Опасность вестернизации советского общества тревожила в эти годы лидеров национально-патриотического течения, в числе которых оказались известные писатели В. Солоухин, В. Белов, В. Распутин, Ю. Бондарев, художник И. Глазунов. Они констатировали наличие "гражданской войны" в литературе.
Идейные разногласия и политическое размежевание творческой интеллигенции стали причиной раскола их профессиональных союзов и организаций. На съездах творческой интеллигенции велись горячие дискуссии о перспективах развития, самостоятельности трудовых коллективов. Научные лаборатории и институты, университетские кафедры, театральные коллективы получили право выбирать руководителей. Отсутствие опыта демократических выборов оборачивалось осложнениями взаимоотношений в коллективе, выбора в руководители менее достойного претендента. В результате вспыхнули конфликты в театрах им. Вахтангова, им. Пушкина. Во МХАТе конфликт привел в 1987 г. к расколу театра.
Ослабление цензуры расширяло культурно-информационное пространство советского общества. Началась публикация произведений ранее запрещенных авторов, на экраны вышли фильмы, долгие годы "лежавшие на полках", в репертуаре театров появились "старые новые" пьесы. Так, в 1986 г. по достоинству был оценен главный труд жизни философа А. Ф. Лосева "История античной эстетики", удостоенный Государственной премии. Шесть томов вышли при жизни ученого, о седьмом изданном томе Лосев узнал в последний день жизни.
С падением "железного занавеса" в ходе перестройки массовая западная культура потоком хлынула на советское пространство. Наладился культурный и научный обмен. Вместе с тем ликвидация цензуры и политика "открытых дверей" в культурном обмене имели обратную, негативную сторону. В СССР хлынул поток массовой западной культуры, под влиянием которого создавалась низкопробная отечественная продукция - порнографические газеты и журналы, порнофильмы, фильмы ужасов, бульварные романы.
С облегчением процедуры выезда из страны стартовала новая волна эмиграции. Вначале она носила преимущественно национальный характер (еврейская и немецкая эмиграция). Однако нестабильность экономической и политической, высокий авторитет советской научной школы стали причиной эмиграции из страны специалистов и учёных, получившей название "утечка умов".
В системе общественных наук ослабление цензуры, частичное открытие архивов привело к оживлению в обществоведении, научному поиску, интересу к запрещенным ранее темам. Осенью 1997 г. в докладе Горбачева, посвященному празднованию 70-летию Октября, прозвучали новые оценки истории и политики. Он призвал к переосмыслению советского прошлого, указал на необходимость научной оценки сталинизма, отметил заслуги перед страной репрессированных руководителей партии. Огромный интерес вызвали публикации новых документальных материалов, исследований о коллективизации, индустриализации, культурной революции, красном терроре, Великой Отечественной войне (В. П. Данилов "Коллективизация: как это было", Н. Г. Павленко "На первом этапе войны").
Получила развитие в годы перестройки тема духовного мира личности, ее становления в сложной социальной обстановке (повести "Школьный спектакль" В. Каверина, "Ночь после выпуска" В. Тендрякова, "Безумная Евдокия" А. Алексина). Поиску истины, жизни и судьбе современной русской интеллигенции был посвящен роман Ю. Бондарева "Игра".
Механизм тоталитарной власти, судьба разных людей в сталинскую эпоху оказалась в центре внимания А. Рыбакова ("Дети Арбата"), В. Дудинцева ("Белые одежды"), В. Шаламова ("Колымские рассказы").
Вышли на экраны "полочные фильмы": "Тугой узел" (реж. М. Швейцер), "Проверка на дорогах" и "Мой друг Иван Лапшин" (реж. А. Герман), "Агония" (реж. Э. Климов), "Комиссар" (реж. А. Аскольдов). Настоящей сенсацией стала кинолента "Покаяние" (реж. Т. Абуладзе), завоевавшая гран-при Каннского фестиваля в 1987 г. Абуладзе показал в фильме не только ужас тирании, но и опасность затишья и застоя, которые сменяют диктатуру. Большой интерес вызвали фильмы "Завтра была война" Ю. Кары, "Холодное лето пятьдесят третьего" А. А. Прошкина, "Так жить нельзя" С. С. Говорухина, "Небеса обетованные" Э. А. Рязанова.
Были вновь показаны публике картины художников К. С. Малевича, В .В. Кандинского, П. Н. Филонова и др. 1000-летию крещения Руси И. С. Глазунов посвятил полотно "Вечная Россия" ("Сто веков"). Он представил историю вечной России в виде нескончаемого народного шествия, берущего начало от Софии Константинопольской и Киевской, храма Покрова на Нерли, стен Московского Кремля. По инициативе художника в 1987 г. была создана Российская академия живописи, ваяния и зодчества.
Формируется "новая волна" танцевальной музыки в СССР. В стиле диско работали группы: "Форум"," Веселые ребята", "Мираж", "Ласковый май", в стиле электро-поп - "Электроклуб". Огромную популярность в годы перестройки имела группа "Ласковый май", которая по числу поклонников обошла А. Пугачёву. Однако после распада СССР практически все созданные в 1985-1991 гг. группы существовать, либо начали играть иную музыку.
К концу перестройки задачами государственной культурной политики стали обеспечение поддержки высокого уровня отечественной культуры в рыночных условиях и регулирование распространения массовой культуры.
Большую роль стали играть общественно-политические телевизионные передачи:
Взгляд
До и после полуночи
Пятое колесо
Двенадцатые этаж
Возвращены на экраны кинофильмы:
А. Г. Германа
А. А. Тарковского
А. С. Михалкова-Кончаловского
И. С. Глазунов «Вечная Россия»
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть