Слайд 1
Современные педагогические технологии в работе с младшими школьниками с ОВЗ
Лекция
1. Основные понятия инклюзивного образования
Линкер Гульнара Ринатовна, кандидат педагогических наук,
доцент кафедры педагогики и педагогического и социального образования НВГУ
Слайд 2Основные понятия
Обучающийся с ОВЗ - физическое лицо, имеющее недостатки в
физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) и
препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Документ, устанавливающий статус – заключение ПМПК (копия).
Устанавливаемый срок – 1 год (2 года), требуется повторное прохождение комиссии с целью уточнения образовательной программы.
Льготы – только в части получения специальных условий, предоставляемых образовательной организацией.
Слайд 3Основные понятия
К категории детей-инвалидов относятся дети до 18 лет, имеющие
ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и
роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за свои поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем, статус которой установлен учреждениями медико-социальной экспертизы (МСЭ).
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ
Документ, устанавливающий статус – справка об установлении инвалидности.
Устанавливаемый срок – от 1 года (2 года) до достижения возраста 18 лет.
Льготы – пенсионное обеспечение, льготы при оплате услуг ЖКХ, в транспорте и тд.
Слайд 5
Вопрос:
Какая категория детей будет более массовой?
Может ли ребенок иметь статус
«ребенок с ОВЗ», но не входить в категорию «ребенок-инвалид»? Приведите
пример
Может ли ребенок иметь статус «ребенок-инвалид», но не входить в категорию «ребенок с ОВЗ»? Приведите пример.
Слайд 6Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ в
настоящем ФЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся,
включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных тех.средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
Слайд 7Следует различать понятия «интегрированное» и «инклюзивное» образование:
Интегрированное образование предполагает совместное
обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся детей.
Ребенок с особыми образовательными потребностями при интегрированном образовании должен приспособиться к системе обучения в данной школе.
При инклюзивном образовании создаются равные условия для всех детей. Не ребенок приспосабливается к школе, а система (образовательное учреждение) создает все необходимые условия ребенку, отвечает его потребностям и интересам.
Совершенно очевидно, что такие идеальные условия требуют
системных усилий и не могут быть созданы без четкой нормативно-правой базы. Именно поэтому практика совместного обучения детей с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников в России основывалась на интегрированном образовании.
Слайд 8Вопрос:
Инклюзивное образование – это образование равных прав, индивидуальных возможностей
и потребностей обучающихся:
а) с нарушениями в развитиии;
б) проблемами в развитии и поведении;
в) ограниченными
возможностями здоровья, детей-инвалидов;
г) всё вышеперечисленное.
Слайд 12Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая
достаточно сложна, но соответствует его способностям.
Инклюзия учитывает потребности, также как
и специальные условия и поддержку, необходимые обучающимся и учителям для достижения успеха.
Таким образом, инклюзивное образование - это процесс развития общего образования, подразумевающий доступность образования для всех, что и обеспечивает доступ к образованию детям с особыми потребностями, а не просто обучение детей-инвалидов в массовой школе.
Слайд 13Инклюзивное образование выступает как одно из направлений образования, вариант предоставления
образовательных услуг ребенку с ОВЗ.
Все особые дети нуждаются в
обогащении опыта социального и учебного взаимодействия со своими нормально развивающимися сверстниками, однако каждому ребенку необходимо подобрать доступную и полезную для его развития модель образования.
Образовательная инклюзия, скорее всего, имеет свои пределы, в тех случаях, когда для ребенка нецелесообразно совместное обучение, необходимо предоставить возможность обучаться в специализированном учреждении, позаботившись о формировании социальных умений, включив его в совместные досуговые программы.
Слайд 14Задания для самостоятельной работы
1. Составьте конспект основных статей ФЗ 273
«Об образовании», обеспечивающих права ребенка с ОВЗ и инвалидностью на
получение образования