Слайд 1Методика обучения чтению как раздел методики русского языка.
Лекция 3.2.3.1
(2ч)
Слайд 2План.
Предмет и задачи методики обучения чтению.
2. Современная классическая система
подготовки младших школьников к самостоятельному чтению книг.
3. Научные основы
методики чтения.
Слайд 31.Предмет и задачи методики обучения чтению.
Методика обучения чтению –
отрасль методики начального обучения РЯ, изучающая методы формирования умений и
навыков чтения мл. школьников.
МОЧ тесно связана с др. разделами методики РЯ.
Слайд 4Приоритетная цель обучения Л.Ч.: формирование читательской компетентности мл. шк., осознание
себя как грамотного читателя, способного к использованию чит-ой деятельности как
средства самообразования.
Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.
Слайд 5Цели:
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком;
формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, совершенствование
всех видов речевой деятельности;
Слайд 6развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении произведений;
формирование эстетического отношения к искусству слова;
овладение первоначальными навыками работы
с научно-познавательными текстами;
обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста;
формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре России и других стран.
Слайд 7Задачи уроков чтения:
Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание
интереса к чтению и книге.
Овладение культурой общения (письменной и
устной).
Воспитание эстет. отношения к действительности, отражённой в худ. лит-ре.
Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
Слайд 8Содержание начального образования:
Аудирование (слушание)
Чтение
Работа с разными видами
текста
Библиографическая культура
Работа с текстом художественного произведения
Говорение (культура речевого
общения)
Письмо (культура письменной речи)
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Творческая деятельность
Слайд 92. Современная классическая система подготовки младших школьников к самостоятельному чтению
книг.
План методического анализа
программы по циклу «РЯ».
Краткая историография (название,
авторы, год создания, переиздания, УМК).
Цель и задачи программы.
Дидактические принципы программы.
Организационные особенности форм обучения.
Специфика работы по учебному предмету: цель и задачи; принципы построения; содержание учебного материала.
Требования к знаниям и умениям учащихся (по годам обучения и на выпуске).
Слайд 10УМК «Школа России»
Программа «Литературное чтение» ВГГорецкого, ЛФКлимановой.
Задачи программы :
развивать способность
полноценно воспринимать худ. произведение, эмоционально откликаться на прочитанное;
учить чувствовать и
понимать образный язык произведения;
развивать речь и формировать навыки чтения и речевые умения;
развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, ассоциативное мышление;
воспитывать худ. вкус;
формировать потребность в сам. чтении книг;
обогащать чувственный опыт ребенка;
расширять кругозор, обогащать нрав.- эстет. опыт.
Слайд 11Дидактические принципы программы.
А) Художественно - эстетический принцип
определяет отбора преимущественно худ. текстов, а именно произведений словесного искусства,
которые раскрывают богатство окружающего мира и человеческих отношений, учат понимать прекрасное в жизни.
Б) Литературоведческий принцип
выдвигает на первый план художественный образ как язык искусства и литературы.
Слово - объект внимания и осмысления как средство создания словесно-художественного образа (анализ образных средств языка).
Основные лит. жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения (в отрывках).
Анализ произведения: тема, проблематика, нрав.-эстет.идеи, художественная форма, композиция.
Слайд 12 Требования к знаниям и умениям учащихся (по годам обучения.)
Навык
чтения.
1 кл. Сознательное, правильное и выразительное чтение целыми словами незнакомого
текста не ниже 50 сл/мин.
2 кл. Правильное, сознательное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами. Соотнесение интонации (темпа, логических ударений, пауз, тона) с содержанием читаемого текста. Темп чтения -70-75 сл/мин.
3-4 кл. Беглое, сознательное, правильное, выразительное чтение с соблюдением основных норм лит. произношения. Осознанное чтение про себя любого по объему и жанру текста. Темп - не меньше 80-90 сл/мин.
Самостоятельная подготовка к выразительному чтению.
Слайд 13
УМК «Школа 2100». Программа «Чтение и начальное литературное образование» (Бунеевы).
Цель:
заложить основы формирования грамотного читателя, владеющего техникой чтения
и приемами понимания прочитанного, умеющего самостоятельно выбирать книгу.
Задачи:
Форм-ие техники чт. и приемов понимания текста;
приобщение к л-ре как искусству слова через литературоведч. анализ текстов и практ. знакомство с лит. понятиями;
развитие уст. и пис. речи, творческих способн.;
формирование личности.
Слайд 14Дидактические принципы программы.
А. Личностно ориентированные принципы.
Б. Культурно ориентированные принципы.
В. Деятельностно
ориентированные принципы.
Слайд 15Специфика работы по учебному предмету
Работа с текстом до чтения (предвосхитить
содержание):
Ф.И. автора, название, рассматривание иллюстраций;
чтение ключевых слов (выбирает и записывает
учитель);
заглавие, иллюстрации, ключевые слова→высказывания детей о теме, героях, последовательности событий;
задача: прочитать текст, провести «диалог с автором», проверить свои предположения.
Слайд 16Работа с текстом во время чтения (достичь понимания содержания):
самостоятельное чтение
текста (главы) про себя;
повторное чтение вслух по абзацам (уточняющие вопросы,
возвращающие к первоначальным предположениям; словарная работа);
беседа по содержанию, выборочное чтение.
Слайд 17Работа с текстом после чтения (понимание на уровне подтекста):
воссоздание содержания
текста;
беседа по проблемному вопросу по всему содержанию текста;
рассказ учителя о
писателе;
повторное обращение к заглавию и иллюстрациям (на новом уровне);
выполнение творческих заданий (иллюстрирование, рисование, инсценирование, д\ф).
Слайд 18Навык чтения:
1кл.-30-40 слов\мин,
2кл.-55-60 слов\мин вслух,
3кл.-75-80 слов\мин,
4кл.-90 слов\мин.
Слайд 19
Развивающая личностно-ориентированная система «Перспективная начальная школа». Программа «Литературное чтение» (Н.А.Чуракова,
О.В.Малаховская).
Слайд 201.Краткая историография (название, авторы, год создания, переиздания, УМК).
Программу обеспечивают:
Чуракова НА.
Литературное чтение. 1 класс: Учебник. — М.: Академкнига/Учебник.
Чуракова Н.А. Литературное
чтение. 1 класс: Хрестоматия. — М.: Академкнига/Учебник.
Малаховская О. В. Литературное чтение. 1 класс: Тетрадь для самостоятельной работы. — М.: Академкнига/Учебник.
Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Литературное чтение. 1 класс: Методическое пособие. — М. : Академкнига/ Учебник. и т.д.
Слайд 212.Цель и задачи программы.
оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической
поддержки его индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей в условиях
специально организованной аудиторной и внеурочной деятельности.
Слайд 223. Дидактические принципы программы:
непрерывного общего развития;
целостности картины мира;
учета
индивидуальных особенностей;
прочности и наглядности;
практической направленности;
охраны и укрепления психического
и физического здоровья.
Слайд 23
5.Специфика работы по учебному предмету: цель и задачи; принципы построения;
содержание учебного материала.
Метапредметная цель: формирование грамотного читателя, который сможет
самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, использовать читательскую деятельность как средство самообразования.
Метапредметные задачи:
способствует формированию позитивного и целостного мировосприятия младших школьников, отвечает за воспитание нравственного сознания;
Слайд 24формируется функциональная грамотность школьника (умений чтения и понимания текста, формирования
видов речевой деятельности, овладения коммуникативной культурой и приобретения опыта самостоятельной
читательской деятельности).
Предметные задачи:
духовно-нравственная
духовно-эстетическая
литературоведческая
библиографическая
Слайд 25Круг детского чтения определяется по нескольким основаниям:
формирование мотива чтения и
создание условий для формирования техники чтения (на начальном этапе -
приоритет стихотворных текстов или прозаических текстов с повторяющимися словами, словосочетаниями, предложениями);
обеспечение приоритета текстов шуточного содержания для формирования мотива чтения;
отбор текстов с учетом их доступности восприятию от фольклорных форм к авторской литературе;
решение нравственных и эстетических задач;
обеспечение жанрового и тематического разнообразия.
Слайд 26Типические свойства методической системы УМК:
Комплектность
Инструментальность
Интерактивность
Интеграция
Слайд 276. Требования к знаниям и умениям учащихся ( на выпуске).
Выпускник:
сможет
работать с текстом: выделять нужную информацию и использовать ее в
разных учебных целях; ориентироваться в книге и работать с несколькими источниками информации; пользоваться словарями, периодическими изданиями, фондом шк. библиотеки;
поймет, что литература - это искусство слова и явление художественной культуры;
осознает значение лит. чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия;
овладеет элементарным инструментарием анализа и оценки произведений л-ры: определением их эстетической ценности и нравственного смысла.
Слайд 283. Научные основы методики чтения:
педагогика: методы обучения литературно-эстетическому чтению;
психология: закономерности
восприятия, понимания и порождения речи; воображение; возрастные особенности;
литературоведение: жанры, художественный
образ;
психолингвистика: чтение - вид речевой деятельности.
Слайд 29ПЛАН АНАЛИЗА УЧЕБНИКА ЧТЕНИЯ
1. Приведите краткую историографию (название, авторы, год
издания\ переиздания, УМК).
2. Оцените содержание и научность литературоведческих сведений; каковы
основные разделы учебника?
3. Какой принцип лежит в основе данного курса? (концентрический, линейный, «переслаивания» материала).
4. Как организована словарная работа?
Слайд 305. Каким образом учебник выстраивает логику изучения нового материала (поставлена
ли проблема; организуется ли наблюдение и анализ материала; предлагается ли
самостоятельная работа детям, способы действий; какие алгоритмы предлагает учебник).
6. Как организовано повторение\ обобщение? Проанализируйте систему заданий; возможности для организации самостоятельной работы и индивидуальной работы, для развития творческих способностей детей.
7. Реализуется ли в учебнике требование интегративности, развития речи учащихся?
8. Ваше впечатление о данном учебнике?