Слайд 1История развития
идеи трудового образования и трудовой школы
за рубежом
и в России
Слайд 2ТРУД - ???
Словарь
С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой
… «умственный и
физический труд»
… «занятие, работа»
… «без труда не выловишь и рыбку
из пруда»
… «фундаментальный труд»
… «предмет воспитания и обучения»
Слайд 3ТРУД - ???
Словарь
синонимов русского языка
Труд
Работа
Дело
Занятие
Деятельность
Работёнка
Произведение
Усилие
Слайд 4ТРУД - ???
Словарь
В.И. Даля
«работа, занятие, упражнение, дело»
«всё, что требует
усилий, старания и заботы»»
«всякое напряжение физических или умственных сил»
«всё, что
утомляет»
Слайд 5Смыслы трудового воспитания
Получение трудовых навыков;
Преодоление праздности (лени);
условие «гарантированного куска хлеба»;
Путь
сплочения людей (детей);
Получение реального жизненного опыта
Слайд 6Воспитание в семье
+
Ремесленничество (ремесленные школы)
Логика ремесленничества – постепенное восхождение к
ремеслу
(Мережковский Д. «Леонардо да Винчи»)
Логика трудового воспитания в семье –
приобщение к труду, преодоление праздности и лени (пословицы русского народа)
Слайд 7Развитие проблемы трудового воспитания в теоретическом плане
Слайд 8поэт, писатель
гос. деятель
«Утопия
(«Золотая книжка столь же полезная, как и
забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия»
- 1516 г.)
…лорд-канцлер, казнен…
Англия
Томас Мор
(1478-1535)
Слайд 9Трудовое воспитание
в системе Т.Мора
Все тяжёлые работы – рабы из
военных и каторжников (избавление от смертной казни);
ВСЕ утопийцы – земледелие
+ одно из ремесел
ИЗБРАННЫЕ – умственный труд.
Свободное от работы время – музеи, библиотеки и… САМООБРАЗОВАНИЕ.
Слайд 11Трудовое воспитание
по Я.А. Коменскому
Учить всех всему
+
Благонравие, благочестие, мудрость
ПРИУЧЕНИЕ К
ТРУДУ:
1. Избегание лени и праздности
2. Введение ручного труда – полезные
навыки
3. Труд – формирование нравственных качеств - ???
Слайд 12ДЖОН ЛОКК
(1632-1704)
Англия
Период Английской буржуазной революции
Вестминстерская школа,
Оксфорд
«Мысли о воспитании»;
«О воспитании разума»
1693
год
Слайд 13Трудовое воспитание
по Дж. Локку
Польза для здоровье
Избегание лени
Полезные ремесла…
«Система воспитания джентльмена»
На
основе минимальной затраты средств вооружить детей рабочих профессиональными навыками
«Проект трудовой
школы»
Слайд 15Трудовое воспитание
по Ж.Ж. Руссо
В новом обществе не должно быть
праздных тунеядцев: труд – естественная обязанность человека;
Труд воспитывает:
уважение к
труду
умение ценить отдых
умение наслаждаться хлебом, который сам заработал;
Труд – средство существования человека, условие его СВОБОДЫ
Слайд 16Трудовое воспитание
по Ж.Ж. Руссо
Старательность
Аккуратность
Точность
Умение довести начатое дело до конца
Умение
не подводить других
Уверенность в завтрашнем дне
Умение НЕ БЫТЬ РАБОМ ПРОФЕССИИ
Слайд 17«… необходимо человека научить работать как крестьянин и думать как
философ…»
Ж.Ж. Руссо
Слайд 19Идея
одновременных упражнений
(взаиморазвитие
сил)
идея соединения умственных упражнений с трудом
Слайд 20Радищев А.Н.
(1749-1802)
Россия
«Путешествие из Петербурга в Москву»
Слайд 21Трудовое воспитание по
А.Н. Радищеву
«Нега, лень и праздность губит тело
и душу, а труд укрепляет тело и душу и делает
человека способным преодолевать любые трудности на своем пути»
Труд – самообслуживание – свобода от быта
Труд совершенствует мораль («помогая другому, мы совершенствуем себя»)
Умственный труд – важный труд (чтение книг, поиск научных истин)
Потребность в труде – особенность человека
Труд – переключение страстей
Слайд 22Роберт Оуэн
(1771-1858)
Великобритания,
США
«Новый взгляд на общество, или Опыты формирования характера» (1813-1814)
Слайд 23Трудовое воспитание по
Роберту Оуэну
С 1800 г. – совладелец прядильной
фабрики
1816 г. – г. Нью-Ланарк – Институт формирования характера
Воспитание –
условие исправления человечества
С 5 лет – ИГРА – общественно полезные навыки
С 10 лет – работа на фабрике + обучение
Взрослые – разумно организованный досуг (лекции…)
Социалист-утопист
Справедливое общество: обязанности индивида совпадают с его интересами
Слайд 24ТРУДОВАЯ ШКОЛА
Направление в педагогической теории и практике кон. 19 –
первой половины 20 вв.
Формирование общетрудовых умений и навыков – условие
индивидуального развития и профессионального самоопределения личности
Слайд 25Георг Кершенштейнер
(1854-1932 гг.)
«Понятие трудовой школы»
«Понятие гражданского воспитания»
«Характер и его воспитание»
Германия
Слайд 26Педагогические идеи
Необходимость обеспечения учащихся профессиональной подготовкой
Цель – выработка у учащихся
элементарных трудовых навыков и воспитание дисциплины
поведения
Слайд 27Трудовое воспитание по
Г. Кершенштейнеру
Каждый человек имеет профессиональную специализацию;
Смысл школы:
при минимуме научного материала максимальное развитие умений и способностей;
Пробуждение радости
труда на службу государства;
Ручной труд – основа опыта детей;
Требования к учителю.
Слайд 29Вильгельм Август
Лай
(1862 - 1926 гг.)
«Экспериментальная дидактика»
«Школа действия»
Германия
Слайд 30Педагогические идеи
Труд – не как учебный предмет, а как принцип
преподавания всех учебных дисциплин;
Ручной труд – средство умственного, физического и
духовного здоровья учащихся
Слайд 31«Школа жизни» – Педагогика действия
Приспособление ребенка к окружающим условиям
Слайд 32Джон Дьюи
(1859-1952 гг.)
«Школа и ребенок»
«Школа и общество»
«Школы будущего»
США
Слайд 33Философия (педагогика) прагматизма
Слайд 34Метод проектов – обучение посредством делания
Слайд 35Единая трудовая школа
«Человека создал труд» Ф.Энгельс
Слайд 36Единая трудовая школа
«Положение об единой трудовой школе РСФСР» (1918 г.)
«Основные
принципы единой трудовой школы» (1918 г.)
Слайд 38Отличие новой школы –
обращенность к…
Слайд 40Единая трудовая школа
Воспитание трудолюбивых, знающих, умелых коллективистов;
Опора на личный опыт
и интересы ребенка, самодеятельность и саморазвитие;
Связь школы
с производительным трудом;
Метод
проектов;
Организация
социальной жизни детей
Слайд 41Единая трудовая школа
Круглогодичное обучение : учеба +
посещение заводов и
фабрик (летом – в поле)
Слайд 43Антон Семенович
Макаренко
(1888-1939 гг.)
«Соединение огромного доверия с огромным требованием и
есть стиль нашего воспитания»
«Педагогическая поэма»
«Флаги на башнях»
«Книга для родителей»
Слайд 44Трудовая колония им. М.Горького
(1920 – 1936 гг.)
Слайд 46
«…я стремлюсь к тому, чтобы о системе Макаренко вспомнили учителя
и руководители образования. Многие из них знают: основатель коммуны придавал
большое значение труду. Но труду высокопроизводительному - об этом забывают. Когда Антон Семёнович принял коммуну, он сразу же стал заботиться о строительстве производственных мастерских. Коммунары строили их своими руками. Макаренко добился, чтобы мастерские были оснащены самым передовым по тому времени оборудованием. Именно в них были изготовлены первые отечественные электродрели и лучшие в то время отечественные фотоаппараты. Я убеждён: этот опыт следует использовать и в современных условиях. Нужно, чтобы старшеклассники работали и видели плоды своего труда.»
Иван Токарев