Слайд 1Сочинение в жанре дневниковых записей
Слайд 2
Удивительно, сколько всего случается, если
вести дневник каждый день, а если пропустишь месяц, кажется, не
было ничего, о чем стоит писать.
О. Дуглас
.
Слайд 3 «Чтобы научиться писать, надо писать. Поэтому пишите письма
друзьям, ведите дневник, пишите воспоминания, их можно и нужно писать
как можно раньше – не худо еще в юные годы – о своем детстве, например».
Д.С.Лихачёв.
Слайд 4Е
ДНЕВНИК, -а, м. Записи о каждодневных делах, текущих событиях, ведущиеся
изо дня в день
(словарь С.И.Ожегова)
С франц. journa - «поденный»,
«ежедневный»
Однокоренные слова
дневничок
дневниковый
Сочетаемость слов
дневник
школьный
личный
вести
ДН ВНИК
Слайд 5 На развитие дневникового повествования оказали влияние
новые технологии. Так, интернетовский «LiveJournal» («ЖЖ») в значительной мере опирается
на жанровые структуры, существующие в литературе.
Блоги состоят из “постов”, каждый из которых содержит дату и время публикации, а также ссылки на страницы с фотографиями, комментариями и именем автора. Записи блогов разных пользователей возникают в ленте новостей и по прошествии времени замещаются другими; временные промежутки, в реальности существующие между ними, не могут быть отражены в режиме он-лайн.
Главное отличие дневника «ЖЖ» от бытового дневника состоит в установке автора блога на поиск единомышленников, людей, разделяющих его жизненную позицию, — для общения с ними. Автор создаёт коммуникативно грамотный текст, на который потенциальный адресат захотел бы так или иначе отреагировать.
Слайд 6 Дневник -– это ежедневные записи о событиях
текущей жизни.
Дневник – литературное произведение в форме ежедневных записей (чаще всего
с указанием даты), современных описываемым событиям.
Дневник изначально предполагает полную откровенность, искренность мыслей и чувств пишущего, создаёт впечатление достоверности, жизненной полноты. . Эти свойства придают дневнику интимность, лиричность, страстность интонации.
Слайд 7Жанры дневника
Дневник-собеседник –это такой дневник, которому доверяют тайны, приводят собственные
рассуждения, сокровенные мысли.
Дневник альбом – в котором, помимо текста, много
рисунков.
Дневник — копилка счастья – здесь записывают только хорошее, что случается в повседневной жизни
Путевой дневник – ведётся во время путешествия, рассказывается о впечатлениях от увиденного.
Слайд 8Особенности сочинения-дневниковой записи
дневник, написанный от лица очевидца событий (возможно,
придуманных);
дневник, ведущийся от лица литературного героя;
дневниковые записи от лица ученика,
который постепенно осваивает какое-либо произведение или изучает творчество писателя.
Слайд 9Разновидности использования дневника как жанра в литературе.
Собственно дневник (дневники
Юры Рябинкина, Тани Савичевой). Сила впечатления, производимого дневником, в большой
степени зависит от его контекста, исторического и литературного.
Дневник писателя. Дневники писателей, учёных, артистов, не предназначавшиеся для опубликования, но тем не менее их художественная ценность часто соперничает с намеренно создаваемыми дневниками литературных героев (Л.Н. Толстой, М.М. Пришвин).
Литературные произведения в форме дневника ( «Журнал Печорина» в «Герое нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Чапаев» Д.А. Фурманова, «Дневник Кости Рябцева» Н.Огнева, «Мой брат играет на кларнете» А.Г. Алексина).
Слайд 10Особенности жанра дневниковых записей
Будьте искренними – это же дневник! Пишите
от первого лица.
Используйте даты / указание времени.
Записи могут быть разными
по характеру, по длине, по настроению.
Некоторые записи просто рассказывают о произошедших событиях, в других дается оценочное мнение.
Записи могут быть отрывочны
Написан в виде монолога
Слайд 11Заповедь ведущего дневник
«Ни дня без строчки» (Ю.Олеша).
Каждую запись датируй.
Будь
искренним и честным в записях.
Если пишешь путевой дневник – точно
обозначай даты, широты, места нахождения.
Не читай чужого дневника без разрешения!
Слайд 12Литературный (читательский) дневник
основные положения:
укажи автора и название книги;
выпиши
выходные данные: место издания, издательство, год;
отметь время написания произведения,
а также время, о котором идет речь в книге;
охарактеризуй тему произведения;
в общих чертах изложи содержание;
сформулируй для себя идею книги;
запиши общее впечатление от книги;
порассуждай об особенностях художественной формы (композиции, авторском стиле);
сравни данное произведение этого автора с другим его произведением, запиши это сравнение.
Форма ведения дневника свободная. Читательский дневник ведется только для себя. Ведение его вырабатывает навык самостоятельного мышления.
Слайд 13Помните
«Вести дневник – значит дисциплинировать себя,
шлифовать свои мысли и фразы, лучше разбираться в жизни, глубже
познавать себя, ведь «...слово – единственное, что будет жить вечно»
(Гэзлитт).