Слайд 1Современные способы транспортирования нефти, нефтепродуктов и газа
Слайд 2Виды транспорта, используемые для транспотирования энергоносителей:
Автомобильный;
Железнодорожный;
Водный;
Трубопроводный.
Слайд 3Достоинства железнодорожного транспорта
возможность круглогодичного осуществления перевозок;
в одном составе (маршруте) могут
одновременно перевозиться различные грузы;
нефть и нефтепродукты могут быть доставлены в
любой пункт страны, имеющий железнодорожное сообщение;
скорость доставки грузов по железной дороге примерно в 2 раза выше, чем речным транспортом.
Слайд 4Недостатки железнодорожного транспорта
высокая стоимость прокладки железных дорог;
увеличение загрузки существующих железных
дорог и как следствие - возможные перебои в перевозке других
массовых грузов;
холостой пробег цистерн от потребителей нефтегрузов к их производителям.
Слайд 5Достоинства водного транспорта
относительная дешевизна перевозок;
неограниченная пропускная способность водных путей (особенно
морских);
возможность завоза нефтепродуктов в отдаленные районы страны, не связанные железной
дорогой с НПЗ.
Слайд 6Недостатки водного транспорта
сезонность перевозок по речным и частично морским путям,
что вызывает необходимость создавать большие запасы нефтегрузов;
медленное продвижение грузов (особенно
вверх по течению рек);
невозможность полностью использовать тоннаж судов при необходимости переброски специальных нефтепродуктов в небольших количествах;
порожние рейсы судов в обратном направлении.
Слайд 7Достоинства автомобильного транспорта
большая маневренность;
быстрота доставки;
возможность завоза грузов в пункты, значительно
удаленные от водных путей или железной дороги;
всесезонность.
Слайд 8Недостатки автомобильного транспорта
ограниченная вместимость цистерн;
относительно высокая стоимость перевозок;
наличие порожних обратных
пробегов автоцистерн;
значительный расход топлива на собственные нужды.
Слайд 9Достоинства трубопроводного транспорта
возможность прокладки трубопровода в любом направлении и
на любое расстояние - это кратчайший путь между начальным и
конечным пунктами;
бесперебойность работы и соответственно гарантированное снабжение потребителей, независимо от погоды, времени года и суток;
наибольшая степень автоматизации;
высокая надежность и простота в эксплуатации;
разгрузка традиционных видов транспорта.
Слайд 10Недостатки трубопроводного транспорта
большие первоначальные затраты на сооружение магистрального трубопровода,
что делает целесообразным применение трубопроводов только при больших, стабильных грузопотоках;
определенные
ограничения на количество сортов (типов, марок) энергоносителей, транспортируемых по одному трубопроводу;
«жесткость» трассы трубопровода, вследствие чего для организации снабжения энергоносителями новых потребителей нужны дополнительные капиталовложения.
Слайд 11Область применения
различных видов транспорта
Различные
виды транспорта энергоносителей применяются как в чистом виде, так и
в комбинации друг с другом.
Слайд 12Транспортировка нефти
Нефть
в нашей стране доставляют всеми видами транспорта (даже автомобильным—при перевозках
на короткие расстояния).
Возможных схем доставки нефти на НПЗ всего пять:
использование только магистральных нефтепроводов;
использование только водного транспорта;
использование только железнодорожного транспорта;
сочетание трубопроводного транспорта с водным либо
железнодорожным;
сочетание водного и железнодорожного транспорта друг с другом.
Слайд 13Транспортировка газа
В нашей стране
практически весь газ транспортируется потребителям по трубопроводам. Исключение составляют сжиженные
гомологи метана (этан, пропан, бутаны), транспортируемые танкерами, а также в цистернах или баллонах.
Слайд 14Транспортировка нефтепродуктов
Перевозки нефтепродуктов в
нашей стране осуществляются железнодорожным, речным, морским, автомобильным, трубопроводным, а в
ряде случаев и воздушным транспортом. Причем по трубопроводам транспортируют только светлые нефтепродукты (автомобильный бензин, дизельное топливо, авиационный керосин), печное топливо и мазут, а другими видами транспорта перевозят все виды нефтепродуктов.
Основным способом транспортировки нефтепродуктов является железнодорожный.
Слайд 16Современное состояние
Современное состояние
системы нефтепроводного транспорта России сложилось, с одной стороны, в ходе
ее постепенного развития па протяжении последних 50 лет, а с другой — в результате разделения единой системы нефтеспабжепия на национальные подсистемы при распаде СССР.
Первоначальный, достаточно длительный период, когда нефтепереработка была сосредоточена в районах добычи нефти, закончился в начале 60-х годов. Его итогами были, как правило, локальные сети нефтеснабжения Волго-Уральского региона, сформированные нефтепроводами диаметром до 500 мм и небольшой протяженности, а также первый экспортный нефтепровод «Дружба-1».
С момента открытия и начала разработки нефтяных месторождений Западной Сибири основной концепцией стало размещение нефтепереработки в местах массового потребления нефтепродуктов, отдаленных от мест добычи на тысячи километров. Такая стратегия потребовала сооружения сверхдальних нефтепроводов диаметром 1020... 1220 мм, которые в основном определяют нынешний облик пефтепроводпого транспорта России и стран СНГ.
Слайд 17
Современная сеть нефтепроводов России, по которым нефть различных месторождений поступает
на отечественные НПЗ и па экспорт, составлена из трубопроводов следующих
направлений:
северо-западного направления:
Альметьевск—Горький — Рязань — Москва;
Горький — Ярославль—Кириши;
«Дружба»:
Куйбышев — Унеча—Мозырь — Брест; Мозырь—Броды — Ужгород; Унеча—Полоцк — Венспилс;
западного направления:
Усть-Балык—Курган — Уфа—Альметьевск;
Нижневартовск — Курган — Куйбышев;
Сургут — Горький — Полоцк;
восточного направления:
Александровское — Анжеро-Судженск — Красноярск — Иркутск;
южного направления:
Усть-Балык—Омск —Павлодар;
юго-западного направления:
Куйбышев—Лисичанск —Кременчуг—Херсон;
Куйбышев — Тихорецк—Новороссийск;
Тихорецк—Туапсе.
Слайд 18Схема трубопроводов АК «Транснефть»
Слайд 19 Управление российскими нефтепроводами
осуществляет акционерная компания «Транснефть», образованная по Указу Президента РФ от
17.11.92 №1403 и Постановлению Совета Министров РФ от 14.08.93 №810. Совет директоров компании назначается Правительством РФ в составе: президент АК «Транснефть», три представителя государства (от Минтопэнерго, Госкомимущества и Госкомитета по антимонопольной политике) и три генеральных директора крупнейших предприятий нефтепроводного транспорта.
Функциями АК «Транснефть» являются: централизованное управление поставками, учет ресурсов нефти, ведение перекачки нефти по транзитным нефтепроводам, управление нештатными ситуациями, контроль технологической дисциплины и управление централизованными средствами.
В состав Компании входит 11 нефтепроводных предприятий:
Балтнефтепровод (г. С.-Петербург);
Верхневолжскнефтепровод (г. Нижний Новгород);
МН «Дружба» (г. Брянск);
ЦентрСибнефтепровод (г. Томск);
Приволжскнефтепровод (г. Самара);
Северные МНП (г. Ухта);
Северо-Западные МНП (г. Бугульма);
Сибнефтепровод (г. Тюмень);
Транссибнефтепровод (г. Омск);
Уралсибнефтепровод (г. Уфа);
Черномортранснефть (г. Новороссийск);
Слайд 20 Перспективы развития трубопроводного
транспорта нефти в России связаны с расширением четырех генеральных экспортных
направлений: Восточно-Сибирского, Северо-Балтийского, Центрально-Европейского и Южно-Черноморско-Каспийского, а также созданием двух новых: Северо-Западного и Южного.
Восточно-Сибирское направление связано с поставками нефти в Китай и страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Для этого предполагается построить нефтепровод Ангарск —Находка с отводом на Дацин (Китай). На первых порах планируется построить нефтепровод Ангарск— Дацин диаметром 900 мм и протяженностью около 2500 км. Его производительность составит не менее 20 млн т/год, для чего будут использованы ресурсы западно-сибирской нефти, поступающей в Ангарск по трубопроводу Александровское—Анжеро-Судженск—Красноярск— Иркутск, а также новых восточно-сибирских нефтяных месторождений. По мере развития нефтедобычи в Восточной Сибири трубопровод будет продлен до Находки и обеспечит прокачку нефти в количестве не менее 50 млн т/год.
Слайд 21 Северо-Балтийское направление обеспечивает
экспортные поставки нефти через специальный морской нефтепорт Приморск, построенный на
побережье Финского залива. Для этого введена в строй Балтийская трубопроводная система (БТС), состоящая из ранее существовавшей системы нефтепроводов Уса—Ухта—Ярославль — Кириши, а также вновь построенных участков Харьяга—Уса и Кириши — Приморск. По мере развития нефтедобычи в Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции и увеличения поставок нефти из Казахстана производительность БТС будет доведена до 60 млн т/год и более.
Центрально-Европейское направление реализует экспортные поставки нефти по трубопроводам «Дружба»: северная ветвь — через Беларуссию в Польшу, Чехию, Германию, южная —через Украину в Венгрию. В результате интеграции южной ветви «Дружбы» с нефте-проводной системой «Адрия» российская нефть через Украину будет поступать в хорватский порт Омишаль в Адриатическом море. Это позволит частично снять проблему преодоления танкерами турецких проливов Босфор и Дарданеллы.
Слайд 22 Южно-Черноморско-Каспийское направление связано
с наращиванием транзитных поставок казахстанского и азербайджанского «черного золота» по
нефтепроводам Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) и Баку—Новороссийск.
Нефтепровод КТК диаметром 1220 мм и протяженностью 1580 км берет начало на Тенгизском месторождении (Казахстан) и заканчивается у поселка Южная Озерейка под Новороссийском. После выхода на проектную мощность по нему будет транспортироваться 67 млн т нефти в год.
Нефтепровод Баку — Новороссийск протяженностью 1530 км используется для транспортировки части азербайджанской нефти, а также некоторого количества казахстанской нефти, доставляемой танкерами из порта Актау в Махачкалу. При небольших капиталовложениях его производительность может быть доведена до 15 млн т/год.
Развитие Северо-Западного направления предусматривает поставки западно-сибирской нефти в район Мурманска, где глубины незамерзающего Кольского залива позволяют загружать танкеры дедвейтом 300 тыс. т и выше. Производительность будущего нефтепровода составит от 50 до 100 млн т/год.
Слайд 23 В Южном направлении
предполагается осуществить перекачку нефти по маршруту Омск — Павлодар —
Чимкент — Туркменабад (бывший Чарджоу) —Нека —Тегеран. Речь идет о реанимации и продлении существующего нефтепровода Омск — Павлодар — Чимкент — Чарджоу. Нефтепровод от Туркменабада должен пересечь почти весь Туркменистан в направлении Каспийского моря до соединения с новым нефтепроводом, который протянут из Западного Казахстана. Далее в Иран пойдет единый трубопровод.
Пока конечной точкой магистрали называют Тегеран. Это значит, что с целью удешевления проекта планируется реализация нефти по схеме замещения, то есть сырье, поставляемое из России, Казахстана и Туркменистана, будет перерабатываться на НПЗ в районе Тегерана, а взамен в Персидском заливе в танкеры будет отгружаться иранская нефть. Однако не исключен вариант продления будущего нефтепровода до Персидского залива.
В случае реализации этого проекта Россия, Казахстан и Туркменистан получат выход на рынок стран Южной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона.
Слайд 25Современный период
Единая система
газоснабжения (ЕСГ) России—это широко разветвленная сеть магистральных газопроводов, обеспечивающих потребителей
газом с газовых месторождений Тюменской области, Республики Коми, Оренбургской и Астраханской областей.
Схема важнейших
Газопроводов
России