Слайд 1Теоретические основы международной торговли
Слайд 3 Первые попытки определить смысл внешней торговли, сформулировать ее
цели была сделана на стадии перехода феодализма к капитализму —
XV—XVIII вв. — в экономическом учении меркантилистов (Т. Мен, Ч. Давенант, Ж.Б. Кольбер).
Слайд 4Меркантилисты исходили из следующего:
богатство страны ассоциировалось с золотом и серебром,
которыми она располагает; мир располагал ограниченным количеством богатств;
богатство одной страны
могло увеличиться только за счет обнищания другой.
Слайд 5Практические рекомендации меркантилистов:
Следует вывозить товаров больше, чем ввозить, что позволяет
увеличить приток золота, производство и занятость;
регулировать внешнюю торговлю для
увеличения экспорта и сокращения импорта с помощью тарифов, квот и других инструментов;
строго ограничить вывоз сырья и разрешить беспошлинный ввоз сырья, которое не добывается в стране, что позволит аккумулировать золото и держать низкими экспортные цены на готовую продукцию;
запретить всякую торговлю колоний с другими странами, кроме метрополии, а также производство готовых товаров
Слайд 6 Меркантилисты верили, что истинным богатством страны является золото (деньги) и,
исходя из этого, создали теорию внешней торговли. По их мнению,
внешняя торговля должна быть ориентирована на максимальную сохранность и увеличение количества золота в стране.
Слайд 7
Взгляды меркантилистов имели ограниченный характер, заключавшийся в том, что обогащение
одной нации они видели только за счет обнищания другой, а
достигали этого с помощью протекционистской политики.
Слайд 8Классические теории международной торговли
Слайд 92. Теория абсолютных преимуществ:
Адам Смит в «Исследовании о природе и
причинах богатства народа» 1776г. Вывел теорию абсолютных преимуществ. В то
время преобладала торговля сырьевыми товарами на базе которой и была создана теория.
Слайд 10Теория абсолютных преимуществ гласит - что стране целесообразно импортировать те
товары, по которым у нее издержки производства выше, чем у
зарубежных стран, и экспортировать товары, по которым у нее издержки производства ниже, чем за рубежом, т.е. имеются абсолютные преимущества.
Слайд 12 Недостатком теории А. Смита было то, что факторы производства обладают
абсолютной мобильностью внутри страны и перемещаются в регионы, где они
получают наибольшее абсолютное преимущество. Но через некоторое время преимущество одних регионов перед другими может исчезнуть, следовательно, прекратится и внешняя торговля.
Слайд 133.Теория сравнительных преимуществ
Д. Рикардо в работе «Начала политической экономии и
налогового обложения» (1817 г.) сформулировал более общий принцип взаимовыгодной торговли
и международной специализации.
Слайд 14
Альтернативная цена — отношение рабочего времени, необходимого для производства единицы
одного товара, к рабочему времени, необходимому для производства единицы другого
товара.
Слайд 16Закон сравнительных преимуществ : страны специализируются на производстве тех товаров,
по которым их трудовые издержки сравнительно ниже, хотя абсолютно они
могут быть и несколько больше, чем за границей.
Слайд 17
вывод: свободная мировая торговля ведет к специализации в производстве каждой
страны, развитию производства сравнительно преимущественных товаров, увеличению выпуска продукции во
всем мире, а также к росту потребления в каждой стране.
Слайд 19
Теория сравнительных преимуществ имеет определенные недостатки:
- теория исходит из наличия лишь
двух стран и двух товаров;
- подразумевает господство свободной торговли;
- исходит
из постоянных затрат производства;
- предполагает отсутствие транспортных затрат;
- не учитывает действие НТР, технических изменений;
- исходит из наличия полной взаимозаменяемости ресурсов при их альтернативном использовании.
Слайд 204. Тeopuя Хекшера - Олина
В конце XIX — начале
XX вв. в результате структурных сдвигов в мировой торговле роль
естественных природных различий как фактора МРТ снизилась.
Э. Хекшер и Б. Олин (20—30 гг. XX в.) создали теорию, объясняющую причины международной торговли продукцией обрабатывающей промышленности
Слайд 21Теория Хекшера-Олина -
каждая страна экспортирует те товары, для производства
которых она обладает относительно избыточными факторами производства, и импортирует те
товары, для производства которых она испытывает относительный недостаток факторов производства
Слайд 24Согласно модели Хекшера—Олина:
· торговля основана на сравнительных преимуществах стран;
· причина сравнительных преимуществ
— различие в наделенности стран факторами производства.
Слайд 255. Парадокс Леонтьева
В. Леонтьев, исследуя в 1956 г. структуру экспорта и
импорта США, обнаружил, что вопреки теории Хекшера—Олина в экспорте США
преобладали относительно более трудоемкие товары, а в импорте — капиталоемкие. Этот результат стал известен как парадокс Леонтьева.
Слайд 26Включив в анализ более двух факторов производства, в том числе
НТП, различия в видах труда (квалифицированный и неквалифицированный) и их
дифференцированную оплату в различных странах, В. Леонтьев объяснил вышеназванный парадокс и тем самым внес свой вклад в теорию сравнительных преимуществ.
Слайд 27Неотехнологические теории
Развитие наукоемких, высокотехнологичных отраслей и стремительный рост международного обмена
их продукцией привели к формированию теорий неотехнологического направления, которое представляет
собой совокупность отдельных моделей, частично взаимодополняющих, но иногда и противоречащих одна другой.
Слайд 28
1. Теория снижающихся издержек (эффект масштаба)
Развитые страны наделены факторами производства
в сходных пропорциях, поэтому торговля между ними имеет смысл в
том случае, если они специализируются на производстве товаров различных отраслей, что позволяет снижать издержки за счет массового производства.
Слайд 292. Теория «технологического разрыва»
Развитие торговли между странами при одинаковой наделенности
факторами производства вызвано техническими изменениями, возникающими в какой-то одной отрасли
в одной из торгующих стран.
Слайд 30Выгодно выпускать не то, что относительно дешевле, а то, что
пока никто выпускать не может, но необходимо всем или многим.
Как только эту технологию освоят другие страны, следует производить опять что-то новое и такое, что другим недоступно.
Слайд 31В результате появления технических новшеств образуется «технологический разрыв» между странами,
обладающими и не обладающими этими новшествами. Этот разрыв постепенно будет
преодолеваться, так как другие страны начинают копировать нововведение страны-новатора. Однако пока разрыв не преодолен, торговля новыми товарами, производимыми по новой технологии, будет продолжаться.
Слайд 323. Теория «цикла жизни продукта»
Каждый новый продукт проходит цикл, включающий
стадии внедрения, роста (расширения), зрелости и старения.
Слайд 33В соответствии с данной моделью страны специализируются на производстве и
экспорте одного и того же товара на разных стадиях зрелости.
Слайд 34
Теория конкурентных преимуществ М. Портера
В основе его теории лежат четыре
наиболее существенных фактора, которые можно представить в виде ромба (национального
ромба, как называл его автор) и которые являются детерминантами конкурентных преимуществ. Страна располагает конкурентным преимуществом только тогда, когда обладает не одним, а всеми элементами ромба.
Слайд 36Детерминанты образуют комплексную систему (взаимосвязанные отношения, находящиеся в процессе постоянного
развития). Действуя друг на друга, они усиливают эффект друг друга,
следовательно, усиливаются конкурентные преимущества.