Разделы презентаций


Советская система дошкольного воспитания

Содержание

Педагогические принципы и задачи советской системы дошкольного воспитанияЗадачи:«раскрепощения женщины» всестороннее развитие и коммунистическое воспитания детей с первых лет жизни

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Советская система дошкольного воспитания
Выполнили: Орлова Любовь,
Фоменко Дарья,
Полянская Дарья

студентки гр. Б2222, 2 курса

Советская система дошкольного воспитанияВыполнили: Орлова Любовь, Фоменко Дарья, Полянская Дарья студентки гр. Б2222, 2 курса

Слайд 2Педагогические принципы и задачи советской системы дошкольного воспитания
Задачи:
«раскрепощения женщины»
всестороннее

развитие и коммунистическое воспитания детей с первых лет жизни

Педагогические принципы и задачи советской системы дошкольного воспитанияЗадачи:«раскрепощения женщины» всестороннее развитие и коммунистическое воспитания детей с первых

Слайд 3Принципы:
1) Принцип «идейной направленности всего педагогического процесса в детском

саду в соответствии с целями и задачами коммунистического воспитания» (Связь

содержания воспитания и обучения с жизнью советских людей)
2) принципы целенаправленности и программности в содержании дошкольного воспитания
3) принцип деятельности
4) Принцип единства воспитания и обучения
5) Принцип систематичности и последовательности, определенной повторяемости и обобщения (возврат к ранее пройденному материалу на более высоком уровне)
Принципы: 1) Принцип «идейной направленности всего педагогического процесса в детском саду в соответствии с целями и задачами

Слайд 4Содержание программы
Пять основных направлений дошкольного воспитания: физическое, умственное, нравственное,

трудовое и эстетическое.

Содержание программы Пять основных направлений дошкольного воспитания: физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое.

Слайд 5Задачи:
охрана и укрепление здоровья детей
воспитание интереса к доступным ребенку видам

двигательной деятельности
Для реализации этих задач создавались благоприятные санитарно-гигиенические условия (полноценное

питание, прогулки на свежем воздухе, закаливающие процедуры и т. д.) и проводился постоянный медико-педагогический контроль.
Физическое воспитание осуществлялось на специальных физкультурных занятиях, которые регулярно проводили воспитатели.
Программа физического воспитания предусматривала последовательное обучение детей двигательным навыкам и воспитание физических качеств (ловкости, выносливости, координации движений и т. д.).

Физическое воспитание

Задачи:охрана и укрепление здоровья детейвоспитание интереса к доступным ребенку видам двигательной деятельностиДля реализации этих задач создавались благоприятные

Слайд 6Умственное воспитание
Основной формой умственного воспитания были обучающие занятия, которые воспитатель

проводил со всей группой дошкольников.
Три главных направления воспитания (предметы обучения

дошкольников):
Знакомство с окружающим
Развитие речи
Развитие элементарных математических представлений


Задачи:
Развитие познавательных способностей детей (внимания, памяти, мышления, воображения)
Формирование некоторых навыков умственной деятельности — умения сравнивать, анализировать, делать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи.

Умственное воспитаниеОсновной формой умственного воспитания были обучающие занятия, которые воспитатель проводил со всей группой дошкольников.Три главных направления

Слайд 7Знакомство с окружающим содержало три раздела
Ознакомление с явлениями общественной жизни:

элементарные знания об истории и жизни страны, о различных профессиях

взрослых, о всенародных праздниках, о Советской Армии, воспитание патриотизма, идейное и коммунистическое воспитание детей.
Ознакомление с предметами ближайшего окружения: знакомство детей с предметами быта и их назначением, с признаками предметов (цвет, форма, величина, материал, из которого изготовлена вещь), знакомство с общественным транспортом и правилами дорожного движения.
Ознакомление с природой: живая и неживая природа (растительный и животный мир). На занятиях по данному разделу дети получали знания о явлениях природы, о временах года, об условиях, необходимых для жизни растений, о видах растений, о диких и домашних животных и т. д.
Знакомство с окружающим содержало три разделаОзнакомление с явлениями общественной жизни: элементарные знания об истории и жизни страны,

Слайд 8Для развития речи предусматривалось выполнение следующих задач:
Формирование словарного запаса (обогащение

его лексикой и активизация). На занятиях воспитатель вводил новые слова

(существительные, прилагательные, глаголы) и объяснял их значения.
Воспитание звуковой культуры речи. Воспитатель закреплял правильное произношение звуков родного языка, развивал фонематический слух, отрабатывал интонационную выразительность речи.
Совершенствование грамматического строя речи. Дети учились согласовывать слова в предложении (существительные с прилагательными, числительными, глаголами и т. д.), составляли простые и сложные предложения, образовывали однокоренные слова.
Развитие связной речи. Дети учились пересказывать небольшие литературные произведения, составлять рассказы по картинкам, составлять (по образцу и по плану) рассказы из своей жизни и рассказы по теме, предложенной воспитателем.
5. Знакомство детей с художественной литературой. Воспитатель должен был прививать интерес к литературе. Для чего практиковалось заучивание и выразительное чтение детских стихов, знакомство с народными сказками и лучшими произведениями для детей.
Для развития речи предусматривалось выполнение следующих задач:Формирование словарного запаса (обогащение его лексикой и активизация). На занятиях воспитатель

Слайд 9Для развитие элементарных математических представлений выделяют следующие разделы:
Количество и счет.

Обучение детей количественному и порядковому счету, сравнение чисел, знакомство детей

с составом числа, с образованием чисел первого и второго порядка и др.
Величина. Дети учились различать параметры (длина, ширина, высота), сравнивать предметы по этим параметрам, раскладывать предметы разной высоты или ширины в возрастающем и убывающем порядке.
Геометрические фигуры. Знакомство детей с основными геометрическими фигурами, обучение их названиям и распознаванию в окружающих предметах формы знакомых геометрических фигур.
Ориентировка в пространстве, т. е. закрепление и расширение пространственных представлений ребенка: слева, справа, впереди, сзади и т. д. Ориентировка на листе бумаги.
Ориентировка во времени. Усвоение названий дней недели и месяцев; формирование представлений о времени суток.
Для развитие элементарных математических представлений выделяют следующие разделы:Количество и счет. Обучение детей количественному и порядковому счету, сравнение

Слайд 10Нравственное воспитание
Задачи:
формирование любви к Родине
воспитание дружбы между детьми

разных национальностей
воспитание уважения к старшим
навыков культурного поведения
нравственных привычек
ответственного отношения к

выполнению порученных обязанностей
формирование умений дружно играть
справедливо оценивать свои поступки и поступки других
Метод: игра
К концу дошкольного возраста дети должны научиться самостоятельно организовывать разнообразные игры, уметь договариваться выполнять установленные правила игры, что также развивает нравственные качества.
Нравственное воспитание Задачи: формирование любви к Родиневоспитание дружбы между детьми разных национальностейвоспитание уважения к старшимнавыков культурного поведениянравственных

Слайд 11Трудовому воспитанию
Предлагалось осуществлять двумя путями:
ознакомление детей с трудом взрослых

(воспитатель должен был подчеркивать общественный характер труда)
посильное участие самих детей

в трудовой деятельности (должны овладеть навыками самообслуживания, навыками хозяйственно-бытового труда (дежурство по столовой, уборка помещений и т. д.), научиться работать в уголке живой природы, на участке и пр.)
Эти пути должны воспитывать уважение к труду взрослых и бережное отношение к его результатам, желание принимать участие в посильном труде, умение доводить начатое дело до конца.
Очевидно, что данных методов явно недостаточно для решения поставленных задач.
Трудовому воспитаниюПредлагалось осуществлять двумя путями: ознакомление детей с трудом взрослых (воспитатель должен был подчеркивать общественный характер труда)посильное

Слайд 12Эстетическое воспитание
Задачи:
знакомить детей с разными видами искусства
воспитывать любовь к

прекрасному
развивать воображение и чувства
Осуществлялось преимущественно на занятиях по изобразительному искусству

и на музыкальных занятиях.
На занятиях по изобразительному искусству дети знакомились с народным декоративным творчеством и с произведениями живописи, список которых определялся программой для каждой возрастной группы.
Музыкальные занятия дошкольников должны были знакомить детей с разными музыкальными жанрами (марш, танец, песня и др.), учить детей понимать чувства и настроения, выраженные в эмоциональной стихии музыки, а также развивать музыкальный слух детей.
Эстетическое воспитаниеЗадачи: знакомить детей с разными видами искусствавоспитывать любовь к прекрасномуразвивать воображение и чувстваОсуществлялось преимущественно на занятиях

Слайд 13На занятиях по изобразительному искусству
Главное внимание уделялось обучению детей

навыкам самостоятельной изобразительной деятельности — рисованию, лепке, аппликации.
Дети старшей группы

(пяти – шести лет) должны уметь следующее:
в рисовании — регулировать силу нажима карандаша, изменять направление движения руки в зависимости от формы изображаемого предмета, использовать различные цвета и оттенки, рисовать по представлению и с натуры овощи, фрукты, игрушки, передавая их форму и строение;
в лепке — лепить предметы по мотивам народных игрушек, фигуру человека и животных в движении, использовать в работе стеку;
в аппликации — использовать прием симметричного вырезания из бумаги, сложенной вдвое и гармошкой, сочетать способы вырезания для создания выразительного образа.
Задача развития художественного воображения и детского творчества (никак не конкретизирована ни в методике преподавания, ни в критериях оценки детских достижений).
На занятиях по изобразительному искусству Главное внимание уделялось обучению детей навыкам самостоятельной изобразительной деятельности — рисованию, лепке,

Слайд 14На музыкальных занятиях
узнавать песни по мелодии;
различать звуки по высоте;
петь протяжно,

подвижно, четко произносить слова; вместе начинать и заканчивать песни;
выполнять танцевальные

движения: пружинку, поскоки, двигаться парами по кругу, кружиться по одному и в парах и т. д.
Важную часть эстетического воспитания составляли общенародные праздники, количество и содержание которых также жестко фиксировалось: 7Ноября, 1Мая, День Победы, 8Марта, День Советской Армии и Новый год.
Для каждого праздника детским садам предлагался единый сценарий, который обязательно включал выступления детей: стихи, песни, инсценировки, танцы.
Подготовка детей к праздникам (разучивание песен и стихов, репетиции сценок, украшение помещений) занимала большое место в жизни детского сада.

Главное внимание на музыкальных занятиях уделялось формированию навыков пения и музыкально-ритмических движений. Музыкальный репертуар для слушания, пения и танцев также определялся программой для каждой возрастной группы и каждого квартала года.
Умения детей в пении и музыкально-ритмических движениях в средней группы (четыре – пять лет) должны быть:


На музыкальных занятияхузнавать песни по мелодии;различать звуки по высоте;петь протяжно, подвижно, четко произносить слова; вместе начинать и

Слайд 15Значение советской системы дошкольного воспитания и ее оценка
Советская система дошкольного

воспитания имела несомненные и очень важные достижения. Одно из них

— общедоступность образования для всех слоев населения. По широте охвата и по объему предоставляемых услуг данная система не имеет себе равных в мире. Ни одно государство не могло позволить себе столь масштабных вложений в дошкольное воспитание. Эти вложения давали очевидные результаты.
По своему интеллектуальному развитию подавляющее большинство советских детей находились на достаточно высоком уровне по сравнению с их ровесниками из многих западных стран. Объем знаний и умений, предусмотренных государственной программой дошкольного воспитания в СССР, значительно превосходил соответствующие требования в других странах. Сложность и объем знаний в советской программе дошкольного воспитания больше соответсововали программам обучения в начальной школе, принятым в странах Западной Европы. К тому же советская программа была построена с учетом возрастных особенностей детей и ориентирована на их всестороннее развитие.

Значение советской системы дошкольного воспитания и ее оценкаСоветская система дошкольного воспитания имела несомненные и очень важные достижения.

Слайд 16Значение советской системы дошкольного воспитания и ее оценка
Обязательность выполнения программы

служила гарантией того, что каждый ребенок получил определенный объем педагогических

воздействий, что, несомненно, повышало общий уровень образования и познавательного развития детей и обеспечивало хорошую подготовку к школьному обучению.
В то же время советская система дошкольного воспитания имеет ряд существенных недостатков, ограничивающих возможности полноценного развития ребенка и охраны его эмоционального благополучия. Пожалуй, главный из них — это тотальная регламентация деятельности детского сада и игнорирование индивидуальности как детей, так и воспитателей. Декларируя теоретически индивидуальный подход к ребенку, на деле эта система оказалась далека от его реализации. Фактически весь воспитательный процесс был ориентирован на формирование у детей, заданных государством идеологических установок и определенного набора знаний, умений и навыков (ЗУН).
Значение советской системы дошкольного воспитания и ее оценкаОбязательность выполнения программы служила гарантией того, что каждый ребенок получил

Слайд 17Значение советской системы дошкольного воспитания и ее оценка
Чрезмерная заорганизованность и

регламентированность жизни детей и взрослых наносили существенный ущерб эмоциональному благополучию

ребенка, мешали развитию его любознательности, проявлению творческой активности и воображения. Такая система не оставляла свободы и для проявления инициативы воспитателя: задача дошкольного педагога сводилась к соблюдению режима и проведению занятий, предписанных программой. И дети и взрослые становились как бы элементами государственной программы и должны были работать на ее реализацию. Вся педагогическая система была построена по принципу руководства и подчинения: воспитатели руководствовались требованиями программы и вышестоящих лиц, а сами, в свою очередь, руководили деятельностью детей. Такая авторитарная педагогика мешала развитию свободной личности, не давала проявить творческий подход к процессу воспитания.

Значение советской системы дошкольного воспитания и ее оценкаЧрезмерная заорганизованность и регламентированность жизни детей и взрослых наносили существенный

Слайд 18Значение советской системы дошкольного воспитания и ее оценка
Советская система дошкольного

воспитания была ориентирована преимущественно на умственное развитие ребенка, на его

обучение и подготовку к школе. Провозглашая в качестве общей задачи всестороннее и гармоничное развитие личности, программа воспитания делала главный акцент на обучение, умственное развитие и подготовку к школе. Это проявлялось и в количестве времени, которое отводилось на умственное развитие, и в методической проработанности содержания обучающих занятий, и в жесткой определенности требований к знаниям и умениям детей. Даже в области эстетического и трудового воспитания на первом плане оказывалось «обогащение знаниями»: знать музыкальные жанры, знать стихи и сказки, знать правила работы с красками, знать различные профессии взрослых и т. д. Столь явная направленность на усвоение знаний и обучение отодвигала на задний план задачи нравственного и социального воспитания, задачи формирования самостоятельности и творческой активности ребенка.
Значение советской системы дошкольного воспитания и ее оценкаСоветская система дошкольного воспитания была ориентирована преимущественно на умственное развитие

Слайд 19Значение советской системы дошкольного воспитания и ее оценка
Будучи только провозглашенными,

эти задачи оставались без методического обеспечения. Их выполнение не могло

контролироваться и проверяться (в отличие от знаний, умений и навыков), и поэтому в конкретной работе воспитателя они оказывались на периферии. Деятельность дошкольного педагога, таким образом, концентрировалась на проведении обучающих занятий и контроле за усвоением нового материала.
В таком подходе можно усмотреть особое отношение к дошкольному детству как к периоду подготовки ребенка к школе. Школа рассматривалась как более важная ступень в образовании, а потому задачей детского сада было формирование готовности к школьному обучению. При этом школьный тип обучения (фронтальные обучающие занятия) постепенно переносился на детей дошкольного возраста, что, по мнению авторов программы, лучше помогало готовить детей к усвоению знаний на уроках в школе.
Значение советской системы дошкольного воспитания и ее оценкаБудучи только провозглашенными, эти задачи оставались без методического обеспечения. Их

Слайд 20Значение советской системы дошкольного воспитания и ее оценка
Однако при таком

подходе явно не учитывалась специфика дошкольного возраста как очень важного

периода для дальнейшего развития личности. А ведь именно в этом возрасте складываются наиболее фундаментальные и общие способности человека (воображение, произвольность, нравственные инстанции, отношение со сверстниками, познавательная активность и др.). При этом известно, что все эти качества и способности формируются не на учебных занятиях, а в разных формах детской самодеятельности (в разнообразных играх, в общении со сверстниками, в детском творчестве и т. д.), где нет места авторитаризму и жесткой регламентации.
Вместе с тем данные формы деятельности дошкольника не исключают, а обязательно предполагают участие взрослого, но при этом воспитатель сам должен быть свободен в выборе средств и содержания образования. Он должен ориентироваться не только на требования программы, но и на интересы, потребности и возможности каждого конкретного ребенка.
Значение советской системы дошкольного воспитания и ее оценкаОднако при таком подходе явно не учитывалась специфика дошкольного возраста

Слайд 21Значение советской системы дошкольного воспитания и ее оценка
Именно от гибкости

и чуткости воспитателя, от его педагогического такта и творческой фантазии

во многом зависит воспитательный эффект любой программы. Высокие результаты советской системы дошкольного воспитания объясняются как раз тем, что в нашей стране всегда были и продолжают работать высококвалифицированные и творчески одаренные дошкольные педагоги, несмотря на низкую оплату труда и низкий социальный престиж дошкольного работника, любят свою работу и отдают ей всю жизнь.
Значение советской системы дошкольного воспитания и ее оценкаИменно от гибкости и чуткости воспитателя, от его педагогического такта

Слайд 22

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика