Слайд 1Социальная политика государства
Новосибирск
2012 год
Арсенидзе Наталья Анзориевна
преподаватель кафедры экономики и
управления в здравоохранении
Слайд 2Социальная политика государства
Социальные модели и показатели
Дифференциация доходов населения
Семейный
бюджет
4. Социальная защита населения
4.1. Функции социальной защиты населения
4.2. Социальное обеспечение
и социальное страхование
4.3. Бедность и меры борьбы с ней
4.4. Пенсионная система и ее реформирование
4.5. Семейная политика и охрана детства
Слайд 31. Социальные модели и показатели
Сложившиеся в разных экономических системах социальные
модели характеризуются определенными чертами. Так, социальная модель в централизованных системах
обладает следующими основными чертами:
• идеей патернализма как всесторонней ответственности государства за социально-экономическое положение членов общества. Данная идея трансформировалась в социальную модель как право центра использовать любые административные меры, представляющиеся ему целесообразными, для решения социально-экономических задач общества;
Слайд 41. Социальные модели и показатели
• всесторонней ответственностью центра за процесс
производства, что ведет к зависимости индивида от государства в распределении
материальных благ;
• этатизмом, т.е. огосударствлением социальной сферы в обществе, что приводит к устранению населения от решения социальных вопросов и в значительной степени подчиняет решение многих проблем интересам правящей верхушки;
Слайд 51. Социальные модели и показатели
• эгалитаризмом – тезисом социального равенства,
которое выступает как возможность получения благ по степени личного участия
индивида в общественно полезном труде; как равенство членов общества в ряде важнейших сфер жизнедеятельности: в образовании, здравоохранении, равенстве перед законом и пр. В то же время социально справедливым является предоставление экономической свободы членам общества для реализации способностей и обеспечения личного благосостояния. В рассматриваемой модели данный тезис был реализован в виде уравнительного распределения доходов.
Слайд 61. Социальные модели и показатели
В рыночной экономике социальные модели прошли
определенные этапы трансформации с развитием самой экономической системы. В середине
XX в. сложилась социальная модель, получившая название государства благосостояния. В основе этой модели лежала идея, согласно которой государство, не имея собственных интересов, может выступать посредником между различными социальными группами, быть защитником общественных интересов. Эта идея обусловила основные черты модели: государство не вмешивалось в непосредственный процесс производства, а оказывало влияние на бизнес косвенно, через налоги.
Слайд 71. Социальные модели и показатели
Кроме того, в стране создавались широкие
социальные программы поддержки населения, программы переподготовки для безработных и пр.
Однако данная социальная модель имела внутренние противоречия, проявлявшиеся в том, что рыночные отношения в производстве вступали в противоречие с нерыночными отношениями в социальной сфере. Это привело к отказу от данной модели. Первой страной, реализовавшей модель государства благосостояния в 1945 г., была Англия.
Слайд 81. Социальные модели и показатели
В 1940 – 1950-х гг. в
Европе была разработана концепция социального рыночного хозяйства, которая рассматривалась как
альтернативный вариант, своеобразный третий путь развития государства между диким рынком и тотализатором. Социальное рыночное хозяйство определяется как синтез свободы (экономической свободы) и справедливости, а также социальной защищенности, которые обеспечивает своим гражданам государство. Теоретики данной концепции считали, что именно рыночное хозяйство в силу своей эффективности принимает социальный характер и может создать благосостояние и дать экономическую свободу для всех.
Слайд 91. Социальные модели и показатели
Социальная справедливость обеспечивается конкуренцией, которая позволяет
достигать наилучших экономических результатов, выступает инструментом отбора наилучших решений и
исполнителей этих решений, распределяет доходы по вкладу каждого фактора в общественное производство. Социальный характер рыночной экономики предполагает:
• хозяйственную свободу потребителя, производителя, владельцев средств производства по своему усмотрению покупать, производить, использовать собственность, выбирать профессию, место жительства и пр.;
Слайд 101. Социальные модели и показатели
• возможность для всех членов общества
определять собственное благосостояние в рамках правовых и моральных норм;
• возможность
каждого члена общества обладать фундаментальными правами – правом на человеческое достоинство, на свободное развитие личности;
• ограничение хозяйственной свободы, если она нарушает права третьих лиц, а также правила нравственности и конституционный порядок.
Слайд 111. Социальные модели и показатели
Социально ориентированная рыночная экономика требует не
только создания условий для экономической свободы индивида, но также формирования
социальной ответственности граждан за результат экономической деятельности.
Слайд 121. Социальные модели и показатели
Общим показателем материального благосостояния различных социальных
групп выступает показатель уровня жизни, отражающий обеспеченность населения необходимыми материальными
благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения разумных (рациональных) потребностей. В широком плане понятие уровня жизни включает условия труда, быта и досуга, здоровье населения и образование, природную среду обитания и др. В этом случае используется понятие качества жизни.
Слайд 131. Социальные модели и показатели
Определены четыре уровня жизни населения:
1) достаток
(пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека);
2) нормальный уровень (рациональное потребление
по научно обоснованным нормам, что обеспечивает человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил);
3) бедность (потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства рабочей силы);
4) нищета (минимально допустимый по биологическим критериям набор материальных благ и услуг, который позволяет поддерживать лишь жизнедеятельность человека).
Слайд 141. Социальные модели и показатели
Показатели уровня жизни дифференцированно определяются для
всего населения, для различных социальных групп, для домашних хозяйств с
различной величиной дохода. Денежная оценка материальных благ и услуг, фактически потребляемых в среднем домашнем хозяйстве в течение определенного промежутка времени и соответствующих определенному уровню удовлетворения потребностей, является стоимостной оценкой уровня жизни.
Слайд 151. Социальные модели и показатели
Система показателей уровня жизни в международной
статистике ООН включает 12 основных групп показателей.
1. Рождаемость, смертность и
другие демографические характеристики населения.
2. Санитарно-гигиенические условия жизни.
3. Потребление продовольственных товаров.
4. Жилищные условия.
5. Образование и культура.
6. Условия труда и занятость.
7. Доходы и расходы населения.
8. Стоимость жизни и потребительские цены.
9. Организация отдыха.
10. Транспортные средства.
11. Социальное обеспечение.
12. Свобода личности.
Слайд 162. Дифференциация доходов населения
Существует ряд показателей, определяющих понятие доходов:
а) совокупные
доходы – общая сумма денежных и натуральных доходов, полученных от
всех источников поступления, в том числе за счет социальных фондов;
б) номинальные доходы – сумма начисленных доходов;
в) располагаемые доходы – доходы, которые фактически остаются в распоряжении населения, или конечные доходы;
г) реальные доходы – количество товаров и услуг, которые могут быть приобретены на конечные доходы. Реальные доходы населения определяются соотношением конечных доходов и индексом потребительских цен за определенный период.
Слайд 172. Дифференциация доходов населения
Большая часть доходов имеет денежное выражение и
включает такие виды доходов, как заработная плата и доходы ее
типа; доход от собственности; предпринимательский доход; пенсии, пособия, стипендии; материальная помощь; ссуды; проценты и дивиденды; незаконные денежные доходы.
Слайд 182. Дифференциация доходов населения
Для определения динамики уровня жизни используются нормативы,
имеющие законодательное закрепление и выступающие системой социальных гарантий для населения:
прожиточный минимум, минимальная потребительская корзина, минимальная заработная плата и др. Прожиточный минимум отражает уровень дохода, который должен обеспечить потребление минимального набора благ и услуг, необходимых для поддержания жизнедеятельности человека в соответствии с уровнем развития экономики.
Прожиточный минимум, таким образом, берет на себя роль социального норматива, с помощью которого начинают регулировать социальные выплаты, оценивают уровень жизни населения.
Слайд 192. Дифференциация доходов населения
В Российской Федерации прожиточный минимум рассчитывается как
для населения в целом, так и для определенных категорий населения.
Так, прожиточный минимум за IV квартал 2011 г. составил: для всего населения – 6209 руб.; для трудоспособного населения – 6710 руб.; для пенсионеров – 4902 руб.; для детей – 5993 руб. В России применяется «корзиночный» подход для определения прожиточного минимума. Минимальная потребительская корзина представляет собой совокупность минимальных норм потребления определенного перечня продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг. Ее стоимость определяет нижнюю границу стоимости жизни в стране.
Слайд 202. Дифференциация доходов населения
В потребительскую корзину включены около 40 наименований
продуктов питания, что составляет в стоимостном выражении прожиточного минимума 68,3%;
непродовольственные товары, доля которых в бюджете минимума составляет 19,1%; расходы на услуги – 7,4%; налоги и другие платежи – 5,2%. Прожиточный минимум и потребительская корзина представляют собой, таким образом, две стороны одного и того же, а именно минимума средств, необходимых человеку для жизни.
Слайд 212. Дифференциация доходов населения
С прожиточным минимумом тесно связан показатель минимального
размера оплаты труда (МРОТ), выполняющего роль социального норматива для каждого
индивида общества. МРОТ – это оплата за менее квалифицированный, простой труд. Так, МРОТ за IV квартал 2011 г. составил 4611 руб., что составляет 69% прожиточного минимума.
Слайд 223. Семейный бюджет
В экономическом плане под семьей понимается группа лиц,
связанных родственными отношениями и ведущих совместное хозяйство для совместного потребления
(семья может состоять из одного человека).
Общепринятой формой организацией семейной экономики является семейный бюджет, который представляет собой формирование доходов семьи, их использование, согласование доходов и расходов семьи. С экономической точки зрения жизнедеятельность семьи начинается с получения доходов.
Слайд 233. Семейный бюджет
Структура доходов семьи может быть представлена следующим образом:
1)
заработная плата членов семьи – 80,7%;
2) выплаты и льготы из
общественных фондов потребления (пенсии, стипендии, дотации на путевки в санатории, содержание детей в дошкольных учреждениях) – 7,7%;
3) доходы от личного подсобного хозяйства – 2,8%;
4) доходы от других источников – 8,8%.
Слайд 243. Семейный бюджет
В условиях становления рыночной экономики источники, за счет
которых формируется семейный бюджет, стали более разнообразными. В связи с
этим усложнилась и сама структура семейного бюджета, которая теперь выглядит так:
1) заработная плата;
2) доходы от личного подсобного хозяйства, личных участков (в денежной и натуральной формах);
3) доходы от собственности и ценных бумаг (арендная плата, в том числе доходы от сдачи внаем жилья, от вкладов в финансовые учреждения, дивиденды от ценных бумаг и пр.);
4) доходы от предпринимательской деятельности (прибыль);
5) выплаты и льготы из общественных фондов потребления (на государственном, муниципальном уровне и предприятиями);
6) нелегальные доходы.
Слайд 253. Семейный бюджет
Анализ формирования и структуры семейных доходов является лишь
средством удовлетворения потребностей семей. Степень же удовлетворения потребностей семей зависит
не только от величины, структуры и динамики доходов, но и от динамики розничных цен, насыщенности рынка товарами и услугами и от уровня системы налогообложения в каждый период времени.
Слайд 263. Семейный бюджет
Структура расходов семейного бюджета выглядит следующим образом:
1) питание;
2)
непродовольственные товары (одежда, обувь, предметы длительного пользования, предметы гигиены, лекарства);
3)
жилищно-коммунальные услуги;
4) образование;
5) медицинское обслуживание;
6) культурно-просветительные услуги;
7) бытовые услуги;
8) транспорт;
9) связь;
10) детский сад;
11) налоги;
12) взносы в пенсионные фонды;
13) накопления (вклады в сберегательные банки);
14) инвестиции (покупка ценных бумаг, вложение средств в развитие семейного хозяйства, приобретение доли собственности в товариществах).
Слайд 273. Семейный бюджет
Расходы на питание являются одной из важнейших статей
расходов семейного бюджета. В США на их долю приходится 15%
семейного бюджета, в Германии, Франции, Швеции – 23%. В России, достигнув максимума к 1990-м гг. (более 50%), данный показатель после 2000 г. стал снижаться и в 2011 г. составил 30 %: к сожалению, это гораздо выше аналогичного показателя развитых стран.
Продолжает увеличиваться статья расходов на оплату жилья и коммунальных услуг: с 4,3 в 1995 г. до 9,5% в 2011 г.
Слайд 283. Семейный бюджет
Несложно заметить, что, несмотря на увеличение денежных доходов
населения, наблюдается их значительное отставание от роста цен на товары
и услуги, что не способствует улучшению жизненного уровня населения страны. Увеличение расходов на питание и оплату жилья привело к изменению в самой структуре расходов семейного бюджета. Резко сократилось потребление товаров длительного пользования, товаров непродовольственной группы.
Слайд 293. Семейный бюджет
Особенно сильно сократились потребление товаров и услуг культурно-просветительного
назначения, в том числе книг, газет, посещение театров (цены которых
являются недоступными большему числу населения), а также покупка медицинских препаратов. Невозможность обеспечить должный образовательный и культурно-просветительный уровень молодого поколения непременно скажется на качестве профессиональных и квалифицированных кадров в нашей стране, а соответственно, и на уровне развития экономики России.
Слайд 304.1. Функции социальной защиты населения
Система социальной защиты населения выполняет две
основные функции: функцию социальных выплат и функцию социального обслуживания. Социальные
выплаты включают выплаты пенсий, систему льгот для особо нуждающихся категорий населения. Функция социального обслуживания охватывает инвалидов, престарелых, многодетные семьи, беженцев, беспризорных и пр. Система социального обслуживания включает использование различных форм работы с данной категорией населения, таких как дома-интернаты, территориальные центры социального обслуживания, центры дневного пребывания, социальную помощь на дому.
Слайд 314.1. Функции социальной защиты населения
Система социальной защиты населения, сложившаяся в
России, является недостаточно эффективной. Так, эффективность социальных пособий, т.е. ориентация
их на самых бедных, составляет в России 19%, тогда как в промышленно развитых странах – 45%. Поэтому совершенствование системы социальной защиты предполагает усиление адресности в оказании социальной помощи, расширение участия работника в уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, создание частных страховых компаний, перемещение тяжести в проведении мер по социальной защите на уровень регионов и др.
Слайд 324.1. Функции социальной защиты населения
Необходимость быстрого реформирования системы социальной защиты
связана и с демографической ситуацией в России. В условиях старения
населения и большого количества лиц пожилого возраста увеличивается нагрузка на работающее население.
В условиях сегодняшней экономической ситуации это будет означать невозможность решения многих социальных задач по поддержанию уровня жизни в стране.
Слайд 334.1. Функции социальной защиты населения
Только достижение устойчивого экономического роста позволяет
создать эффективную систему социальной защиты, решать проблемы бедности, нищеты, создать
достойный уровень жизни. Конечной стратегией социальной политики является формирование среднего класса как основы экономической и политической стабильности в стране. Таким образом, социальная защита – это политика государства по обеспечению конституционных прав и минимальных гарантий человеку независимо от его места жительства, национальности, пола, возраста.
Слайд 344.1. Функции социальной защиты населения
В системе социальной защиты выделяют социальные
выплаты и социальное обслуживание одиноких, престарелых людей, инвалидов. Социальная защита
распространяется практически на все категории населения через систему социальных гарантий. Основой государственных социальных гарантий являются минимальные социальные стандарты, т.е. установленные законодательством нормы и нормативы, которые закрепляют минимальный уровень социальной защиты, ниже которого опускаться недопустимо. Такие минимальные социальные стандарты устанавливаются в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, здравоохранения и в других социальных сферах.
Слайд 354.2. Социальное обеспечение и
социальное страхование
Социальное обеспечение – это форма
выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определенных категорий
граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества. К системе социального обеспечения относят все виды пенсий, пособий, компенсационных выплат на социальное обслуживание, медицинскую помощь, различные льготы.
Слайд 364.2. Социальное обеспечение и
социальное страхование
Социальное страхование – это основной
институт социальной защиты, призванный обеспечить реализацию конституционного права на материальное
обеспечение граждан в старости, в случае болезни, безработицы, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца.
Слайд 374.2. Социальное обеспечение и
социальное страхование
Минимальные уровни социальных гарантий определяются
в мировой практике в диапазоне 40–50% от величины заработной платы
квалифицированного работника. Размеры средств, выплачиваемых по социальному страхованию, по отношению к каждому отдельному получателю зависят от продолжительности трудового стажа, величины заработка, степени утраты трудоспособности и регулируются соответствующими законами.
Слайд 384.2. Социальное обеспечение и
социальное страхование
Величина социальной помощи, когда пособия
выплачиваются из общественных средств, зависит от условий, оговоренных программами социального
страхования. Социальное обеспечение и социальное страхование являются важнейшей составной частью социальной защиты населения, а социальные пособия представляют единую систему денежных выплат отдельным категориям граждан, определенных законами РФ.
На долю существующих видов социального страхования в развитых странах приходится около 60 – 70% всех затрат на цели социальной защиты, что соответствует 15 – 25% ВВП, в РФ эти цифры составляют соответственно 45 и 7,3% ВВП.
Слайд 394.2. Социальное обеспечение и
социальное страхование
Сложившаяся система социальной защиты предполагает
осуществление:
1) пенсионного страхования (по старости, потере кормильца, инвалидности);
2) медицинского страхования
(оплата медицинских услуг и оказание медицинской помощи), включая оплату за период временной нетрудоспособности;
3) страхования в связи с безработицей (выплата денежных пособий по безработице, переобучению и переквалификации);
4) страхования от несчастных случаев на производстве (производственные травмы, профессиональные заболевания, выплата пенсий иждивенцам погибших на производстве работников).
Слайд 404.2. Социальное обеспечение и
социальное страхование
Таким образом, предметом социального страхования
являются экономические и правовые отношения субъектов по формированию и использованию
финансовых средств, предназначенных для защиты трудозанятого населения от социальных рисков, а также по организации медицинской и реабилитационной помощи.
Слайд 414.3. Бедность и меры борьбы с ней
В сфере социальной защиты
населения особую значимость имеет проблема бедности. Под бедностью понимается такое
состояние материальной необеспеченности людей, при котором доходы отдельной семьи или отдельного человека не позволяют поддерживать потребление на общественно необходимом уровне.
Слайд 424.3. Бедность и меры борьбы с ней
Различают бедность абсолютную и
относительную. Абсолютная бедность означает неудовлетворение или частичное неудовлетворение первостепенных физиологических
потребностей человека в пище, одежде, жилье. Под относительной бедностью понимается невозможность поддерживать некоторый стандарт жизни, принятый в данном обществе. Относительная бедность показывает, насколько человек беден по сравнению с другими людьми.
Слайд 434.3. Бедность и меры борьбы с ней
Для анализа бедности применяют
несколько методов ее количественной оценки:
• статистический, определяемый для 10 –
20% населения при распределении всего населения по размерам получаемых денежных расходов;
• нормативный, определяемый исходя из норм потребления на основе стандартов, предусмотренных минимальной потребительской корзиной;
• экономический, определяющий количество бедных исходя из ресурсных возможностей государства, направляемых на поддержание их материального существования; к нему применяют метод лишений, рассчитывающий недопотребление важнейших продуктов питания и товаров;
• стратификационный, согласно которому к бедным относятся те люди, которые априори не могут себя обеспечить (инвалиды, старики, члены неполных, неблагополучных и многодетных семей, дети без родителей, безработные, иммигранты и т.п.).
Слайд 444.3. Бедность и меры борьбы с ней
Расчеты Росстата на 2011
г. показывают, что социальная структура бедного населения также весьма неоднородна.
В процентах от общей численности населения ее показатели выглядят следующим образом:
дети до 16 лет 25
молодежь от 16 до 30 лет 25
трудоспособные от 31 до 59 лет 40
люди пенсионного возраста свыше 55 – 60 лет 10
Но есть группы населения, находящиеся на верхней границе бедности, и речь идет в данном случае о социальной бедности, а не о физиологической. По экспертным оценкам, в условиях относительной бедности (с доходом до 6 тыс. руб. в месяц на душу населения) проживает более 50% граждан России.
Слайд 454.3. Бедность и меры борьбы с ней
Проблема бедности в России
является самой приоритетной в сфере социальной политики. Она решается двумя
путями. Первый путь предполагает ведение эффективной борьбы с бедностью на основе оживления национальной экономики, ускорения темпов ее роста, наиболее полного использования всех инструментов макроэкономической и региональной политики. Другой путь борьбы с бедностью – это введение пособий всем нуждающимся, доходы которых меньше прожиточного минимума. У такого пути есть сторонники и противники.
Слайд 464.3. Бедность и меры борьбы с ней
Раздача денежных пособий по
принципу «всем сестрам по серьгам» не стимулирует к труду тех,
кому будет предоставлена гарантия получения от государства денежного дохода в размере прожиточного минимума. В то же время иждивенческая нагрузка на тех, кто работает, возрастет, что необоснованно ухудшит условия воспроизводства наиболее активной части населения (сокращение свободного времени, ухудшение здоровья, уменьшение внимания к воспитанию собственных детей и т.п.). Подобный путь к изменению числа бедных в стране мало приемлем и носит исключительно неэффективный затратный характер.
Слайд 47Комплексная задача борьбы с бедностью предполагает использование прежде всего перераспределительного
механизма, «настроенного» на наименее обеспеченных людей, при охранительных мерах по
отношению к среднедоходным группам населения, чтобы восстановить права человека на минимальные стандарты потребления, главные из которых:
• установление минимума заработной платы и трудовой пенсии на уровне прожиточного минимума;
• отказ от эксплуатации квалифицированного труда работников бюджетной сферы в форме монопольно низкой цены их труда;
• установление и введение минимального стандарта налоговых вычетов с целью поддержания величины оплаты труда на уровне прожиточного минимума работника и его иждивенца;
• обеспечение доступности для всех слоев населения социально значимых товаров и услуг.
4.3. Бедность и меры борьбы с ней
Слайд 484.4. Пенсионная система и ее виды
В соответствии со ст. 39
Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии
и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. Пенсионные системы государств включают в себя несколько основных элементов: государственные пенсионные программы, обязательные накопительные пенсионные программы, профессиональные пенсионные программы и дополнительные накопительные программы.
Слайд 49Как правило, в пенсионных моделях выделяют три основные группы:
1) социальная
пенсия, которая предоставляется государством гражданам при наступлении пенсионного возраста вне
зависимости от наличия и величины трудового стажа;
2) трудовая пенсия, которая назначается и выплачивается гражданам исходя из размера страхового взноса и трудового стажа;
3) дополнительная пенсия, которая имеет два источника – либо самофинансирование самих граждан в счет будущей пенсии из текущего дохода, либо за счет взносов работодателя в негосударственный пенсионный фонд на именные счета своих работников.
4.4. Пенсионная система и ее виды
Слайд 50В соответствии с трудовой и другой общественно полезной деятельностью, засчитываемой
в трудовой стаж гражданина, назначаются базовые виды пенсий: по старости
(возрасту), инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет. Трудовые пенсии по старости устанавливаются мужчинам – по достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет, женщинам – по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет. Некоторым гражданам пенсия по старости устанавливается при пониженном пенсионном возрасте и при пониженном трудовом стаже.
4.4. Пенсионная система и ее виды
Слайд 51Отдельным категориям граждан устанавливается пенсия на льготных основаниях. К этим
категориям законодательно отнесены:
1) женщины, родившие пять и более детей и
воспитавшие их до восьми лет, а также матери инвалидов с детства;
2) инвалиды Великой Отечественной войны и другие инвалиды, приравненные к ним, инвалиды I группы по зрению.
4.4. Пенсионная система и ее виды
Слайд 52При пониженном пенсионном возрасте в соответствии с действующим законодательством получают
пенсию отдельные категории работников, труд которых связан с особыми условиями.
Специальные Списки соответствующих работ и профессий (должностей) включают лиц, занятых:
• на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах;
• на работах с тяжелыми условиями труда;
• в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью;
4.4. Пенсионная система и ее виды
Слайд 53• в качестве рабочих локомотивных бригад на железнодорожном транспорте;
• в
качестве рабочих, мастеров непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве;
• в качестве
механизаторов комплексных бригад в портах;
• в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах;
• спасателями в аварийно-спасательных службах и формированиях;
• некоторые другие группы.
4.4. Пенсионная система и ее виды
Слайд 54Работники, чей труд протекает в районах Крайнего Севера и приравненных
к ним местностям, также имеют право на получение пенсии на
льготных основаниях. Доля всех пенсионеров-льготников в общей численности пенсионеров составляет 17 – 18%.
4.4. Пенсионная система и ее виды
Слайд 554.5. Семейная политика и охрана детства
Во всем цивилизованном мире признано
право семьи на защиту со стороны государства. Семья – это
система, наиболее приспособленная для того, чтобы влиять как на индивида, обеспечивая его потребности, так и на общество в целом, приумножая его богатство.
Слайд 564.5. Семейная политика и охрана детства
Современная Российская семья, адаптируясь к
социально-экономическим переменам, претерпевает значительные изменения, обусловливающие возникновение различных моделей семьи,
которые можно подразделить на следующие типы:
• простая семья (67%), состоящая из супругов с детьми или без них – преобладающий тип;
• супружеские пары, живущие с одним из родителей супругов или с другими родственниками (12%);
• сложные семьи, включающие две и более супружеские пары в семейной структуре;
• неполные семьи, доля которых постоянно увеличивается (13%). В подавляющем большинстве это семьи одиноких матерей, разведенных женщин, вдов с детьми, в которых один, реже два ребенка.
Слайд 57Ежегодно растут расходы государства на выплату семейных и материнских пособий.
Структура семейных пособий включает в себя:
1) пособия по беременности и
родам;
2) пособия при рождении ребенка;
3) пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет;
4) пособия по уходу за детьми-инвалидами;
5) ежемесячное пособие на ребенка.
Удельный вес семейных и материнских пособий в общем объеме денежных доходов населения составляет все еще незначительную величину 0,6%, а в ВВП – лишь 0,4%, что существенно меньше по сравнению с развитыми странами.
4.5. Семейная политика и охрана детства
Слайд 584.5. Семейная политика и охрана детства
Исследованиями установлено, что в условиях
переходного периода за чертой бедности оказались не только традиционно малообеспеченные
семьи – многодетные, неполные семьи инвалидов, но и обыкновенные, нормально сформированные семьи. Степень вариации долей семей с доходами ниже черты бедности по отдельным регионам колеблется от 20 до 40%. Одним из факторов бедности является высокая иждивенческая нагрузка на трудоспособных людей, которая предопределяет низкий уровень доходов на одного человека в семье (душевого дохода).
Слайд 59Традиционным объектом государственной социальной поддержки являлись многодетные и неполные семьи.
В настоящее время среди малообеспеченных высока доля семей благополучных, состоящих
из супружеских пар с детьми, где бедность обусловлена низкими заработками или безработицей одного из родителей. Появление именно таких категорий семей среди малообеспеченных требует переориентации внимания государственных служб социальной защиты прежде всего на создание оптимальных условий для самообеспечения семей, самозанятости, стимулирование развития семейного предпринимательства.
4.5. Семейная политика и охрана детства
Слайд 60Современная государственная социальная политика в интересах детей получила свое развитие
начиная с Указа Президента РФ от 14 сентября 1995 г.
№ 942 «Об утверждении Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национального плана действий в интересах детей)». В 1998 г. был принят Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», в который включены многие положения и требования Конвенции о правах ребенка.
4.5. Семейная политика и охрана детства
Слайд 614.5. Семейная политика и охрана детства
Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк,
20 ноября 1989 г.) – это документ о правах ребенка
из 54 статей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей. Согласно Конвенции ребенок – это лицо, не достигшее 18 лет. Государство взяло на себя обязательство защищать детей, поэтому они имеют такие же права, как и взрослые.
1. Ребенок имеет право на семью.
2. Ребенок имеет право на заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей.
3. Ребенок имеет право посещать школу и учиться.
4. Ребенок имеет право на равенство.
Слайд 62Ребенок имеет право свободно выражать свои мысли.
Ребенок имеет право на
собственное мнение.
Ребенок имеет право на имя и гражданство.
Ребенок имеет право
на получение информации.
Ребенок имеет право на защиту от насилия и жестокого обращения.
Ребенок имеет право на медицинское обслуживание.
Ребенок имеет право на отдых и досуг.
Ребенок имеет право на дополнительную помощь со стороны государства, если есть особые потребности (например, у детей с ограниченными возможностями).
4.5. Семейная политика и охрана детства
Слайд 634.5. Семейная политика и охрана детства
Особое место в государственной политике
по поддержке семьи и охране детства занимает проблема детской инвалидности
и плохого здоровья детей. В тридцати регионах России показатель детской инвалидности превышает среднереспубликанский, и этот показатель растет. Основными причинами инвалидности и ухудшающегося здоровья следует считать: ухудшение экологической обстановки, неблагоприятные условия труда женщин, высокий уровень заболевания беременных, низкий уровень материально-технического обеспечения медицинских учреждений, не позволяющий своевременно выявлять наследственные заболевания, рост детского травматизма.
Слайд 644.5. Семейная политика и охрана детства
Главными причинами инвалидности у детей
и подростков являются нервно-психические заболевания. До 80% случаев детской инвалидности
связаны с патологией течения беременности и родов.
Остается низким и уровень пособий на детей, которые существенно ниже прожиточного минимума ребенка.
Таким образом, несмотря на принимаемые государством меры по социальной защите семьи и охране детства, нужно признать, что как размеры оказываемой финансовой помощи, так и комплекс мер организационно-технического характера остаются в настоящее время неудовлетворительными.
Слайд 654.5. Семейная политика и охрана детства
Для улучшения социально-экономического положения семьи
и детей необходимо не только расширить финансовую базу для повышения
материального положения граждан, подключая средства регионов, муниципалитетов, предприятий и организаций, но и подготовить и включить комплексную программу по поддержке семьи и охране детства в Среднесрочную программу социально-экономического развития РФ с поэтапным ее выполнением, с указанием ответственных за это государственных и общественных институтов. Причем выполнение такой программы должно быть взято под контроль не только государственными органами власти, но и общественными организациями.