Слайд 1
Состав слова. Морфемы
Морфемный анализ слова
Слайд 2Морфемика – учение о значимых частях слова (морфемах) и морфемной
структуре слова.
Слайд 3Морфемы
Слова делятся на минимальные значимые части - морфемы.
беловатый перевозка
Морфемы
различаются в зависимости от их места в слове и от
характера выражаемого ими значения.
В простейших случаях слово состоит из одной (корневой) морфемы: вдруг, где, около.
Морфемы делятся на корневые и аффиксальные.
Слайд 4Корневая морфема
Центральная морфема, выделяющаяся в составе основы и заключающая в
себе основной компонент лексического значения слова, называется корнем.
Корень обязательно присутствует
в каждом слове (в каждой его словоформе) и может полностью совпадать с основой. Если основа состоит только из одной морфемы (рук-а, бел-ый, нес-ут, вдруг), то эта морфема представляет собой корень.
Корень является обязательной частью любого слова — не существует слов без корня, кроме слова «вынуть».
Слайд 5Чередование в корне
Чередование полногласных и неполногласных сочетаний: оро – ра,
оло – ла, оло – ле, ере – ре
Чередований гласных
А – О , И – Е в корнях
Чередования согласных
г - ж - з (подруга - подружка - друзья);
к - ч - ц (лик - личико - лицо);
х - ш - с (вспахать - вспашка, лес - леший);
д - ж (ездить - езжу, молодой - омоложение);
ск - щ (лоск - лощеный);
ст - щ (мост - мощеный);
б - бл (губить - гублю),
в - вл (ловить - ловлю),
м - мл (кормить - кормлю),
п - пл (купить - куплю).
Слайд 6Аффиксальные морфемы
Прочие морфемы называются аффиксами, или аффиксальными, служебными морфемами.
Аффикс —
вспомогательная часть слова, присоединяемая к корню и служащая для словообразования
и выражения грамматических значений. Не могут самостоятельно образовывать слово — только в сочетании с корнями.
В отличие от некоторых корней (как, например, какаду), не бывают единичными, встречающимися только в каком-то одном слове.
Слайд 7Аффиксы
Аффиксы подразделяются на
окончания (флексии),
приставки (префиксы),
суффиксы,
постфиксы
соединительные аффиксы (интерфиксы).
Слайд 8Типы аффиксов
Словообразующие аффиксы употребляются для образования новых слов:
солдат – солдатский
учить
– учитель
Формообразующие аффиксы используются для образования только грамматических форм и
имеют только грамматическое значение:
стоять - стоял
писать - написать
Слайд 9Приставка (префикс)
Аффиксы, находящиеся в составе простой основы перед корнем и
служит для образования новых слов, называются приставками, или префиксами.
бежать —
убежать — прибежать — забежать
В слове могут быть не одна, а две и более приставки: небезынтересный.
В некоторых словах приставки срослись с корнем и уже не выделяются: обожать, ответить, исчезать.
Среди приставок есть
синонимичные (сверхмодный - наилучший)
антонимичные (прилететь — улететь).
Слайд 10Суффикс
значимая часть слова, которая находится после корня и служит для
образования.
новых слов (словообразующий) - фонарщик
форм слов (формообразующие) - стилист.
В слове может быть не один, а несколько суффиксов:
чит-а-тель, расчет-лив-ость.
Слайд 11Словообразовательные морфемы — это суффиксы и приставки, они уточняют и
конкретизируют лексическое значение слова, образуют слова с новым лексическим значением
и присоединяются к части слова или к целому слову. От того, какая морфема используется для образования слов, различаются основные способы их образования:
приставочный,
суффиксальный,
приставочно-суффиксальный,
бессуффиксальный.
Слайд 12Интерфикс
аффиксы, выступающие в составе сложной основы между двумя простыми основами,
называются соединительными гласными ( О – Е), или интерфиксами. Такие
аффиксы указывают на связь соединяемых ими простых основ.
лес-о-заготовки
птиц-е-лов
Слайд 13Окончания (флексии)
это изменяемая часть слова, служащая для связи слов в
предложении. Они заменяют друг друга в разных словоформах одного и
того же слова.
В русском языке окончаниями являются аффиксы, взаимозамена которых в формах одного и того же слова приводит к изменению морфологических значений рода, числа, падежа и лица: рук-а, рук-ú, рук-é, рук-и; бел-ый, бел-ая, бел-ое, бел-ые; нес-у, нес-ёшъ, нес-ёт, нес-ём…
Окончания бывают материально выраженными (стол-а, стол–у) и нулевые (стол , написал, красен)
Слайд 14Постфикс
Окончания занимают место в конце словоформы; после них в словоформах
могут находиться только аффиксы -ся, -те, -то, -либо и -нибудь,
называемые постфиксами:
пиш-ет-ся
ид-ём-те
как-ой-то.
Слайд 15Основа
Основа - постоянная часть слова, единая во всех его словоформах
и выражающая его лексическое значение.
В зависимости от того, сколько
корней содержится в составе основы, подразделяются на
простые - содержащие один корень (возможно - в сочетании с аффиксами).
сложные - содержащие более одного корня (два, редко три).
В зависимости о морфемной структуры основы делятся на
непроизводные (нечленимые) - состоит только из корневой морфемы: вод-а
производные (членимые) – состоит не только из корня, но и приставки , суффикса…: водн-ый, подводник.
Основа, от которой можно образовать слово, называется
производящей : вод-а
Слайд 16Морфемный анализ слова
Расписание
сущ, изм., расписания, расписанию;
-е – сущ. с.р;
в форме Им.п; ед.ч;
Расписаниj- произв.;прост.;
-пис-: писать, подписка;
Рас-: разжечь, разбежаться;
-а- -
суффикс инфинитива: сломать, кричать;
-ниj- - суффикс абстр.сущ: молчание, толкание;
-
Рас-пис-а-ниj-е
Слайд 17Наблюдение над значением морфем и их функциями в тексте. Анализ
одноструктурных слов с морфемами-омонимами; сопоставление слов с морфемами-синонимами. (Практическое занятие
№ 14
Слайд 18 Задания:
Определить морфемный состав слова, заполнить таблицу, дополнить ее
тремя аналогичными примерами.
Слайд 192. Найдите закономерность и заполните пропуски:
1) город лес
________ лесок
2) учить строить
______________
__________ _____________ писатель
3) хлеб: хлебный = сталь: _____________ ;
________ : водный = медь:___________
Слайд 203. Прочитайте текст.
В…сеннее со…нце всё с..льней пр…гревает. Снег ещё лежит,
но на пр…горках, которые чаще других л…скают теплые лучи, уже
по…вились проталинки. Зам…лькали тут и там ж…лтенькие цв…тки мать-и-мачехи. Диву даеш…ся, откуда у такого маленького р…стеньица сила берёт…ся. Пробуравит землю ст…белёк, выскочит на бугорке, и ра…кроются з…лотые цветки навстречу солнышку.
1) Выпишите из текста слова с пропущенными буквами, выделите морфему с орфограммой.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Слайд 23Анализ одноструктурных слов с морфемами омонимами; сопоставление слов с морфемами-синонимами.
Слайд 24Задания:
1. Разберите слова по составу, добавьте свои той же
конструкции.
Безобразница, бездельница, бесприданница, бессонница, _________________________________________________________________________
закрученный, запущенный, залепленный, заброшенный,
_________________________________________________________________________
возобновление, воссоединение,
возрождение, воспламенение,
_________________________________________________________________________
неприспособленность, неустроенность, несовместимость,
_________________________________________________________________________
обесцвечивание, обезвоживание, обезболивание, обескровливание,
_________________________________________________________________________.
Слайд 263. Распределите слова с омонимичными корнями по группам в соответствии
со значением корня.