Разделы презентаций


СРЕДНЕВЕКОВАЯ АРАБОЯЗЫЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

ПЛАН ЛЕКЦИИ №6 СРЕДНЕВЕКОВАЯ АРАБОЯЗЫЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ 1. ЭТАПЫ И ВАЖНЕЙШИЕ ЧЕРТЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ АРАБОЯЗЫЧНОЙ ФИЛОСОФИИ.2. НАПРАВЛЕНИЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ АРАБОЯЗЫЧНОЙ ФИЛОСОФИИ.3. КАЛАМ: МУТАКАЛЛИМЫ. МУТАЗИЛИТЫ. 4. СУФИЗМ.5. ВОСТОЧНЫЙ ПЕРИПАТЕТИЗМ. ФИЛОСОФИЯ АЛЬ-КИНДИ.6. ФИЛОСОФИЯ ИБН-СИНЫ.7.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1


СРЕДНЕВЕКОВАЯ
АРАБОЯЗЫЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ


СРЕДНЕВЕКОВАЯ АРАБОЯЗЫЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Слайд 2ПЛАН ЛЕКЦИИ №6 СРЕДНЕВЕКОВАЯ АРАБОЯЗЫЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
1. ЭТАПЫ И ВАЖНЕЙШИЕ

ЧЕРТЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ АРАБОЯЗЫЧНОЙ
ФИЛОСОФИИ.
2. НАПРАВЛЕНИЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ АРАБОЯЗЫЧНОЙ ФИЛОСОФИИ.
3. КАЛАМ: МУТАКАЛЛИМЫ.

МУТАЗИЛИТЫ.
4. СУФИЗМ.
5. ВОСТОЧНЫЙ ПЕРИПАТЕТИЗМ. ФИЛОСОФИЯ АЛЬ-КИНДИ.
6. ФИЛОСОФИЯ ИБН-СИНЫ.
7. ФИЛОСОФИЯ АЛЬ-ФАРАБИ.
8. ФИЛОСОФИЯ ИБН-РУШДА.
9. ФИЛОСОФИЯ: АЛЬ-ГАЗАЛИ.


ПЛАН ЛЕКЦИИ №6 СРЕДНЕВЕКОВАЯ АРАБОЯЗЫЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ   1. ЭТАПЫ И ВАЖНЕЙШИЕ ЧЕРТЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ АРАБОЯЗЫЧНОЙ ФИЛОСОФИИ.2. НАПРАВЛЕНИЯ

Слайд 3 1. ЭТАПЫ И ВАЖНЕЙШИЕ ЧЕРТЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ АРАБОЯЗЫЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
Философия средневекового мусульманского

Востока называется арабоязычной философией, так как её создателями наряду с

арабами были персы, евреи, турки, испанцы, то есть все народы, входящие в состав Арабского халифата (от Туркестана до Испании).
Арабоязычная философия в своём развитии прошла два основных этапа: 1-й этап: 7-9 вв. – период зарождения арабской философии;
2-й этап: 9-15 вв. – период усвоения древнегреческой философии арабской философией.








К ВАЖНЕЙШИМ ЧЕРТАМ АРАБОЯЗЫЧНОЙ СРЕДНЕВЕКОВОЙ
ФИЛОСОФИИ ОТНОСЯТСЯ:
1. Влияние идеологии ислама (возник в 7 в.);
2. Свобода ислама от инквизиции и статуса «святости» (как у христианских
теологов) и отсюда независимости философии от богословия (у ибн-Рушдта);
3. Расцвет мусульманского рационализма (9-12 вв.) (аль-Фараби, ибн-Рушдт);
4. Доминирование схоластической философии;
5. Мистическое направление в философии (у аль-Газали и др.).

1. ЭТАПЫ И ВАЖНЕЙШИЕ ЧЕРТЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ  АРАБОЯЗЫЧНОЙ ФИЛОСОФИИ Философия средневекового мусульманского Востока называется арабоязычной философией,

Слайд 42. НАПРАВЛЕНИЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ АРАБОЯЗЫЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
2. СУФИЗМ
3. СООБЩЕСТВО «БРАТЬЯ

ЧИСТОТЫ»
4. ВОСТОЧНЫЙ ПЕРИПАТЕТИЗМ (АРИСТОТЕЛИЗМ)
Основными философскими и религиозными направлениями
СРЕДНЕВЕКОВОЙ

АРАБОЯЗЫЧНОЙ ФИЛОСОФИИ ЯВЛЯЮТСЯ:

КАЛАМ
ПРЕДСТАВИТЕЛИ:

а) МУТАКАЛЛИМЫ

в) АШАРИТЫ

б) МУТАЗИЛИТЫ

2. НАПРАВЛЕНИЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ АРАБОЯЗЫЧНОЙ  ФИЛОСОФИИ 2. СУФИЗМ3. СООБЩЕСТВО «БРАТЬЯ ЧИСТОТЫ» 4. ВОСТОЧНЫЙ ПЕРИПАТЕТИЗМ (АРИСТОТЕЛИЗМ)Основными философскими и

Слайд 5 3. КАЛАМ: МУТАКАЛЛИМЫ, МУТАЗИЛЛИТЫ

КАЛАМ (букв. - речь) –
мусульманская религиозно-философская

дисциплина,
спекулятивная теология в исламе.
Представители калама – мутакаллимы.
Для калама

характерно учение о постоянном
обновлении акциденций – идея т.н. «перманентного творения» мира богом.


Мутакаллимы – т.н. арабо-исламские схоласты
разрабатывали вопросы догматического богословия, опираясь на рациональный метод рассуждения и «тонкости Калама»
(дакик ал-калам, латиф ал-калам) –
вопросы онтологического и натурфилософского характера.

Представители: Джад ибн Дирхам, Джахм ибн Савфан (джамхиты).

Согласно мутакаллимам тварный мир состоит из субстанций (джавахир)
и акциденций (а,рад), возникающих во времени.

3. КАЛАМ: МУТАКАЛЛИМЫ, МУТАЗИЛЛИТЫ      КАЛАМ (букв.

Слайд 6 3. КАЛАМ: МУТАКАЛЛИМЫ, МУТАЗИЛЛИТЫ


Систематическую разработку КАЛАМ получил в
ШКОЛАХ МУТАЗИЛИТОВ

(9-10 вв).



МУТАЗИЛИТЫ разработали основные пять проблем,
которые составили ядро

Калама (захир ал-калам; джалил ал-калам):
1.Единобожие (вопрос о соотношении божественной сущности
и атрибутов, о вечности или сотворённости Корана);
2. Божественная справедливость
(соотношение божественного предопределения и свободы воли человека);
3. Статус верующего в мусульманской общине;
4. Эсхатология, учение о спасении и о пророках;
5. Политико-религиозная доктрина.
3. КАЛАМ: МУТАКАЛЛИМЫ, МУТАЗИЛЛИТЫ   Систематическую разработку КАЛАМ получил в ШКОЛАХ МУТАЗИЛИТОВ (9-10

Слайд 7 4. СУФИЗМ

СУФИЗМ (от араб. – власяница как атрибут аскета)


мистическое течение в исламе (8 в., Ирак, Сирия).
В

суфизме сочетаются идеалистическая метафизика с аскетической практикой.
Суфизм основан на постепенном приближении прозелита (мурида)
посредством мистической любви к познанию бога и к конечному слиянию с ним.
Значительную роль играет старец-наставник (муршид), ведущий прозелита
по мистическому пути (тарикат) до момента слияния с богом.

Отсюда стремление суфиев к интуитивному познанию и экстазу, достигаемому путём особых танцев или бесконечного повторения молитв, «умерщвление плоти» мурида.
Основы учения суфизма заложили аль-Мисри и аль-Мухасиби. Мухасиаби создал учение о халл – мгновенном озарении, экстатическом состоянии суфия на пути к богу.






Джунайд (ум. в 909) создал учение о ФАНА – мистическом растворении
суфия в боге.
Первый этап мистического пути он назвал – ШАРИАТ-
общемусульманский религиозный закон; вторым – суфийский путь – ТАРИКАТ
и третьим – ХАКИКАТ – мистическое постижение истины в боге.
Одна из основ ислама ТАУХИД – аскетическая жизнь суфия
в трансцендентном единении с богом.

4. СУФИЗМ   СУФИЗМ (от араб. – власяница как атрибут аскета) – мистическое течение

Слайд 8 5. ВОСТОЧНЫЙ ПЕРИПАТЕТИЗМ: ФИЛОСОФИЯ АЛЬ-КИНДИ











В 9 веке начался новый этап арабоязычной философии –
Восточный

Ренессанс или Восточный перипатетизм.

Характерные черты философии Восточного перипатетизма:
Перевод на арабский язык произведений Аристотеля
– логики, метафизики и физики;
2. Идеи эманации (у аль-Фараби) и провидения (у Ибн-Сины);
3. Тесная связь с конкретными науками – медициной, астрономией,
математикой.

Представители Восточного перипатетизма (Аристотелизма):
АЛЬ-КИНДИ,
ИБН-СИНА (АВИЦЕННА),
АЛЬ-ФАРАБИ,
ИБН-РУШД (АВЕРРОЭС).

5. ВОСТОЧНЫЙ ПЕРИПАТЕТИЗМ:  ФИЛОСОФИЯ АЛЬ-КИНДИ       В 9

Слайд 9


Взяв в качестве примера учение Аристотеля о

10 категориях бытия,
он выдвинул учение о 5 ПРАСУБСТАНЦИЯХ, к

которым пречислил:
материю;
форму;
движение;
пространство;
время.


5. ВОСТОЧНЫЙ ПЕРИПАТЕТИЗМ: ФИЛОСОФИЯ АЛЬ-КИНДИ

Аль-Кинди (800-870 гг.) – арабский философ, врач, математик, первый представитель арабского аристотелизма. Автор 200 работ (сохранилось 40 трактатов), в том числе комментариев к сочинениям «Категории» и «Вторая аналитика» Аристотеля.
Был тесно связан с мутазилитами.





Выдвинул идею о познаваемости мира человеческим разумом. Причём
абстрактное мышление связано с чувственным опытом.
В классификации наук теоретические дисциплины связывает с практикой.

Взяв в качестве примера учение Аристотеля о 10 категориях бытия, он выдвинул учение

Слайд 10АЛЬ-КИНДИ

АЛЬ-КИНДИ

Слайд 11 6. ФИЛОСОФИЯ ИБН-СИНЫ
ИБН-СИНА (980-1037 гг.) - АВИЦЕННА – врач,

философ, представитель
восточного аристотелизма.
Главный энциклопедический труд – «КНИГА ИСЦЕЛЕНИЯ». Она


состоит из 4 разделов: логика, физика, математические науки (геометрия,
арифметика, музыка и астрономия) и метафизика.

Как учёный естествоиспытатель ИБН-СИНА признавал
объективное существование природы.
Мир не имеет начала во времени, а «тварность» его означает
онтологическую зависимость множества пребывающих во времени
«бытийно-возможных-самих-по-себе»
вещей от вневременного, единого, безымянного
«бытийно-необходимого-самого-по-себе» первоначала (Бога),
делающего их «бытийно-необходимыми-благодаря-другому».
Исхождение от бога связывается с термином ЭМАНАЦИЯ.

6. ФИЛОСОФИЯ ИБН-СИНЫ   ИБН-СИНА (980-1037 гг.) - АВИЦЕННА – врач, философ, представительвосточного аристотелизма.

Слайд 12ИБН-СИНА

ИБН-СИНА

Слайд 13 7. ФИЛОСОФИЯ АЛЬ-ФАРАБИ
АЛЬ-ФАРАБИ (870-950 гг.) – философ,

учёный-энциклопедист Востока,
крупнейший представитель восточного аристотелизма, комментатор Аристотеля и Платона.


Отсюда почётное прозвище – «ВТОРОЙ УЧИТЕЛЬ».






Главные философские труды – «Трактат о взглядах жителей добродетельного города», «О путях достижения счастья», «Трактат о классификации наук», «Большая книга о музыке».
Развивает утопическое учение о «добродетельном городе», руководимом философом, который передаёт рядовым согражданам истины философии в образах подражающей ей «идеальной религии» (основанной на учении об эманации).


Философия опирается на аподиктические (доказательные)рассуждения,
спекулятивная теология – на диалектические (вероятностные) софистические рассуждения, а религия – на риторические и поэтические рассуждения.
Акцентирует мысль о социальном предназначении философии как источника гражданских и интеллектуальных добродетелей.




Первым на Востоке выдвинул идею «ЭМАНАЦИИ» -
истекании мира из Божества в силу естественной необходимости,
где Бог является перводвигателем и первоисточником мира,
в последующем развивающийся самостоятельно.

. Спекулятивной теологии отводит роль служанки философии

7. ФИЛОСОФИЯ АЛЬ-ФАРАБИ    АЛЬ-ФАРАБИ (870-950 гг.) – философ, учёный-энциклопедист Востока, крупнейший представитель восточного

Слайд 14АЛЬ-ФАРАБИ

АЛЬ-ФАРАБИ

Слайд 15 8. ФИЛОСОФИЯ ИБН-РУШДА
Автор теории «ДВОЙСТВЕННОЙ ИСТИНЫ»,
согласно которой
ФИЛОСОФСКИЕ И

РЕЛИГИОЗНЫЕ ИСТИНЫ РАЗДЕЛЬНЫ.
Истина – одна, и постигается она философами,

которые способны
согласовать с положениями философии любые догмы религии путём
их аллегорического толкования
(трактат «Рассуждения, выносящие решение относительно связи
между философией и религией»)

ИБН-РУШД (1126-1198 гг.) – латинизированное имя АВЕРРОЭС – философ, представитель восточного аристотелизма. Большинство его философских сочинений представляют собой комментарии к трудам Аристотеля (отсюда почётное прозвище Комментатор).
Трактат «Самоопровержение самоопровержения» направлен против критики философов Аль-Газали.

8. ФИЛОСОФИЯ ИБН-РУШДА  Автор теории «ДВОЙСТВЕННОЙ ИСТИНЫ», согласно которой ФИЛОСОФСКИЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ИСТИНЫ

Слайд 169. МИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ АЛЬ-ГАЗАЛИ
АЛЬ-ГАЗАЛИ (1058-1111 гг.) - мусульманский теолог

и философ.
Основные труды – «Избавляющий от заблуждения», «Самоопровержение философов»,

«Намерение философов».
Встретил резкую критику со стороны Ибн-Рушда. Подверг критике восточный аристотелизм (аль-Фараби, Ибн-Сина). В то же время дал его классическое изложение.









Философская система АЛЬ-ГАЗАЛИ - это
МОНОТЕИСТИЧЕСКИЙ СУФИЗМ.
Развивал идею о невозможности рационального познания бога,
поскольку Бог есть высшая истина.
Познание бога возможно лишь путём экстатического переживания,
выступающего в качестве внутреннего опыта для каждого
испытавшего его индивида.

Аль-Газали не отрицал достоверности знаний, построенных на рациональных основаниях наук о закономерностях окружающего мира.

9. МИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ АЛЬ-ГАЗАЛИ АЛЬ-ГАЗАЛИ (1058-1111 гг.) - мусульманский теолог и философ. Основные труды – «Избавляющий от

Слайд 17АЛЬ-ГАЗАЛИ

АЛЬ-ГАЗАЛИ

Слайд 18РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
ОСНОВНАЯ
1. Бегалинова К.К., Альжанова У.К., Философия Ч.1., Алматы, 2010.

-287 с.
2. Бегалинова К.К., Альжанова У.К., Философия Ч.2., Алматы, 2010.

-381 c.
3. Канке В.А. Философия для технических специальностей. Учебник. М., 2010.-500 с.
4. Алексеев П..В.Панин А.В. Философия:Учебник, МГУ, 2008.-400 с. Алексеев П..В.Панин А.В. Философия:Учебник, МГУ, 2008.-400 с.
5. Кохановский В.П.Философия: Конспект лекций, Р-на-Д: Феникс, 2007.-192 с.
6. Габитов Т.Х. Философия: Учебник.-Алматы: Раритет, 2008.-400 с.
7. Философия: Учебник /под ред. А.Ф.Зотова и др./.-М.: Академический проспект, 2007.-688 с.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:ОСНОВНАЯ1. Бегалинова К.К., Альжанова У.К., Философия Ч.1., Алматы, 2010. -287 с.2. Бегалинова К.К., Альжанова У.К., Философия

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика