Слайд 1Сравнение как прием познания (образы Чацкого,
Онегина и Печорина)
Долгиер Милана 9 «Б»
Слайд 2Введение
Анализ сходства и контраста между героями дает возможность увидеть
в них общее, важное в историческом, социальном или нравственном плане
и вместе с тем индивидуальную неповторимость каждого. Проведенное мною исследование поможет и мне и моим одноклассникам лучше понять персонажей и мысль автора.
Слайд 3Я считаю, что актуальность данной темы бесспорна. Так называемые «лишние
люди» взрастили не одно поколение людей, собственными примерами подталкивая к
вечному поиску истины, осознанию собственного места в жизни.
Гипотеза
Чацкий, Онегин и Печорин, относящиеся к одному литературному типу («лишние люди»), существенно отличаются друг от друга и как личности, и как люди, принадлежащие к близким, но разным эпохам.
Цель проекта
Показать сходства персонажей, основные качества «лишнего человека» XIX века
Слайд 4 В связи с данной целью я поставила перед собой
следующие задачи:
определить принадлежность Чацкого, Онегина и Печорина к категории «лишних
людей»;
выявить черты характерные для данной категории людей;
узнать мнение критиков.
Слайд 5Понятие «лишний человек»
тип просвещенного дворянина, сложившийся в 20-е годы.
эта часть
дворянской интеллигенции избегала служения царизму, но в то же время
стояла в стороне от общественной деятельности. Такой путь, являясь своеобразным протестом против политической системы, неизбежно обрекал героя на бездействие, пассивность, на обострение внимания к собственным, эгоистическим интересам и желаниям.
он был отмечен как болезненное явление духовной жизни русского общества, вызванное кризисом общественной системы.
образ «лишнего человека» надолго стал предметом исследования русских писателей.
Слайд 6Лишний человек – литературный тип, для которого характерны конфликт с
обществом, невозможность реализовать свои силы и что-либо изменить.
А.И.Герцен
Слайд 7Выявление черт, характерных для данной категории людей
Чацкий:
лишний по мнению окружающих,
а не по самооценке;
выступает в разлад с обществом;
критицизм;
одиночество;
активный деятельный характер
с романтическими порывами.
Слайд 8Онегин:
незаурядный ум;
критическое отношение к жизни, к обществу и нежелание что-либо
изменять,
(скептик и равнодушный созерцатель);
благородство души и эгоизм;
способность на
глубокие чувства и неумение любить.
Слайд 9Печорин:
презирает светское общество, один против окружающего мира, все таит в
себе;
одинок;
умен, мыслит отлично от окружающих;
был индивидуалистом. Его внутренние разногласия со
«вторым я» не давали ему свободы.
Слайд 10Обоснование на примерах Чацкого, Онегина и Печорина
Чацкий: видя все пороки
фамусовского общества, отвергая его косные устои, беспощадно обличая чинопочитание, царящую
в служебных кругах протекцию, глупое подражание французской моде, отсутствие настоящего образования, Чацкий оказывается изгоем среди графов Хрюминых, Хлестовых и Загорецких. Его считают «странным», а в итоге признают безумцем. Вступает в конфликт с окружающим его несовершенным миром. Кроме того Чацкий, спустя 3 года путешествий, обретает цель в жизни – «служить делу», «не требуя ни мест, ни повышения в чин», «в науки вперить ум, алчущий познаний». Желание героя – приносить отечеству пользу, служить на благо отечеству, к чему он и стремится.
Слайд 11Онегин «эгоистом поневоле» : хандра и скука овладели Онегиным. Отойдя
от «света пустого», он пробует заняться какой-либо полезной деятельностью. Из
попытки писать ничего не вышло, да и привычки к труду у него нет. Попытка борьбы «с душевной простотой» посредством чтения тоже оказалась безуспешной. Книги, которые он читал, или не удовлетворяли его, или оказывались созвучны его мыслям и только укрепляли их. И вот Онегин пытается заняться устройством жизни крестьян в имении, которое он получил от дяди. Он заменил «ярем оброком» и всё. Он везде чувствует себя чужим и лишним: отверг любовь Татьяны, пресытившись светскими дамами. Дружба с Ленским закончилась трагически, Онегин убил его на дуэли.
Слайд 12Печорин - жертва знатных людей: он с детства стал жестоким
(в дневнике написал, что его никто не любил, не ласкал,
никто ему не верил), злопамятным и циничным человеком, он постепенно отдалялся от людей, потерял веру в жизнь и любовь. Он пытается бороться со своей внутренней пустотой. Но все его старания заканчиваются неудачей. Все дела, которые он начинает, обречены на провал. Его страдания выражаются в постоянной борьбе между гуманизмом и цинизмом. В борьбе с самим собой он «истощил жар души и постоянство воли», необходимые для активной жизни. Ни с кем не дружит, никого не любит. Ценит только свою независимость. Он так свободолюбив, что у него сильно выражается стремление подчинить своей воле все и вся, даже любовь. Он сам признается, что «сделался нравственным калекой».
Слайд 13Критики о героях
.
.
Дунаев М.М.
«В чем горе Чацкого? В роковом несоответствии
системы его жизненных ценностей с теми, с которыми он сталкивается
в доме Фамусова. Он – один. И его – не понимают. И у него – изнемогает рассудок. И для него здесь гибель, горе, «мильон терзаний»».
Слайд 14Герцен А.И.
«Чацкий – идеальный герой, взятый автором из самой жизни…
реальный положительный герой русской литературы. Энтузиаст Чацкий – декабрист в
глубине души»
Александр Иванович Герцен назвал Печорина «младшим братом Онегина»
Слайд 15«Большая часть публики совершенно отрицала в Онегине душу, видела в
нем человека холодного, сухого и эгоиста по натуре»
о Печорине:
«Это Онегин
нашего времени, герой нашего времени. Несходство их гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою»
«Душа Печорина не каменистая почва, а засохшая от пламенной жизни земля».
Белинский В.Г.
Слайд 16Гончаров И.А.
«…Чацкий как личность несравненно выше и умнее Онегина и
лермонтовского Печорина. Он искренний и горячий деятель, а те –
паразиты, изумительно начертанные великими талантами, как болезненные порождения отжившего века. Ими заканчивается их время, а Чацкий начинает новый век – и в этом все его значение и весь «ум».
Слайд 17Заключение:
Таким образом Чацкий, Онегин, Печорин – типичные представители определенной
исторической эпохи, каждый из них – герой своего времени. Время
определило их общие черты и те различия, которые позволили современникам увидеть в Чацком будущего декабриста, в Онегине – «эгоиста по неволе», в Печорине – «страдающего эгоиста.
Для нас же, детей XXI века, эти герои важны и интересны своими высокими человеческими достоинствами: благородством мыслей и стремлений, желанием жить осмысленно, для великого дела; приносить пользу родине и народу, жить осмысленно, для великого дела; приносить пользу родине и народу, жить честно, по совести. Эти человеческие качества вечны. А значит, читателя всегда будут волновать и заставлять задуматься герои А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова.