Слайд 1Составление коррекционных программ психологического сопровождения трудных детей и подростков в
процессе школьного обучения.
Выполнила:
Демина Вероника
Слайд 2Проблема
Тенденция детей и подростков с характерными проявлениями школьной и социальной
дезадаптации, проявляющимися в нарушении поведения увеличивается с каждым годом. Проблема
«трудных» подростков и организация работы с ними остается как в образовательных учреждениях так и за пределами – является актуальной проблемой сегодняшнего обучения и воспитания.
Слайд 3Изменения в поведении детей происходит в переходные периоды: с 10
до 15 лет, с 15 до 18 лет. Преподаватели и
родители начинают замечать отклонения: грубость, отказы и срывы без причин, конфликты со сверстниками и взрослыми и др. Отклонения приводят подростка к серьезным внутренним переживаниям, нам взрослым главное увидеть и заметить эти переживания и вовремя помочь, так как это впоследствии может привести к глубоким травмам, «закрытии» или «уход» в себя, в аддиктивные, девиантные и суицидальные проявления со стороны подростка.
Слайд 4Понятие «трудный» подросток – довольно широкое. Педагог говорит, что трудно
заниматься с подростком, родители говорят, что их ребенок стал трудным,
нет возможности найти общий язык. А трудным подросток может быть в силу различных причин таких как, медико-биологические, педагогические, психологические.
Слайд 5Рекомендуется при определении трудновоспитуемости учитывать следующие признаки:
1. Наличие исходной физической
и психической полноценности ребёнка (в отличие от детей с аномалиями
и подлежащих обучению в специальных школах).
2. Наличие отрицательных проявлений и отклонений от нормального в нравственном развитии, поведении и учебной деятельности со значительной степенью устойчивости (в отличие от детей, эпизодически проявляющих отклонения такого порядка).
3. Обусловленность этих отклонений недостатками воспитания и особенно отрицательным влиянием неуправляемых факторов (улица, среда).
4. Постоянное устойчивое сопротивление воспитанию.
Слайд 6Психолого – педагогическая работа с «трудными» детьми и подростками –
одно из важнейших направлений деятельности практического психолога. Ранее выявление трудновоспитуемых
и адекватная помощь принесет психологическое благополучие в будущем.
Слайд 8Коррекция
Коррекция поведения «трудного» подростка предполагает в первую очередь выявления неблагополучия
в системе отношений подростка как со взрослыми, так и со
сверстниками, и «лечении» социальной ситуации. Чрезвычайно важным представляется анализ социометрического статуса подростка в коллективе группы, в среде сверстников, определении места, которое он занимает в системе межличностных отношений, выявление того, насколько оправдываются его престижные ожидания, имеет ли место психологическая изоляция, и если таковая имеется, определение ее корней и причин, а так же возможные пути преодоления.
Слайд 9Главная задача коррекционной работы с «трудным» подростком это его социальное
самоопределение, которое зависит от организации двух условий:
Обеспечение включенности «трудного» подростка
в реальные социальные отношения.
Самореализация подростка в процессе социального взаимодействия, т.е. предоставление возможности «трудному» подростку более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими.
Психолого-педагогическая коррекция подростков включает в себя следующие компоненты:
Целенаправленная работа по нравственному просвещению (уроки этики, нравственные беседы, индивидуальные консультации и т.д.).
Актуализация всех источников нравственного опыта студентов (учебная, общественно полезная, внеклассная работа, отношения между друг другом в группе, отношения с родителями, с учителями, учителей с родителями подростка, стиль работы всего педагогического коллектива).
Введение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности подростка.
Слайд 10В программе коррекционных мероприятий особое место занимает консультирование родителей, педагогов,
позволяющее взрослым лучше понять половозрастные и индивидуально-психологические особенности подростков, подвергнуть
критическому самоанализу свои педагогические действия. При этом важно помнить, что наибольшая вероятность осложнений в отклонениях взрослого и ребенка появляются в кризисные периоды развития, когда в связи с появлением психологических новообразований происходят разные скачкообразные изменения в психике и личности подростка, в его отношениях с окружающими, что не всегда учитывается родителями.
Слайд 11Список литературы
Бойко, В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь. СПб,
«Сударыня», 1998.
Мошкова,И.Н.Духовные и психолого-педагогические аспекты работы с трудными детьми //
Информационные материалы Круглого стола по религиозному образованию и диаконии ttp://www.rondtb.msk.ru/info/ru/problem_children_ru.htm
Степанов, В.Г.Психология трудных школьников: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. С. 113.