Слайд 1Современные подходы к работе над проектами
Организация и методика исследовательской деятельности.
Современные
требования к оформлению проектов.
Слайд 2Проект – продукт исследовательской деятельности
исследовательское поведение выступает важнейшим источником
личностного развития и саморазвития;
для успешного осуществления исследовательской деятельности необходимо
овладеть и применять определенные способы и приемы: видеть проблемы, вырабатывать гипотезы, наблюдать, проводить эксперименты, делать умозаключения и выводы, давать определения понятиям и др.
Слайд 3Исследование и проектирование
Исследование — процесс выработки новых знаний, один
из видов познавательной деятельности человека. Исследовать означает искать что-то неизвестное.
Слово
«проект» происходит от латинского «projectus» — «брошенный вперед». Так обычно называют:
совокупность документов (расчетов, чертежей и др.), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия;
предварительный текст какого-либо документа;
какой-либо замысел или план.
Слайд 4Исследование и проектирование
Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том,
что исследование — процесс бескорыстного поиска неизвестного, новых знаний,
а
проект — это всегда решение какой-то практической задачи.
Слайд 5Исследование и проектирование
Исследователь стремится к знанию, часто не зная, что
принесет ему сделанное открытие и как можно будет на практике
использовать добытые сведения
Человек, реализующий проект, не просто ищет нечто новое, он решает реальную проблему.
Слайд 6Порядок работы над проектом
Выбор темы
Определение цели и задач
Построение гипотезы
Организация
исследования
Подведение итогов работы
Подготовка доклада
Подготовка к защите
Оформление работы
Слайд 7Выбор темы
Древнегреческое слово «problema» в переводе звучит как «задача», «преграда»,
«трудность». Ученые утверждают, что умение найти проблему ценится выше, чем
способность ее решить.
Великая проблема подобна драгоценному камню. Тысячи проходят мимо, пока, наконец, один не поднимет его.
Фридрих Ницше
Слайд 9Выбор темы
Все возможные темы можно условно объединить в три группы:
фантастические
— относящиеся к несуществующим, фантастическим объектам и явлениям;
экспериментальные —
предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
теоретические — касающиеся изучения и обобщения сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных источниках (книги, кинофильмы и др.).
Слайд 10Определение целей
Определить цель исследования — значит, ответить себе и другим
на вопрос о том, зачем мы его проводим.
Примерные формулировки целей
исследования обычно начинаются со слов:
выявить... определить... изучить... разработать... создать... выполнить...
Слайд 11Определение задач
Задачи исследования обычно уточняют цель.
Если цель указывает общее
направление движения, то задачи описывают основные шаги.
Слайд 12Построение гипотезы
Гипотеза — это предположение, догадка, еще не доказанная логически
и не подтвержденная опытом.
Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого «hypothesis»
— основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений.
Обычно гипотезы начинаются со слов: предположим… допустим…
возможно… что, если...
Слайд 13Организация исследования
Возможные пути и методы исследования:
подумать самостоятельно;
прочитать книги о том,
что исследуешь;
посмотреть кино- и телефильмы по этой проблеме;
обратиться к компьютеру;
проконсультироваться
у компетентных людей;
понаблюдать;
провести эксперимент;
сделать математические расчеты;
подвести итоги (сделать выводы и умозаключения) и подготовиться к защите.
Слайд 14Подведение итогов работы
Исследование теряет смысл, если исследователь не сделал выводов
и не подвел итогов.
Слово «теория» происходит от греческого «theoria»,
что в переводе означает «рассмотрение», «исследование». Но в современной науке словом «теория» обозначают не просто исследование, а систему организации научных идей
Слайд 15Подведение итогов работы
Какими бывают научные теории:
Первыми в науке обычно рождаются
описательные теории.
Другой вид теорий — теории объяснительные.
объяснительные теории
часто называют еще гипотетико-дедуктивными.
Слайд 16Подготовка доклада
Для того чтобы лучше и полнее донести свои идеи
до тех, кто будет рассматривать результаты исследовательской работы, надо подготовить
текст доклада по следующей схеме, ответив на вопросы:
почему избрана эта тема;
какую цель ставил перед собой исследователь;
какие ставились задачи;
какие гипотезы проверялись;
какие использовались методы и средства исследования;
каким был план исследования;
какие результаты получены;
какие выводы сделаны по итогам исследования;
что можно исследовать в этом направлении дальше.
Слайд 17Подготовка к защите
Для защиты потребуется:
Дать определения основным понятиям.
Расклассифицировать основные предметы,
процессы, явления и события.
Выявить и обозначить все замеченные парадоксы.
Ранжировать
основные идеи.
Предложить метафоры и сравнения (сопоставления, схемы и др.).
Выработать суждения и сделать умозаключения.
Сделать выводы.
Указать возможные пути дальнейшего изучения.
Подготовить текст доклада, презентацию.
Приготовить макеты, схемы, чертежи и др.
Подготовиться к ответам на вопросы.
Слайд 19Структура работы
Титульный лист
Оглавление.
Введение.
Главы основной части (3-5 глав с краткими
и четкими выводами по каждой главе).
Заключение по работе.
Список использованной литературы.
Приложения
(если необходимо).
Слайд 20Введение к работе.
Объем главы 3-4 с.
обосновывается актуальность выбранной темы,
цель и содержание поставленных задач,
формулируется объект и предмет исследования,
излагается суть
поставленной научной задачи или новых разработок,
направления и методы решения.
Слайд 21Первая глава
Объем главы 3-4 с.
обзор научной литературы за последние
годы, известных исследований,
патентный анализ и материалы, более подробно повествующие о
том, что необходимо выполнить для решения поставленных задач,
как это сделать наиболее рационально.
Слайд 22Вторая глава
Объем главы 3-4 с.
изложение теоретического обоснования решаемой задачи,
с применением его для достижения поставленной цели.
Слайд 23Третья глава
Объем главы 3-5 с.
экспериментальное обоснование решения задачи,
описание
методов экспериментальных исследований,
оценку точности и анализ сходимости опытных и
теоретических результатов.
Слайд 24Четвертая глава
Объем главы 5-7 с.
содержит решение конкретной задачи со
всеми обоснованными и разработанным методиками, моделями, условиями, зависимостями и т.п.
приводится структура и описание разработанного вами устройства, программного обеспечения, методологии или нечто иного, что является результатом всей вашей работы.
Оценка результатов работы должна быть качественной и количественной с представлением графической информации, табличных данных, диаграмм.
Следует указать на возможность дальнейшего развития методов и идей.
Слайд 25Заключение
Объем главы 1-2 с.
подводятся итоги работы.
Формулируются основные выводы
по результатам исследований.
Приводятся сведения об апробации, о полноте опубликования
в научной печати основного содержания работы, ее результатов, выводов.
Указываются предприятия, где внедрены результаты работы, и где еще они могут быть использованы.
Слайд 26Приложение
размещаются материалы дополнительного, справочного характера, на которые автор не претендует
как на свой личный вклад в науку.
Слайд 27Правила оформления работ приведены в ГОСТе 2.105-05.
Параметры страницы: формат
А4 (210х297);
ориентация книжная;
поля страницы: верхнее - 2,8; нижнее - 2,4;
левое - 3; правое - 1,5;
коллонтитулы: верхний - 2; нижний - 1,25;
нумерация страниц - по центру, в верху;
Шрифт - Times New Roman, 14 пунктов, обычный.
Выравнивание по ширене страницы.
Абзацный отступ 1,27 (5 знаков).
Интервал полуторный.
Текст размещается на одной стороне листа.
Нумерация начинается по порядку с титульного листа (цифру номера на нем не ставят), на следующем листе ставят цифру -2 ит.д.
Слайд 28Библиографическое описание документа (ГОСТ 7.1-2003)
Библиография, то есть список использованной в
работе над исследованием литературы, помещается вслед за основным текстом, после
заключения.
Каждый источник, упомянутый в списке, значится под определенным порядковым номером и должен быть описан в соответствии с ГОСТом 7.1-2003 «БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ЗАПИСЬ. БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ. Общие требования и правила составления.»
Слайд 29ПРИМЕРЫ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ЗАПИСЕЙ
книги
Бочаров, И. Н. Кипренский [Текст] / Иван
Бочаров, Юлия Глушакова. – 2-е изд., знач. доп. – М.
: Молодая гвардия, 2001. – 390 с., [24] л. ил. ; 21 см. – (Жизнь замечательных людей : ЖЗЛ : сер. биогр. : осн. в 1890 г. Ф. Павленковым и продолж. в 1933 г. М. Горьким ; вып. 1009 (809). – Библиогр.: с. 385–389. – 5000 экз. – ISBN 5-235-02408-7 (в пер.).
Слайд 30ПРИМЕРЫ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ЗАПИСЕЙ
Законодательные материалы
Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской
Федерации [Текст] : офиц. текст. – М. : Маркетинг, 2001.
– 39, [1] с. ; 20 см. – 10000 экз. – ISBN 5-94462-025-0.
Слайд 31ПРИМЕРЫ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ЗАПИСЕЙ
Стандарты
ГОСТ Р 517721–2001. Аппаратура радиоэлектронная бытовая. Входные
и выходные параметры и типы соединений. Технические требования [Текст]. –
Введ. 2002–01–01. – М. : Изд-во стандартов, 2001. – IV, 27 с. : ил. ; 29 см.
Слайд 32ПРИМЕРЫ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ЗАПИСЕЙ
Журнал
Актуальные проблемы современной науки [Текст] : информ.-аналит.
журн. / учредитель ООО «Компания «Спутник +». – 2001, июнь
– . – М. : Спутник +, 2001– . – Двухмес. – ISSN 1680-2721. 2001, № 1–3. – 2000 экз.
Слайд 33ПРИМЕРЫ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ЗАПИСЕЙ
ВИДЕОИЗДАНИЯ
От заката до рассвета [Видеозапись] / реж.
Роберт Родригес ; в ролях: К. Тарантино, Х. Кейтель, Дж.
Клуни ; Paramount Films. – М. : Премьер-видеофильм, 2002. – 1 вк. – Фильм вышел на экраны в 1999 г.
Слайд 34ПРИМЕРЫ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ЗАПИСЕЙ
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства [Электронный
ресурс]. – Электрон. текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр.
(546 Мб). – М. : Большая Рос. энцикл. [и др.], 1996. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) : зв., цв. ; 12 см + рук. пользователя (1 л.) + открытка (1 л.). – (Интерактивный мир). – Систем. требования: ПК 486 или выше ; 8 Мб ОЗУ ; Windows 3.1 или Windows 95 ; SVGA 32768 и более цв. ; 640х480 ; 4х CD-ROM дисковод ; 16-бит. зв. карта ; мышь. – Загл. с экрана. – Диск и сопровод. материал помещены в контейнер 20х14 см.