Слайд 1Соболева И.Б.
Портрет педагога
раннего возраста
Слайд 2 Воспитание и развитие детей раннего возраста – одна
из актуальных проблем современности.
В последнее время много
сделано для возрождения педагогики раннего детства: созданы новые программы, методики, разработаны развивающие технологии. Но никакая самая лучшая программа, никакая методика, никакая наисовременнейшая технология не будут работать и не дадут результатов, если не будет главного звена – современного профессионального воспитателя.
Слайд 3Профессиональные компетенции педагога дошкольного образования(ФГОС)
Профессиональная компетентность воспитателя ДОУ
–это способность к эффективному выполнению профессиональной деятельности, определяемой требованиями должности,
базирующейся на фундаментальном научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности. Она предполагает владение профессионально значимыми установками и личностными качествами, теоретическими знаниями, профессиональными умениями и навыками.
Слайд 4Профессиональные компетенции педагога дошкольного образования(ФГОС)
знание теории и владение педагогическими методиками
познавательного, личностного и физического развития детей
умение планировать, осуществлять и анализировать
педагогико-образовательную работу с дошкольниками в соответствии со стандартом дошкольного образования
умение планировать и корректировать педагогические задачи (самостоятельно, а также в содружестве с психологом и другими специалистами) в соответствии с результатами мониторинга развития детей, с учётом индивидуальных особенностей каждого дошкольника
способность выполнять рекомендации психолога, логопеда, дефектолога и других специалистов в работе с дошкольниками, которые испытываю сложности в освоении учебной программы, а также детьми с особыми потребностями
умение создавать психологически комфортную и безопасную образовательную среду, обеспечивающую безопасность жизни дошкольников, сохранение и укрепление их здоровья и эмоционального благополучия в период пребывания в ДОУ
Слайд 5владение методами и способами психолого-педагогического мониторинга, благодаря которому становится возможным
отследить результаты освоения дошкольниками учебной программы, уровень сформированности у них
необходимых качеств, необходимых для последующего обучения в начальной школе
владение методами и способами психолого-педагогического консультирования родителей дошкольников
умение выстраивать правильное взаимодействие с родителями для решения педагогических задач
умение планировать, реализовывать и оценивать свою педагогическую деятельность с детьми раннего и дошкольного возраста.
Слайд 6
Значительную роль в развитии личности ребенка раннего возраста, в
его эмоциональном благополучии играет личность педагога. Воспитатели выполняют две основные
функции:
проявляется в обеспечении хорошего эмоционального состояния каждого ребенка и группы, в охране их жизни и здоровья, в заботливом, ласковом отношении к малышам, готовность прийти на помощь, защитить, утешить
включает систему педагогических умений, которыми должны обладать воспитатели
Слайд 7К наиболее значимым профессиональным качествам педагога можно отнести:
Слайд 8Важную роль в общении с детьми играет способность к саморегуляции
и самоконтролю, что подразумевает проявление эмоциональное устойчивости, сдержанности, терпения, выдержки,
великодушия, способности управлять собой и другими людьми, не раздражаться, своевременно и незаметно для окружающих преодолеть в себе негативные реакции в ответ на непослушание ребенка, некорректное поведение родителей.
В числе профессионально значимых качеств – способность к эмпатии – умение осознавать характер эмоционального состояния другого и откликаться на его переживания, сочувствовать.
Успеху в образовательной деятельности с детьми способствуют так же эмоциональная выразительность, общительность педагога, юмор, оптимизм.
Непременным условием авторитета среди детей и родителей является общий уровень культуры педагога: тактичность, вежливость, доброжелательность. Совершенно неприемлемы в общении грубые, оскорбительные замечания и оценки по отношению к ребенку, его родителям и сотрудникам детского сада.
Слайд 9Специфические особенности раннего детства предъявляют
к воспитателю массу требований.
Воспитателю
необходимы искренность и непосредственность в отношении с детьми. Малыши очень чувствительны к
искренности, быстро распознают ложь, недоброжелательность, равнодушие.
Крайне важны позитивное принятие и доброжелательность к ребенку, что подразумевает положительное отношение независимо от того, что и как он делает, т.е. воспитатель может выражать ребенку не только положительные, но и отрицательные чувства, но не имеет права оскорблять его личность.
В этой сфере педагоги сталкиваются с рядом специфических трудностей. Некоторые дети с большим трудом переживают даже кратковременную разлуку с мамой: громко плачут, всего боятся, сопротивляются всяким попыткам вовлечь их в какое-либо занятие. Здесь от воспитателя требуются терпение, умение вызвать доверие к себе и сотрудничество с мамой ребенка.
Слайд 10Умение находить индивидуальный подход к каждому ребенку – важное требование
к воспитателю. В раннем возрасте индивидуальный подход имеет решающее значение.
Не только потому, что все дети разные, но и потому, что маленький ребенок может воспринять только то воздействие взрослого, которое адресовано лично ему. Малыши не воспринимают призывы или предложения, обращенные ко всей группе. Им нужен взгляд в глаза, обращение по имени, ласковое прикосновение, т.е. личное внимание и персональное обращение взрослого.
Еще одна особенность работы с детьми раннего возраста – неэффективность любых чисто вербальных методов воспитания. Всякие призывы к послушанию, инструкции, объяснение правил оказываются бесполезными, т.к. дети до 3лет не могут регулировать свое поведение посредством слова. Эта особенность маленьких детей предъявляет высокие требования к действиям воспитателя. Они должны быть предельно выразительными, эмоциональными и «заразительными». Только собственной увлеченностью какой-либо деятельностью можно передать интерес к ней ребенку. Здесь требуется повышенная чувствительность к состоянию малыша, выразительные движения и мимика, артистизм. Из этого следует помнить, что педагог воспитывает не словами, а своими чувствами, действиями и поступками.
Слайд 11Определенные требования предъявляются к речи воспитателя в общении с детьми.
Она
должна быть:
- по возможности чаще адресована каждому ребенку; этим обеспечивается
привлечение внимания малыша к речи взрослого и готовность ответить на нее;
-эмоционально окрашенной; эмоциональное содержание, выраженное определенным тоном, маленькому ребенку часто более понятно, чем смысл слов;
- правильной, отчетливой, неспешной;
-понятной ребенку по содержанию, касаться интересных для него тем, что обеспечивает вовлеченность ребенка в речевой контакт со взрослым и его активность в этом процессе;
- более сложной, чем речь ребенка, как по структуре и по форме фраз, так и по лексической новизне; взрослый должен давать ребенку более сложные образцы, чем те, которыми он уже владеет.
Слайд 12Педагог всегда должен:
Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое движение
его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в
данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?»
А. С. Макаренко
Совершенствовать своё мастерство;
Осваивать инновационные технологии;
Хорошо знать детскую литературу;
Быть интересным для воспитанников;
Уметь дать ответ с учетом возраста ребёнка;
Соблюдать все режимные моменты;
Быть ответственным на каждого ребёнка;
Не говорить зло и сухо;
приходить на помощь. внимательно слушать.
Слайд 13Успех воспитания детей раннего возраста зависит от
соблюдения педагогом следующих правил:
1.Объем новых знаний, умений и навыков должен быть
посильным, строго выверенным для детей каждой возрастной группы; следует учитывать
и уровень развития каждого воспитанника;
2.Педагогические воздействия должны быть обязательно согласованы между всеми взрослыми (дома и в условиях дошкольного учреждения);
3.Значение требований должно быть понятно детям, выполнение их неукоснительно, иначе малыши будут капризничать, демонстрировать упрямство, негативизм;
4.Одновременное обращение сразу ко всем воспитанникам группы в этом возрасте неэффективно. Следует использовать лишь адресные обращения к детям (при этом действенным приемом является прием «глаза в глаза», если необходимо, присев на корточки).
5.В оценке деятельности малыша должно присутствовать больше похвалы, чем порицания. Воспитатель всегда должен найти повод, чтобы в течение дня несколько раз похвалить каждого ребенка, подчеркнув, за что именно он его хвалит. У детей скромных, застенчивых особенно эффективным будет использование приема опережения одобрением.
Слайд 14
Итак, современный воспитатель групп раннего возраста – это:
человек - добрый,
чуткий, внимательный, любящий не только детей, но и свою работу,
морально устойчивый, коммуникабельный;
педагог - образованный, умный, обладающий современными методиками, профессионал своего дела;
личность – творческая и находчивая, неординарная, умеющая заинтересовать и найти подход к каждому ребенку.
Ребенок умеет любить того, кто его любит. И его можно воспитывать только любовью.
Ф. Э. Дзержинский