Слайд 1Социально-педагогическая деятельность с многодетным семьями. Социально-педагогическая деятельность с семьями безработных
граждан
Подготовила
3 группа
Юлия Кожевникова
ПСП 3 курс
Слайд 2План:
Основные понятие и термины;
Социальный статус многодетной семьи в России;
Социально-педагогическая деятельность,
осуществляющаяся в отношении многодетных семей;
Положение безработных граждан и политика РФ,
направленная на решение проблем с безработицей;
Социально-педагогическая деятельность,
направленная на помощь, поддержку
и решение проблем безработных граждан.
Слайд 3Проблемный вопрос:
Что общего и особенного в социально – педагогической деятельности
с многодетными и безработными?
Слайд 41. Основные понятия и термины
Социально-педагогическая деятельность — это разновидность профессиональной
деятельности, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации,
освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе. Осуществляется она социальными педагогами как в различных образовательных учреждениях, так и в других учреждениях, организациях, объединениях, в которых может находиться ребенок.
Многодетной принято считать семью с тремя и более несовершеннолетними детьми (в том числе усыновлёнными, а также пасынками и падчерицами) в возрасте до 16 лет, а также обучающиеся в образовательном учреждении всех типов до 23 лет, если они учатся по очной форме.
БЕЗРАБОТНЫЙ -человек в трудоспособном возрасте, умеющий и желающий работать, но не имеющий работы и трудового дохода по независящим от него причинам.
Слайд 52. Социальный статус многодетной семьи в России
Многодетные семьи могут быть
распределены на три категории:
1.Семьи, многодетность в которых запланирована (например, в
связи с национальными традициями, религиозными предписаниями, культурно-идеологическими позициями, традициями семьи).
2.Семьи, образовавшиеся в результате второго и последующих браков матери (реже - отца), в которых рождаются новые дети.
3.Неблагополучные многодетные семьи, образующиеся в результате безответственного поведения родителей, иногда на фоне интеллектуально-психической сниженности, алкоголизма, асоциального образа жизни.
Слайд 6материальные (с рождением каждого ребенка доход семьи резко уменьшается);
проблемы с
обеспечением полноценным питанием, одеждой, жильем;
проблемы со здоровьем как следствие вышеназванных
проблем (в многодетных семьях дети болеют значительно чаще, чем дети из других семей);
рост числа разводов в сложных социально-экономических условиях;
проблемы в сфере образования (у детей меньше условий и возможностей для получения полноценного образования);
проблемы с воспитанием детей
индивидуальные проблемы ребенка, связанные со спецификой жизни в многодетной семье (им не хватает родительского тепла из-за отсутствия времени у родителей);
Основные проблемы многодетных семей:
Слайд 7Многодетные семьи и прежде были материально уязвимой категорией населения, а
современные инфляционные процессы бьют по ним больше, чем по обществу
в целом и вынуждают экономить на самом необходимом - на многих продовольственных и почти на всех промышленных товарах. Чаше всего такие семьи имеют и плохие жилищные условия.
Многодетную семью все специалисты единодушно относят к семье "группы риска". Как правило, эти семьи являются экономически неблагополучными, особенно в тех случаях, когда родители (один или оба) нетрудоспособные или безработные, отсутствует один из родителей, низкая заработная плата родителей, в семье физически или психически больные дети, лечение которых требует финансовых затрат.
Слайд 83. Социально-педагогическая деятельность,
осуществляющаяся в отношении многодетных семей
Знать негативные последствия
многодетности необходимо для проведения своевременной профилактической и коррекционной работы, как
на уровне общегосударственных федеральных программ, так и деятельности социального работника с каждой конкретной семьей.
Сегодня семье, а особенно многодетной, требуется социальная помощь и защита государства. Причем помощь не разовая, а постоянная, гарантированная, адресная. Нужна продуманная, взвешенная социальная программа работы с семьей в каждом регионе России, учитывающая его социально-экономические возможности.
Слайд 9Основными направлениями деятельности являются:
консультирование по вопросам самообеспечения многодетных семей,
развитие семейного предпринимательства, надомных промыслов;
содействие в решении вопросов занятости, устройство
на курсы переподготовки;
социальный патронаж многодетных семей;
консультирование по социально-правовым вопросам;
содействие в получении льгот, пособий, компенсаций и других выплат, материальной и натуральной помощи.
Слайд 10Социальная работа с многодетной семьей представляет собой деятельность социальных служб
по оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи,
проведению социальной адаптации и реабилитации.
Слайд 11Социальный работник призван
выполнять следующие функции:
Диагностическую
Охранно-защитную
Организационно-
коммуникативную
Социально-психолого
педагогическую
Прогностическую
Координирующую
Слайд 12Социальная работа с многодетной семьей состоит из:
Социальной защиты многодетной семьи
Социальной поддержки многодетной семьи, которая предполагает формальную и неформальную деятельность
и взаимоотношения специалистов с семьями, оказавшимися в затруднительных обстоятельствах.
Слайд 13Специалист по социальной работе должен:
знать нужды и потребности многодетных
семей и лиц, проживающих в них;
уметь составлять план действий,
не упуская из вида ни одной проблемы многодетной семьи;
привлекать различные организации и службы, способные помочь многодетной семье (социальные, правоохранительные, юридические,здравоохранения, образования, а также местную администрацию и общественные организации, объединения, ассоциации).
Слайд 144. Положение безработных граждан
и политика РФ, направленная на решение
проблем с безработицей
Безработица на сегодняшний день представляет собой самую актуальную
проблему в Российской Федерации. Зачастую, безработица является одним из самых основных показателей экономики страны. Чем выше уровень безработицы, тем ниже экономика страны и уровень жизни граждан. Также от уровня безработицы зависит степень возникновения криминальной ситуации в стране. Чем выше степень безработицы, тем больше вероятность уровня преступности.
Слайд 15Для того, чтобы зарегистрироваться в
качестве безработного, не выделяются
лица со статусами
многодетных семей и
матерей, то есть все ставятся на учет в
едином
порядке.
Безработные граждане могут получить методическую помощь и поддержку в развитии предпринимательской инициативы.
Слайд 16Государственные меры борьбы с безработицей включают:
- создание федеральной государственной службы
занятости, основой которой являются региональные центры занятости населения;
- поощрение государственными
субсидиями частной собственности, выдача кредитов под заработную плату;
- досрочный выход на пенсию;
- расширение программ переподготовки;
- социальная помощь безработным через пособия по безработице
Слайд 175. Социально-педагогическая деятельность,
направленная на помощь, поддержку
и решение проблем
безработных граждан
Как считает Н.Н. Абакумов, важной составляющей государственной поддержки безработных
граждан является выплата пособий и компенсаций.
Государство гарантирует безработным:
- выплату пособий по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;
- выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости;
- возможность участия в оплачиваемых общественных работах;
- возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложениям органов службы занятости.
Слайд 18содействие поиску подходящего рабочего места как временного, так и постоянного;
повышение
конкурентоспособности граждан на рынке труда, также организация профессионального образования безработных;
квотирование
рабочих мест для неконкурентоспособных на рынке труда категорий граждан;
информирование населения, работодателей, государственных и негосударственных структур о состоянии рынка труда;
И многое другое
Задачи службы занятости в нашей стране очень велики, она занимается не только решением проблем безработного, но и вопросами изменения трудового поведения в рыночных условиях всех хозяйственных субъектов (работодатель- работник). В компетенцию службы входят:
Слайд 19· материальные (для большинства людей работа по найму является основным,
а часто и единственным средством обеспечения материальных потребностей своих и
своей семьи в еде, одежде, жилье);
· досуговые (проведение свободного времени, посещение культурных мероприятий, занятия спортом, посещение детьми различных кружков, секций и т.п.);
· ухудшение психологической атмосферы в семье (увеличение числа конфликтов, дисгармония во взаимоотношениях членов семьи и т.п.);
· рост числа индивидуальных проблем психологического, соматического, нравственного и т.п. характера;
· проблемы с воспитанием детей, перегрузка и стрессовые состояния у большинства из них.
Основные проблемы семей безработных:
Слайд 20Основные направления социально-педагогической работы с семьями безработных:
· выявление семей безработных,
наблюдение за ними, изучение их состояния, потребностей.
Слайд 21Основные направления социально-педагогической работы с семьями безработных:
- диагностика- выявление семей
безработных, наблюдение за ними, изучение их состояния, потребностей.
- постановка
целей - выявление основных проблем, проектирование направлений помощи, которая может быть предложена в каждом конкретном случае;
- направление работы- оказание посильной организационно-юридической помощи;
обеспечение психологической помощи нуждающимся безработным и членам их семей;
организация досуга и отдыха детей;
- содействие самому безработному, членам его семьи, в том числе несовершеннолетним, в трудоустройстве;
- стимулирование создания групп самопомощи;
Слайд 22Вывод
Социально-педагогическая работа с многодетными и безработными семьями имеет достаточно много
общих черт. Чаще всего, одними из главных проблем.
В обоих случаях
являются финансовые и психологические.
Технологии работы социального работника похожи для обеих ситуаций: диагностирование, выявление проблемы, информирование, изучение климата внутри семьи, выявление причин возникновения тех или иных проблем, профилактика и сопровождение.
Слайд 23Литература
Бойко, В.В. Структура и особенности многодетной семьи /В.В. Бойко./ -
М.: Класс, 2011. - 118 с.
Абакумов Н.Н. Безработица и занятость.-
М., 1993.- 334 с.
М.В. Шакурова «Методика и технология работы соц. Педагога», М., 2002г.