Слайд 1Музей речного флота Волжской государственной академии водного транспорта
Нижегородский Государственный Педагогический
Университет им. Козьмы Минина
Выполнила: Гордеева Л.В., ГТ-11.
Проверила: Вознесенская А.Г., к.г.н.,
доц.
Нижний Новгород
2014
Слайд 2Общие сведения
Адрес: г. Нижний Новгород, ул. Минина, 7 (4 этаж,
вход с улицы Минина).
Режим работы: с 09:00 до 16:00,
понедельник – пятница, без обеда, по предварительной записи; последняя пятница месяца – санитарный день.
Контактный телефон: 8 (831) 419-87-86.
Директор музея: Абаева Галина Павловна.
Музей был образован в 1921 году в г. Саратов под названием «Музей волгаря». Организатором и первым директором музея был Фёдор Николаевич Родин. В 1925 году музей был переведён в г. Горький, а в 1935 году – перенесён в здание современной Волжской государственной академии водного транспорта.
Статус музея – государственный.
Музей специализируется на истории развития речного флота и судоходства.
Слайд 3Характеристика музея
Музей располагает уникальными экспонатами, историческими документами, фотографиями, чертежами, моделями
судов и некоторыми другими ресурсами, экспозицию музея украшают гравюры и
картины, атрибуты, использующиеся на бортах и многое другое.
«Расшива».
Слайд 4Характеристика музея
Основная экспозиция музея представлена в двух помещениях, которые в
свою очередь делятся на тематические блоки (залы). Первое состоит из
7 залов, 6 из которых располагают экспонируемыми материалами, а второе – из 2 залов. Площадь помещений составляет примерно 500 м2 и 50 м2 соответственно.
Слайд 5Характеристика музея
Помещение 1 условно можно разделить на 6 тематических блоков
(залов):
Зал 1. История зарождения и становления судоходства.
Зал 2. Развитие судоходства
на Волге.
Зал 3. Развитие парового судоходства в России.
Зал 4. Сталинградская битва.
Зал 5. Машинный зал.
Зал 6. Зал грузового послевоенного флота.
Помещение 2 представлено 2 залами:
Зал 1. Пассажирский флот.
Зал 2. Технический флот.
Слайд 6Часть экспозиции в первом помещении.
Слайд 7Часть экспозиции второго помещения.
Слайд 8Характеристика музея
По своей структуре экспозиция выстроена в хронологическом порядке –
экскурсант, таким образом, прослеживает этапы развития судостроения и судоходства в
России.
«Гусяна»
Слайд 9Характеристика музея
Важным аспектом является то, что Музей речного флота фактически
единственный музей истории развития судостроения и судоходства в России.
Слайд 10Экспозиция музея.
Помещение 1
Зал 1. История зарождения и становления судоходства
Слайд 11Экскурсия начинается с сигнала рынды – своеобразного приветствия, после которого
туристам предлагается посмотреть презентацию «Великая река».
Слайд 12После просмотра презентации туристы осматривают экспозицию зала, представленную фотоматериалами первобытного
плавсредства типа чёлн, наборного шитого ремнями судна «Шитик» (XV в.),
галеры Екатерины II «Тверь», моделью одноразового судна «Беляна» и некоторыми другими.
Галера «Тверь»
Слайд 13Зал 2. Развитие судоходства на Волге.
Экспозиция музея.
Слайд 14Экспозиция этого зала включает в себя несколько блоков: бурлачество, становление
Петром I русского флота, изобретения Ивана Петровича Кулибина и коноводные
машины.
Грузовое несамоходное судно
Слайд 15В составе экспозиции имеются бурлацкие договоры и бирки, по которым
производился расчёт за проделанную работу, фотографии и личные вещи бурлаков.
Диорама
«Бурлаки на Волге»
Слайд 16В экспозиции, посвящённой изобретениям И.П. Кулибина, экскурсанты могут наблюдать подлинный
фонарь-прожектор, который Иван Петрович изобрёл в 1779 году
Фонарь-прожектор.
Предназначался для
освещения судов,
маяков, мастерских, карет и др.
Слайд 17А также модель судна, получившего название «Водоход», изобретённого Кулибиным в
1782 году на замену бурлацкого труда.
«Водоход»
Слайд 18Экспозиция музея
Зал 3. Развитие парового судоходства в России.
Слайд 19В третьем зале экспозиция посвящена развитию пароходного судоходства, кабестанов и
пассажирского флота России.
Кабестан «Ярославль»
Слайд 20Одним из ярчайших экспонатов является макет цепного буксира – туера.
Туеры появились на р. Шексне в 1861 году, а на
Волге, в районе Рыбинск – Тверь, в 1869 году, где проработали до конца XIX века. На реке Енисей туер действует и в настоящее время.
Слайд 21В зале представлена информация о пароходном товариществе «Самолетъ», образованном в
1853 году.
Слайд 22В зале представлены модели таких пассажирских пароходов как «Казань», имевшего
три класса кают, пароходов «Володарский», «Спартак» и др.
«Спартак»
Слайд 23В этом же зале туристы знакомятся с моделями А.А. Зевеке,
предложившего кардинально изменить тип волжских судов.
«Переворот»
Слайд 24Россия является родоначальницей теплоходостроения, поэтому продвигаясь вглубь 3 зала, можно
увидеть модель первого в мире нефтеналивного теплохода «Вандал», построенного в
1903 году на Сормовском заводе.
Теплоход-дизельэлектроход для перевозки нефтепродуктов «Вандал»
Слайд 25Экспозиция музея
Зал 4. Сталинградская битва
Слайд 2631 января 2013 года была открыта экспозиция к 70-летию освобождения
Сталинграда, которая отражает подвиг волжских речников.
Товаро-пассажирский теплоход
«Иосиф Сталин»
Слайд 27В зале представлены некоторые личные вещи контр-адмирала Васюнина П.Н., на
стенде размещена информация о подвиге Волжской военной флотилии и сотрудниках
Академии, участвовавших в Великой Отечественной войне, и в Сталинградской битве в частности.
Слайд 28Экспозиция музея
Зал 5. Машинный зал
Слайд 29В пятом зале представлены модели судовых наклонных паровых машин, а
также макеты дизельных установок.
Судовая наклонная паровая машина
Слайд 30Экспозиция музея
Зал 6. Зал грузового послевоенного флота
Слайд 31В экспозиции шестого зала представлены модели грузовых судов, построенные в
первые послевоенные пятилетки и в современный период.
Сухогрузный теплоход типа
«Волго-Дон»
Слайд 32Здесь можно посмотреть на модели нефтерудовозов, суда смешенного типа –
река–море, составные теплоходы, контейнеровоз «Бахтемир», морской железнодорожный паром и др.
Сухогрузный
теплоход контейнеровоз «Бахтемир»
Слайд 33Экспозиция музея
Помещение 2
Зал 1. Пассажирский флот
Слайд 34Экспозицию зала условно можно разделить на две части: модели судов
туристского назначения («Родина», «Ленин», «Валериан Куйбышев», «Максим Горький», «Владимир Ильич»)
Трёхпалубный
грузопассажирский теплоход «Родина»
Слайд 36и скоростные суда на воздушной подушке («Зарница», «Сормович», «Орион» и
др.),
Пассажирский теплоход на воздушной подушке «Зарница
Слайд 37на подводных крыльях («Ракета», «Метеор», «Спутник»)
Пассажирский теплоход на подводных крыльях
«Спутник»
Слайд 39Экспозиция музея
Зал 2. Технический флот
Слайд 40Зал технического флота представлен моделями самоходной и несамоходной шаланды, земснарядами,
ледоколами и др.
Дизель-электрический самоходный траншейный земснаряд
Слайд 41Дизель-электрический линейный ледокол «Капитан Чечкин»
Слайд 42Услуги
Музей принимает туристов в течение всего года по указанному графику
работы по предварительной записи. Услуги предоставляются не только жителям Нижнего
Новгорода и России, но и иностранным туристам.
Слайд 43Перечень и стоимость по оказанию платных услуг Музеем речного флота
ВГАВТ
Оказание услуг по экскурсионной работе для учащихся, студентов других ВУЗов
и пенсионеров
– 30 руб.
Оказание услуг по экскурсионной работе для посетителей, не имеющих
принадлежности к академии
–100 руб.
Оказание услуг по экскурсионной работе для туристов из других стран –150руб.
Оказание услуг по экскурсионной работе для групп учащихся и студентов – 300руб.
Оказание услуг по экскурсионной работе для групп взрослых посетителей – 400руб.
Оказание услуг по организации фотосъемки – 100руб.
Оказание услуг по запросам посетителей – подбор и сканирование фотографий, чертежей и других источников – 70руб.
Слайд 44Интернет-ресурсы о музее речного флота
1. Музей на сайте ВГАВТ: http://vgavt-nn.ru/museum/
2.
Группа во «ВКонтакте»: http://vk.com/muzeivolgarya
3. Неофициальный сайт музея: http://www.museums.unn.ru/river/rivmus.htm
4. Речной форум:
http://riverforum.ru/showthread.php?t=107
Слайд 45Нижегородский Государственный Педагогический Университет им. Козьмы Минина
Музей речного флота Волжской
государственной академии водного транспорта
Гордеева Людмила Владимировна
E-mail: gordeevaluda@rambler.ru
Блог: http://gordeewalw.wordpress.com/
Нижний Новгород
2014