Слайд 1ДОРОЖНЫЕ УСЛОВИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ
ТЕМА 11. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ ПРИ
ПРОЕКТИРОВАНИИ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ДОРОГ
С.К. АЛЕНКОВА
Слайд 2Основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения
приоритет жизни и здоровья граждан,
участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;
приоритет ответственности
государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;
соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;
программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Слайд 3Основные направления обеспечения безопасности дорожного движения
разделение транспортных потоков по скоростям
и назначению;
регулирование скоростей в соответствии с дорожными условиями посредством дорожных
знаков с постоянной или меняющейся информацией;
обеспечение четкого использования автомобилями проезжей части;
информация водителей и пассажиров о дорожных условиях, расположении населенных пунктов, маршрутах проезда транзитных автомобилей через крупные населенные пункты;
устройство с обеих или с одной стороны дороги тротуаров;
уменьшение интенсивности движения по улицам путем перевода транзитного движения на менее загруженные параллельные улицы с разделением легкового и грузового движения;
переключение местного движения с дороги на параллельные улицы и полосы движения;
оборудование специальных мест перехода через дорогу в увязке с размещением автобусных остановок, магазинов, школ, клубов и т.п.
Слайд 4Мероприятия, направленные на сокращение количества ДТП
Слайд 5Мероприятия, направленные против факторов риска, связанных с дорожным движением
Слайд 6Мероприятия, направленные против групп участников дорожного движения с высоким риском
ранений
Слайд 7Обеспечение безопасности дорожного движения при проектировании дорог
Источниками риска при проектировании
могут быть отдельные конструктивные элементы автомобильной дороги, их неблагоприятные сочетания,
а также эксплуатационное состояние автомобильной дороги в целом или ее отдельных элементов, в том числе:
элементы трассы;
поперечный профиль;
пересечения и примыкания;
дорожные одежды;
земляное полотно;
мостовые сооружения, водопропускные трубы;
сооружения инженерного обустройства;
организации дорожного сервиса;
эксплуатационное состояние.
Слайд 8Обеспечение безопасности дорожного движения при проектировании дорог
Требования к элементам трассы
автомобильной дороги:
основными элементами трассы автомобильной дороги являются прямые и кривые
в плане, участки с постоянным уклоном и вертикальные кривые;
трасса автомобильной дороги должна представлять плавную пространственную линию, элементы которой гармонично сочетаются между собой и с окружающим ландшафтом местности. Закономерности чередования элементов трассы автомобильных дорог должны соответствовать изменениям основных форм рельефа;
следует стремиться к совмещению вершин углов поворота трассы и переломов продольного профиля;
дорога должна быть зрительно ясной на достаточно большом расстоянии;
радиусы вертикальных выпуклых кривых следует принимать исходя из условия обеспечения видимости поверхности дороги и видимости встречного автомобиля;
радиусы вертикальных вогнутых кривых должны устанавливаться исходя из условия обеспечения допускаемых перегрузок при расчетной скорости движения автомобиля;
минимальный радиус кривой в плане должен обеспечить безопасный, удобный и комфортабельный проезд автомобиля по влажному и чистому дорожному покрытию криволинейного участка автомобильной дороги при реализации допустимой скорости транспортных средств для дороги данной технической категории;
Слайд 9Обеспечение безопасности дорожного движения при проектировании дорог
при проектировании новых автомобильных
дорог не допускается использование прямых в плане длиной более трех-пяти
километра.
продольный уклон автомобильной дороги должен обеспечивать возможность безопасной реализации допустимых скоростей движения транспортных средств для соответствующих категорий автомобильных дорог и условий движения.
длина участков с предельными продольными уклонами должна быть ограничена пределами установленных нормативов;
на автомобильных дорогах в горной местности в целях повышения безопасности движения затяжные продольные уклоны более 60 %о должны чередоваться с участками пологих подъемов, имеющих продольный уклон 20 %о и менее, или горизонтальными площадками, позволяющими обеспечить изменение режима работы автомобильного двигателя, а при необходимости и остановку автомобиля;
на горных автомобильных дорогах при затяжных спусках с уклонами более 50 %о следует устраивать с правой стороны проезжей части аварийные съезды, длину, встречный продольный уклон и тип дорожной одежды которых необходимо устанавливать расчетом исходя из возможности остановки автопоезда;
трассу автомобильных дорог в открытой местности в целях защиты от снежных заносов предпочтительнее прокладывать параллельно направлению господствующих в зимний период ветров или под небольшими углами к этому направлению.
Слайд 10Обеспечение безопасности дорожного движения при проектировании дорог
в овражистой местности трассу
автомобильной дороги следует прокладывать в транзитной зоне оврага, а в
случае расположения дороги вблизи головы оврага необходимо предусмотреть комплекс гидротехнических мер по устранению или снижению риска дальнейшего развития оврага;
трассу автомобильных дорог необходимо прокладывать в обход верховой стороны оползневых склонов, а при неизбежности пересечения таких склонов желательно проходить через оползающий массив невысокой насыпью в подошвенной его части. Устройство выемок, полок, высоких насыпей на оползневом участке не допускается;
трассу автомобильных дорог в горной местности следует прокладывать с верховой стороны лавинно и селеопасных склонов. При невозможности обхода таких участков автомобильную дорогу следует располагать в местах, где лавины или сели проходят по узким и глубоким долинам, не создавая опасности для дороги, дорожных сооружений и движущегося транспорта.
при наличии осыпей трассу автомобильных дорог в горной местности желательно прокладывать выше зоны, где интенсивно развиваются процессы выветривания горных пород;
на участках автомобильных дорог, где возможны обвалы и камнепады, необходимо предусматривать устройство улавливающих валов, траншей и (или) стенок, установку металлических решеток или проволочных сеток на опасных участках горных склонов, периодический осмотр и расчистку горных склонов от камней, имеющих недостаточную устойчивость, при строительстве автомобильной дороги и ее последующей эксплуатации.
Слайд 11Обеспечение безопасности дорожного движения при эксплуатации транспортных средств
Техническое состояние и
оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, должны обеспечивать безопасность
дорожного движения.
Обязанность по поддержанию транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в технически исправном состоянии возлагается на владельцев транспортных средств либо на лиц, эксплуатирующих транспортные средства.
Слайд 12Основания и порядок запрещения эксплуатации транспортных средств
Запрещается эксплуатация транспортных средств
при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного
движения. Перечень неисправностей транспортных средств и условия, при которых запрещается их эксплуатация, определяются Правительством Российской Федерации.
Запрещение эксплуатации транспортного средства осуществляется уполномоченными на то должностными лицами.
Слайд 13Требования по обеспечению безопасности дорожного движения в процессе его организации
Деятельность
по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования
технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.
Изменения в организации дорожного движения для повышения пропускной способности дорог или для других целей за счет снижения уровня безопасности дорожного движения не допускаются.
Изменение организации движения транспортных средств и пешеходов в неотложных случаях при возникновении реальной угрозы безопасности дорожного движения должно осуществляться только уполномоченными на то должностными лицами органов внутренних дел Российской Федерации либо должностными лицами дорожных и коммунальных служб с последующим уведомлением органов внутренних дел Российской Федерации. Распоряжения указанных лиц обязательны для всех участников дорожного движения.
Единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации устанавливается Правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
На дорогах Российской Федерации устанавливается правостороннее движение транспортных средств.
Слайд 14Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения
Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается
в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и
водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания доврачебной помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
Медицинская помощь пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях заключается в:
оказании доврачебной помощи на месте дорожно-транспортного происшествия;
оказании квалифицированной медицинской помощи на месте дорожно-транспортного происшествия, в пути следования в лечебное учреждение и в лечебном учреждении.
Периодичность обязательных медицинских освидетельствований, порядок их проведения, перечень медицинских противопоказаний, при которых гражданину Российской Федерации запрещается управлять транспортными средствами, а также порядок организации медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях устанавливаются федеральным законом.
Слайд 15Осветление дорожных покрытий
Особое значение для повышения безопасности имеет осветление как
освещенных, так и неосвещенных дорожных покрытий.
Для осветления применяются белые
и цветные цементы, заполнители, светлые органические
вяжущие материалы.
На фоне осветленных покрытий становятся лучше заметными фигуры людей, очертания предметов и препятствий.
Слайд 16Осветление дорожных покрытий
Осветленные покрытия рекомендуется применять для выделения пешеходных
переходов (типа “зебра”), остановок автобусов, переходно-скоростных полос, дополнительных полос на
подъемах, полос для остановок автомобилей, проезжей части в тоннелях и под путепроводами, на железнодорожных переездах, малых мостах и других участках, где препятствия плохо видны на фоне дорожного покрытия.
Для нанесения дорожной разметки чаще всего используются нитроэмали; основной их недостаток – недолговечность.
Качество нитроэмали улучшается при добавлении эпоксидных смол (ЭД-5, ЭД-6) и различных пигментов.
Слайд 17Оптическое ориентирование дорог
Одно из направлений повышения безопасности движения в темное
время суток – максимально эффективное использование осветительных приборов автомобилей и
принципа светоотражения.
Используются следующие меры:
осветление покрытий дорог;
ограждение светоотражающими приборами кромок проезжей части, ограждений и препятствий;
использование светоотражающих (и светящихся) дорожных знаков, табло и указателей;
использование светоотражающей дорожной разметки;
использование отпугивающих устройств для диких зверей;
применение устройств в основном на автомагистралях, уменьшающих ослепление;
применение светоотражающих полос, лент, значков на одежде и шлемах мотоциклистов, велосипедистов, пешеходов.
Слайд 18Оптическое ориентирование дорог
Светоотражающие фольги, которыми покрываются дорожные знаки и указатели,
бывают «дневного» и «искусственного» светоотражения. В качестве светоотражающего элемента чаще
всего используются добавки в виде мелких стеклянных шариков диамером 40-80 мкм. Светоотражающие добавки наносятся на пленки, фольгу и вводятся в составы красок, используемых для дорожной разметки.
Наибольший эффект дает применение различных пластиков с применением светоотражающих (возвращающих) добавок. Основной светоотражающий элемент в составах, используемых для разметок, красках, пленках, - стеклянные шарики, возвращающие световые лучи. Применяются горячие и холодные составы при различных способах их нанесения. Качество разметки во многом зависит от способов нанесения.
Слайд 19Оптическое ориентирование дорог
Эффективность дорожной разметки и светоотражающих знаков бесспорна, но
во многом зависит от их качества, которое повышает пропускную способность
и безопасность. Это проявляется в уменьшении числа конфликтных ситуаций. Однозначный ответ, на сколько конкретно повышается безопасность от разметки, дать затруднительно. Возможны даже случаи, когда неудачная маркировка затрудняет движение, повышает опасность.
Особенно часто это случается при попытках улучшить положение на кольцевых пересечениях. Тем не менее общепризнано, что качественная разметка – одно из самых эффективных и дешевых средств повышения безопасности.
Слайд 20Зрительное ориентирование водителей
Дорога должна быть зрительно ясной на достаточно большом
расстоянии, позволяющем водителю оценивать и прогнозировать дорожные условия. Видимые участки
дороги и придорожной полосы должны своевременно сигнализировать об изменении направления дороги. Расстояние, на котором необходимо обеспечивать зрительную ясность дороги, должно быть больше расстояния видимости при обгоне.
Слайд 21Зрительное ориентирование водителей
Взгляд водителя последовательно задерживается на привлекающих его внимание
опорных точках. Благодаря их расположению у водителя складывается впечатление о
дальнейшем направлении дороги, в том числе и за пределами непосредственной видимости. Резкое изменение направления является причиной неправильных действий водителей, граничащих с возможностью ДТП .
Пример появления ложного хода (а) и его исправление (б)
Слайд 22Зрительное ориентирование водителей
Средствами зрительного ориентирования водителей являются:
полотно дороги в
целом, границы проезжей части, линии разметки на покрытии, осевой шов
на дорогах с бетонным покрытием, укрепленные обочины, краевые полосы, установленные на обочинах, направляющие столбики и боковые ограждения барьерного типа;
растительность, особенно высокие деревья, вершины которых возвышаются за переломом продольного профиля, хорошо видны издалека и делают попятным дальнейшее направление дороги. Ряды деревьев с внешней стороны кривой подчеркивают поворот дороги (рис. а). На примыканиях второстепенных дорог к дорогам более высокой категории посадка группы деревьев по направлению оси второстепенной дороги против примыкания (рис. б) указывает на место примыкания и, зрительно создавая впечатление препятствия на дороге, способствует непроизвольному снижению скоростей движения водителями автомобилей, приближающихся к пересечению.
Слайд 23Зрительное ориентирование водителей
Отдаленные возвышающиеся элементы рельефа в однообразной местности, строения,
растительные группы, специально создаваемые близ дороги, или обелиски служат средством
повышения внимания водителя.
Появляющийся на горизонте контур ориентира, вначале трудно различимый, заинтересовывает водителя и, сосредоточивая его внимание, устраняет усыпляющее влияние однообразия придорожной обстановки.
Слайд 24Информация на дорогах
Дорожные знаки и разметка – основные источники информации
на дороге. Каждый водитель обязан разбираться в них, чтобы избежать
потенциальной опасности.