Слайд 1Социалистический реализм: глобальная политизация художественной культуры 20-х 30-х гг.
2 часть
Слайд 2ОСТ
Позже молодежь – А.А. Дейнека (1899–1969), Ю.П. Пименов (1903–1977), А.Д.
Гончаров (1903–1979) и другие, также в основном воспитанники Вхутемаса, под
руководством Д. Штеренберга вошли в состав Общества станковистов – ОСТ (1925). «Ахрровцы» были скорее художниками-фиксаторами факта, часто не умевшими избежать натуралистичности и поверхностного бытописательства. «Остовцы» боролись за законченную, претендующую на обобщение станковую картину, в которой стремились передать дух современности, как они его понимали, жизнь новой, индустриальной России, и прежде всего нового человека – строителя этого индустриального мира, прибегая к минимуму выразительных средств, но очень динамично. Излюбленным становится образ спортсмена (отсюда изображение соревнований, кроссов, спринтеров, футболистов, гимнастов). «Остовцы» основываются не на традициях передвижничества с его бытописательством и описательством, а обращаются к динамике и деформации экспрессионизма, к фрагментарной композиции, которой можно было учиться у импрессионистов, к законам лапидарности монументальной живописи. Типичным произведением ОСТа была «Оборона Петрограда» Дейнеки (1928, экспонировалась на выставке «10 лет РККА»). В ней наиболее остро сказалась поэтика «остовцев»: определенный ритм (мерный – нижних рядов вооруженных людей, идущих защищать Петроград, и рваный, с паузами – группы раненых на мосту), острая выразительность ломкой линии силуэта, графическая четкость рисунка, пластичность и лаконизм изображения, скупость, даже схематизм колорита, построенного на сопоставлении серого и черного с вкраплением коричневого в лицах и одеждах, роднящие живопись ОСТа с графикой, прежде всего с плакатом. Противопоставление верхнего и нижнего ярусов в картине Дейнеки, чередование фигур и пауз между ними сообщают ей драматическую напряженность, передают жесткие и жестокие ритмы суровой эпохи первого революционного десятилетия. Изобразительный язык картины дает нам представление о будущем творчестве Дейнеки...
Слайд 3Дейнека Александр Александрович
(1899-1969)
Картины А. А. Дейнеки как бы воплощают пафос
советской истории 1920-30-х гг., ее наглядные лозунги и призывы. Радость
от торжества индустриализации и прогресса техники, вера в здоровый дух в здоровом теле - это ощущение мира отразилось в его живописи и графике с абсолютной полнотой и достоверностью
Слайд 4«Оборона Петрограда»
Прежде всего, Дейнека не был
скован живописной традицией, как таковой. Он учился на полиграфическом отделении
Вхутемаса; работал в плакатной и журнальной графике (в журналах "Безбожник у станка","Прожектор"и в свою живопись привнес чисто графическое понимание формы.
Слайд 5«Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года»
Слайд 7«Сбитый ас»
На стройке новых цехов»
Слайд 10«На просторах подмосковных строек»
Слайд 11В творчестве Дейнеки в полной мере воплотились идеи и художественные
принципы мастеров ОСТа - "техницистов", вдохновленных новой жизнью, прежде всего
ее индустриальными и спортивными аспектами, и стилистически тяготеющих к немецкому экспрессионизму. Даже после распада объединения (в 1931 г.) художник во многом остается верен его направленности, разве что тема спорта отчетливо выходит на первый план, обретая вполне аллегорическое звучание: спорт как воплощение силы, здоровья и радости, символ физической, а значит, и духовной гармонии нового человека. Но сама его живопись становится менее конструктивно жесткой, условность композиций ближе теперь не к чертежной, а скорее к фресковой.
«Баскетбол»
Слайд 15«Парижанка»
Однако параллельно развивается, с годами становясь все более значимой, иная
область его творчества - камерные портреты, натурные пейзажи. В этих
"малых" жанрах, уже не будучи связан задачей дать емкий образ времени, Дейнека вдруг обретает лиричность, в них открывается талант тонкого живописца, до поры как бы скрытый.
Слайд 23
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (1878-1939)
Творческая судьба К. С. Петрова-Водкина складывалась счастливо.
Превращение сына сапожника в знаменитого живописца, его стремительное перемещение из
волжского захолустья в центры европейской культуры (Петербург, Москва, Мюнхен, Рим, Париж), его соседство с крупнейшими деятелями русского искусства в рафинированных столичных кругах - все это кажется фантастичным. Художник колебался в выборе между живописью и литературой.
Слайд 24«Купание красного коня»
Пластическая проработка объемов вступает в противоречие
с условностью цвета и уплощением пространства, здесь ясно прочитывается стремление
к синтезу восточной и западной живописных традиций. Одни видели в Петрове-Водкине "новейшего декадента«. Сам же художник не мог судить о себе столь определенно: называя себя "трудным художником«.
Слайд 25«Богоматерь Умиление злых сердец»
Иконописная традиция, новое открытие которой состоял
ось именно в это время.
Слайд 26«Петроградская мадонна»
Символична и картина «1918 год в Петрограде»,
или, как ее стали называть позднее, «Петроградская мадонна» (1920, ГТГ)
–образ извечного материнства и женственности во все времена. Петров-Водкин верен своему поиску возвышенного нравственного идеала, имеющего общечеловеческую ценность и выраженного в обобщенной художественной форме.
Слайд 28«Девушки на Волге»
«Землетрясение в Крыму»
Слайд 29«Смерть комиссара»
«На линии огня»
Слайд 33
Кузнецов Павел Варфоломеевич
(1878-1968)
От импрессионизма к символизму - такова основная тенденция,
определившая поиски Кузнецова в ранний период творчества. Отдав должное пленэрной
живописи, молодой художник стремился обрести язык, который мог бы отобразить не столько впечатления зримого мира, сколько состояние души.
Слайд 39«Бухарский натюрморт»
«Натюрморт Утро.»
Слайд 40Сарьян Мартирос Сергеевич
(1880-1972)
Живописец, график, крупнейший мастер армянской живописи XX
в., творчески продолживший традиции символизма. Значительная часть его композиций 1910-х
годов сложилась в серию "Сказки и сны". На изобразительную манеру Сарьяна оказало влияние творчество П. Гогена и А. Матисса, проявившееся в ярком локальном цвете его полотен и обостренном линейном ритме.
Слайд 43«Горный пейзаж. Сурбхачские скалы. Гохтан»
Слайд 45«Пестрый пейзаж»
«Улица. Полдень.
Константинополь»
Слайд 46АХРР сыграла важную роль в объединении советских художников, в распространении
искусства «в массах». Достаточно сказать, что за годы своего существования
АХРР (АХР) организовала в Москве и других городах 72 выставки.
Слайд 47Архитектура
Масса замыслов в эти годы была у архитекторов. Они создавали
гигантские планы строительства невиданных ранее городов будущего (вспомним проекты Леду
времени Французской революции). Но возможностей для осуществления этих проектов пока не было.
Большое влияние на архитекторов в эти годы оказал конструктивизм. В 1919 г. В.Е. Татлин спроектировал своеобразное произведение «Башня III Интернационала». Это должна была быть огромная конструкция, вокруг наклонной оси которой вращались стеклянные помещения. Совершенно справедливо замечено исследователями, что, хотя идея Татлина и не воплотилась реально, она не была, однако, такой уж фантастической: в той или иной степени современные архитекторы используют ее если не в архитектуре, то в сфере того, что мы называем теперь современным индустриальным дизайном.
Слайд 48Скульптура
В 1926 г. в Москве создается Общество русских скульпторов (ОРС),
куда вошли мастера различных художественных школ и ориентации: А. Голубкина,
А. Матвеев, И. Андреев, И. Шадр, В. Мухина, С. Лебедева, И. Чайков, В. Ватагин, В. Домогацкий, И. Ефимов и др., – но всех их объединил интерес к современности. Некоторые из членов ОРС были и членами АХРР. Общество просуществовало до 1932 г.
Слайд 49Источники
http://www.artsait.ru
http://www.renclassic.ru/Ru/35/1097/