Слайд 1СП реабилитация ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Слайд 2 Современный цивилизационный подход
Уровень цивилизованности общества во многом оценивается его
отношением к детям с умственными и физическими недостатками, детям-инвалидам.
Создание
оптимальных условий для успешной коррекции нарушений в развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), его воспитания, обучения, его социальной адаптации и интеграции в общество относится к числу важнейших задач государства и общества.
Слайд 3Инвалидность у детей
значительное ограничение жизнедеятельности, приводящее к социальной дезадаптации, вследствие нарушения
развития и роста ребенка, а также способностей к самообслуживанию, передвижению,
ориентации, обучению, общению.
Слайд 4Основные причины детской инвалидности в России
психоневрологические заболевания (60%),
заболевания внутренних органов
(20%),
заболевания опорно-двигательного аппарата (10%),
нарушения зрения и слуха (10%).
Слайд 5Инвалидность как социальная проблема
Слайд 6Основные проблемы семьи ребенка-инвалида
Медицинские проблемы:
получение информации о заболевании ребёнка, ожидаемых социальных трудностях;
овладение
практическими навыками выполнения медицинских рекомендаций, коррекции речи;
поиск возможностей дополнительного консультирования
ребёнка, его возможная госпитализация, получение путевок в санаторий и т.д.
Слайд 7Основные проблемы семьи ребенка-инвалида
Экономические проблемы: уровень материальной обеспеченности ниже, чем в семьях
со здоровыми детьми.
Причины:
вынужденный отказ от работы, смена работы
нередко с потерей заработной платы, оформлением сокращенного рабочего дня, оформление отпуска без сохранения содержания для лечения и оздоровления ребенка,
затраты на приобретение медикаментов, технических средств и специального оборудования, санаторное лечение,
оплата консультантов, медицинских сестер, массажистов,
недостаточное развитие надомных форм трудовой деятельности, низкая оплата надомного труда.
По статистике доля неработающих матерей детей-инвалидов составляет 21%, работающих неполный рабочий день – 11,7%.
Слайд 8Основные проблемы семьи ребенка-инвалида
Проблемы воспитания, обучения и социализации ребёнка
подготовка к школе
и сложности в его обучении, особенно при обучении на дому;
социальная адаптация, формирование навыков самообслуживания, передвижения, пользования вспомогательными техническими средствами, общественным транспортом, развитие самостоятельности;
организация досуга и игровой деятельности ребёнка, способствующих развитию или компенсации нарушений;
приобретение и установка дома специального оборудования для тренировки бытовых навыков, развития моторных функций и др.
Слайд 9Основные проблемы семьи ребенка-инвалида
Социально-профессиональные проблемы родителей:
отказ от повышения своего образовательного уровня,
отказ
от реализации профессиональных планов, вынужденные перерывы в работе,
смена характера работы
родителей с учётом интересов ребёнка,
формирование уклада жизни семьи, подчинённого интересам ребёнка.
Слайд 10Основные проблемы семьи ребенка-инвалида
Психологические проблемы:
переживания всех членов семьи в связи с заболеванием
ребёнка и тревогой за его судьбу;
напряжение во взаимоотношениях родителей
из-за необходимости решения социально-бытовых проблем;
уход одного из родителей из семьи;
переживание болезненного восприятия со стороны окружающих психофизических недостатков ребёнка и т.п.
Слайд 11Социальная защита детей-инвалидов в РФ
Слайд 12Основополагающие документы мирового сообщества
Всемирная Декларация прав человека (1948 г.),
Международный
пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.),
Декларация социального
прогресса и развития (1969 г.),
Декларация о правах инвалидов (1971 г.),
Конвенция о правах ребёнка (1989 г., ст. 23 - 27),
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.),
Конвенция и Рекомендации о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов (1983 г.) и др.
Слайд 13Важнейшие документы законодательства РФ
Декларация прав и свобод человека и гражданина,
принята Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г.,
Конституция Российской
Федерации (12 декабря 1993 г.),
Закон РФ «О защите инвалидов в Российской Федерации» (20 июля 1995 г.)
«Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан», принятые Верховным Советом Российской Федерации 22 июля 1993 г.,
Указы Президента РФ «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» и «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» (2 октября 1992 г.),
Постановление Совета Министров Правительства РФ «О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов» (5 апреля 1993 г.) и др.
Слайд 14Законодательно утвержденные льготы:
бесплатное обеспечение лекарственными препаратами по рецептам врача;
бесплатное санаторно-курортное
лечение;
дети-инвалиды, их родители, опекуны, попечители и социальные работники, осуществляющие уход
за ними, пользуются правом бесплатного проезда;
50% скидка на стоимость проезда на междугородних линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта детям-инвалидам и лицам их сопровождающим;
50% скидка на стоимость проезда в течение года, а также бесплатный проезд раз в год к месту лечения и обратно;
инвалиды и их семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учёт и обеспечиваются жилыми помещениями;
семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка на квартплату и оплату коммунальных услуг в размере не ниже 30% в домах государственного и общественного фонда.
Слайд 15Социальная реабилитация –
комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных
социальных связей и отношений индивида
Слайд 16Структура и содержание СР:
медицинская реабилитация
психологическая реабилитация
педагогическая реабилитация
социально-средовая реабилитация
образовательная реабилитация
социокультурная реабилитация
социокоммуникативная
реабилитация
Слайд 17Социальная модель реабилитации
Расширение сфер жизнедеятельности реализуется через индивидуальную программу
реабилитации (ИПР).
Наиболее важна реабилитационная работа в раннем и дошкольном
возрастах - периодах интенсивного развития ребенка, в которых формируются многие виды психической деятельности, закладываются основы для последующего обучения.
Технологии реабилитации детей-инвалидов предполагают обязательное включение родителей в реабилитационные мероприятия.
Слайд 18Реабилитационная среда
жилая среда
градостроительная среда (устранение градостроительных барьеров)
социально-психологическая среда
профессиональная
ориентация и терапия трудом
физкультура и спорт как специфическая (оздоровительная)
среда
социально-реабилитационная среда в стационарных социозащитных учреждениях
Слайд 19статья 11 Закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации»
ИПР – это комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий
в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Слайд 20
При формировании ИПР учитывается:
возраст ребенка;
показатели здоровья;
клиническая форма заболеваний;
выраженность
нарушений функций организма;
мотивация семьи для участия в реабилитационном процессе;
личностные особенности ребенка.
Слайд 21Разделы ИПР
Программа медицинской реабилитации;
Программа социальной реабилитации;
Программа профессиональной реабилитации;
Программа психолого-педагогической
реабилитации (для детей до 18 лет);
ЗАКЛЮЧЕНИЕ о выполнении ИПР (заполняется
по окончании срока выполнения ИПР).
Слайд 22МЕДИЦИНСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ
осуществляется с целью восстановления или компенсации утраченных или
нарушенных функций организма человека и включает мероприятия по:
восстановительной терапии;
реконструктивной хирургии;
протезно-ортопедической
помощи;
обеспечению техническими средствами медицинской реабилитации;
санаторно-курортному лечению;
медико-социальному патронажу семьи инвалида.
Слайд 23СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ
информирование и консультирование по вопросам реабилитации, оказание юридической помощи;
социально-психологический и социально-культурный патронаж семьи;
адаптационное обучение для осуществления бытовой
и общественной деятельности;
оснащение техническими средствами реабилитации;
психологическая реабилитация (психотерапия, психологическая коррекция, психологическое консультирование и др.);
социокультурная реабилитация (содействие во взаимодействии с учреждениями культуры, показания к занятиям видами искусства);
реабилитация средствами физической культуры и спорта (содействие во взаимодействии со спортивными организациями, рекомендации о показаниях к занятиям физкультурой и спортом).
Слайд 24ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ
Этот раздел ИПР рассчитан на лиц в возрасте 14
лет и старше и включает в себя следующие мероприятия и
услуги:
рекомендации о противопоказаниях и доступных условиях и видах труда;
профессиональная ориентация;
профессиональное обучение (переобучение);
содействие в трудоустройстве;
технические средства реабилитации для профессионального обучения (переобучения) или труда.
Слайд 25ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ (для детей до 18 лет)
включает следующие
мероприятия:
получение дошкольного воспитания и обучения ;
получение общего образования;
психолого-педагогическая коррекционная
работа (виды психолого-педагогической коррекции);
технические средства реабилитации для обучения;
социально-педагогический патронаж семьи, имеющей ребенка-инвалида.
Слайд 26ЗАКЛЮЧЕНИЕ о выполнении ИПР
по окончании срока выполнения ИПР содержит оценку
результатов :
медицинской реабилитации: достигнута ли компенсация утраченных функций (полная, частичная),
восстановлены нарушенные функции (полностью, частично);
профессиональной реабилитации: получена ли новая профессия, повышена квалификация, уровень общего (профессионального) образования, подобрано подходящее рабочее место или создано специальное рабочее место, обеспечена занятость (полная, неполная);
социальной реабилитации: достигнута способность к самообслуживанию (полная, частичная), достигнута возможность самостоятельного проживания, обеспечена интеграция в семью и общество;
психолого-педагогической реабилитации: восстановлена (компенсирована) мотивация к обучению, к игровой (трудовой) деятельности, восстановлена (компенсирована) функция общения и контроля за своим поведением, реализована возможность получения образования, профессии.
Слайд 27Результаты выполнения ИПР
восстановление (компенсация) мотивации к обучению;
восстановление (компенсация) функций
общения и контроля за своим поведением;
восстановление (компенсация) мотивации к
трудовой деятельности;
реализация возможности получения профессионального образования.
Слайд 28Показатели эффективности реализации ИПР
Реабилитационный эффект:
изменение социального статуса инвалида в различных
сферах жизнедеятельности: бытовой, трудовой, досуговой и т.д.
Показателем наивысшей эффективности
ИПР является максимально возможная интеграция в общество.
Слайд 29Социально-педагогическая реабилитация
Социально-педагогическая реабилитация – комплекс мероприятий воспитательного характера, направленный на
то, чтобы ребенок овладел необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию,
получил школьное образование.
Социально-педагогическая реабилитация – система мер, направленных на устранение или ослабление влияния неблагоприятных факторов, восстановление статуса личности, оказание помощи в освоении социальных ролей в соответствии со статусом личности, изменение поведения, интеллектуальной деятельности, получении образования на основе переобучения, перевоспитания, ресоциализации.
Слайд 30Цель социально-педагогической реабилитации
включает решение, как задач развития и воспитания, так
и задач коррекционных, лечебно-педагогических, направленных на максимальное приспособление детей к
самостоятельной жизни и труду. Особое внимание должно уделяться профориентационной работе, трудовой подготовке по различным видам труда.
Таким образом, основная задача социально-педагогической реабилитации – научить ребенка такому образу жизни, при котором он максимально может быть интегрирован в общество.
Слайд 31Основные компоненты действий в социально-педагогической реабилитации:
действия по устранению влияния неблагоприятных
факторов развития и социализации;
действия по восстановлению социального статуса и
социальных ролей ребенка;
действия перевоспитания, переобучения, ресоциализации;
действия согласования мероприятий социально-педагогической реабилитации с процессами жизнедеятельности ребенка и с мероприятиями, осуществляемыми в рамках других видов реабилитации.
Слайд 32статья 12 Закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации»
Реабилитационными являются учреждения, осуществляющие процесс реабилитации инвалидов в соответствии с
реабилитационными программами.
Слайд 33Система учреждений СР
в зависимости от выраженности и объема
нарушения
в зависимости от возраста ребенка
Слайд 34Вертикаль медико-социально-педагогической помощи
медико-социально-педагогический
патронаж - программы ранней
помощи
дошкольное образование
школьное образование
профессиональная ориентация,
профессиональное образование,
профессиональная адаптация
Слайд 35Виды социальных учреждений для детей-инвалидов
В Законе «Об основах социального обслуживания
населения в РФ» определены :
социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;
центры помощи детям,
оставшимся без попечения родителей;
социальные приюты для детей и подростков;
детские дома-интернаты для умственно отсталых детей и дома-интернаты для детей с физическими недостатками;
реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями.
Слайд 36Основные принципы деятельности учреждений:
как можно более раннее осуществление реабилитационных мероприятий;
непрерывность
и поэтапность их проведения;
системность и комплексность;
возрастной и индивидуальный подход
Слайд 37Задачи реабилитационных учреждений
Конкретизация мероприятий ИПР.
Разработка планов и программ реабилитации в
конкретных организациях.
Реализация мероприятий ИПР, контроль исполнения.
Оказание консультативно-методической помощи по вопросам
реабилитации.
Слайд 38Деятельность реабилитационных центров включает следующие виды услуг:
материально-экономические;
социально-медицинские и санитарно-гигиенические;
содействие в
получении образования с учётом физических возможностей и умственных способностей;
социально-психологическая реабилитации;
правовые;
услуги
по организации питания, быта, досуга и пр.
Слайд 39Структура реабилитационного центра
основные подразделения:
отделение диагностики и разработки программ социальной реабилитации;
отделение
медико-социальной реабилитации;
отделение психолого-педагогической помощи;
отделение дневного пребывания;
стационарное отделение – круглосуточное
пятидневное пребывание;
реабилитационные группы, на основе групповых развивающих программ, учитывающих индивидуальные программы реабилитации.
Слайд 40Условия социально-педагогического сопровождения комплексной реабилитации с детей с ОВЗ
Социально-педагогические условия
- это целенаправленно созданная обстановка (среда), в которой в тесном
взаимодействии представлены совокупность социальных, психологических и педагогических факторов (отношений, средств и т.д.), позволяющих социальному педагогу эффективно осуществлять воспитательную, образовательную деятельность, коррекционную и реабилитационную работу
Слайд 41Условия социально-педагогического сопровождения комплексной реабилитации с детей с ОВЗ
создание естественной,
доброжелательной обстановки, в которой развивается личность ребенка;
учет возрастных особенностей,
опора на интересы ребенка;
учет положения о ведущей деятельности детей соответственно возрастному периоду;
использование широкого спектра воспитательных воздействий при формировании нравственных ценностей воспитанников.
Слайд 42Социально-педагогическая работа с семьей ребенка с ОВЗ
Слайд 43Работа с семьей и учет интересов и потребностей родителей, при
необходимости их коррекция – важное направление в реабилитационной работе с
детьми с ОВЗ.
Слайд 44СП сопровождение родителей
Целенаправленное сопровождение деятельности родителей детей-инвалидов в соответствии с
программой реабилитации называется патронированием. Выделяются различные виды патронажа:
медико-социальный патронаж – обучение родителей
методам реабилитации в домашних условиях;
культурно-досуговый патронаж – направленн на содействие развитию ребёнка и включению его в общество;
социально-педагогический и социально-психологический патронаж – коррекция внутрисемейных отношений, поддержка семей группы риска.
Слайд 45СП сопровождение родителей
Цель в том, чтобы помочь семье обрести адекватный
социально-психологический и социокультурный статус, выйти из состояния психологического стресса. Решение
этой проблемы предусматривает:
диагностику состояния всех членов семьи;
определение критериев объединения родителей (матерей) в группы для оказания специалистами адекватной помощи каждой конкретной семье;
составление программы реабилитации семьи в психолого-педагогическом и социально-культурном аспекте;
проведение реабилитационных мероприятий конкретно каждой семьи в соответствии с индивидуальной психолого-педагогической программой;
организация групп взаимоподдержки родителей;
эпизодическое патронирование семьи после проведенных мероприятий.
Слайд 46Этапы СП сопровождения семьи
Диагностический этап. Включает в себя предварительную встречу
и беседы с родителями (или другими, замещающими их лицами) перед
началом работы с ребенком.
Позволяет решить ряд необходимых задач:
Сбор необходимой информации о развитии, социальном статусе, особенностях здоровья ребенка, сферы общения со взрослыми и сверстниками, основных проблемах в воспитании, обучении, а также интересах и увлечениях ребенка;
Выявление основных жалоб со стороны родителей для учета их пожеланий при формулировании цели реабилитационных программ.
Коррекционный этап. Включает разработку и реализацию коррекционной или развивающей программы с опорой на запрос со стороны родителей и/или ребенка, а также на данные, полученные в ходе диагностического этапа.
В реабилитации происходит коррекция не одной изолированной функции, а комплексная работа с ребенком как с целостной личностью.
Слайд 47СП работа с матерями, воспитывающими детей-инвалидов
строится по направлениям:
изучение родительских позиций
и личностных особенностей матерей;
активное включение матери в реабилитационные мероприятия с
ребенком.
Слайд 48Программа помощи матерям
повышение самооценки матерей с пассивной личностной позицией;
поддержка
мам с повышенной тревожностью (консультации психотерапевта: индивидуальные беседы и групповые
психотренинги);.
В ходе работы с семьёй ребёнка-инвалида необходимо научить родителей и других родственников принимать ребёнка таким, какой он есть, сочувствовать ему, создавать условия, стимулирующие его умственное, физическое и эмоциональное развитие.
Слайд 49Программа реабилитации
- это система мероприятий, направленная на развитие возможностей
ребенка и всей его семьи, которая разрабатывается вместе с родителями
и специалистами: врачом, педагогом, психологом и социальным педагогом, организующим и координирующим ее.
Слайд 50
Партнерство специалистов и родителей
Партнерство -- это такой стиль отношений, который
позволяет ставить общие цели и достигать их с большей эффективностью,
чем, если бы участники действовали изолированно друг от друга.
Шесть компонентов взаимодействия специалистов и родителей:
- регулярный контакт (в зависимости от возможностей и необходимости: раз в неделю, в две недели или в 6 недель);
- акцент на способностях ребенка, а не на их отсутствии, не на недостатках;
- использование вспомогательных материалов, пособий для родителей;
- привлечение к работе не только родителей, но и других членов семьи, родственников;
- внимание к потребностям не только ребенка, но и всей семьи;
- организация групп поддержки (обычно такая группа включает разных специалистов: социальный педагог, психолог, дефектолог, психотерапевт).