Слайд 1Соотношение биологических и социальных факторов в развитии
Слайд 2Соотношение биологических и социальных факторов в развитии
Биологические факторы
Средовые факторы
Генетически заданные,
наследственные качества
Врожденные качества (сформированные внутриутробно, либо приобретенные во время родов)
Обстоятельства
материального плана
Образ жизни семьи
Влияние родителей, близких людей
Влияние друзей, знакомых
Влияние образования
Слайд 3Пятков А.В., Минина О.Г., Станякина М.В. Влияние биологических и социальных
факторов на систему показателей развития высших психических функций детей старшего
дошкольного возраста // Вестник национального комитета «Интеллектуальные ресурсы России». 2006. №4. С. 80-87.
Влияние биологических и социальных факторов на комплекс нейропсихологических показателей развития высших психических функций детей старшего дошкольного возраста. (1999-2000 гг.)
Слайд 4Влияние социальных факторов на континуум нейропсихологических показателей развития высших психических
функций (2004-2005 гг.)
Пятков А.В., Минина О.Г., Станякина М.В. Влияние биологических
и социальных факторов на систему показателей развития высших психических функций детей старшего дошкольного возраста // Вестник национального комитета «Интеллектуальные ресурсы России». 2006. №4. С. 80-87.
Слайд 5Дерматоглифика
Дерматоглифика – наука, которая занимается изучением признаков папиллярных узоров на
коже тыльной стороны кистей. Папиллярные линии – потоки гребнеобразных валиков,
разделённых неглубокими бороздками, покрывающие всю поверхность ладони руки, отличающиеся направлением, крутизной и формой узоров и образующие неповторимый рисунок, отражающий анатомическое строение ладони.
Слайд 6Кожные рисунки на ладони
трирадии
Слайд 7Средние значения IQ у приемных и родных детей
в зависимости
от профессии их отцов
Исследования, проведенные К. Штерном на группе детей,
взятых на усыновление из детских домов штата Миннесота
Слайд 8Оценки влияния наследственных и средовых факторов на интеллект
Лонгитюдный Луисвильский проект
(Mathney
A. P., Wilson R.S. Dolan A.,Krantz J,1981)
Слайд 9Соотношение биологических
и социальных факторов в развитии
Слайд 11Условия и движущие силы развития
Слайд 12Основные формы научения
Научение— формирование нового индивидуального опыта в процессе активного
взаимоотношения организма со средой.
Слайд 13Основные формы научения
(Atkinson R. et at., 1992)
привыкание: организм в
течение небольшого промежутка времени научается не учитывать или не обращать
внимания на повторяющиеся события (например, после возвращения из тихого дачного поселка, где вы провели отпуск, через две-три ночи вы привыкаете к шуму машин и спите спокойно);
классическое обусловливание - организм научается связывать одно событие с другим, если они постоянно следуют друг за другом, и при возникновении первого события ожидает появления второго;
оперантное обусловливание (более высокая форма научения): организм вырабатывает новые способы поведения для достижения своих целей (например, ворона, найдя на улице сухарь, замачивает его в луже, для того чтобы съесть);
комплексное научение:
возникновение новых связей (ассоциаций) между событиями или возникновение новых форм поведения
формирование новых стратегий решения задач или отвлеченного знания о нашем окружении
Слайд 14Основные формы научения
Латентное научение – скрытое научение, его характеристики трудно
проследить по кривым научения
Инсайт - моментальное научение
Когнитивная карта —
указывает пути (маршруты) и линии поведения и взаимосвязи элементов окружающей среды
Перенос — влияние ранее приобретенного индивидуального опыта на его последующее формирование
Имитация и научение через наблюдение – формирование нового поведения путем воспроизведения чужих действий
Слайд 15Основные формы научения
(Л.Б. Ительсон из Шадриков В.Д., 1996; аннотация)
Слайд 17Основные формы научения
«Метод проб и ошибок»
Слайд 18Основные формы научения
Подкрепление — предмет или событие, которое значимо для
организма.
Слайд 23Л.С. Выготский: Культура – это совокупность знаковых систем
Развитие личности –
это присвоение культуры
Слайд 24
Знак – это любой предмет или объект, которому приписано
значение другого предмета или объекта
Символ – это частный случай
знака, являющийся атрибутом обозначаемого
А.Б. Соломоник
предполагает способность отделять значение от обозначаемого и оперировать им с помощью знака
Слайд 25Денотат
Десигнат
Сигнификат
Коннотативное значение – субъективно окрашенное, сформированное в процессее приобретения индивидуального
опыта
Слайд 26- бессознательное — принципиально не доступное сознанию содержание, включающее ценностные
установки, ориентации, мотивы и составляющее энергетическо ядро личности;
- подсознательное —
эмоционально нагруженные воспоминания, которые могут быть осознаны с помощью техники психоанализа;
- досознательное — содержание, которое при необходимости может легко стать осознанным, например подпороговое восприятие и схема реализации автоматически действий;
- сознание — рефлексивное содержание сознания, поддающееся произвольной регуляции.