Слайд 1СРАВНЕНИЕ РОССИЙСКОГО И ЗАРУБЕЖНОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Менеджмент- это эффективное и рациональное достижение
целей организации посредством планирования, организации, руководства и контроля организационных ресурсов.
В
данном определении заключены две важные идеи:
Основные функции управления.
А именно - планирование, организация, лидерство и контроль.
Эффективное и рациональное достижение целей организации.
Слайд 2Национальные системы менеджмента
Сравнительный менеджмент является частью обшей теории менеджмента, в
рамках которой рассматриваются представления и закономерности взаимодействия представителей разных культур
в системах управления предприятиями.
Главная цель сравнительного менеджмента как дисциплины — повышение эффективности управления бизнесом с учетом менеджерами разных уровней национально-культурных особенностей поведения своих подчиненных и партнеров, а также особенностей стран, в которых осуществляется их бизнес.
Слайд 3Национальные системы менеджмента
Национальные особенности управления организацией важны для исследования по
следующим причинам:
в настоящее время многие организации активно взаимодействуют с
зарубежными фирмами и компаниями. И в процессе взаимодействия могут возникать проблемы, связанные с тем, что его участники действуют в соответствии с традициями, принятыми в их культуре;
- опыт зарубежных компаний может быть полезным в других культурах. Особенно это важно в связи с формированием мировой экономики и усложнением связей между экономиками отдельных стран;
- менеджер может найти работу за границей. Естественно, ему потребуются хотя бы некоторые знания о том, как принято управлять деятельностью людей в данной стране. То же касается и обмена между предприятиями;
В сфере управления предприятиями существует три общепризнанных модели управления:
европейская, американская и японская.
Слайд 4Японский менеджмент
имеет ряд особенностей, отражающих его гибкость.
Такими особенностями являются:
гарантия занятости; гласность и ценность корпорации; управление, основанное на информации
и на качестве; высокоразвитая система подготовки кадров; специфическая система принятия решений; эффективная система стимулирования персонала.
Слайд 5Американский менеджмент
характеризуется жесткой организацией управления. Для него в наибольшей степени
характерно стремление к формализации управленческих отношений.
Для американского менеджмента также
очень характерно представление о персональной ответственности работника.
Так американский менеджмент является негибким, то есть строго формализованным.
Слайд 6Европейский менеджмент
занимает промежуточную позицию между японским и американским менеджментом.
США
и Европа являются достаточно близкими культурами, в связи с этим
они много заимствуют друг у друга и обмен какими-либо достижениями или технологиями происходит у них достаточно быстро и без принципиальных затруднений
Слайд 7Параметр сравнения: функции менеджмента
Слайд 8Параметр сравнения: обучение кадров, найм и продвижение сотрудников
японская
Американская, европейская
Сотрудники не
имеют формального управленческого образования
Система пожизненного найма
Система ротации кадров (периодическое
передвижение работника от одной работы к другой), цель которой состоит в расширении кругозора сотрудников путем ознакомления на собственном опыте с деятельностью различных подразделений фирмы.
Распространены «школы бизнеса»
2. Выполнение однотипной работы на разных фирмах
3. Сотрудники привыкли к быстрому продвижению по службе в зависимости от конкретных результатов. Так, обычно продвижение по службе сотрудников непосредственно связано с повышением квалификации через систему обучения и индивидуальные планы построения карьеры
Слайд 9Параметр сравнения: контроль деятельности работников
Слайд 10В современных условиях, по мнению специалистов, предпочтительной является японская система
контроля.
Существующее сегодня организации должны быть по преимуществу гибкими, так
как только таким образом они могут реагировать на изменения в окружающей среде и на другие факторы, на которые они могут оказывать влияние и которые, в свою очередь, оказывают непосредственное влияние на их деятельность.
Принципиальным условием поддержания гибкости организации является незаметный контроль над деятельностью ее сотрудников
Слайд 11Параметр сравнения: принятие решений
Слайд 12Параметр сравнения: мотивация, оплата труда и стимулирование труда
Слайд 13Выводы:
Японский менеджмент представляет собой особый вид менеджмента, который сильно разнится
с американским и европейским менеджментом.
Особенностью японского менеджмента является то,
что он основан на учете социальных, культурных, исторических и национальных особенностей своей страны.
Японский менеджмент учитывает и использует десятки специфических неповторимых элементов. И вполне естественно, что такая система управления, которая больше ориентирована на «искусство», чем другие, оказалась лучше приспособленной к постоянным изменениям производства в конце XX века и начале XXI века.
Американский и европейский менеджмент имеют строгие, формализованные принципы управления, достаточно жесткую систему управления.
Основные различие менеджмента в США, Европе и Японии заключается в большей ориентации японского менеджмента на «человеческий фактор», и придание первостепенного значения групповой, коллективной работе сотрудников.
Нельзя однозначно сказать, какая модель менеджмента является самой лучшей.
Несмотря на явные отличия, японская и американская системы управления предприятиями имеют общие приоритеты, такие как: ставка на потенциал каждого сотрудника, а также постановка четко определенных целей перед коллективом.
Слайд 14НОВЫЕ КОНЦЕНЦИИ И ПОДХОДЫ В МЕНЕДЖМЕНТЕ
Слайд 15 Подходы, которые служили фундаментом для современных методов управления:
«Количественный
подход» 1950 – по настоящее время– возник в результате развития
точных наук, создавших среду для использования в науке управления достижений компьютеризации, математики, физики и других.
«Процессный подход» 20-е. годы 20-го. века по настоящее время.Управление рассматривается как непрерывный процесс, его основные базовые функции: планирование, организация, мотивация, контроль.
«Системный подход» 50-е. годы по настоящее время. Организация – это система, то есть единое целое, состоит из взаимосвязанных подсистем: отделов, сфер, уровней управления, социальных и технических составляющих.
Ситуационный подход 60-е. годы – по настоящее время. Выбор наиболее эффективных методов управления в зависимости от конкретной ситуации.
Слайд 16Современная концепция менеджмента (новая парадигма).
На новую парадигму менеджмента будут
влиять следующие факторы:
— вопросы нового восприятия, интерпретации и измерения менеджмента;
—
тенденция отрицания прошлого и обязательной опоры на новое;
— проблема неповторимости, уникальности и отличия любых систем организаций;
— постоянное столкновение резко отличающихся проблем;
— тенденция избегания стереотипов, стандартных моделей системы;
— решение проблем с точки зрения теории и методологии менеджмента знаний;
— менеджмент как метод взаимной деятельности человека и средств труда;
— опора на баланс доверия при управлении человеком и группой;
— ведение бизнеса и производства, основанное на развитии человека и его интеллектуальных способностей;
— опора на особенности национальной культуры в многокультурной среде при развитии менеджмента.
Слайд 17Основные возможности парадигм менеджмента
Слайд 18Эта концепция менеджмента основывается на следующих базовых постулатах:
Слайд 19К современной парадигме управления относятся 3 основных теории – теория
игр, теория хаоса и синергетический подход, которые широко применяются в
современном бизнесе.
Теория игр:
С помощью теории игр предприятие получает возможность предусмотреть ходы своих партнеров и конкурентов.
Теория хаоса:
это учение о постоянно изменяющихся сложных системах, основанное на математических концепциях рекурсии, моделирующих физическую систему.
Синергетический подход:
Синергетические исследования выделяют три типа самоорганизующих процессов:
1) самозарождение организации;
2) поддержание оптимального уровня;
3) совершенствование и воспроизводство организации.
Слайд 20Корпоративный менеджмент
Признаками такого рода корпорации являются:
Слайд 21Всеобщее управление качеством. Total Quality Management (TQM)
В управлении качеством
выделяют четыре основных элемента:
1)вовлечение работников,
2)фокусирование внимания на покупателях,
3)контрольные сравнения и
4)постоянные улучшения.
Слайд 22Коучинг
Коуч-менеджмент - новый взгляд на управление, который с помощью современного
руководителя (коуч-менеджера) раскрывает свой потенциал и в результате превращается в
эффективный инструмент управления персоналом.
Коучинг на сегодняшний день - это проверенная временем и практикой надежная методика развития и раскрытия человеческого потенциала, достижения целей, сбалансированности жизни во всех ключевых областях, таких как:
-взаимоотношения;
-семья;
-карьера;
-деньги, финансовое благополучие и процветание;
-здоровье.
По области применения различаются карьерный коучинг, бизнес-коучинг, коучинг личной эффективности, лайф-коучинг.
Слайд 23Тим Голви составил формулу коучинга:
Эффективность = потенциал – препятствие.
Работа Коуча
фокусируется на том, чтобы:
а) максимизировать наш потенциал
б) устранить препятствия
Все
многообразие видов коучинга можно условно разделить на: коучинг как вид консультирования (включающий индивидуальный коучинг и коучинг организаций) и коучинг как стиль управления (или коуч-менеджмент).
Для коучинга характерно не прямое руководство, а влияние и поддержка руководителя.