного модуля занятия должны были проводиться одним педагогом и в 4-м, и в 5-м классе.
Выбор такого возраста, несомненно, был связан с тем, что ребёнок уже начинает интересоваться морально-этическими проблемами, на которых завязан курс ОРКСЭ, но ещё не выработал навыков критического мышления. Иными словами, введение ОРКСЭ в младших классах прошло бы бесследно, а в старших — могло вызвать эффект отторжения (учитывая, что проповедуемые в курсе ОРКСЭ моральные нормы разительно отличаются от окружающей школьника действительности). Учитывая это, представители РПЦ настаивали именно на возрасте 10-11 лет.
Слайд 9ОРКСЭ в школе
(продолжение)
Причина неслыханного разрыва единого курса летними каникулами, да
ещё на стыке разных ступеней обучения, осталась невыясненной. По одной
из версий, сделано это было для того, чтобы т. н. «итоговое мероприятие курса», организуемое в виде презентации творческих проектов учащихся, пришлось по времени близко ко Дню народного единства, и это позволило бы оживить достаточно непопулярный праздник.
Затрудняюсь комментировать это предположение, но понятно, что такая схема серьёзно усложнила и без того непростые организационные процессы апробации на местах.
Возможность свободного выбора модуля учащимся означает и возможность различных выборов в рамках одного класса. В этом случае класс разделяется на группы, которые большую чатсь учебного времени, отведённого для курса ОРКСЭ, обучаются раздельно.
Слайд 10Ситуация с ОПК
Проблема введения ОПК оказывалась таким образом решённой. Однако
между прежним ОПК, преподававшимся в регионах, и ОПК в рамках
ОРКСЭ — принципиальная разница:
Слайд 11ОПК и другие модули
Кроме того, курс ОРКСЭ — интегральный курс,
т. е. он является единой комплексной учебно-воспитательной системой, с едиными требованиями,
понятиями, целью и задачами.
Таким образом, ещё одно отличие в том, что «прежний» ОПК существовал сам по себе, а ОПК в рамках ОРКСЭ — в концептуальном единстве с другими модулями курса.
Слайд 12Правомерность постановки вопроса об ОПК
1. «Особая роль православия в истории
России, в становлении и развитии её духовности и культуры» (из
ФЗ «О свободе совести...»);
2. Православие — практически повсеместно и в наибольшей степени распространённая из религий России, и соответственно
3. У ребёнка наибольший шанс столкнуться с проявлениями прежде всего православной религиозности (в то время как важность религиозного фактора в обществе растёт и будет расти)
Слайд 13«Атеистические» модули
Хотелось бы специально подчеркнуть, что в курсе ОРКСЭ нет
«атеистических» или «религиозных» модулей: модуль ОСЭ не учит атеизму, а
модули, связанные с религиозными культурами, в свою очередь, не призваны обращать учащихся в какую-либо религию (см. Цель ОРКСЭ).
На рисунке — пример ошибочного понимания сущности модулей курса ОРКСЭ.
Слайд 14Отсутствие ограничений в выборе модулей
Практически никто не обращает внимание на
один очень важный момент:
— Выбор родителями или представителями ребёнка того
или иного модуля ОРКСЭ для изучения вовсе не обязан соответствовать религиозным воззрениям самого ребёнка и его семьи, или каким-то иным эстетическим симпатиям или антипатиям к той или иной религиозной культуре.
Такие ограничения нигде в курсе не вводятся. Иными словами, преподавание курса должно быть выстроено так, чтобы, например, модуль «Основы исламской культуры» мог быть успешно и бесконфликтно прочитан в среде учеников, семьи которых склонны к православной религиозной традиции, или, скажем, «Основы иудейской культуры» — в мусульманской среде.
Слайд 15Новые требования к учителю
Курс нового типа выдвинул новые требования к
учителям. Даже те учителя, что имели в регионах опыт чтения
ОПК (и подобных курсов), под эти требования не подходили, не могли автоматически считаться готовыми к преподаванию ОРКСЭ.
В связи с чем возникли новые требования?
Слайд 16Новации ОРКСЭ
1. Особые цель и задачи курса;
2. Особые учебные пособия;
3.
Необходимость учитывать интегральный характер курса при преподавании даже единственного модуля;
4.
Умение переключиться на преподавание другого модуля, если изменится выбор учеников и их родителей;
5. Курс изначально выстроен в духе ФГОС-2 со всеми вытекающими последствиями, прежде всего, необходимостью реализовывать деятельностный, а не знаниевый подход (т. е. проводить занятия по ОРКСЭ с помощью привычного начитывания лекций и выполнения заданий не получится).
Слайд 17Откуда взять новых учителей?
Как в начале апробации, так и по
её завершению была применена двухступенчатая схема подготовки:
— Центр (февраль 2010
г., АПК и ППРО; ноябрь 2011 г., ФИРО) готовит из числа представителей регионов специальных тренеров-преподавателей ОРКСЭ,
— которые затем имеют право проводить обучение учителей ОРКСЭ на местах.
Так, в январе 2010 г. в АПК и ППРО на курсы тренеров-преподавателей было направлено 57 представителей Удмуртии, которые затем в Ижевске осуществили (март 2010 г.) обучение 859 учителей.
Из числа тренеров-преподавателей из Удмуртии, прошедших обучение и получивших сертификаты, 7 — представители ИПК и ПРО УР.
Слайд 18Каким должен быть идеальный
тренер-преподаватель?
Специфика курса обуславливает высокие требования к тренеру-преподавателю:
1.
Исходя из содержательной составляющей:
— широкая эрудиция в вопросах истории
стран и народов, истории религий, религиоведении (не ограничиваясь какой-то одной религиозной традицией!); знание учебных пособий по ОРКСЭ;
2. Исходя из методической составляющей:
— владение современными педагогическими технологиями, квалификация в области ИКТ; понимание специфики курса ОРКСЭ, его цели и задач;
3. Исходя из организационной составляющей:
— В ходе апробации нормативная база курса только начинала формироваться, и процесс ещё не завершён; чтобы быть в курсе последних событий и магистральных направлений работы, требуется постоянный контакт с МОиН УР, с кураторами курса (в ходе апробации — с АПК и ППРО), активное участие в мероприятиях по ОРКСЭ разных уровней.
Слайд 19Команда
Принимая всё это во внимание, постепенно была сформирована эффективная команда
сотрудников, работающих в ИПК и ПРО УР над сопровождением ОРКСЭ:
—
Рабочая группа по ОРКСЭ (руководитель — проректор по УМР Л. Г. Мустаева);
— Научный руководитель курсов повышения квалификации по ОРКСЭ (тренер-преподаватель Д. М. Сахарных);
— Тренеры-преподаватели (А. А. Солдаткин, В. В. Белоусов, Р. Н. Касимов, Н. В. Борлукова);
— Преподаватели курсов повышения квалификации по ОРКСЭ — специалисты в области педагогических технологий А. В. Ковальчукова, Л. П. Совина;
— Приглашённый лектор — руководитель епархиального отдела религиозного образования и катехизации, член межведомственного координационного совета по организации апробации ОРКСЭ прот. А. Петров.
Команда может быть расширена за счёт привлечения других специалистов, при условии наличия у них соответствующей подготовки.
Слайд 20Повышение квалификации
Повышение квалификации учителей ОРКСЭ непрерывно проходит с августа 2010
г. в виде модулей и семинаров (обычных и по накопительной
системе). Учебные мероприятия проводились в основном по внебюджету, однако в текущем учебном году будут проведены и бюджетные модули для учителей, вновь приступающих к преподаванию ОРКСЭ.
Особенно удачной оказалась концепция внебюджетных семинаров по ОРКСЭ, систему которых мы намерены развивать и дальше.
Слайд 21Повышение квалификации
Немного статистики:
— в 2010/2011 уч. г. был обучен 221
слушатель;
— с начала 2011/2012 уч. г. обучено 128 слушателей;
— в
2011 календарном году обучено 283 слушателя;
— в 2011 календарном году обучение почти без исключения проходило в виде семинаров по накопительной системе.
Слайд 22Неучебная деятельность
— участия в собраниях педагогов – преподавателей ОРКСЭ (г.
Ижевск, г. Сарапул, с. Ягул);
— индивидуальное консультирование;
— организация сообществ преподавателей ОРКСЭ;
—
подготовка методической литературы по ОРКСЭ.
Слайд 23Поддержка сообществ
1. Реальные сообщества
— Создание РМО ОРКСЭ под патронажем ИПК
и ПРО (сентябрь 2010 г.).
Руководитель РМО — заведующая кафедрой УиЭО
ИПК и ПРО УР Л. П. Совина, опытный педагог-новатор (учитель МХК).
Состав РМО: около 40 педагогов из большинства муниципалитетов УР; сложился актив РМО.
2. Виртуальные сообщества
— форум «ОРКСЭ в Удмуртии» orkse.ipkpro.ru
Слайд 24Достижения и перспективы
Достижения в организации виртуальных сообществ:
— информативный форум (одностороннее
наполнение сотрудниками ИПК и ПРО УР): новости ОРКСЭ, материалы по
ОРКСЭ, новости учебных курсов по ОРКСЭ.
Перспективы:
— возможность развития форума (организация электронных конференций по ОРКСЭ и т. п.) — схемы отработаны на других темах.
Слайд 25Взаимоотношения с сообществом религиоведов УР
— В состав Рабочей группы по
ОРКСЭ включён руководитель Лаборатории по изучению конфессиональных проблем ИИКНП УдГУ
доц. Ю. В. Семёнов;
— 2011, ноябрь: в ИПК и ПРО УР проведён
I семинар-совещание религиоведов УР (ИПК и ПРО УР, УдГУ, УдмИИЯЛ УрО РАН), на котором были рассмотрены вопросы преподавания ОРКСЭ.
Слайд 26Методическая литература
Тематические номера журнала «Педагогический родник»:
2010, № 3 — религиоведческие
модули + ОСЭ;
2010, № 6 — религиоведческие модули;
2011, № 5
— ОСЭ.
Выпуски подготовлены на высоком уровне, успешно реализуются среди педагогов УР, некоторые материалы получили всероссийскую известность.
Публикации в «Вестнике образования и науки УР» (2010-2011 гг.)
Перспективы:
— продолжить выпуск тематических номеров ПР;
— продолжить сотрудничество с другими изданиями, в т.ч. Интернет-изданиями
Слайд 27Мониторинг
В Удмуртской республике социологический опрос всех учащихся пятых классов, изучавших
курс ОРКСЭ в 2010-2011 учебном году, проводился Региональным центром информационных
технологий в образовании ИПК и ПРО УР в декабре 2010 — январе 2011 гг. по поручению МОиН УР. Результаты этого опроса не выявили существенных проблем апробации ОРКСЭ в УР, но выявили очень интересные факты, которые позволяют оценить и качество самого курса (прежде всего его УМК), и качество работы педагогов республики.
Подробнее см.:
Сахарных Д. М. ОРКСЭ: к итогам 2010-2011 учебного года // Вестник образования и науки Удмуртской Республики, № 3. Ижевск, 2011, с. 8–10;
Сахарных Д. М. Социологический опрос учащихся 5-х классов общеобразовательных школ Удмуртской Республики по итогам изучения выбранного в 2010-2011 учебном году модуля курса «Основы религиозных культур и светской этики».Основные результаты // Педагогический родник №5 (52), 2011 г., Ижевск.
Слайд 28Мониторинг
Осуществление мониторинга внедрения ОРКСЭ планируется и по окончании апробации (правда,
в менее масштабном и организационно-затратном варианте). В настоящее время ведётся
разработка анкет, которые планируется направить в муниципальные органы управления образованием Удмуртской Республики.
Возможно сотрудничество с Лабораторией по изучению конфессиональных проблем ИИКНП УдГУ.
Слайд 29Иные позитивные факторы
1. Взаимоотношения с Министерством образования и науки УР
(активное участие ИПК и ПРО в итоговых мероприятиях по ОРКСЭ
в 2010 и 2011 г. в УР, ПФО и Москве; организация мониторинга хода апробации в УР в к. 2010 – н. 2011 гг.);
2. Взаимоотношения с АПиП УР (отдел по взаимодействию с общественными объединениями):
3. Взаимоотношения с куратором апробации в 2010-2011 г. — АПК и ППРО (г. Москва); с нынешним куратором (ФИРО) пока не удалось выйти на рабочий уровень;
4. Неизменная поддержка руководства ИПК и ПРО УР;
5. Взаимоотношения с организациями традиционных религий УР: РПЦ; ДУМУР (в процессе складывания).
Слайд 30Некоторые организационные проблемы
Кто-то из тренеров-преподавателей ОРКСЭ в ИПК и
ПРО УР — ППС, а кто-то — нет;
У тренеров-ППС
могут возникнуть сложности со встраиванием нагрузки по ОРКСЭ в свои учебные планы (особенно если есть запланированная переработка);
Тренеры-не-ППС участвуют в учебных мероприятиях по ОРКСЭ не в рамках, а сверх основного должностного функционала;
Тренеры-преподаватели ОРКСЭ в ИПК и ПРО УР — сотрудники разных структур;
Структуры, для которой ОРКСЭ — не побочное, а одно из основных направлений деятельности, пока нет.
Тем не менее, эти проблемы могут быть решены. Соответствующие предложения мы уже направили руководству ИПК и ПРО УР для рассмотрения.
Слайд 31ОРКСЭ после апробации
Окончание апробации совпало с целым рядом позитивных изменений
в судьбе ОРКСЭ.
1. ОРКСЭ переходит в штатный режим по всей
стране
Как и было обещано Президентом Д. А. Медведевым, в 2012 г. преподавание ОРКСЭ организуется во всех регионах России. Таким образом был положен конец тревожным слухам о возможном свёртывании проекта;
Слайд 32ОРКСЭ после апробации
2. Преподавание ОРКСЭ переносится в 4-й класс
Таким образом,
устраняется непедагогичный разрыв между 4-м и 5-м классом; кроме того,
преподавание ОРКСЭ будет осуществляться не две, а четыре четверти подряд, что снизит нагрузку и на учащихся, и прежде всего на педагога.
Оборотной стороной этого решения является то, что 4–й класс относится к начальной ступени обучения, и, значит, ОРКСЭ теперь должны читать учителя начальных классов, в то время как большую часть преподавателей ОРКСЭ в ходе апробации сообразно со спецификой предмета составляли предметники.
Слайд 33ОРКСЭ после апробации
3. ОРКСЭ окончательно вписывается в ФГОС и в
ФБУП
Согласно приказа от 31.01.2012 №69 Минобрнауки России, в федеральный компонент
внесены изменения, согласно которым «Основы религиозных культур и светской этики» стали обязательным предметом, а также было прямо зафиксировано наличие шести модулей и возможности их добровольного выбора.
До этого во ФГОС речь шла о предметной области и предмете «Основы духовно-нравственной культуры народов России», без упоминания модулей.
Слайд 34ОРКСЭ после апробации
3. (продолжение)
Приказом от 01.02.2012 №74 Минобрнауки России, аналогичные
изменения были внесены и в федеральный базисный учебный план 2004
г., с тем, чтобы к изучению ОРКСЭ могли приступить и те школьники, которые начали учёбу ещё до введения ФГОС.
Таким образом, закрывается одно из наиболее заметных «белых пятен» в нормативной базе ОРКСЭ.
Слайд 35ОРКСЭ после апробации
4. Появились новые учебники по ОРКСЭ
В дополнение к
шести учебникам издательства «Просвещение», с которыми стартовала апробация ОРКСЭ в
2010 г., появились и книги других издательств. Это особенно важно, учитывая достаточно низкий, а в иных случаях — ужасающий уровень учебников изд-ва «Просвещение» по наиболее популярным модулям ОРКСЭ. Учебники внесены в федеральный перечень.
Подробнее — в материалах изданий ИПК и ПРО УР:
Педагогический родник №6 (41) 2010 г.
Педагогический родник №5 (52), 2011 г.
http://orkse.ipkpro.ru
Слайд 36Федеральный перечень 2011/2012
Приказ МОиН РФ от 24.12.2010 г. № 2080
«Федеральный
перечень учебников, рекомендованных министерством...»
10 учебников по предметной области «Основы духовно-нравственной
культуры народов России»
6 переизданных («Просвещение»)
4 новых («Баласс», «Русское слово», «Вентана-Граф»), из них три — относительно удачных (ОСЭ/Баласс, ОМРК/Русское слово и Вентана-Граф).
Слайд 37Перспективы ОРКСЭ
Курс явно имеет перспективы к расширению на другие классы,
прежде всего — в рамках основного общего образования. Возможно, курс
будет иметь концентрическую структуру.
Апробация показала, что «естественных врагов» у ОРКСЭ (как, кстати, и у ЕГЭ) нет, претензии общественности касаются лишь одного из модулей (и то не его содержания, а самого факта его наличия), но принятая концепция курса обладает значительным защитным потенциалом против критиков.
Команда сотрудников ИПК и ПРО УР — преподавателей курсов повышения квалификации по ОРКСЭ к такому расширению готова, и полагает, что в случае необходимости организации курсов повышения квалификации и иных форм информационно-методического сопровождения обновлёного курса, сможет провести соответствующие мероприятия оперативно и качественно.
Слайд 38Спасибо за внимание!
Контакты:
Денис Михайлович Сахарных
тренер-преподаватель ОРКСЭ
научный руководитель курсов повышения квалификации
учителей ОРКСЭ
ИПК и ПРО УР, г.Ижевск
тел. 64-45-06
denis@udmurt.info
http://orkse.ipkpro.ru