Слайд 1Социальная психология малой группы
Слайд 2ПЛАН
Определение малой группы
Признаки малых групп
Виды малых групп
Зарубежные исследования малой группы
Основные
подходы к разработке групповой проблематики в отечественной психологии.
Параметры анализа малой
группы
Стадии развития малой группы
Психологические механизмы развития малой группы
Слайд 3
Обычно легче изменить
индивидуумов собранных в группу, чем изменить каждого из них в отдельности
К. Левин
Слайд 4Малая группа –
относительно небольшое число непосредственно контактирующих индивидов,
объединенных общими целями или задачами.
(С.Ю. Головин.
«Словарь практического психолога.»)
Слайд 5Признаки малой группы
прямой контакт между индивидами, межличностное взаимодействие и
взаимовлияние
общая цель и деятельность, переживание общих чувств
общность внимания и
интересов, ценностей и норм, нравов, обычаев и привычек
Слайд 6(Л. Десев)
внутренняя расчлененность функций и групповых ролей
определенная локализация в пространстве и известная устойчивость во времени
Слайд 7взаимодействие друг с другом таким образом, что каждое лицо влияет
подвергается влиянию каждого другого лица
наличие общей цели или целей
развитие рудиментарной
групповой структуры
осознание входящими в нее индивидами себя как «Мы» или своего членства в группе
(М.Шоу)
Слайд 8 осознание ее существования (именно как целого) другими лицами, находящимися
вне группы
(Р.Браун)
общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов
(Г.М.Андреева)
Слайд 9Структура малой группы
эмоциональная (социометрическая) структура
коммуникативная структура
структура социальной власти
-
лидерство
- руководство
ролевая структура
Слайд 12
Малые группы складываются во всех сферах деятельности человека. Если малая
группа представляет собой низовую ячейку трудовой, учебной, военной, спортивной, общественной
или иной организации, отношения между членами которой регламентируются правилами, фиксированными в соответствующих положениях, уставах и других документах, то такую малую группу называют формальной.
Э. Мэйо предложил деление малых групп на формальные и неформальные
Слайд 13 Если же малая группа возникает преимущественно на почве личных
симпатий (дружеская компания), то её называют неформальной. В рамках формальной
малой группы могут складываться одна или несколько неформальных групп.
Слайд 14деление малых групп на первичные и вторичные ввел американский социолог
Ч. Кули
Первичная группа состоит из небольшого числа людей, между
которыми устанавливаются непосредственные взаимоотношения, в которых существенная роль принадлежит их индивидуальным особенностям.
Слайд 16Вторичная образуется из людей, между которыми непосредственные эмоционально окрашенные связи
относительно редки, а взаимодействие обусловлено стремлением к достижению общих целей
. Во вторичной группе роли четко определены, но ее члены не редко мало знают друг о друге, между ними редко устанавливаются эмоциональные отношения, характерные для малых первичных групп.
Слайд 17Г. Хаймен предложил классификацию малых групп,которая различает группы членства и
референтные группы
группы, в которые индивиды не включены реально, но нормы
которых они принимают- референтные группы.
группа членства - группа, члены которой могут состоять в ней формально, но не разделять при этом принятые в группе нормы морали и правила поведения.
Слайд 18Петровский
Артур Владимирович
(1924 - 2006)
А.В. Петровский различает группы по
степени их развития, учитывая характер межличностных отношений
Слайд 19 диффузная группа - в ней взаимоотношения опосредуются только симпатиями-антипатиями,
но не содержанием групповой деятельности;
ассоциация -- группа,
в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями;
Слайд 20 корпорация -- взаимоотношения опосредуются личностно значимым, но асоциальным
по своим установкам содержанием групповой деятельности;
коллектив --
взаимоотношения опосредуются личностно значимым и общественно ценным содержанием групповой деятельности.
Слайд 21Зарубежные исследования малой группы
Слайд 23В 1898 г. американский психолог
Н. Триплет опубликовал результаты экспериментального
исследования, в котором сравнивал эффективность индивидуального действия, выполняемого в одиночку
и в условиях группы. По мнению
Г. Оллпорта, это была первая экспериментальная проблема социальной психологии.
Слайд 25в 20-е годы на Западе усилилась тяга к эмпирическим исследованиям,
начался, по выражению
Д. Картрайта и А. Зандера, эмпирический бунт
в социальной науке. Два крупных ученых того времени — В. Мёде в Германии и
Ф. Оллпорт в США — во многом продолжили линию исследований
Н. Триплета.
Слайд 26Следующий крупный этап развития психологии малых групп за рубежом (в
наибольшей степени, конечно, в США) относится к периоду 30-х —
началу 40-х годов и знаменуется рядом оригинальных экспериментальных исследований, осуществленных в лабораторных и полевых условиях, а также первыми серьезными попытками разработки теории группового поведения. В это время М. Шериф проводит изобретательные лабораторные эксперименты, выявляя механизмы развития групповых норм, а Т. Ньюком исследует аналогичную проблему, но иными средствами, в полевых условиях.
Слайд 28Особый вклад в развитие психологии малых групп внес К. Левин
Он возглавил экспериментальную разработку многих сторон групповой проблематики. Одним
из первых он подверг рассмотрению психологический феномен социальной власти (влияния), внутригрупповые конфликты, динамику групповой жизни, экологические проблемы группового функционирования.
Слайд 31Вторая мировая война явилась переломным моментом в развитии психологии малых
групп за рубежом. Именно в этот период с особой остротой
встал вопрос о необходимости изучения закономерностей группового поведения, поисках эффективных приемов управления группами. В послевоенные и последующие за ними годы интерес к малым группам еще более усилился.
Слайд 32выделяются четыре временных этапа:
- первый — двадцатилетие с середины
40-х и до середины 60-х годов;
- второй, насчитывающий примерно
полтора десятка лет, — с середины 60-х и приблизительно до второй половины 70-х годов;
- третий — начиная со второй половины 70-х и заканчивая 80-ми;
- четвертый — с началом 90-х и по настоящее время.
Слайд 33Основные подходы к разработке групповой проблематики в отечественной психологии
Слайд 34На сегодня в отечественной психологии можно выделить четыре основных подхода
к разработке групповой проблематики:
- деятельностный подход;
- параметрическая концепция;
- организационно-управленческий подход;
-
тренингово-терапевтическое направление.
Слайд 35Деятельностный подход. Он основывается на одном из фундаментальнейших принципов отечественной
психологии — принципе деятельности, успешность реализации которого в общепсихологических исследованиях
и в ряде частных психологических .дисциплин, включая социальную психологию, общеизвестна. Идеи деятельностного подхода реализованы в изучении отдельных феноменов социальной группы: ее интеграции и эффективности, руководства и лидерства, межгрупповых отношений, социально-перцептивных процессов в группе.
(С.Л. Рубинштейн ,А.Н. Леонтьев)
Слайд 36Параметрическая концепция. Создателем этого исследовательского направления является Л. И. Уманский,
в 60-70е годы разработавший оригинальную концепцию групповой активности. Основная идея
его подхода состоит в предположении, что поэтапное развитие малой группы осуществляется благодаря развитию ее важнейших социально-психологических параметров. Наиболее значительные исследования, выполненные в рамках этой концепции, касаются организационных, эмоциональных и динамических характеристик группы.
Слайд 37Организационно-управленческий подход — в его основу положены разрабатываемые в социологической
и социально-психологической науке представления о социальной организации и управленческой деятельности.
Относящиеся к рассматриваемому подходу многочисленные исследования групп и коллективов носят выраженный прикладной характер и в большинстве своем ориентированы на решение задач психологического обеспечения в сфере промышленного производства.
(А.Л. Свенцицкий, Е.В. Шорохова)
Слайд 38Тренингово-терапевтическое направление — сложилось в 70— 80е годы преимущественно усилиями
ученых Москвы и Санкт-Петербурга в основном как прикладная область групповой
психологии, ставившая своей целью развитие психологической компетентности личности и осуществление комплекса психотерапевтических воздействий на нее в условиях пребывания в малой группе.
Слайд 39ПАРАМЕТРЫ АНАЛИЗА МАЛОЙ ГРУППЫ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Слайд 40Психологическое содержание совместной деятельности — совокупность целей, задач и операций,
служащая удовлетворению основных мотивов данной деятельности.
Виды и формы групповой
деятельности, направленные на достижение основной цели (социальной цели, ради которой группа была создана), принято обозначать как инструментальные. Виды деятельности, направленные «внутрь» группы, на ее сплочение, разрешение конфликтов, развитие эмоциональных связей, обозначаются как экспрессивные.
Слайд 41Композиция группы — совокупность индивидуальных характеристик членов группы, важная для
понимания ее целостных свойств.
Признаки, входящие в групповую композицию, определяются
исследователем в соответствии с целями и задачами его работы с группой, а также с учетом специфики группы. Достаточно часто в композиционные признаки включают показатели возраста, пола, образования членов группы.
Слайд 42Групповые структуры возникают как следствие устойчивых функциональных и межличностных отношений
членов группы между собой.
Выделив определенный признак, лежащий в основе
тех или иных устойчивых отношений, можно построить некую иерархию, в которой каждый член группы займет определенное положение.
Слайд 43Групповые процессы характеризуют малую группу в ее динамике, развитии и
изменении. Групповые процессы — это межличностные отношения в их становлении,
видоизменении, совершенствовании и разрушении. К ним относятся развитие, сплочение и нормативное давление. Кроме того, некоторые групповые явления могут существовать только в динамике. К таким относится, например, процесс принятия группового решения.
Слайд 44Система групповых ожиданий — совокупность представлений о том, как должен
вести себя член группы в определенной ситуации, базирующаяся на групповых
нормах. Нормы являются некими представлениями, выработанными членами группы в процессе жизнедеятельности, о подобающих в данной группе способах поведения.
Слайд 45Санкции — психологические формы поощрения нормативности и наказания ненормативности поведения
членов группы.
Слайд 46Статус личности в группе — совокупность объективно присущих человеку характеристик,
определяющая восприятие его другими членами группы, самовосприятие и, следовательно, его
положение в системе групповых отношений.
Слайд 47Групповая роль — поведение, социально ожидаемое от носителя определенного статуса.
Слайд 49Модель А.В. Петровского
Она представляет группу как состоящую из трех
слоев, каждый из которых характеризуется определенным принципом, по которому в
нем строятся отношения между членами группы.
Слайд 50В первом слое реализуются прежде всего непосредственные контакты между людьми,
основанные на эмоциональной приемлемости или неприемлемости
Слайд 51во втором слое эти отношения определяются характером совместной деятельности
Слайд 52в третьем слое, названном ядром группы, развиваются отношения, основанные на
принятии всеми членами группы единых целей групповой деятельности. Этот слой
соответствует высшему уровню развития группы, и его наличие позволяет констатировать, что перед нами коллектив.
Слайд 53Психологические механизмы развития малой группы
Слайд 54Разрешение внутригрупповых противоречий: между растущими потенциальными возможностями и реально выполняемой
деятельностью, между растущим стремлением индивидов к самореализации и усиливающейся тенденцией
интеграции с группой.
Слайд 55 2.«Психологический обмен» предоставление группой более высокого психологического статуса
индивидам в ответ на более высокий вклад в ее жизнедеятельность.
Слайд 56 «Идиосинкразический кредит» предоставление группой высокостатусным ее членам возможности отклоняться
от групповых норм, вносить изменения в жизнедеятельность группы при условии,
что они будут способствовать более полному достижению ее целей.
Слайд 57ЛИТЕРАТУРА
Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ
столетия: теоретические подходы. М., 2007.
Андреева Г.М. и др. Современная социальная
психология на Западе.
Куликов В.Н. Введение в социальную психологию. Иваново, 1990.
Крысько В.Г. Социальная психология. Схемы и комментарии. М., 2001.
Основы социально-психологической теории / Под ред.
А.А. Бодалева, А.Н. Сухова. М.,1995.
Психология / Под ред. В.Н. Дружинина. СПб., 2001.
Руденский Е.В. Социальная психология: курс лекций. М., 1997.
Слайд 58КУЛЬПИНА ТАМАРА
ПОЛЯКОВА ЕЛЕНА
Презентацию выполнили