Разделы презентаций


Состав слова. Морфемы

Содержание

Морфемика – учение о значимых частях слова (морфемах) и морфемной структуре слова.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Состав слова. Морфемы
Морфемный анализ слова

Состав слова. Морфемы  Морфемный анализ слова

Слайд 2Морфемика – учение о значимых частях слова (морфемах) и морфемной

структуре слова.

Морфемика – учение о значимых частях слова (морфемах) и морфемной структуре слова.

Слайд 3Морфемы
Слова делятся на минимальные значимые части - морфемы.
беловатый перевозка
Морфемы

различаются в зависимости от их места в слове и от

характера выражаемого ими значения.
В простейших случаях слово состоит из одной (корневой) морфемы: вдруг, где, около.
Морфемы делятся на корневые и аффиксальные.

МорфемыСлова делятся на минимальные значимые части - морфемы. 	беловатый 	перевозка	Морфемы различаются в зависимости от их места в

Слайд 4Корневая морфема
Центральная морфема, выделяющаяся в составе основы и заключающая в

себе основной компонент лексического значения слова, называется корнем.
Корень обязательно присутствует

в каждом слове (в каждой его словоформе) и может полностью совпадать с основой. Если основа состоит только из одной морфемы (рук-а, бел-ый, нес-ут, вдруг), то эта морфема представляет собой корень.
Корень является обязательной частью любого слова — не существует слов без корня, кроме слова «вынуть».

Корневая морфемаЦентральная морфема, выделяющаяся в составе основы и заключающая в себе основной компонент лексического значения слова, называется

Слайд 5Чередование в корне
Чередование полногласных и неполногласных сочетаний: оро – ра,

оло – ла, оло – ле, ере – ре
Чередований гласных

А – О , И – Е в корнях
Чередования согласных
г - ж - з (подруга - подружка - друзья);
к - ч - ц (лик - личико - лицо);
х - ш - с (вспахать - вспашка, лес - леший);
д - ж (ездить - езжу, молодой - омоложение);
ск - щ (лоск - лощеный);
ст - щ (мост  - мощеный);
б - бл (губить - гублю),
в - вл (ловить - ловлю),
м - мл (кормить - кормлю),
п - пл (купить - куплю).
Чередование в корнеЧередование полногласных и неполногласных сочетаний: оро – ра, оло – ла, оло – ле, ере

Слайд 6Аффиксальные морфемы
Прочие морфемы называются аффиксами, или аффиксальными, служебными морфемами.
Аффикс —

вспомогательная часть слова, присоединяемая к корню и служащая для словообразования

и выражения грамматических значений. Не могут самостоятельно образовывать слово — только в сочетании с корнями.
В отличие от некоторых корней (как, например, какаду), не бывают единичными, встречающимися только в каком-то одном слове.


Аффиксальные морфемыПрочие морфемы называются аффиксами, или аффиксальными, служебными морфемами. Аффикс — вспомогательная часть слова, присоединяемая к корню и

Слайд 7Аффиксы
Аффиксы подразделяются на
окончания (флексии),
приставки (префиксы),
суффиксы,
постфиксы
соединительные аффиксы (интерфиксы).



АффиксыАффиксы подразделяются наокончания (флексии), приставки (префиксы),суффиксы, постфиксы соединительные аффиксы (интерфиксы).

Слайд 8Типы аффиксов
Словообразующие аффиксы употребляются для образования новых слов:
солдат – солдатский
учить

– учитель


Формообразующие аффиксы используются для образования только грамматических форм и

имеют только грамматическое значение:
стоять - стоял
писать - написать




Типы аффиксовСловообразующие аффиксы употребляются для образования новых слов:солдат – солдатскийучить – учительФормообразующие аффиксы используются для образования только

Слайд 9Приставка (префикс)
Аффиксы, находящиеся в составе простой основы перед корнем и

служит для образования новых слов, называются приставками, или префиксами.
бежать —

убежать — прибежать — забежать
В слове могут быть не одна, а две и более приставки: небезынтересный.
В некоторых словах приставки срослись с корнем и уже не выделяются: обожать, ответить, исчезать.
Среди приставок есть
синонимичные (сверхмодный - наилучший)
антонимичные (прилететь — улететь).

Приставка (префикс)Аффиксы, находящиеся в составе простой основы перед корнем и служит для образования новых слов, называются приставками,

Слайд 10Суффикс
значимая часть слова, которая находится после корня и служит для

образования.
новых слов (словообразующий) - фонарщик
форм слов (формообразующие) - стилист.


В слове может быть не один, а несколько суффиксов:
чит-а-тель, расчет-лив-ость.
Суффиксзначимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования. новых слов (словообразующий) - фонарщикформ слов

Слайд 11Словообразовательные морфемы — это суффиксы и приставки, они уточняют и

конкретизируют лексическое значение слова, образуют слова с новым лексическим значением

и присоединяются к части слова или к целому слову. От того, какая морфема используется для образования слов, различаются основные способы их образования:
приставочный,
суффиксальный,
приставочно-суффиксальный,
бессуффиксальный.
Словообразовательные морфемы — это суффиксы и приставки, они уточняют и конкретизируют лексическое значение слова, образуют слова с

Слайд 12Интерфикс
аффиксы, выступающие в составе сложной основы между двумя простыми основами,

называются соединительными гласными ( О – Е), или интерфиксами. Такие

аффиксы указывают на связь соединяемых ими простых основ.
лес-о-заготовки
птиц-е-лов
Интерфиксаффиксы, выступающие в составе сложной основы между двумя простыми основами, называются соединительными гласными ( О – Е),

Слайд 13Окончания (флексии)
это изменяемая часть слова, служащая для связи слов в

предложении. Они заменяют друг друга в разных словоформах одного и

того же слова.
В русском языке окончаниями являются аффиксы, взаимозамена которых в формах одного и того же слова приводит к изменению морфологических значений рода, числа, падежа и лица: рук-а, рук-ú, рук-é, рук-и; бел-ый, бел-ая, бел-ое, бел-ые; нес-у, нес-ёшъ, нес-ёт, нес-ём…
Окончания бывают материально выраженными (стол-а, стол–у) и нулевые (стол , написал, красен)
Окончания (флексии)это изменяемая часть слова, служащая для связи слов в предложении. Они заменяют друг друга в разных

Слайд 14Постфикс
Окончания занимают место в конце словоформы; после них в словоформах

могут находиться только аффиксы -ся, -те, -то, -либо и -нибудь,

называемые постфиксами:
пиш-ет-ся
ид-ём-те
как-ой-то.

ПостфиксОкончания занимают место в конце словоформы; после них в словоформах могут находиться только аффиксы -ся, -те, -то,

Слайд 15Основа
Основа - постоянная часть слова, единая во всех его словоформах

и выражающая его лексическое значение.
В зависимости от того, сколько

корней содержится в составе основы, подразделяются на
простые - содержащие один корень (возможно - в сочетании с аффиксами).
сложные - содержащие более одного корня (два, редко три).
В зависимости о морфемной структуры основы делятся на
непроизводные (нечленимые) - состоит только из корневой морфемы: вод-а
производные (членимые) – состоит не только из корня, но и приставки , суффикса…: водн-ый, подводник.
Основа, от которой можно образовать слово, называется
производящей : вод-а

ОсноваОснова - постоянная часть слова, единая во всех его словоформах и выражающая его лексическое значение. В зависимости

Слайд 16Морфемный анализ слова
Расписание
сущ, изм., расписания, расписанию;
-е – сущ. с.р;

в форме Им.п; ед.ч;
Расписаниj- произв.;прост.;
-пис-: писать, подписка;
Рас-: разжечь, разбежаться;
-а- -

суффикс инфинитива: сломать, кричать;
-ниj- - суффикс абстр.сущ: молчание, толкание;
-
Рас-пис-а-ниj-е
Морфемный анализ словаРасписание сущ, изм., расписания, расписанию;-е – сущ. с.р; в форме Им.п; ед.ч;Расписаниj- произв.;прост.;-пис-: писать, подписка;Рас-:

Слайд 17Наблюдение над значением морфем и их функциями в тексте. Анализ

одноструктурных слов с морфемами-омонимами; сопоставление слов с морфемами-синонимами. (Практическое занятие

№ 14

Наблюдение над значением морфем и их функциями в тексте. Анализ одноструктурных слов с морфемами-омонимами; сопоставление слов с

Слайд 18 Задания:
 
Определить морфемный состав слова, заполнить таблицу, дополнить ее

тремя аналогичными примерами.



 

Задания:  Определить морфемный состав слова, заполнить таблицу, дополнить ее тремя аналогичными примерами.  

Слайд 192. Найдите закономерность и заполните пропуски:
 
1) город                         лес
 
     ________                 лесок
 
2) учить                           строить        

 ______________
 
   __________             _____________            писатель
 
3) хлеб: хлебный = сталь: _____________ ;
 
    

________  : водный = медь:___________ 
 
2. Найдите закономерность и заполните пропуски: 1) город                         лес      ________                 лесок 2) учить                           строить            ______________    __________             _____________            писатель 3)  хлеб: хлебный =

Слайд 203. Прочитайте текст.
 
      В…сеннее со…нце всё с..льней пр…гревает. Снег ещё лежит,

но на пр…горках, которые чаще других л…скают теплые лучи, уже

по…вились проталинки. Зам…лькали тут и там ж…лтенькие цв…тки мать-и-мачехи. Диву даеш…ся, откуда у такого маленького р…стеньица сила берёт…ся. Пробуравит землю ст…белёк, выскочит на бугорке, и ра…кроются з…лотые цветки навстречу солнышку.      1) Выпишите из текста слова с пропущенными буквами, выделите морфему с орфограммой.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Прочитайте текст.       В…сеннее со…нце всё с..льней пр…гревает. Снег ещё лежит, но на пр…горках, которые чаще других л…скают

Слайд 23Анализ одноструктурных слов с морфемами омонимами; сопоставление слов с морфемами-синонимами.

Анализ одноструктурных слов с морфемами омонимами; сопоставление слов с морфемами-синонимами.

Слайд 24Задания:
 
1. Разберите слова по составу, добавьте свои той же

конструкции. Безобразница, бездельница, бесприданница, бессонница, _________________________________________________________________________
закрученный, запущенный, залепленный, заброшенный,
_________________________________________________________________________
возобновление, воссоединение,

возрождение, воспламенение,
_________________________________________________________________________
неприспособленность, неустроенность, несовместимость,
_________________________________________________________________________
обесцвечивание, обезвоживание, обезболивание, обескровливание,
_________________________________________________________________________.
Задания:  1. Разберите слова по составу, добавьте свои той же конструкции.  Безобразница, бездельница, бесприданница, бессонница, _________________________________________________________________________

Слайд 263. Распределите слова с омонимичными корнями по группам в соответствии

со значением корня.

3. Распределите слова с омонимичными корнями по группам в соответствии со значением корня.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика