Слайд 1
СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ
ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Основы технологии
Слайд 2Что такое социокультурное проектирование?
Социокультурное проектирование - управление изменениями объекта проектной
деятельности или управление изменениями системы, внутри которой происходит реализация проекта.
(Зуев С.Э.) - широкое понимание
Социокультурное проектирование — это специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей.
(Марков А.П, Бирженюк Г.М.) - узкое понимание
Слайд 3Проект как технология
ПРОЕКТ — это созданная на основе
анализа ситуации взаимосвязанная система целей, задач и способов достижения результата,
т.е. продуманная последовательность мероприятий, действий и акций, обеспеченная в нормативно-правовом, экономическом и кадровом отношении и ведущая к достижению заранее поставленной цели путем изменения ситуации и создания условий, способствующих разрешению противоречий и трудностей личностного развития; оптимизации социально-культурной и социально-психологической среды обитания человека.
Социокультурное проектирование — это технология решения проблем в условиях максимальной неопределенности задач и вариативности их возможных решений.
Слайд 4Технология социально-культурного проектирования как механизма разработки и реализации культурной политики
Слайд 5культура
Объект социально-культурного проектирования
В качестве объекта социокультурного проектирования выступает
сложное образование, включающее
в себя накладывающиеся друг
на друга две подсистемы: социум и культуру.
СКП
Социум
Слайд 6Что такое проект?
Проект - результат технологии социокультурного
проектирования
Проект -
средство сохранения или воссоздания
социальных явлений и культурных феноменов,
соответствующих (количественно,
качественно,
содержательно) сложившимся нормам.
(Марков А.П, Бирженюк Г.М.)
Проект - механизм изменения и развития той
системы, внутри которой происходит реализация
замысла проекта. (С.Э. Зуев)
Слайд 7Проект есть инновация
Проектирование в рамках одной сферы есть модернизация, которая
осуществляется в традиционном контексте деятельности
Зона развития проектирования лежит в пограничных
зонах различных сфер деятельности !
Слайд 8
Приоритетные области проектирования —
это наиболее значимые в социальном и личностном плане сферы социально-культурной
жизни (и соответствующие им виды деятельности), характеризующиеся максимальной концентрацией проблем и обладающие возможностями и ресурсами оптимизации человеческой жизнедеятельности.
Выявление приоритетных направлений проектирования осуществляется, преимущественно, путем анализа ситуации, характеризующей совокупность обстоятельств и условий функционирования общества в целом и локальной ситуации, фиксирующей социальные, социально-демографические и социально-культурные проблемы конкретной территориально-административной единицы.
Слайд 9Область социокультурного проектирования
Объектом проектной деятельности социокультурной сферы могут
выступать:
Социально-культурная среда
Цель проектной деятельности — создание духовно
насыщенного культурного пространства и оптимизация условий саморазвития культурной жизни человека, социальной группы, территории в целом;
Образ жизни
Цель проектной деятельности — поддержка приоритетных направлений и видов культурной деятельности, способствующих росту качественных параметров образа жизни, формированию художественной, духовно-нравственной, исторической, экологической культуры; создание условий для творческого развития и самореализации личности путем включения человека в различные виды социально-культурной деятельности;
Отдельные сферы жизнедеятельности личности — образовательная, производственная, досугово-рекреационная, туристско-экскурсионная, информационная и др.
Слайд 10Цель социально-культурного проектирования
создание условий для развития социокультурного субъекта (личности, общности,
общества в целом), самореализации человека в основных сферах его жизнедеятельности
путем оптимизации его связей с социокультурной средой, разрешения или минимизации проблем, характеризующих неблагоприятные обстоятельства его жизнедеятельности, активизации совместной деятельности людей по поддержанию культурной среды в пригодном для жизни состоянии, ее конструктивному изменению собственными усилиями;
обеспечения благоприятных условий для саморазвития культурной жизни посредством стимулирования механизмов самоорганизации, осмысленного сочетания и поддержки исторически сформировавшихся и новых социокультурных технологий, элементов, явлений.
Слайд 12Задачи проектной деятельности
анализ ситуации, т.е. всесторонняя диагностика проблем и четкое
определением их источника и характера;
поиск и разработка вариантов решений рассматриваемой
проблемы (на индивидуальном и социальном уровнях) с учетом имеющихся ресурсов и оценка возможных последствий реализации каждого из вариантов;
выбор наиболее оптимального решения (т.е. социально приемлемых и культурно обоснованных рекомендаций, способных произвести желаемые изменения в объектной области проектирования) и его проектное оформление;
разработка организационных форм внедрения проекта в социальную практику и условий, обеспечивающих реализацию проекта в материально-техническом, финансовом, правовом отношении.
Слайд 13Схема действия проекта (по С.Э. Зуеву)
Слайд 14Схема проектной деятельности
По Зуеву С.Э.
По Маркову А.П., Бирженюку Г.М.
Слайд 15ПРОБЛЕМА
Цели и задачи
Мероприятия – действия,
направленные
на выполнение Задач
РЕСУРСЫ
РЕЗУЛЬТАТЫ
Цель –
направлена на решение
Проблемы
через выполнение Задач,
как необходимых шагов
для достижения Цели
МЕРОПРИЯТИЯ
(методы работы)
Ресурсы – средства,
необходимые
для проведения
Мероприятий
Логика разработки проекта
Слайд 16Содержание этапов проектной деятельности
Слайд 18Ситуация как основная категория проекта
Ситуация — это совокупность типичных
условий и обстоятельств, в которых функционирует личность, социальная группа, общность
и которые определяют содержание и формы жизнедеятельности человека, систему его ценностных ориентаций, характер его окружения, отношения с другими людьми и т.д. Ситуации бывают перспективные (открывающие новые возможности развития) и деструктивные (блокирующие развитие субъекта), управляемые и неуправляемые.
Единица анализа ситуации — проблема, требующая своего решения в рамках конкретного проекта.
Проблема – это:
объективные трудности, преграды, факты неблагополучия (количественный аспект);
результат осознания, понимания ситуации, видения в ней определенного противоречия, на разрешение которого и должен быть направлен разрабатываемый проект;
осознанное несоответствие реального и желаемого, сущего и должного, целей и результатов, т.е. реального положения и принятых в обществе нормативных представлений и предписаний (качественный аспект).
Слайд 19Анализ ситуации (постановка проблемы)
Оценка среды проекта
Оценка внешней среды:
оценка положительных возможностей и отрицательных факторов
Оценка внутренней среды: собственная
характеристика, оценка собственных сил и слабостей
Слайд 20Методы анализа ситуации
Метод опроса: анкетирование, интервьюирование;
Метод наблюдения –
восприятие поведения людей в конкретных условиях и в реальном времени;
Метод документального анализа (контент-анализ): периодическая печать, планово-отчетная документация, статистическая документация, книги отзывов и пожеланий посетителей;
Метод экспертной оценки.
Слайд 22Источники финансирования социокультурных проектов
Возможными источниками финансирования социокультурных проектов и программ
являются:
Государственный
бюджет (как федеральный, так и местный). Как правило, бюджетное финансирование
культурных программ осуществляется на основе социально-творческого заказа конкретному исполнителю отдельных разделов программы.
Фонды — некоммерческие организации, имеющие финансовые средства и программу деятельности. Реализация собственных программ осуществляется фондами, как правило, путем выдачи грантов по заявкам различных субъектов культурной жизни — организаций, учреждений, частных лиц, инициативных образований граждан.
Коммерческие организации (фирмы, корпорации, банки и др.).
Индивидуальные предприниматели (спонсоры, меценаты).
Средства населения (доходы от коммерческих программ, благотворительные пожертвования граждан).