Разделы презентаций


Содержание обучения русскому языку

Содержание

Содержание обучения – основная категория методики, отвечающая на вопрос: чему учить?

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Содержание обучения русскому языку
Лекция 3.

Содержание обучения русскому языку  Лекция 3.

Слайд 2Содержание обучения – основная категория методики, отвечающая на вопрос: чему

учить?

Содержание обучения – основная категория методики, отвечающая на вопрос: чему учить?

Слайд 3Системно-деятельностный подход
«Формирование любых личностных новообразований − умений, способностей, личностных качеств

− возможно лишь в деятельности»

(Л.С. Выготский)

Системно-деятельностный подход	«Формирование любых личностных новообразований − умений, способностей, личностных качеств − возможно лишь в деятельности» (Л.С. Выготский)

Слайд 4Содержание обусловлено двумя факторами:
предметом обучения
(русский язык в реальном функционировании

в качестве многоуровневой системы)
целями и результатами обучения
(личностные, метапредметные, предметные)

Содержание обусловлено двумя факторами:предметом обучения (русский язык в реальном функционировании в качестве многоуровневой системы)целями и результатами обучения(личностные,

Слайд 5Компоненты учебной деятельности:
познавательные и учебные мотивы;
учебная цель;
учебная задача;
учебные действия

и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль, оценка).

Компоненты учебной деятельности: познавательные и учебные мотивы;учебная цель;учебная задача;учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль, оценка).

Слайд 6Процесс обучения на уроке становится процессом обучения деятельности:
научить ставить цель,

формировать мотивацию к активной позиции на уроке, находить пути и

средства к достижению поставленной цели, формировать собственные умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Процесс обучения на уроке становится процессом обучения деятельности:научить ставить цель, формировать мотивацию к активной позиции на уроке,

Слайд 7Содержание работы по русскому языку определяется:
1) составом школьного курса русского

языка;
2) принципами отбора учебного материала;
3) нацеленностью на метапредметные и личностные

результаты.
Содержание работы по русскому языку определяется:1) составом школьного курса русского языка;2) принципами отбора учебного материала;3) нацеленностью на

Слайд 8Состав школьного курса русского языка (типы учебного материала)



Состав школьного курса русского языка (типы учебного материала)

Слайд 9представлены

представлены

Слайд 10Три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование компетенций:
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной

компетенции;
содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенции;
содержание, обеспечивающее формирование

культуроведческой компетенции;

Три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование компетенций:Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой)

Слайд 11Лингвистические понятия в школьном курсе характеризуют сквозные линии:
Речь, речевая деятельность,

текст, стили речи, жанры речи –коммуникативная компетенция.

Лингвистические понятия в школьном курсе характеризуют сквозные линии:Речь, речевая деятельность, текст, стили речи, жанры речи –коммуникативная компетенция.

Слайд 12Общие сведения о языке. Наука о русском языке.
Система языка.


Правописание (сведения о графике, орфографии и пунктуации).
Культура речи - лингвистическая

и языковая компетенция

Общие сведения о языке. Наука о русском языке. Система языка. Правописание (сведения о графике, орфографии и пунктуации).Культура

Слайд 13Язык и культура. Русский речевой этикет. Этимологические словари – культуроведческая

компетенция

Язык и культура. Русский речевой этикет. Этимологические словари – культуроведческая компетенция

Слайд 14Лингвистические (языковые) факты как учебные единицы -
это языковые явления,

выпадающие из той или иной системы.
Слова-исключения, разносклоняемые существительные, непарные согласные,

разноспрягаемые глаголы
Лингвистические (языковые) факты как учебные единицы - это языковые явления, выпадающие из той или иной системы.Слова-исключения, разносклоняемые

Слайд 15Система умений
3 группы интеллектуально-мыслительных умений , источником которых являются язык,

речь,

правописание.

Учебно-языковые умения

Речевые
умения

Правописные умения

опознавательные;
классификационные;
аналитические

некоммуникативные;

коммуникативные

орфографические;

пунктуационные

Система умений3 группы интеллектуально-мыслительных умений , источником которых являются язык,       речь,

Слайд 16Задания, при которых формируются учебно-языковые умений
К какому разряду относятся прилагательные

янтарный, городской, весенний, местный, хрустальный?
Подберите синонимы к слову смелый.
Найдите в

тексте существительные 1 склонения.
Найдите главные члены предложения. Подчеркните их.
Вставьте местоимения по смыслу. Определите их разряд.

Задания, при которых формируются учебно-языковые уменийК какому разряду относятся прилагательные янтарный, городской, весенний, местный, хрустальный?Подберите синонимы к

Слайд 17Задания, при которых формируется правописные умения.
Найдите орфограммы в тексте, подчеркните

их.
Вставьте пропущенные буквы.
Обозначьте условия выбора орфограммы.
Расставьте недостающие знаки препинания.
Слитно или

через дефис? Распределите слова по колонкам таблицы.
Найдите ошибку, исправьте ее в тетрадях.


Задания, при которых формируется правописные умения.Найдите орфограммы в тексте, подчеркните их.Вставьте пропущенные буквы.Обозначьте условия выбора орфограммы.Расставьте недостающие

Слайд 18Задания, при которых формируется речевые умения
Определите стиль текста.
Образуйте от данных

пар существительных притяжательные прилагательные.
Перескажите текст на основе ваших записей.
Подготовьте письменно

сообщение об одном из разделов языка , используя материалы справочника, Интернета.


Задания, при которых формируется речевые уменияОпределите стиль текста.Образуйте от данных пар существительных притяжательные прилагательные.Перескажите текст на основе

Слайд 19Какие умения формируются при выполнении этого упражнения?
Упр. 240.Прочитайте текст. Определите

его основную мысль. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Выпишите все

глаголы, укажите их вид, наклонения, время.
Какие умения формируются при выполнении этого упражнения?Упр. 240.Прочитайте текст. Определите его основную мысль. Вставьте пропущенные буквы, раскройте

Слайд 20Упр. 251.Прочитайте и озаглавьте текст. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните глаголы

как члены предложения. Выполните указанных слов (по вариантам).

Упр. 251.Прочитайте и озаглавьте текст. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните глаголы как члены предложения. Выполните указанных слов (по

Слайд 21Универсальные учебные действия -
это совокупность способов действий, которая обеспечивает

способность обучающегося к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию

самого процесса усвоения;
это умения учиться.

Универсальные учебные действия - это совокупность способов действий, которая обеспечивает способность обучающегося к самостоятельному усвоению новых знаний,

Слайд 22Универсальные учебные действия – индикаторы функциональной грамотности
Коммуника-тивные универсальные учебные действия
Познавательные

универсаль-
ные учебные действия
Регулятив-
ные универсальные учебные действия

Универсальные учебные действия – индикаторы функциональной грамотностиКоммуника-тивные универсальные учебные действияПознавательные универсаль-ные учебные действияРегулятив-ные универсальные учебные действия

Слайд 23Коммуникативные УУД:
строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
владеть всеми

видами речевой деятельности;
адекватно воспринимать устную и письменную речь; владение разными

видами чтения;
Коммуникативные УУД:строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми;владеть всеми видами речевой деятельности;адекватно воспринимать устную и письменную

Слайд 24точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по

поставленной проблеме;
соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной

речи и правила русского речевого этикета и др.
точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме;соблюдать в процессе коммуникации основные нормы

Слайд 25Познавательные УУД:общеучебные
формулировать проблему;
выдвигать аргументы;
осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных

источников;
определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид

чтения в зависимости от коммуникативной цели;


Познавательные УУД:общеучебныеформулировать проблему;выдвигать аргументы;осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников;определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель

Слайд 26применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных

средств;
перерабатывать и систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами.

применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;перерабатывать и систематизировать информацию и предъявлять ее

Слайд 27логические:
выделение главного, существенного в языковом явлении;
установление, классификация языковых явлений

по определениям;
сравнение изучаемых явлений в каких-либо отношениях;
анализ языковых

явлений в тексте.
логические:выделение главного, существенного в языковом явлении; установление, классификация языковых явлений по определениям; сравнение изучаемых явлений в каких-либо

Слайд 28Регулятивные УУД:
ставить и адекватно формулировать цель деятельности (целеполагание);
планировать последовательность действий

и при необходимости изменять её (планирование);
осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию, рефлексию

и др. (оценивание, коррекция, саморегуляция)

Регулятивные УУД:ставить и адекватно формулировать цель деятельности (целеполагание);планировать последовательность действий и при необходимости изменять её (планирование);осуществлять самоконтроль,

Слайд 29умение самоконтроля:
нахождение орфографических ошибок в своей и чужой работе;
совершенствование содержания

высказывания в соответствии с темой и основной мыслью сочинения.

умение самоконтроля:нахождение орфографических ошибок в своей и чужой работе;совершенствование содержания высказывания в соответствии с темой и основной

Слайд 30Типовые задания, формирующие УУД
Задания, направленные на личностные результаты
Задания, направленные на

регулятивные УУД
Задания, направленные на познаватель-ные УУД
Задания, направленные на коммуникатив-ные УУД
Задания

для определения
личностных, метапредметных, предметных результатов
Типовые задания, формирующие УУДЗадания, направленные на личностные результатыЗадания, направленные на регулятивные УУДЗадания, направленные на познаватель-ные УУДЗадания, направленные

Слайд 31Задания, направленные на достижение личностных результатов.
система речевых упражнений, основанных на

тексте: свободные диктанты, обучающие изложения и сочинения, их анализ, редактирование


Задания, направленные на достижение личностных результатов.система речевых упражнений, основанных на тексте: свободные диктанты, обучающие изложения и сочинения,

Слайд 32Задания, формирующие познавательные учебные действия
Система приёмов понимания устного и письменного

текста. Это могут быть:
– задания на извлечение, преобразование и использование

текстовой информации (например, чтение таблицы, преобразование текста в таблицу, схему, выстраивание алгоритма по применению правила, составление по плану рассказа на лингвистическую тему и т.д.);

Задания, формирующие познавательные учебные действияСистема приёмов понимания устного и письменного текста. Это могут быть:– задания на извлечение,

Слайд 33приёмы работы с правилами и определениями как учебно-научными текстами;
– система

работы с различными словарями.

приёмы работы с правилами и определениями как учебно-научными текстами;– система работы с различными словарями.

Слайд 34Задания, формирующие коммуникативные УУД
устные высказывания на лингвистические темы;
орфоэпические упражнения, словарно-семантические

упражнения, составление предложений, речевые и коммуникативно-речевые упражнения.

Задания, формирующие коммуникативные УУДустные высказывания на лингвистические темы;орфоэпические упражнения, словарно-семантические упражнения, составление предложений, речевые и коммуникативно-речевые упражнения.

Слайд 35Задания, формирующие регулятивные универсальные учебные действия.
специальные вопросы и задания;
формулировки-схемы, модели;
жизненные,

или компетентностные, учебно-практические задачи;

Задания, формирующие регулятивные универсальные учебные действия.специальные вопросы и задания;формулировки-схемы, модели;жизненные, или компетентностные, учебно-практические задачи;

Слайд 36УДД?
Придумайте и разыграйте сценку «В кабинете врача», построенную по всем

правилам русского речевого этикета. Соблюдайте нормы современного русского языка (упр.

223)
Бегло просмотрите рубрику «Теоретические сведения» и определите ,что нового вы узнаете в ней о словосочетании.
УДД?Придумайте и разыграйте сценку «В кабинете врача», построенную по всем правилам русского речевого этикета. Соблюдайте нормы современного

Слайд 37УУД ?
Запишите слова с корнем добр-. Какое значение объединяет эти

слова и почему? При выполнении задания пользуйтесь материалами Интернета, словарями

и справочниками. (упр. 80, учебник С.И. Львовой и В.В. Львова)
УУД ?Запишите слова с корнем добр-. Какое значение объединяет эти слова и почему? При выполнении задания пользуйтесь

Слайд 38Структура обучения русскому языку
Примерная программа по русскому языку реализует коммуникативно-деятельностный

подход.
Каждый раздел программы представлен в виде двух блоков:
1) перечень

лингвистических понятий;
2) основные виды учебной деятельности (на уровне учебных действий)
Структура обучения русскому языкуПримерная программа по русскому языку реализует коммуникативно-деятельностный подход.Каждый раздел программы представлен в виде двух

Слайд 39Требования к результатам изучения русского языка включают формирование всех видов

универсальных учебных действий: коммуникативных, познавательных и регулятивных.

Требования к результатам изучения русского языка включают формирование всех видов универсальных учебных действий: коммуникативных, познавательных и регулятивных.

Слайд 40Примерные программы по русскому языку – это основа создания рабочих

программ.
Примерная программа определяет инвариатную (обязательную часть) часть учебного курса.

Рабочие программы

составленные на основе примерной программы могут использоваться в учебных заведениях разного типа и разной специализации.

Примерные программы по русскому языку – это основа создания рабочих программ.Примерная программа определяет инвариатную (обязательную часть) часть

Слайд 41Первая содержательная линия
Разделы «Речь и речевое общение»; «Речевая деятельность»; «Текст»;

«Функциональные разновидности языка».
Вторая содержательная линия
Разделы «Общие сведения о языке»; «

Фонетика и графика»; «Морфемика и словообразование»; «Морфология», «Синтаксис»; «Культура речи»; «Правописание: орфография и пунктуация»

Третья содержательная линия
Разделы «Язык и культура»

Первая содержательная линияРазделы «Речь и речевое общение»; «Речевая деятельность»; «Текст»; «Функциональные разновидности языка».Вторая содержательная линияРазделы «Общие сведения

Слайд 42Пример из программы (п 1. – теория. П 2. – виды

деятельности) Раздел 2. Речевая деятельность. 1. Речь. Как деятельность. Виды речевой

деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо. Культура чтения, аудирования, говорения и письма.

2. Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно и на слух.

Пример из программы (п 1. – теория. П 2. – виды деятельности) Раздел 2. Речевая деятельность.

Слайд 43Раздел 14. Язык и культура
Отражение в языке культуры и истории

народа. Русский речевой этикет.
Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения

в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение значений с помощью лингвистических словарей.
Раздел 14. Язык и культураОтражение в языке культуры и истории народа. Русский речевой этикет.Выявление единиц языка с

Слайд 44Использование этимологических словарей и справочников для подготовки сообщений об истории

происхождения некоторых слов и выражений, отражающих исторические и культурные традиции

страны. Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Использование этимологических словарей и справочников для подготовки сообщений об истории происхождения некоторых слов и выражений, отражающих исторические

Слайд 45Фрагмент программы. Планируемые результаты изучения учебного материала
Речь и речевое общение
Выпускник

научится (базовый уровень):
использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание

разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
Фрагмент программы. Планируемые результаты изучения учебного материала Речь и речевое общениеВыпускник научится (базовый уровень):использовать различные виды монолога

Слайд 46Выпускник получит возможность научиться (повышенный уровень):
выступать перед аудиторией с небольшим

докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;
участвовать в

коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.

Выпускник получит возможность научиться (повышенный уровень):выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать

Слайд 47Содержание рабочей программы (9 класс)
Раздел 1. Международное значение русского языка

(1 ч.):  Роль русского языка в современном мире, причины его

авторитета. Международное значение русского языка. Понятие о богатстве, образности русского языка как языка художественной литературы.
Содержание рабочей программы (9 класс) Раздел 1. Международное значение русского языка (1 ч.):  Роль русского языка в

Слайд 48Раздел 2. Повторение изученного в 5-8 классах (6 ч. +

5ч.): Звуки русского языка, их классификация. Смыслоразличительная роль звука. Орфоэпические нормы

и нормы письма. Орфограмма. Лексическое значение слова. Омографы, омофоны, паронимы. Фразеологизмы. 
Р/р Сжатое изложение «Много ли слов в русском языке?» Морфемы; морфемный и словообразовательный разбор. Способы образования слов. Морфемы, передающие информацию о слове, определение основных способов словообразования. Самостоятельные части речи. Служебные части речи. 
Р/р Сочинение по картине В.Васнецова «Баян». 
Опознавательные признаки словосочетания, средства синтаксической связи в словосочетаниях, опознавательные признаки предложения, отличие предложения от словосочетания.
Проверка усвоения материала, изученного в 5-8 классах.
Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-8 классах».

Раздел 2. Повторение изученного в 5-8 классах (6 ч. + 5ч.): Звуки русского языка, их классификация. Смыслоразличительная роль

Слайд 51Место предмета «Русский язык» в учебном плане:
Базисный учебный план (вариант

1) предусматривает обязательное изучение русского языка в объёме 735 часов.
Из

них:
а) инвариантная часть – 661 ч.
б) вариативная часть – 74 ч. (проведение контрольных, самостоятельных, практических работ).
5 класс – 175 ч. ( 5 часов в неделю). 6 класс – 210 ч. (6 часов в неделю). 7 класс – 140 ч. (4 часа в неделю). 8 класс – 105 ч. (3 часа в неделю). 9 класс – 105 ч. (3 часа в неделю).
Место предмета  «Русский язык» в учебном плане: Базисный учебный план (вариант 1) предусматривает обязательное изучение русского

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика