Слайд 1Социология как наука об обществе. Основные понятия социологии
Агафонова Анна Борисовна
к.и.н.,
доцент кафедры социологии и социальных технологий
Слайд 3Литература
Волков, Ю.Г. Социология: учебник для вузов / Под ред. В.И.
Добренькова. - Москва; Ростов-на-Дону: ИТК "Дашков и К°": Наука Спектр,
2010. - 383 с. - Библиогр.в конце глав.
Социология: учебник для студентов вузов / под ред. В.К. Батурин. – 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 487 с. - (Золотой фонд российских учебников). - [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=436822
Тощенко, Ж.Т. Социология. Учебник / Ж.Т. Тощенко. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 640 с. - (Cogito ergo sum). - [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117761.
Слайд 4Цель лекции: выяснить специфику предметной области социологии как науки о
законах, закономерностях и механизмах возникновения, развития, функционирования общества в целом,
социальных институтов, групп, общностей, личности.
План лекции:
Предпосылки возникновения социологии как науки.
Время и место возникновения социологии, мыслители, оказавшие наиболее явное влияние на формирование социологии как науки.
Научно-теоретические подходы к пониманию объекта и предмета социологической науки.
Понятие «социальное», объект и предмет социологии.
Структура социологического знания и взаимосвязь социологии с другими науками.
От эмпирического исследования к социологической теории.
Основные функции социологии.
Социология как научная дисциплина и как сфера деятельности.
План лекции и логика изложения
Слайд 5Термин «социология»
Термин «социология» ввел в научный оборот французский философ Огюст
Конт.
Исидо́р Мари́ Огю́ст Франсуа́ Ксавье́ Ко́нт (1798 -1857) — французский
философ и социолог. Родоначальник позитивизма.
Основоположник социологии как самостоятельной науки. Основные труды: «Курс позитивной философии» (1830—1842) и «Система позитивной политики» (1851—1854).
Одна из основных причин возникновения социологии – развитие методического аппарата естественных наук.
Основная идея «Системы позитивной философии» Огюста Конта – уподобить изучение общества изучению природы.
Слайд 6Исторический фон событий
Французский абсолютизм (1643—1789)
Французская революция (1789—1799)
Первая республика (1792—1804)
Первая империя
(1804—1814)
Реставрация Бурбонов (1814—1830)
Июльская монархия (1830—1848)
Вторая республика
(1848—1852)
Вторая империя
(1852—1870)
Третья республика
(1870—1940)
Родился Огюст Конт (1798)
Сотрудничество с А.Сен-Симоном (1819-1828)
Публикация «Курса позитивной философии» (1830-1842)
Публикация «Системы позитивной политики» (1851-1854)
Умер Огюст Конт (1857)
Слайд 7Предпосылки возникновения социологии
Политические и социальные предпосылки.
Смена строя в странах Западной
Европы, стремительные изменения политической ситуации во Франции.
Формирование парламентской республики во
Франции.
Экономические предпосылки.
Развитие капитализма, рост урбанизации,
Усложнение структуры общества и городского населения.
Социальный запрос со стороны буржуазии на разработку «социальных механизмов» управления настроениями и поведением людей.
Научные предпосылки.
Попытка экстраполяции «научного метода» на исследование социальных процессов, общее расширение областей применения «научного метода».
Формирование представления о том, что научный метод является универсальным инструментом исследования.
Слайд 8Социально-исторические предпосылки возникновения социологии
Социология возникает в конце 30-х начале 40-х
годов XIX века. В социальной сфере это время было крайне
не стабильно. Традиции рушатся, общественная жизнь становится непредсказуемой.
Для среднего класса, ориентированного на эффективность деловой активности, такая ситуация чревата негативными последствиями.
В обществе возникает объективная потребность в познании закономерностей общественного развития, то есть в знании устойчивых, повторяющихся, существенных и необходимых социальных связей.
Обладая таким знанием, социальный субъект (человек, группа) может организовывать свою деятельность с высокой вероятностью достижения поставленной цели.
Слайд 9Теоретические предпосылки возникновения социологии
1. Философское знание.
Стремление понять сущность общества
наблюдается уже в античности: Платон, Аристотель
Эпоха Возрождения: Н. Макиавелли,
М. Монтень, Т. Мор и др.
Новое время: К. Гельвеций, Д. Дидро, Ж. Руссо и др.
Усложнение человеческих отношений, создание сложных организаций, развитие различных сфер человеческой жизни привели к необходимости изучения взаимодействия между людьми, управления этими взаимодействиями и создания социального порядка в обществе.
В результате появилась потребность в науке, которая изучает сообщества людей их структуру, поведение, особенности взаимодействия.
Слайд 10Теоретические предпосылки возникновения социологии
2. Географо-антропологическое знание. С XVI в. европейцы
активно осваивали новые территории.
Происходило накопление новых знаний о необычных
и непривычных укладах общественной жизни, культурах, резко отличающихся от европейской, о различной внешности людей и тп.
В открывающихся национальных научных Географических обществах путешественники и антропологи вели дискуссии о том, какие признаки жизни считать общественными, и постепенно пришли к мысли о том, что эти столь различные культуры представляют собой формы общественной жизни, находящейся на разных стадиях развития.
Подобный взгляд соответствовал во-первых, эволюционистским идеям того времени, во-вторых, подтверждал наличие закономерностей в обществе.
Слайд 11Теоретические предпосылки возникновения социологии
3. Естественнонаучное знание. К началу XIX века
наука становится социально значимым феноменом
существенные достижения естественных наук в
биологии, математике, физике, химии, экспериментальной медицине и физиологии.
Естественные науки в целом и естественнонаучные методы признавались наиболее эффективными в процессе познания мира. Методы естествознания доказали свою эффективность и в науке и в ее прикладном применении.
Поэтому и новая наука об обществе, по мнению ее основоположников, должна была опираться на методы естественных наук, характеризующихся точностью, воспроизводимостью и доказательностью.
Слайд 14«Социальное» как предмет социологии
«Социальное» - характеризующее общественную жизнь и отличающее
«общественное» от «природного».
«Важнейшим, ключевым для социологии выступает понятие социального. Понятие
«социальное» как характеристика каждой из сторон общественной жизни...» (Г.В.Осипов и др.)
«Социальное» - проявляющееся во взаимодействии людей.
«Что касается выбора исходной клеточки исследования общества вообще, то ею, с нашей точки зрения, является человек. ... Понимание человека как субъекта общественных отношений и деятельности позволяет представить совокупность общественных отношений в качестве его сущности и тем самым от анализа человека перейти к исследованию самого общества». (Бороноев А.О. и др.).
«...Социальная общность может рассматриваться в качестве ключевой, основополагающей категории социологического анализа» (В.А.Ядов).
Слайд 15Социальные законы и их классификация
Слайд 16Классификация социальных законов
Слайд 17Классификация социальных законов
Слайд 18Классификация социальных законов
Слайд 19Специфика социальных законов
Социальные законы реализуются через деятельность социальных групп, масс
людей, а не индивидов.
Социальные законы изучают социальную жизнь через призму
анализа действий масс с выделением т.н. «среднего человека».
Слайд 23Структура социологического знания
Общетеоретическая социология (макросоциология).
Теоретическое макросоциологическое исследование, направленное на выяснение
общих закономерностей функционирования и развития социума как целого.
Социология «среднего уровня»
(теории среднего уровня).
Специальные социологические теории, включая отраслевые социологии. Исследования меньшей степени общности, направленные на изучение отдельных структурных частей социальной системы.
Эмпирические (прикладные) исследования.
Прикладные проекты по различной проблематике, направленные на решение практических задач и/или проверку гипотез, связанных с исследованиями на более высоких уровнях («среднем» или «общетеоретическом»).
Слайд 24Структура социологического знания
Социология как
теоретическая дисциплина и
практическая деятельность
Фундаментальная
социология
Уровень
изучаемых
процессов
Уровень
получаемого знания
Цели и задачи
исследователя
Прикладная
социология
Теоретические
исследования
Эмпирические
исследования
Теории
среднего
уровня
Микросоциология
Макросоциология
Слайд 25Теории среднего уровня
социальные институты
Слайд 26Теории среднего уровня
социальные общности
Слайд 27Теории среднего уровня
социальные процессы
Слайд 28Теоретическая социология - на этом уровне общество изучают как единственный
социальный организм, акцентируя на глобальных проблемах.
Теоретическая социология охватывает разнообразные течения,
школы, направления, которые из своих методологических позиций объясняют развитие общества.
Она имеет самостоятельный статус с высшим уровнем достоверного, обобщающего знания о социальных процессах, формированиях и развитии социальных отношений, о закономерностях социальной жизни.
Слайд 29Специальные социологические теории изучают закономерности развития отдельных социальных сообществ, функционирования
социальных институтов и процессов.
Функции специальных социологических теорий заключаются в выработке
научно обоснованных рекомендаций для управления социальными процессами в краткосрочной перспективе и в отдельных областях общественной жизни.
Слайд 30Классификация специальных социологических теорий:
1. Специальные социологические теории - изучают социальные
законы, закономерности функционирования и развития социальных сообществ (теория социальной структуры,
теория социальной стратификации, теория социальных систем, теория социального развития, теория социальных конфликтов).
2. Отраслевые социологические теории - изучает отдельные области общественной жизни и формы массового сознания (социология труда, социология науки, образования, досуга).
3. Особенная группа - социологические теории (социология личности, социология молодежи, социология морали и тому подобное).
4. Социологические теории узкого значения (теория бюрократии, теория референтных групп, теория мотивации и тому подобное).
Слайд 36История становления социологии как науки
Слайд 37«Социальная физика» Огюста Конта
Социология («социальная физика») относится к группе «обобщающих
наук».
Также «обобщающими науками» являются математика, астрономия, физика, химия, биология.
«Обобщающие» науки
выше «описательных» - географии, ботаники, зоологии, истории и т.д.
В «социальной физике» выделяются два основных раздела.
«Социальная статика» - изучает «существование» («Как возможно общество?», «Как оно поддерживает свое единство, почему не распадается на отдельные элементы?»).
«Социальная динамика» - изучает причины и закономерности общественных изменений (по Конту, социальная динамика – позитивистская теория истории).
Первичный фактор социальной динамики – духовное, умственное развитие. Вторичные факторы – климат, раса, средняя продолжительность жизни, прирост населения и т.д.
Слайд 38Понятие о «позитивизме»
«Реальное в противоположность химерическому».
Позитивизм посвящает «себя исследованиям, истинно
доступным нашему уму».
«Полезное в противовес негодному».
«Необходимое назначение всех наших здоровых
умозрений – беспрерывно улучшать условия нашего действительного индивидуального или коллективного существования вместо напрасного удовлетворения бесплодного любопытства».
Достоверное в противоположность сомнительному.
Способность «самопроизвольно создавать между индивидуумом и духовной общностью целого рода логическую гармонию взамен тех бесконечных сомнений и нескончаемых споров, которые должен был порождать прежний образ мышления».
«Точное в противовес смутному»
Желание «добиваться всюду степени точности, совместимой с природой явлений и соответствующей нашим истинным потребностям».
«Положительное в противоположность отрицательному»
Стремление «не разрушать, но организовывать».
Слайд 39Развитие человеческого духа
Теологическая
(фиктивная) стадия
Метафизическая
(отвлеченная) стадия
Научная
(позитивная) стадия
Согласно учению
Конта, человеческий дух в своем развитии проходит три стадии: теологическую
(фиктивную), метафизическую (отвлеченную) и научную (позитивную).
На первой стадии, для которой характерно господство духовенства и военных властей, человек объясняет явления природы как порождение особой воли вещей или сверхъестественных сущностей (фетишизм, политеизм, монотеизм).
На второй стадии – при господстве философов и юристов – явления природы объясняются абстрактными причинами, «идеями» и «силами», гипостазированными абстракциями.
На третьей, позитивной стадии, для которой характерно объединение теории и практики, человек довольствуется тем, что благодаря наблюдению и эксперименту выделяет связи явлений и на основе тех связей, которые оказываются постоянными, формирует законы.
Слайд 40Основные идеи и предшественники
«Проект социологии»
Огюста Конта
Идея общества
как самостоятельного
объекта изучения
Идеи научного метода
как познавательного
инструмента
Идея «естественного
закона», по которому
функционирует общество
Идея прогресса,
поступательного
развития общества
Слайд 41Основные идеи и предшественники
«Проект социологии» Огюста Конта был результатом объединения
четырех фундаментальных идей, развивавшихся в течение столетий.
Идеи «общества» как самостоятельного
объекта научного изучения.
Идеи естественного закона, по которому функционирует общество.
Идеи прогресса («закон трех стадий»).
Идеи метода как познавательного инструмента.
В первую очередь, идеи Огюста Конта основывались на работах ученых Нового времени.
Шарль Луи де Монтескьё (детерминизм, «дух законов»).
Анна Робер Жак Тюрго и Жан Антуан Николя Кондорсе (идея прогресса, закон «трех стадий»).
Анри де Сен-Симон (примат науки, концепция социального физицизма).
Слайд 42Основные положения концепции Конта
Наука должна быть «позитивной», изучать факты: как
протекают явления, а не «почему» или «зачем» они протекают.
«…Не человечество
нужно объяснять, исходя из человека, а… человека, исходя из человечества».
История должна рассматриваться не как история людей, а как история идей («Идеи управляют и переворачивают мир»).
Могут быть выделены этапы развития общества, которые соответствуют этапам развития науки и мировоззрения
Теологический этап (фетишизм, политеизм, монотеизм, власть фикций и иллюзий), метафизический (власть абстракции, общих рассуждений), позитивный (власть реального, «позитивного» знания).
Основной принцип позитивной философии выражается «в признании всех явлений подчиненными неизменным естественным законам, открытие и сведение числа которых до минимума и составляет цель наших усилий».
Слайд 43Органическая теория Г. Спенсера
Герберт Спенсер (1820-1903) – английский философ и
социолог-позитивист, основоположник органической школы (органицизма) в социологии.
Органическая теория рассматривает
общество как единую систему взаимодействующих факторов (природных и социальных).
Спенсер обосновал идею рассмотрения общества как биологического организма на основе следующих предпосылок:
все общества, как и живые организмы, увеличиваются в массе;
те и другие усложняются;
части общества приходят во все большую зависимость друг от друга;
те и другие живут как целое, хотя составляющие их единицы постоянно меняются и исчезают (клетки организма – люди в обществе).
Герберт Спенсер
(1820-1903)
Слайд 44Органическая теория Г. Спенсера
Социальная эволюция – прогрессивное развитие общества по
пути усложнения и совершенствования деятельности социальных изменений.
Моменты эволюции:
интеграция
– переход от простого к сложному;
дифференциация – переход от однородного к разнородному;
возрастание порядка – переход от неопределенного к определенному.
Процесс развития общества зависит от физической и духовной деятельности индивидов и наоборот.
«Социальный дарвинизм» Г. Спенсера: для человечества полезно избавляться от неприспособленных индивидов с помощью естественного отбора, и правительство не должно вмешиваться в этот процесс.
Слайд 45Теория социального реализма
Э. Дюркгейма
Эмиль Дюркгейм
(1858-1917)
Слайд 46Теория социального реализма
Э. Дюркгейма
Социальный факт – это проявление группового
или коллективного сознания, их воздействие на людей организовано сознательно и
осуществляется через социальные институты.
Социальные факты = средства социальной регуляции.
Совокупность социальных фактов составляет социальную систему, ее институты, ценности и нормы.
Коллективность – важнейший фактор общественной жизни, оказывающий решающее воздействие на развитие человека.
Слайд 47Теория социального реализма
Э. Дюркгейма
Слайд 48Теория социального реализма
Э. Дюркгейма
Теория социальной солидарности
Социальная солидарность формируется в
обществе под влиянием разделения труда.
Механическая солидарность – свойственна архаическому
обществу с низким уровнем разделения труда (однообразие исполняемых индивидом функций), где происходит поглощение индивидуальности коллективом.
Органическая солидарность – характерна для развитого общества с высоким уровнем разделения труда (специализация функций индивида, зависимость от других), коллективное сознание ориентировано на отдельного человека.
Слайд 49«Понимающая социология»
М. Вебера
Макс Вебер
(1864-1920)
Слайд 50«Понимающая социология»
М. Вебера
Характерные типы социального действия
Слайд 51«Понимающая социология»
М. Вебера
Слайд 52Марксизм и его вклад в развитие социологии
Слайд 53Марксизм и его вклад в развитие социологии
Сферы общественной жизни:
Слайд 54Марксизм и его вклад в развитие социологии
Слайд 55Развитие социологической мысли в России (XIX век)
Слайд 56Развитие социологической мысли в России (XIX век)
Неопозитивизм (П.А. Сорокин)
Социальное
поведение, взаимодействие людей – основа социологического анализа.
Предмет социологии –
общественная жизнь и ее процессы, которые могут быть разложены на явления и процессы взаимодействия двух или более индивидов.
Согласно теории социальной стратификации, общество делится на страты (слои), которые различаются между собой по: экономическому, политическому и профессиональному признакам. Не может быть общества без расслоения и неравенства.
Социальная мобильность – перемещение индивида из одной социальной позиции в другую.
Питирим Сорокин
(1889 – 1968)
Слайд 57Развитие социологической мысли в России (XIX век)
Неопозитивизм (П.А. Сорокин)
Слайд 58Развитие социологической мысли в России (XX век)
Слайд 59Основные направления западной социологии ХХ века
Слайд 60Основные направления западной социологии ХХ века
Слайд 61Структурный функционализм
Т. Парсонса
Толкотт Парсонс
(1902-1979)
Слайд 62Структурный функционализм
Т. Парсонса
Слайд 63Структурный функционализм
Т. Парсонса
Любая социальная система должна соответствовать четырем основным
функциональным требованиям:
Слайд 64Структурный функционализм
Т. Парсонса
Основные составляющие элементы социального действия:
обладает активностью
и может проанализировать ситуацию, поставить перед собой цель
определяется факторами, актуальными
для субъекта в момент совершения действия
Слайд 65Структурный функционализм
Т. Парсонса
Слайд 66Структурный функционализм
Т. Парсонса
Модель системы социального действия Парсонса включает три
подсистемы:
социальную – система действий одного или нескольких индивидов (деятелей)
обеспечивающая интеграцию действий индивида;
культурную – содержит общие образцы действий, принципы выбора целей, ценностей, знаний и др.;
личностную – система, состоящая из действий индивидуального деятеля, в соответствии с потребностями и организацией целей и ценностей.
Слайд 67Структурный функционализм
Т. Парсонса
Слайд 69Феноменологическая социология А. Шюца
Слайд 70Символический интеракционизм Дж. Мида
Слайд 71Символический интеракционизм Дж. Мида