Слайд 1Современные тенденции развития ландшафтной архитектуры
Лекция 2
Слайд 2Направления ландшафтной архитектуры
«Ландшафтное планирование», тесно связанное с сохранением и развитием
различных видов ландшафтной среды (восстановление разрушенных исторических ландшафтов, трассировка и
проектирование дорог и дорожных сооружений, ландшафтная организация промышленных и сельскохозяйственных территорий, зон отдыха, туризма и других объектов планирования).
Формирование ландшафтной структуры городов и урбанизированных районов. Это направление вызвало большое число частных проблем. Центральной из них явилась проблема создания эффективных систем озеленения городов.
Особым видом ландшафтных объектов стали национальные и исторические парки.
Слайд 3 АРТ-ландшафты и их типы
АРТ-ландшафты – это не сады в
буквальном, традиционном понимании, а скорее инсталляции, «говорящие» со зрителем на
языке садовых знаков и символов. С одной стороны, их объединяет использование новых технологий, методов и материалов; с другой стороны, эти сады возникли как воплощение в ландшафте современных архитектурных тенденций и как отражение различных течений в искусстве.
Четкого определения, что такое арт-ландшафт, нет.
Слайд 4«АРТ-ландшафты» – это своеобразные лаборатории, в которых зарождаются новые идеи,
демонстрирующие перспективы дальнейшего развития ландшафтной творческой мысли.
Слайд 6Среди таких особенностей «АРТ-ландшафтов» могут быть выделены следующие:
• ассоциативные связи
и взаимопроникновения разных видов искусства, таких, как музыка, живопись, театральное
действо, скульптура и архитектура, в ландшафтное творчество;
Слайд 8 интернациональный характер формообразования садов. Современные сады
проектируются в неком поле влияний различных культур и традиций вследствие
открытости мира и прозрачности границ между государствами;
• «АРТ-ландшафты» являются наглядной иллюстрацией связи искусства и новейших технических достижений.
Слайд 9Изменился сам подход к созданию сада – современный сад больше
напоминает некую законченную композицию, музейную инсталляцию, скульптуру, внутри которой можно
находиться. Образы АРТ-ландшафтов» сформировались к концу XX века. Можно сказать, что эти сады – некий итог поисков искусства прошлого века.
Слайд 10В арт-ландшафтах находят свое применение нетрадиционные для создания сада и
новые строительные материалы и технологии. Таким образом, можно утверждать, что
арт-ландшафт – это композиция, где содержание и авторская идея доминируют над формой.
Слайд 11Движущиеся деревья; свет, придающий саду мистический эффект; привычные предметы, наделенные
новым смыслом, - подобные решения можно встретить в современных садах.
Они могут удивлять, восхищать, возмущать и даже шокировать, но точно не оставят равнодушными
Слайд 12Стилевые направления арт-ландшафтов
В арт-ландшафте, как и в искусстве, существуют
различные стилевые направления. В зависимости от того, на каких идеях
основывается композиция арт-сада, их можно разделить на группы: кинетические, артефакты, инсталляции, «архитектурные».
Слайд 13Истоки современного садового дизайна кроются в абстракционизме начала XX столетия
(модернистском течении в искусстве ХХ века, принципиально отказавшемся от изображения
реальных предметов в живописи, скульптуре и графике – Кандинский, Пикассо, Матисс, Мондриан, Малевич и другие)
Слайд 14«Модернизм – термин суммарный, обозначающий множество не похожих друг на
друга, разнородных и противоречивых художественных направлений в мировом искусстве прошлого
столетия.
Термин происходит от слова modern – новый. Он употребляется в значении «новое искусство», «современное искусство».
Модернизм – это не вообще и не любое «новое искусство», а новое искусство, имеющее определенное конкретно-историческое содержание. Это искусство, которое возникло в европейском обществе последней четверти XIX века, искусство, противопоставившее себя критическому реализму,
Слайд 15В садовой архитектуре новые веяния воплотились в появившихся в 20-е
годы прошлого столетия «архитектурных», или «кубистских», садах. Один из первых
и сохранившихся до наших дней садов на вилле Ноэль, Франция, демонстрировал новый творческий подход и способствовал освобождению идей абстрактного искусства от тесных рамок выставочных залов. В «архитектурных» садах четко видна связь с живописью и скульптурой
Слайд 16Элемент игры отличает новое искусство, в котором эксперимент – это
форма игрового поведения. Яркие краски, вторичное сырьё, колонны из разноцветных
пластиковых бутылок, сочетание не сочетаемых форм и материалов и любые другие средства – всё идёт в ход!
Слайд 17В зависимости от того, к каким источникам обращается композиция сада,
их можно разделить на группы:
• кинетические сады;
• «игра в сад»;
•
сады-артефакты;
• сады-инсталляции;
• сады с искусственными элементами.
Слайд 18Кинетические сады имеют движущиеся элементы, а самые распространенные составляющие это
вода и ветер.
Слайд 19Кинетические сады берут свое начало от кинетического искусства – авангардистского
направления, ориентированного на пространственно-динамические эксперименты, обыгрывающего эффекты реального движения всего
произведения или отдельных его составляющих.
Слайд 21Для создания эффекта движения используются вода и ветер – самые
динамичные из стихий.
Слайд 22Скульптура-фонтан "Мустанги Лас Колинаса".
Слайд 27Японский архитектор Макато Сей Ватанабе объясняет идеи кинетизма: «Ветер нельзя
увидеть. Можно почувствовать его дуновение на своей щеке, но увидеть
его нельзя. Только дрожание листвы деревьев выдает его присутствие. Ветви деревьев — это устройства для визуализации ветра».
Слайд 28Стеклянный водопад и водный альпинарий
Слайд 29стеклянно-каменный сад (или стеклянный альпинарий), расположенный на крыше здания
Слайд 30Использование системы туманообразования
Слайд 31Облака тумана появляются у оснований двух деревьев, в фешенебельном районе
Мейфер, Лондон, Великобритания. Японский архитектор Тадао Андо «Тишина»
Слайд 33Водяные парковые скульптуры Джайлса Рейнера
Слайд 35Самый яркий пример кинетического сада был представлен на Ливерпульской биеннале
2008 года. Архитекторы нью-йоркского бюро создали инсталляцию «Радостные деревья».
Слайд 36Инсталляция представляла собой два десятка грабов, которые, благодаря использованию технических
трюков и приспособлений, поворачивались и постоянно меняли свое расположение. Каждое
дерево под наклоном в 10 градусов было помещено в круглую емкость с почвой и установлено на специальные вращающиеся с разной скоростью платформы. Постоянно менялся пейзаж, соотношение света и тени. «Когда я гулял сам по тропинке – дерево следовало за мной, и это было довольно странно…» — говорит один из авторов проекта мистер Скофидио.
Слайд 37Балансирующие камни Майкла Грэба
Слайд 38Балансирующие камни Майкла Грэба
Слайд 39«Игра в сад»
В современной ландшафтной архитектуре встречаются примеры «игры в
сад», когда сад создается на короткий промежуток времени, превращаясь в
подобие театральных декораций, в которых разворачивается некое действо. После окончания «представления» сад разбирается. Идея моментально и на короткое время трансформировать пространство может быть использована также для других целей. Скучный внутренний дворик из бетона может быть быстро видоизменен с помощью ярких разноцветных красок, растений (настоящих или искусственных) в вазах или других облицовочных синтетических материалов.
Слайд 40Сады-артефакты
«Артефакт» – это «вещь второй природы, то есть вещь, сделанная
человеком и автономная по отношению к природе
Артефакт в древних культурах
— это символ тайны
Слайд 41«Артефакты» — произведения на грани скульптурных композиций в ландшафте, появляются
в конце 1970-х начале 80-х годов
«Артефакты» в саду. Гент
(Бельгия). Дизайнер Alberic Moreels
Слайд 42Геоглифы Эндрю Роджерса
Проект "Ритмы Жизни"
Слайд 44британский художник Энди Голдсуорси
Слайд 45Франсиско Инфантэ-Арана
Для Инфантэ таким идеальным искусственным объектом-артефактом стало зеркало, поверхность
которого точно символизирует идеальность техники
Слайд 52Вячеслав Колейчук
Невозможный объект. 1997
Слайд 56Инсталляции (от англ. – установка) имеют много общего с артефактами.
Инсталляции – это пространственные композиции, которые создаются художниками из различных
элементов – бытовых предметов, промышленных изделий и материалов, природных объектов, текстовой или визуальной информации. Основоположниками инсталляции были дадаист Марсель Дюшан и сюрреалисты.
Martha Светящиеся «колонны» на площади Граед Кэнел, Дублин (Ирландия).
Слайд 57Территория площадью 1200 м, заполненная шестью тысячами акриловых трубок, с
расположенными внутри оптоволоконными кабелями под стеклянными сферами, с наступлением темноты
расцветала тысячами огней. Автор вдохновлялся природными процессами пустыни, когда голая выжженная земля оживает после дождя.
Световая инсталляция «Поле Света» (создана осенью 2008 года в Корнуолле (Англия) в рамках проекта «Эдем» британским дизайнером Брюсом Манро)
Слайд 58Создание инсталляций в ландшафте становится все более популярным направлением, однако
пока остается в рамках выставочных показов – такие композиции чересчур
экстравагантны для частных участков, и даже на ландшафтных шоу всегда являются акцентом.
Слайд 59Сад космических спекуляций – парк в Дамфрис, Шотландия (автор Чарльз
Дженкс, 1989 г.) На создание Сада космических спекуляций автора вдохновила
наука - математика. Аналогов ему в мире нет. Для обычного посетителя парк открыт только один день в году.
Слайд 62Сад космических спекуляций состоит из пяти зон, каждая из которых
отличается разным рельефом. В их дизайне нашли свое отражение научные
понятия, такие как атомы, молекула ДНК, волновые формы, форма галактики и другие.
Слайд 63Сад космических спекуляций устроен таким образом, чтобы воздействовать на все
пять органов чувств человека.
В структуре парка заложен интересный парадокс: чтобы подняться
наверх, нужно сначала спуститься и наоборот.
Слайд 68Шотландский скульптор Роб Малхолланд создает необычные скульптуры-силуэты из оргстекла
Слайд 70Травяная ковровая дорожка
Художник Гаэль Виллюдари создал живую инсталляцию во французской
деревеньке Жожак.
Слайд 73«Море CD-дисков» – оригинальная ландшафтная светоинсталляция
Слайд 74Британский дизайнер Брюс Манро не устает удивлять общественность интересными ландшафтными
инсталляциями, главная изюминка которых заключается в эксклюзивном светодизайне.
Слайд 75«Архитектурный сад» появился в результате стремления объединить в одно целое
ландшафт и архитектуру. Он отражает современные тенденции в сфере архитектуры
и дизайна.
«Перекрестный сад» в Мадриде, выполненный испанским архитектурным бюро ElisaValero.
Слайд 76Основными атрибутами сада в архитектурном стиле являются: мощения, преобладание геометрических
форм, бордюры, выделение форм, клумбы, возвышающиеся над основным уровнем и
по форме повторяющие площадки, геометрической формы водоёмы, а также водоёмы-каналы, цель которых – подчёркнуть геометрию в саду.
Слайд 80Вазоны в том же стиле – с чёткими геометрическими формами,
материал используется любой,
Слайд 85Сад по мотивам архитектуры Луиса Баррагана, Аризона (США).
Слайд 86Дизайнеры задали себе вопрос — действительно ли сад должен иметь
видимые границы? — и создали пространство, плавно перетекающее в окружающие
поля. Пространственное разграничение участка и интересные перспективы создают живые стены из подстриженных грабов. Действительно, кажется, что сад от безграничен.
Слайд 93Геометрические сады
Ландшафтный комплекс «The Geometric Gardens» на территории Музея Современного
искусства в Хенринге (Дания). Дизайн — Карл Теодор Серенсен (C.
Th. Sørensen).
Слайд 98Неоклассика+архитектурный стиль
Поселок Ричмонд.
Визуализация 3D Max
Главный въезд.Реконструкция.
Московская обл., 2-ое Рублево-Успенское шоссе.
2011 год
Слайд 101Вертикальные сады Патрика Блана
Своими произведениями он старается, в первую
очередь, украшать музеи, рестораны, гостиницы, общественные здания и еще частные
дома
Слайд 110башни Bosco Verticale, которую возводят миланские зодчие
Слайд 113Дизайнеры современности обращают все большее внимание на "зеленое строительство«. В
Сингапуре уже началось строительство громадного (26 этажей) здания
Слайд 116Арт-ландшафты расширяют наше представление о саде. Авторы таких садов отражают
в них свое мировоззрение и философские идеи. Создатели арт-ландшафтов, помимо
самовыражения, решают также вопросы вторичного потребления бытовых и промышленных отходов.
Слайд 117Художественный стиль лэнд-арт
Лэнд-арт, или искусство природы (земли). Смысл его заключается
в том, что в качестве холста для художника выступает сама
природа. Причем и краски, из которых составляются рисунки, - это тоже природа, представленная в различных ее ипостасях: камнях, земле, листьях, ветках, воде и пр.