Слайд 1Специфика управленческого процесса в таможенных органах
Выполнила: студент ТД2-2
Никифорова Татьяна
Слайд 2Управление
- это непрерывный процесс воздействия на объект управления (личность, коллектив,
технологический процесс, предприятие, государство) для достижения оптимальных результатов при наименьших
затратах времени и ресурсов. Каждый специалист в области управления обязан владеть теорией, практикой и искусством управления, уметь четко определять цели деятельности, определять стратегию и тактику, необходимые для их достижения, принимать управленческие решения и нести ответственность за них.
Слайд 3Управление в таможенных органах
- это деятельность органов и аппаратов управления
таможенной системы, направленная на достижение целей таможенных органов путем реализации
определенных функций с использованием соответствующих методов и принципов управления
Слайд 4Управление в таможенных органах опирается как на объективные законы управления,
так и на формирующуюся на их основе единую систему принципов.
Под
принципами управления понимаются руководящие идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуется управляющая система.
В практике управления таможенными органами применяются общие, частные и организационно-технологические принципы.
Слайд 5Таможенное дело как субъект управления
это система управления сферой ВЭД, участниками
ВЭД, товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу –
объектами управления. Управление осуществляется в форме таможенного регулирования и контроля, это система таможенного администрирования.
Слайд 6Таможенное дело как объект управления
- это система таможенных институтов, организаций
(таможенных органов), процессов (деятельности таможенных органов), таможенных услуг и таможенного
персонала.
Слайд 7Управление в структуре таможенных органов
Слайд 8Функции управления в таможенных органах
1. Функция управления таможенной деятельностью (управление
таможенным оформлением и таможенным контролем, правоохранительной деятельностью, экономической деятельностью, деятельностью
по правовому регулированию и научно-техническому развитию).
2. Функция управления финансово-экономической деятельностью (управление финансовой деятельностью и управление бухгалтерской деятельностью).
3. Функция управления социальной деятельностью (управление кадровой, трудовой и психолого-педагогической деятельностью, а также социальным обеспечением).
4. Функция управления административно-хозяйственной деятельностью (управление административной деятельностью; управление развитием таможенной инфраструктуры и капитальным строительством; управление всесторонним материально-техническим обеспечением).
Слайд 9Функции управления в таможенных органах
Слайд 10Специалист таможенного дела в области управления обязан знать основы теории
управления, теорию государственного управления и менеджмента, должен быть теоретически подготовленным
к управлению таможенными органами, таможенной деятельностью и таможенным персоналом с
учетом характера
взаимодействия с органами государственной власти и участниками ВЭД.
Слайд 12Как и любая система, система управления в таможенных органах имеет
свою структуру и состоит из следующих компонентов:
- механизм управления;
- структура управления;
- процесс управления;
- механизм совершенствования системы управления
Слайд 13Реализация целей, функций и принципов управления в таможенном деле осуществляется
путем применения различных методов.
Слайд 14Процессный метод
Процессный метод существенно меняет логику организации и механизм управления.
Если, например, применительно к таможенной системе функции можно представить как
некие «полосы», которые «разрезают» ее сверху донизу, то процессы «разрезают» таможенную систему поперек, пересекая границы функциональных подразделений. Такой метод обеспечивает разрушение барьеров между подразделениями. Управление процессами освобождает высшее руководство от рутины оперативного управления, позволяя ему сосредоточиться на стратегических вопросах. Это несомненный плюс процессного метода.
Слайд 15 Метод на основе системного подхода
Фундаментальным открытием, лежащим в основе всей
науки об управлении, является представление организации как системы высочайшего порядка
сложности, системы, компонентами которой являются люди.
Система - это множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. При этом целостность как характеристика системы проявляется в возникновении новых интегративных качеств, не присущих образующим ее элементам.
Слайд 16Ситуационный метод
В ситуационном методе принятие решений ставится в прямую зависимость
от анализа факторов внешней среды. Сочетание системного и ситуационного методов
значительно усиливает значение последнего в процессе принятия управленческих решений.
Ситуационный, как и системный метод, не является простым набором предписываемых руководств. Это, скорее, способ мышления об организационных проблемах и их решениях. В нем содержится концепция процесса управления, применимая ко всем таможенным системам. Но ситуационный метод признает, что, хотя общий процесс одинаков, специфические приемы, которые должен использовать руководитель, могут значительно варьироваться.
Слайд 17Целостно-эволюционный метод
В основе целостно-эволюционного метода - целостное представление системы (объекта,
процесса или явления) и когнитивная технология ее познания.
Слайд 18Процесс управления таможенными системами включает такие этапы, как:
1. получение и
уяснение задачи;
2. сбор и обработка информации;
3. формирование гипотезы о состоянии
таможенной системы;
4. выбор критерия общего плана действия;
5. определение общего плана действия (декомпозиция задач и ограничений по этапам функционирования);
6. определение конкретных плановых мероприятий и критериев их оценки;
7. определение и реализация управляющих воздействий.
Слайд 19Проблемы, стоящие перед таможенным делом
недостаточно эффективно реализуется потенциал таможенного администрирования,
что не позволяет обеспечить в полной мере соблюдение законодательства Российской
Федерации и создать благоприятную конкурентную среду в сфере внешнеторговой деятельности. острыми проблемами в работе таможенных органов российской федерации остаются вопрос занижения таможенной стоимости товаров и их недостоверное декларирование участниками внешнеторговой деятельности.
· не в полной мере применяются международные стандарты, необходимые для применения торгово-логистических технологий.
· не развита система информирования таможенных органов российской федерации о ценообразовании, торгово-промышленной специализации в зарубежных странах, мировых тенденциях в разделении труда.
· таможенные органы российской федерации неэффективно осуществляют контроль за товарами после их выпуска в обращение на таможенной территории российской федерации (контроль на основе методов аудита).
· недостаточно осуществляется информационно-аналитическое обеспечение правоохранительной, в том числе оперативно-разыскной, деятельности таможенных органов российской федерации.
· остается низким уровень взаимодействия оперативных подразделений таможенных органов российской федерации с другими правоохранительными и контролирующими органами.
· не в достаточной степени развита система подготовки и переподготовки кадров для таможенных органов российской федерации, особенно специалистов в области управления и контроля.
· оплата труда должностных лиц таможенных органов российской федерации не соответствует экономической значимости принимаемых ими решений.
· остается высоким уровень коррупции в таможенных органах российской федерации.
Слайд 20 принципы управления в таможенных органах
· В практике управления государственными органами
применяются общие, частные и организационно-технологические принципы.
Слайд 21Таможенное дело в России объединяет такие направления таможенной теории и
практики, как:
1. ТАМОЖЕННУЮ ПОЛИТИКУ ГОСУДАРСТВА – курс действий и систему
мер таможенного регулирования и контроля, проводимых государством во внешнеторговой деятельности, определяющую идеологию, цели и задачи таможенного дела на конкретном историческом этапе;
2. ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННУЮ ФУНКЦИЮ, реализуемую в целях эффективной политики – таможенное регулирование;
3. ФОРМУ РЕАЛИЗАЦИИ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ – таможенный контроль в его широком понимании;
4. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ И НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ таможенного регулирования и контроля;
5. ОРГАНИЗАЦИЮ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ в системе государственных органов власти;
6. ВОПРОСЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО, КАДРОВОГО, ИНФРАСТРУКТУРНОГО и других видов ОБЕСПЕЧЕНИЯ таможенного регулирования и контроля.
Слайд 22Общие принципы - это стратегические нормы управления и они действуют
во всех сферах и подсистемах таможенных органов. Однако действуют они
специфически в каждой управленческой системе. Даже перечисление основных общих принципов управления, таких как системность обратной связи, информационной достаточности, оптимальности, соподчиненности и ряда других, а также их диалектическое влияние на систему управления в таможенных органах подтверждает это.
Слайд 23Частные принципы управления подразделяются на две большие группы: принципы, применяемые
в экономической, социально-политической и духовной сферах деятельности и принципы, имеющие
место в таможенных органах, как государственной правоохранительной организации.
Слайд 24Организационно-технологические принципы управления лежат в основе организационно-распорядительной и административно-исполнительской деятельности
руководителей государственных органов.
Слайд 25Виды управленческих отношений в таможенных органах.
вертикальные управленческие отношения
(ФТС
- РТУ; РТУ - таможня; начальник таможни - отделы таможни;
таможня - таможенный пост; ФТС - таможня);
горизонтальные управленческие отношения
(РТУ - РТУ; отдел таможни - отдел таможни; таможенный пост - таможенный пост; таможня - таможня);
диагональные управленческие отношения
(пост - взаимодействующая таможня отправления или назначения; таможня - взаимодействующее РТУ другого региона; отдел ФТС - взаимодействующее Управление ФТС РФ).
Слайд 26Вертикальные отношения
предполагают прежде всего взаимоотношения между руководителями и его подчиненными,
когда часто вырисовывается так называемая линейная субординация: все нижестоящие по
уровням управления звенья находятся в подчинении у руководителя, находящегося на более высоком уровне управления. Это так называемые линейные отношения.
Слайд 27Горизонтальные отношения
могут быть двух категорий. Во-первых, коллегиальные - отношения между
сотрудниками одного отдела, находящимися в подчинении у одного начальника. Во-вторых,
параллельные - отношения между сотрудниками разных отделов, занимающими одинаковое положение в организации, у которых возникает необходимость обмена информацией, идеями и мнениями (например, такие каналы горизонтальных параллельных взаимоотношений, как отдел таможни - отдел таможни, таможенный пост - таможенный пост, таможня - таможня).
Слайд 28Диагональные отношения
- это отношения, возникающие между звеньями управления, находящимися на
различных уровнях системы управления, не состоящими в отношениях прямого подчинения,
но взаимодействующими между собой во исполнение решений вышестоящих уровней. Примерами таких отношений являются взаимное информирование при доставке товаров, направлении запросов, обязательных для исполнения, по вопросам осуществления правоохранительных функций и т.п.
Слайд 29Заключение
Управление в таможенных органах осуществляется в специфических условиях, во многом
отличных от управления в других областях общественной жизни. Таможенная система
включает в себя множество различных элементов, подсистем, которые находятся между собой в определенных отношениях и взаимодействуют друг с другом.
Задачи управления - поддержание их оптимальном соответствии друг другу, целям таможенной службы как социально-экономической организации, выполняющей специфические функции.