Слайд 1
Современные
педагогические технологии в сфере дополнительного образования детей
Составитель:
Будаева Надежда Алексеевна, методист
2014г
Слайд 2Содержание
Сущность педагогической технологии;
Функции педагогической технологии;
Требования, предъявляемые к педагогическим технологиям;
Критерии эффективности;
Педагогические
технологии на основе личностно – ориентированного подхода;
Технология личностно – ориентированного
подхода;
Технология проведения учебного занятия;
Технология индивидуализации обучения;
Групповые технологии;
Технология коллективной творческой деятельности;
Технология «ТРИЗ»;
Технология рефлексии;
Технология интерактивной игры.
Приложения
Слайд 3
Сущность педагогической технологии
Прежде чем дать определение педагогической технологии, раскроем этимологию
(происхождение)
слова "технология" (от греч. techne - мастерство, искусство и lоgos
- наука)
Понятие технологии в современном значении используется прежде всего в производстве
(промышленном, сельскохозяйственном), различных видах научно-производственной
деятельности человека и предполагает совокупность знаний о способах (совокупность
способов, операций, действий) осуществления производственных процессов, гарантирующих
получение определенного результата.
Таким образом, ведущими признаками, характеристиками технологии являются:
совокупность (сочетание, соединение) каких-либо компонентов;
логика, последовательность компонентов;
методы (способы), приемы, действия, операции (как компоненты);
гарантия результата.
Слайд 4Функции педагогической технологии
Организационно-деятельностная функция предполагает:
организацию деятельности педагога;
организацию педагогом деятельности ребенка
(создание условий);
взаимоорганизацию педагогом и ребенком совместной деятельности;
организацию ребенком своей деятельности.
Проектировочная (прогностическая) функция отражает:
предвидение участниками педагогического процесса его возможных результатов;
моделирование педагогического взаимодействия;
прогноз уровня развития ребенка и педагога в процессе реализации педагогической технологии.
Коммуникативная функция предполагает:
коммуникативную деятельность педагогов и родителей - участников педагогического процесса;
обмен информацией между учителем и учеником;
создание условий взаимопонимания педагога и воспитанника.
Рефлексивная функция обеспечивает:
осознание педагогом и ребенком себя в сложившейся педагогической ситуации;
оценку объективности результата педагогического взаимодействия;
осмысление и освоение опыта взаимодействия;
фиксирование состояния и причин развития.
Развивающая функция заключается:
в создании условий развития ребенка и педагога;
в обеспечении средствами саморазвития учителя и учащихся.
Слайд 5Требования, предъявляемые к педагогическим технологиям
соответствие половозрастным особенностям участников педагогического процесса;
соответствие
специфике педагогического ситуации; сообразность индивидуальности педагога;
соответствие индивидуальным интересам и потребностям
учащихся;
деятельностный подход (педагогические технологии, используемые в педагогическом процессе, направлены, прежде всего, на организацию деятельности ребенка);
соответствие поставленным целям и задачам развития участников педагогического процесса;
культуросообразность (соответствие педагогических технологий сложившейся социокультурной ситуации, времени);
высокий развивающий потенциал; гармония с другими педагогическими средствами (содержанием, методами и приемами, общением, деятельностью и др.);
возможности творческого преобразования; соответствие содержанию педагогического процесса (обучения и воспитания); соответствие принципам организации и осуществления педагогического процесса;
соответствие уровню развития учащихся.
Слайд 6Критерии эффективности
взаимосвязь компонентов технологии;
высокий уровень результативности при использовании в массовой
практике;
успех ребенка и педагога в процессе реализации технологии;
соответствие логики реализации
технологии структуре деятельности;
возможности технологии в актуализации, саморазвитии ребенка и педагога;
взаимодействие учителя и ученика;
креативность (насколько технология создает условия для творческой деятельности);
позитивная оценка со стороны учащихся;
наличие рефлексии как компонента технологии.
Слайд 7
Педагогические технологии
на основе личностно-ориентированного подхода
Отсутствие
в учреждениях дополнительного образования: жесткой регламентации
деятельности, гуманистические взаимоотношения участников
добровольных
объединений детей и взрослых, комфортность условий для творческого и индивидуального
развития детей, адаптация их интересов к любой сфере человеческой жизни создают
благоприятные условия для внедрения личностно-ориентированных технологий в
практику их деятельности.
Личностно-ориентированное обучение;
Технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов);
Коллективный способ обучения.
Технологии адаптивной системы обучения;
Педагогика сотрудничества («проникающая технология»);
Технология КТД;
Технология ТРИЗ;
Проблемное обучение;
Коммуникативная технология;
Технология программированного обучения;
Игровые технологии;
Технологии развивающего обучения.
Слайд 8 Технология личностно-ориентированного обучения
Сочетает обучение (нормативно-сообразная деятельность общества) и учение
(индивидуальная деятельность)
Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие (а не формирование
заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.
В качестве исходной необходимо принять посылку о том, что дополнительное образование
ничего не должно формировать насильно; напротив, оно создает условия для включения
ребенка в естественные виды деятельности, создает питательную среду для его развития.
Содержание, методы и приемы технологии личностно-ориентированного обучения направлены прежде всего на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности.
Принципиальным является то, что учреждение дополнительного образования не
заставляет ребенка учиться, а создает условия для грамотного выбора каждым содержания
изучаемого предмета и темпов его освоения.
Ребенок приходит сюда сам, добровольно, в свое свободное время от основных занятий
в школе, выбирает интересующий его предмет и понравившегося ему педагога.
Слайд 9Технология личностно-ориентированного обучения
Задача педагога – не «давать» материал, а пробудить интерес,
раскрыть возможности каждого, организовать совместную познавательную, творческую деятельность каждого ребенка
В
соответствии с данной технологией для каждого ученика составляется индивидуальная образовательная программа, которая в отличие от учебной носит индивидуальный характер, основывается на характеристиках, присущих данному ученику, гибко приспосабливается к его возможностям и динамике развития.
В технологии личностно-ориентированного обучения центр всей образовательной системы –индивидуальность детской личности, следовательно, методическую основу этой технологии составляют дифференциация и индивидуализация обучения.
Варианты дифференциации:
комплектование учебных групп однородного состава;
внутригрупповая дифференциация для разделения по уровням познавательного интереса;
профильное обучение в старших группах на основе диагностики, самопознания и рекомендаций детей и родителей
Слайд 10
Технология
проведения учебного занятия
в системе дифференцированного обучения предполагает несколько
этапов:
Ориентационный этап (договорной).
Педагог договаривается в детьми, о том, как
они будут работать, к чему стремиться, чего
достигнут. Каждый отвечает за результаты своего труда и имеет возможность работать на
разных уровнях, который выбирает самостоятельно.
Подготовительный этап.
Дидактическая задача – обеспечить мотивацию, актуализировать опорные знания и умения.
Необходимо объяснить, почему это нужно научиться делать, где это пригодиться и почему
без этого нельзя (иными словами, «завести мотор»). На этом этапе вводный контроль (тест,
упражнение). Дидактическая задача – восстановить в памяти все то, на чем строиться занятие.
Основной этап
– усвоение знаний и умений. Учебная информация излагается кратко, четко, ясно, с опорой
на образцы. Затем дети должны перейти на самостоятельную работу и взаимопроверку.
Основной принцип – каждый добывает знания сам.
Итоговый этап – оценка лучших работ, ответов, обобщение пройденного на занятии.
Слайд 11Технология
индивидуализации обучения (адаптивная)
– такая технология обучения, при которой индивидуальный
подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными (Инге Унт, В.Д.
Шадриков).
Индивидуальный подход как принцип обучения осуществляется в определенной мере во многих технологиях, поэтому ее считают проникающей технологией.
В школе индивидуализация обучения осуществляется со стороны учителя, а в учреждении дополнительного образования детей – со стороны самого обучающегося, потому что он идет заниматься в то направление, которое ему интересно.
В соответствии с обозначенными положениями в учреждении дополнительного образования детей может применяться несколько вариантов учета индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся:
Комплектование учебных групп однородного состава с начального этапа обучения на основе собеседования, диагностики динамических характеристик личности.
Внутригрупповая дифференциация для организации обучения на разном уровне при невозможности сформировать полную группу по направлению.
Профильное обучение, начальная профессиональная и допрофессиональная подготовка в группах старшего звена на основе психолого-педагогической диагностики профессиональных предпочтений, рекомендаций учителей и родителей, интересов обучающихся и их успехов в определенном виде деятельности.
Создание персонифицированных учебных программ по направлениям.
Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет адаптировать содержание, методы, формы, темп обучения к индивидуальным особенностям каждого ученика, следить за его продвижением в обучении, вносить необходимую коррекцию. Это позволяет ученику работать экономно, контролировать свои затраты, что гарантирует успех в обучении. В массовой школе индивидуальное обучение применяется ограниченно.
Слайд 12Групповые технологии
предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение,
взаимопонимание,взаимопомощь, взаимокоррекцию.
Выделяют следующие разновидности
групповых технологий:
групповой опрос; общественный смотр знаний; учебная встреча; дискуссия; диспут;
нетрадиционные
занятия (конференция, путешествие, интегрированные занятия и др.).
Особенности групповой технологии заключаются в том, что учебная группа делится на
подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; задание выполняется таким образом,
чтобы был виден вклад каждого ученика. Состав группы может меняться в зависимости от цели
деятельности. Современный уровень дополнительного образования характеризуется тем, что групповые
технологии широко используются в его практике. Можно выделить уровни коллективной
деятельности в группе:
одновременная работа со всей группой; работа в парах; групповая работа на принципах дифференциации.
Во время групповой работы педагог выполняет различные функции: контролирует, отвечает на вопросы,
регулирует споры, оказывает помощь. Обучение осуществляется путем общения в динамических группах,
когда каждый учит каждого.Работа в парах сменного состава позволяет развивать у обучаемых
самостоятельность и коммуникативность.
Слайд 13Структура групповой технологии
Групповая технология складывается из следующих элементов:
постановка учебной задачи
и инструктаж о ходе работы;
планирование работы в группах;
индивидуальное выполнение задания;
обсуждение
результатов;
сообщение о результатах;
подведение итогов, общий вывод о достижениях
Слайд 14Технология
коллективной творческой деятельности
Существуют технологии, в которых достижение творческого уровня
является приоритетной
целью. Наиболее плодотворно в системе дополнительного образования применяется Технология
коллективной творческой деятельности (И.П. Волков, И.П. Иванов) которая широко
применяется в дополнительном образовании.
В основе технологии лежат организационные принципы:
социально-полезная направленность деятельности детей и взрослых; сотрудничество детей и взрослых;
романтизм и творчество.
Цели технологии:
выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить их к многообразной
творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который можно фиксировать
(изделие, модель, макет, сочинение, произведение, исследование и т.п.)
воспитание общественно-активной творческой личности и способствует организации
социального творчества, направленного на служение людям в конкретных социальных
ситуациях.
Основной метод обучения – диалог, речевое общение равноправных партнеров. Главная методическая
особенность – субъектная позиция личности. Учебные кабинеты создаются как творческие лаборатории или
мастерские (физические, лингвистические, художественные, технические и т.д.), в которых дети независимо
от возраста получают начальную профессиональную подготовку. Оценивание результатов – похвала за
инициативу, публикация работы, выставка, награждение, присвоение звания и др. Для оценивания результатов
разрабатываются специальные творческие книжки, где отмечаются достижения и успехи.
Слайд 15Возрастные этапы
технологии творчества
Младшие школьники:
игровые формы творческой деятельности; освоение
элементов
творчества в практической деятельности; обнаружение в себе способностей создать какие-то
творческие
продукты.
Средние школьники:
творчество по широкому кругу прикладных отраслей (моделирование,
конструирование и т.п.); участие в массовых литературных, музыкальных, театральных,
спортивных мероприятиях.
Старшие школьники:
выполнение творческих проектов, направленных на улучшение мира; исследовательские работы; сочинения.
Черты технологии творчества:
свободные группы, в которых ребенок чувствует себя раскованно;
педагогика сотрудничества, сотворчества;
применение методик коллективной работы: мозговая атака, деловая игра, творческая дискуссия;
стремление к творчеству, самовыражению, самореализации.
Слайд 16Технологическая цепочка
группового творческого воспитательного дела
Подготовительный этап
(предварительное формирование
отношения к делу – занимает минимальное время, чтобы дети не потеряли
интерес).
Психологический настрой
(определение значимости дела, выдвижение задач, вступительное слово, приветствие и др.).
Коллективное планирование.
Можно построить в форме «мозгового штурма» в виде ответов
на вопросы (Коллектив делится на микрогруппы, которые обсуждают ответы на вопросы: для кого? Где и
когда? Как организовать? Кто участвует? Кто руководит? Затем заслушиваются варианты ответов каждой
группы и осуществляется совместный выбор лучшего варианта).
Коллективная подготовка дела.
Выбор актива, распределение обязанностей, уточнение плана.
Собственно деятельность
(высокий культурный уровень). Осуществление разработанного плана.
Завершение, подведение итогов (сбор, огонек, круглый стол). Ответы на вопросы:
что удалось, почему? Что не получилось? Как улучшить?
Результаты коллективного дела.
Слайд 17Организационные формы КТД
Схема "боя"
Несколько команд предлагают друг другу задания, ставят
вопросы, этими вопросами "атакуют", а ответами
на них "обороняются". Примеры КТД,
в основе которых лежит схема "боя": КВН, разнобой, пресс-бой и др.
Схема "защиты"
Каждая из творческих групп, команд показывает программу, защищающую что-либо (страну, профессию,
интерес, имя, растение, науку и т.д.). Примеры КТД, в основе которых лежит схема "защиты": Защита
фантастических проектов, защита времен года, защита знаков зодиака и др.
Схема "эстафеты"
Команды в строгой последовательности, заботясь о взаимосвязи каких-либо компонентов, представляют
содержание дела. Примеры КДТ, в основе которых лежит схема "эстафеты": устный журнал, турнир, ринг и др.
Схема "путешествия"
Команды (экипажи), творческие группы "путешествуют от станции к станции" (от этапа к этапу), выполняя
задания, отвечая на вопросы. Пример КТД, в основе которого лежит схема "путешествия", игра-
путешествие.
Схема "ролевой игры"
Воспроизведение творческими группами деятельности системы отношений в специально создаваемой
условной ситуации. Пример КТД, в основе которого лежит схема "ролевой игры", - пресс-конференция
Слайд 18Этапы реализации КТД
Первый ЭТАП. Подготовка и организация дела.
Проведение стартовой беседы.
Педагог обсуждает с детьми вопросы: "Что лучше сделать?"; "Когда?"; "Для
кого?"; "Где проводить?"; "Кто будет участвовать?"и т.д. Педагог предлагает учащимся какое-либо дело и выясняет отношение детей к его организации и проведению, участники педагогического взаимодействия размышляют о конструктивности дела для себя и способах его организации.
Создание микрогрупп (творческих групп) численностью 5- 7 человек. Варианты деления на микрогруппы: по умениям; по желанию (кто с кем хочет); по интересам;по жребию (разрезать цветные листы бумаги; вырезать геометрические фигуры; разрезать несколько открыток и т.д.). Определяется руководитель микрогруппы.
Обсуждение дела в микрогруппах. Коммуникация организуется по кругу (по цепочке); возможность высказаться предоставляется каждому участнику. Обсуждаются целесообразность предстоящего дела для участников микрогруппы, способы подготовки и проведения дела, роль в этом микрогруппы (обсуждение должно проходить очень оперативно, в течение 10-15 мин, иногда 5-7 мин, в зависимости от масштабности дела). Если группы не выдвигают своих предложений (не хотят, не знают), то педагог использует различные приемы активизации деятельности группы, например: подсказки (спросите у того-то, посмотрите такую-то книгу, вспомните о том-то и т.д.); "заговоры" с отдельными членами группы; анонсирование деятельности (проговорить с детьми примерный план выполнения дела); эмоциональное поощрение (комплименты, одобрение, похвала); предложение выбора из нескольких вариантов; прямое участие педагога в работе микрогруппы; сюрпризы (выполнение микрогруппой части общего дела по секрету от других); помощь советом; доверие ответственным поручением ("Только вы можете это сделать очень хорошо"); обращение с просьбой о помощи; требование коллектива; конструктивная критика и др.
Проведение сбора-старта. Собираются все микрогруппы. Идет обсуждение формы, содержания дела, способов его подготовки и проведения. Каждая микрогруппа представляет свои предложения по организации и проведению дела. Сбор-старт заканчивается созданием совета дела. Успех сбора во многом зависит от ведущего (им может быть как педагог, так и кто-то из учащихся).
Создание совета дела. В состав совета дела каждая микрогруппа делегирует по одному человеку (это может быть руководитель микрогруппы). Совет дела формирует сценарий дела, определяет задания микрогруппам по реализации этого сценария. Задания микрогруппам могут быть самыми разнообразными, например: оформление дела; приглашение гостей; проведение интерактивной игры; подготовка и представление какого-либо содержания; подготовка и демонстрация концертных номеров и т.д. Возглавлять совет дела может педагог (или кто-то из учащихся), он организует коммуникацию, взаимодействие между представителями микрогрулп, корректирует обсуждение дела, выдвигает объединяющие идеи, создает ситуацию успеха в деятельности для участников совета дела.
Выполнение заданий микрогруппами. В зависимости от характера и организационных особенностей дела на выполнение задания микрогруппам предлагается от 15-20 мин (например, при подготовке пресс-боя, разнобоя, концерта-молнии, конкурса-ромашки и т.д.) до нескольких дней (например, классный вечер, турнир, игра-путешествие и т.д.). Микрогруппы обсуждают полученное от совета дела задание и организуют работу по его выполнению. Решение по распределению заданий в микрогруппе принимают все ее члены, при этом учитываются интересы, потребности, индивидуальные особенности всех участников.
Слайд 19Этапы реализации КТД
Второй этап. Проведение дела. На этапе проведения дела
в реализации технологии КТД необходимо
учитывать некоторые аспекты.
Основными принципами реализации,
проведения дела являются: организация мыследеятельности;
организация смыслотворчества; свобода выбора; импровизация; создание ситуации успеха; интеракция и др.
Проведение дела является итогом всей подготовительной работы микрогрупп, совета дела.
Содержание КТД соответствует его целям, возрастным и индивидуальным особенностям участников
педагогического взаимодействия, социокультурной ситуации.
Особое значение при проведении дела уделяется эмоциональному настрою его участников через
художественное и музыкальное, световое оформление, осуществление некоторых ритуалов (участники дела
становятся в круг, чтобы видеть лица друг друга, кладут руки на плечи друг другу и негромко, для себя поют.
Закон песни: знаешь -подпевай, не знаешь - слушай, не мешай), сюрпризам.
При проведении КТД организаторами целенаправленно предусматривается возможность для импровизации в
деятельности, додумывания, придумывания, изображения чего-либо здесь и сейчас.
Позиция педагога во время проведения дела может быть различной: прямое руководство проведением дела
участие в работе жюри; ведение одной из частей дела; выполнение роли "спасательной команды", если что-то
не получается.
Общая тенденция взаимодействия педагога и учащихся такова: чем больше у детей опыт творческой
деятельности, тем больше педагоги отходят от позиции организаторов дела к регулировке настроения,
взаимопонимания, интеракции, создания ситуации успеха.
Слайд 20Этапы реализации КТД
Третий этап. Анализ, рефлексия дела.
Анализ, рефлексия состоявшегося
взаимодействия способствуют определению
каждым участником личностной значимости дела.
Подведение итогов дела,
его анализ и рефлексия осуществляются сначала в микрогруппах, а затем на общем сборе коллектива.
Приемами включения каждого из детей в анализ и рефлексию дела являются: рефлексивный круг; рефлексивная мишень; "время на
шум" (3-5 мин); анкета-стенгазета; групповая дискуссия; зарядка; острова; допиши тезис; цепочка пожеланий).
Основными вопросами для обсуждения, коллективного анализа являются следующие.
Что было хорошо в занятии? Почему?
Что не удалось осуществить? Почему?
Что надо учесть на будущее?
Была ли польза от дела тебе, другим?
Была ли группа творческой, деятельной?
Что было главным открытием дела для тебя?
Что более всего понравилось в деле?
Как можешь оценить дело? )
Что хотел бы пожелать себе и другим?
Коллективный анализ и рефлексия состоявшегося взаимодействия - это не только завершение КТД, но и продолжение, углубление
Его влияния на участников педагогического процесса.
Слайд 21Технология «ТРИЗ»
Как педагогику творчества рассматривают технологию «ТРИЗ» – Теорию Решения
Изобретательских
Задач. Это универсальная методическая система, которая сочетает познавательную
деятельность с
методами активизации и развития мышления, что позволяет ребенку решать творческие и
социальные задачи самостоятельно.
Цель технологии – формирование мышления обучающихся, подготовка их к решению
нестандартных задач в различных областях деятельности, обучение творческой деятельности.
Принципы технологии ТРИЗ:
снятие психологического барьера перед неизвестными проблемами; гуманистический характер обучения; формирование нестандартного образа мышления; практико-ориентированное внедрение идей.
Технология ТРИЗ создавалась как стратегия мышления, позволяющая делать открытия каждому хорошо
подготовленному специалисту. Автор технологии исходит из того, что творческими способностями наделен
каждый (изобретать могут все). Процесс изобретательской деятельности представляет собой основное
содержание обучения.
По оценке психологов, технология ТРИЗ формирует у детей такие мыслительные способности, как:
умение анализировать, рассуждать, обосновывать; умение обобщать, делать выводы; умение оригинально и гибко мыслить; умение активно использовать воображение.
В методике используются индивидуальные и коллективные приемы:
эвристическая игра, мозговой штурм, коллективный поиск.
Оценка идей производится специалистами, которые сначала отбирают самые оригинальные
предложения, а затем – наиболее оптимальные.
Слайд 22Технология рефлексии
Понятие рефлексии (от лат. обращение назад, отражение) рассматривается в
философии,
психологии, педагогике.
Рефлексия в педагогическом процессе - это процесс самоидентификации
субъекта педагогического
взаимодействия со сложившейся педагогической ситуацией, с тем, что составляет педагогическую ситуацию:
учащимися, педагогом, условиями развития участников педагогического процесса, средой, содержанием,
педагогическими технологиями и т.д.
Суть педагогической ситуации - во взаимодействии педагога и воспитанника, в котором деятельность одного
детерминирует определенную деятельность другого.
Определению сущности педагогической рефлексии способствует рассмотрение ее структуры. Опираясь на
представления о структуре педагогического процесса, педагогического взаимодействия, изложим свой взгляд
на структуру рефлексии в педагогическом процессе.
Рефлексия в педагогическом процессе будет включать следующие компоненты:
рефлексию педагогом деятельности учащихся (учащегося);
рефлексию педагогом своей педагогической деятельности;
рефлексию педагогом педагогического взаимодействия;
рефлексию учащимся (воспитанником) своей деятельности;
рефлексию учащимся деятельности педагога (учителя);
рефлексию учащимся педагогического взаимодействия
Слайд 23Функции рефлексии
Проектировочная - рефлексия предполагает моделирование, проектирование деятельности,
взаимодействия Участников педагогического
процесса, целеобразование в деятельности;
Организаторская - рефлексия способствует организации наиболее продуктивной
деятельности, взаимодействия педагога и учащихся;
Коммуникативная - рефлексия является важным условием общения педагога и воспитанника;
Смыслотворческая - рефлексия обусловливает формирование в сознании участников
педагогического процесса смысла их собственной деятельности, смысла взаимодействия;
Мотивационная - рефлексия определяет направленность, характер, результативность
деятельности, взаимодействия учителя и учащихся;
Коррекционная - рефлексия побуждает участников педагогического процесса к корректировке
своей деятельности, взаимодействия.
Выделение этих и других функций, их реализация будут способствовать повышению
развивающего потенциала рефлексии в педагогическом процессе, определять процедуру
рефлексивной деятельности педагога и учащихся.
Слайд 24Технология интерактивной игры
Интеракционизм - направление в современной социальной психологии и
педагогике, базирующееся на
концепциях американского социолога и психолога Дж.Г.Мида. Интерактивная
игра является одной из особенно
продуктивных педагогических технологий, создающих оптимальные условия развития, саморазвития
участников педагогического процесса.
Взаимодействие понимается как непосредственная межличностная коммуникация, важнейшей особенностью
которой признается способность человека "принимать роль другого", представлять, как его воспринимает
партнер по общению или группа, и соответственно интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия [12].
Интерактивный процесс - это процесс целенаправленного взаимодействия и взаимовлияния участников.
В основе этого взаимодействия ле, жит личный опыт каждого из участников.
Интерактивный процесс характеризуется высокой интенсивностью коммуникации, общения, обменом
деятельности, сменой и разнообразием видов деятельности, процессуальностью (изменением состояния
участников), целенаправленной рефлексией участниками своей деятельности, взаимодействия.
Цель интерактивного процесса - изменение и улучшение моделей поведения и деятельности участников
педагогического взаимодействия.
Ведущими принципами организации интерактивного процесса являются: организация мыследеятельности;
организация смыслотворчества; свобода выбора; организация рефлексии.
Слайд 25Игра "Гостиница"
Общая характеристика игры. Игра способствует организации взаимодействия, самоидентификации с
различными социальными
ролями, развитию мышления, эмоционально-чувственной сферы.
Основными участниками игры являются
8-10 человек, все остальные - наблюдатели, которые по условиям игры не имеют права
общаться с основными участниками игры.
Необходимое оборудование: аудитория; 8-10 стульев; этикетки из бумаги с обозначением (можно написать маркером) социальных
ролей; скотч.
Порядок проведения игры: Педагог (руководитель игры) объясняет название игры и приглашает основных участников игры (8-10
человек). Основные участники игры садятся на стулья в тесный круг, все остальные учащиеся становятся наблюдателями, они
располагаются вокруг круга основных участников на расстоянии 1-1,5 м от круга. Педагог знакомит участников с условиями игры (игра
складывается из двух этапов).
На первом этапе каждому игроку на лоб с помощью скотча будет прикреплена этикетка с обозначением социальной роли
(предварительно педагогу необходимо извиниться перед участниками, что этикетки будут прикреплены таким образом, но таковы
условия игры, которые необходимо соблюдать); задача участников - через организацию взаимодействия между собой, задавая
косвенные вопросы (прямые вопросы-подсказки запрещены, за этим должен следить педагог), помочь каждому как можно скорее
определить свою социальную роль.
На втором этапе, после того как определены все социальные роли, необходимо расселиться в гостинице, в распоряжении у
игроков два 3-местных номера и один 2-местный (8 основных участников); поселиться все должны при общем согласии, насильно
кого-то с кем-то селить нельзя. Педагог прикрепляет на лоб каждому основному оку с помощью скотча этикетки с обозначением
социальных ролей; социальные роли могут быть самые разные, например: учитель, директор школы, модель, мэр города, завхоз,
бандит, бомж, рекетир, челнок, депутат, студент, больной СПИДом и т.д. (при проведении игры с различными возрастными группами
детей следует осторожно и продуманно подходить к выбору социальных ролей). Участники игры организуют коммуникацию,
взаимодействие между собой, с целью определения своих социальных ролей, задавая разнообразные косвенные вопросы
(порядок организации взаимодействия определяют сами участники). Педагог корректирует ход взаимодействия, следя за тем, чтобы не
задавались прямые вопросы-подсказки. Социальная роль считается раскрытой, когда сам участник (ее носитель) назовет ее.
После того как все социальные роли определены, участники обсуждают варианты расселения в отведенные для них номера гостиницы.
Педагог напоминает участникам, что расселение необходимо провести при общем согласии всех. Участники называют вариант
расселения в номера гостиницы, к которому они пришли в результате обсуждения, и комментируют его. Проводится рефлексия
результатов и хода игры (сначала организуется рефлексия основных участников игры, а затем - наблюдателей) по следующему
алгоритму: зафиксируйте свое эмоциональное состояние на период игры и его причины; о чем вас заставила задуматься игра; чему
посвящена, чему способствует игра; — дайте оценку своего участия в игре. Игра может быть широко использована в учебном процессе
по любой школьной дисциплине.